Тема конца света и Страшного суда не могут не интересовать христианина. Богословы в разные времена пытались истолковать изложенное в Апокалипсисе. Одним из лучших толкований Откровения святого Иоанна Богослова является профессор И. В. Каргель, в основу книги которого положены сорок три его лекции, прочитанные им в начале 30-х годов в г. Ленинграде. Согласно богословию И. В. Каргеля, обращение ко Христу – не повод для самодовольства, а лишь начало пути спасения, которое является путем освящения верующего, путем борьбы с грехом. «Славное искупление нашего Господа не может и не должно быть для нас только предметом веры, но оно должно сделаться истиной действительностью в хождении и быть очевидным каждому», – подчеркивает он. И.В. Каргель был протестантом, поэтому в тексте немало обличений католической церкви и положительных упоминаний о Реформации.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Толкователь Откровения Святого Иоанна Богослова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Лекция V
Со второй главы этой книги начинается более близкое объяснение того, что было показано: освещение тайн. Конечно, и здесь еще Откровение Иисуса Христа. Откровение со дня вознесения на небо до дня пришествия на землю. О теле Своем, которое есть Церковь, Он однажды сказал: «Я прославился в них» (Ин. 17, 10). Так и было до первого дня основания Церкви в Иерусалиме, когда произошло сошествие Святого Духа. Из Иерусалима пробуждение захватило Самарию, Кесарию, Антиохию и другие города. Потом оно прошло через всю Сирию и Малую Азию, и, прежде чем Апостол Павел сложил свою голову, оно проникло в Египет (Африку) и даже в Европу.
Наступило время, когда мирские царства дрожали и пламя Божьего огня не уступало никаким препятствиям и сильнее горело после всякого сопротивления. В каждом городе и в каждой провинции Римского государства возникали церкви Божии. И мы не ошибемся, если скажем, что во время пребывания Апостола Иоанна на острове Патмосе существовали тысячи церквей. Но именно на Патмосе должно было начаться пророческое Откровение о дальнейшей Церкви.
Это Откровение дается во 2-й и 3-й главах. Но Единый Премудрый Бог поступает не по-человечески; мы написали бы, наверно, хороший большой том о том, что существует, и десятки томов о том, что будет. Господь же одним взором осматривает все, что было от Пятидесятницы до пришествия, и в кратких словах дает нам всю историю Церкви. Он берет из массы церквей только семь, могущих отразить и изо бразить все. На них Он показывает весь план будущего Церкви. Удивительно, как ясно Он видел, что будет! При разборе кажлого из посланий мы прежде всего обратим внимание на их буквальный смысл, а потом разберем их пророчески.
Город Ефес, где мы находим первую из семи церквей, был самый цветущий торговый и главный город Азии. В то время, когда Иоанн писал Откровение, он был резиденцией римского правителя. Здесь сосредоточилось много богатств и роскоши, а с ними и похоть плоти, похоть очей и гордость жизни. Название города совершенно соответствовало его нравственному состоянию: Ефес значит «сладострастие». В городе был всемирно известный храм Артемиды Ефесской (Дианы), и его падение как бы предчувствовали, когда послышался голос Господа. Большое возмущение застало Апостола Павла, когда он работал там. Павел был основателем Ефесской церкви и работал там три года (Деян. 19). Это был поставленный Господом живой храм, так что Апостол Павел и после своего отбытия оставался в непрерывном общении с этой жизнерадостной церковью (Деян. 20, 17–38). Ей написал он и чудное послание, в котором нет ни малейшего порицания, а лишь радость и чудное отношение. После Апостола Павла в Ефесской церкви был Тимофей и, наконец, Иоанн, пишущий это Откровение.
Что же касается самого города, то он уже давно не существует, только огромные развалины покрывают место, где он красовался и властвовал. Многие толкователи хотят видеть в этом обстоятельстве исполнение пророческих слов Христа: «Сдвину светильник». Город исчез, говорят они, следовательно, светильник сдвинут, но мы не должны смешивать город с церковью, так как город не может быть светильником. Светильник — это Церковь. Значит, толкование, высказанное выше, неправильно. Иоанну ясно говорится: вот этой Церкви — не городу — «напиши» (Откр. 2, 1).
Как чудно иметь послание с небес от Самого Господа, и какая должна быть любовь Господа к ним! Как Он связан с Церковью, что даже с неба посылает ей Свое послание! После того, как Дух Святой был уже дан. Значит, что-то заставляет Его, есть еще какая-то необходимость, неотложная потребность. Пусть будет и у нас потребность узнать, что Он хочет сказать этим посланием. Ибо это послание кончается словами: «Дух говорит церквям». Это относится ко всем церквям без исключения. Каждой церкви Он представляется соответственно ее отношению к Нему. Здесь сказано: «Держащий и Ходящий», А это значит, что все работники в Его руках, Он все знает, во все вникает.
Откр. 2, 2. «Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы».
Не удивительно ли, что Он, пришедший призывать не праведников, а грешников, оправдывающий без дел, без заслуг, но коль скоро подходит к оправданию, то спрашивает о делах? Не вера ли одна, да еще живая, опирающаяся на Него, делает нас праведными? Да, верой мы спасаемся от греха, но если только сидим на ней, то эта вера наша тщетна. Точнее говоря, если она спасла без «дел», то «она» мертва. Многие не думают, для чего они спасены, а только довольны, что застрахованы от ада. «Я спасен», — говорят они, а от жизни Христа ничего не проявляется в них. Дела наши должны быть последствием и доказательством нашей истинной, живой веры. Его же слова: «Знаю дела твои», — означают, что мы стоим с нашими действиями и поступками перед Его лицом. Он не только знает их причины и цели, но и то, с какими намерениями они делаются. Ему ясно все, и если они сделаны не по воле Его, то мы потерпим урон в оный день. Он положил основание как мудрый строитель, а теперь всякий смотри, как строит и на каком основании, потому что придет день испытания и тогда все сгорит, если не будет соответствовать основаниям Христа (1 Кор. 3, 11–16). Когда Он будет судить нас, то будет судить соответственно делам нашим (1 Кор. 5). Каковы же дела Ефесской церкви, которые Он знает? Стоит только бросить взгляд на полноту ее дел, то увидим, что Он прежде всего напоминает: «труд твой». Это не были земные дела — сколько они напахали полей, настроили домов. Нет, их вера не мертвая, не холодное убеждение разума, а жизненная, действующая сила. Вероятно, от Ефесской церкви и все окружающие церкви получили свет. Труд для Него стоит у нее на первом месте. Дальше говорится: «и терпение твое». Где бывает терпение, там предполагается всегда затруднение. А какое затруднение было в то время? Даже больше, чем теперь, везде кругом жили язычники, никогда не слышавшие о Христе. Люди умные считали это безумием, но Ефес все побеждал с терпением. Терпение предполагает и страдание, и если кто искренно трудится для Господа, без страдания не обойдется, потому что при свидетельстве наступает гонение. Коль скоро станешь свидетельствовать, тебя начнут гнать. В Ефесе были готовы страдать и продолжать дело Господа. А Господь терпение ставит как дело. Оно стоит на втором месте.
Дальше сказано: «не можешь сносить развратных». Это значит, что церковь была чиста. Это было преимущество и хорошее качество. Поэтому она могла носить на своих раменах страдающих грешников. Если мы соглашаемся с нечистотой, то мы не получим силы Духа Святого.
Христос возненавидел грех и потому был помазан. О Нем было сказано: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44, 8).
Затем Он прибавляет: «и испытал тех, которые называют себя апостолами». Апостолами были учителя, стоящие выше обыкновенных учителей. В Ефесской церкви, у ее Ангела была полнота Духа Святого. Она имела дар различия духов. Как много у нас в общинах тех, которым не должно быть в Церкви Божией, а там, в Ефесе, скоро узнавали их. Церковь была чиста, и учение, не согласованное со Словом Божиим, не принималось.
Откр. 2, 3. «Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился, и не изнемогал».
Кажется, что здесь повторение сказанного. Оно и есть, но с разницей. Во втором стихе мы не видели, в какое время, а здесь говорится, что и до этой минуты не изнемогал. Чудный жребий — получить такое свидетельство от Господа! Благо для каждой отдельной души и церкви, которая может присвоить это свидетельство себе.
Откр. 2, 4. «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою».
Какое роковое «но»! Лучше бы его не было. До сих пор все хорошо, нельзя лучше. Господь все видел, обозрел, ничего не выпустил из виду. Он говорит не только о том, что хорошо, но Он говорит и без малейшего умалчивания. Он все смотрел, и вот чего-то там недоставало. Это «чего-то» было недостаточной любовью. Снаружи все было хорошо и прекрасно, но внутри не так, там настала зима, холод. Была любовь, но не первая. Вот в этом и было все горе. «Имею против тебя». Но как Он мог иметь против них, когда Он Сам — л ю б о в ь? К сожалению, и теперь большинство детей Божиих оставили первую любовь, и отношения между ними и Господом уже не те, что были тогда, когда они пришли к Нему.
Откр. 2, 5. «Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься».
Суждение Его о ней было ясно и правильно. Он — л ю б о в ь — не отвернутся от нее, но хотел только вернуть ее. Из этих слов мы видим, что первая любовь должна быть возвращена. Его увещание «вспомни» — это всегда первый шаг к покаянию. Далее Слово Божие показывает, что совершилось великое падение, и притом с высокого места. Дети Божии, приходящие к Господу, не вполне соединяются с Ним, и вот от этого они падают, и происходит н о в о е г р е х о п а д е н и е после того, которое было в раю. Но Бог есть л ю б о в ь, кто пребывает в любви, тот в Нем, а кто не пребывает в любви, тот вне Его. Многие думают, что это те люди, которые живут во грехе. Но это не так. Господь Сам свидетельствует о них, о их труде и терпении, не указывая ни одного греха. А все-таки — имеет против них! Здесь надо уразуметь, что дело идет о личном отношении человека к Нему. Таким образом видно, что можно работать для Него, а не иметь первую любовь. «Вспомни… и покайся». Покаяние есть перемена образа мыслей, отношений. Он как бы говорит: «Вспомни о пути твоем и перемени обо Мне твое мнение». Всегда, когда оставляется первая любовь, должен существовать другой магнит, отвлекший от любви. Должен совершиться новый духовный переворот. Нужно покаяние, и нужно делать прежние дела. При покаянии не нужны слезы и рыдания, а нужны дела доказательства веры и любви. Вера — ничто без дел. Любовь — ничто без дел. Дела должны быть прежние, те, которые текли из горячего огня к Нему. «Не покаешься — сдвину светильник твой». Как решительно сказано! Что же это за светильник? Это Церковь — носительница света. Если свет худой, то он свидетельствует о жалком положении церкви. Тут любовь должна быть излита Духом Святым и должна наполнить все сердца. Иначе ничего не помогает, только возвращение к первой любви. Слово «сдвину» значит «свергну».
Откр. 2, 6. «Впрочем то в тебе х о р о ш о, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу».
Это как бы приписка. Кто же такие Николаиты? В чем заключались их дела, которые Господь ненавидит и порицает? Ириней и Климент (второй век), ученики Апостолов, говорят и описывают Николаитов как людей, выставивших своим лозунгом свободную, беззаконную жизнь. Из этих данных можно сделать заключение об их делах. И хотя в Ефесской церкви не было таких дел, они возненавидели их. Некоторые исследователи говорят, что это последователи диакона Николая, упоминаемого в Деян. 6, 5. Но ясно, что эта секта только заимствовала его имя для своей авторитетности, так как Климент был далек от мысли, чтобы считать Николая основателем этой сектантской церкви; наоборот, он описывает его как чистого, непорочного мужа, истинного христианина. Но как низко ни опустились Николаиты, Господь говорит, что возненавидел не их самих, а дела их. Он отворачивается от их дел, а их любит.
Откр. 2, 7. «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия».
Первый раз звучит это торжественное восклицание в послании к церквям. Господь обращается здесь от церкви к отдельному лицу, ко всякому верующему, имеющему ухо, дабы слышать. Угроза была направлена всей церкви, а в конце Он дает торжественное, ободряющее обетование каждому отдельно, потому что побеждающим может быть каждый, независимо от того, пойдет ли церковь по истинному или ложному пути. Мы не должны смотреть, как идут все. Каждый в отдельности должен быть побеждающим. Что же придется побеждать? То состояние, о котором Он говорит, что имеет против него. Слово «побеждать» требует борьбу, в то же время оно доказывает, что победа уже выиграна и достичь ее можно. Дальше Он дает обещание: «Дам вкушать от древа жизни». Это обещание переносит нас обратно в потерянный рай, где человек ел плоды, но ни разу не вкушал от древа жизни, а побеждающему это дано будет. Он получит больше того, что Адам имел до падения. Адам был красив, здоров, цветущ, но не вкушал плода жизни, а побеждающий вкусит. Следовательно, он будет во много раз превосходнее. Этим седьмым стихом мы заканчиваем рассмотрение буквальной стороны и приступим теперь к тому, что в этом послании Ефесской церкви имеет глубокий смысл для всей Вселенской церкви.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Толкователь Откровения Святого Иоанна Богослова предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других