Илью экдика также переводил Феофан Затворник в своем издании «Добротолюбия» в 5 томах, но не смог перевести все (около четверти глав) и в предисловии написал, «главы темные, не переводятся». Здесь у меня 2-е издание полного перевода Ильи с сохранением нумерации глав оригинала (изд-во «Григорий Палама», Фессалоники, 1996г.)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Илья пресвитер и экдик «Мысленный цветослов». Издание 2-е предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Перевод с древнегреческого И. М. Носов
ISBN 978-5-4496-5191-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Мысленный цветослов
Источник бегущий
нравственного орошения,
обучение здесь обретешь —
если достиг ты — внимания.
1. Можно каждому христианину, право верящему в Бога, не пребывать в беззаботности, но всегда ждать и принимать искушение, да когда пришло, ни сторонится, ни смущается, но с благодарением терпит труд скорби и понимает нечто — поя с Пророком, говорит: «Искуси меня, Господи, и испытай»; и не сказал он, «наказание Твое погубило», но — «исправит меня до конца».
2. Начало добра — страх Бога, свершение — чаяние Его.
3. Начало любого блага — учение соделанное и дело изученное. Потому ни дело учения вне — благое, ни учение дела без — вперед идущее.
4. Деяние тела — пост и бодрствование, уст — пение псалмов и молитва, и честнейшее слова молчание. И дело рук — ими безропотно делаемое, ног — благодаря им исполняемое по первой просьбе.
5. Впереди всех их идут милость и истина, начало которых — смирение и от него по Отцам бывающее рассуждение, которого без ни та, ни другая увидеть свою высоту не могут: дело, упряжь слова не оценивая, здесь себя в бесполезности, словно телицей блуждающей, обретает. О деле слово ризы честные выделывает — не благообразным если ему быть, сомнительное что-то образовывается.
6. Мужественная душа как жена, все свое житие два светильника, деяние и понимание, горящими держа, должное соделывает. Противоположное в свой черед — расслабляющаяся в удовольствиях.
7. Душе для совершенного избавления от зла недостаточно злострадания вольного — только если и через невольное закалясь, она испытается и как меч пройдет через огонь и воду — труды вольные и невольные — и в противостоянии случающемуся сохранится неповрежденной.
8. Как самовольного испытания три всеобщие причины: здоровость, богатство, слава, так невольного три: немощь, потеря, оклеветание. Бывают они для устроения одного, для расстройства другого.
9. Приложились душе желание и печаль, телу — удовольствие и страдание; и причина страдания удовольствие (а при страдании, желая избежать тяжелого чувства, к удовольствию мы бежим), печали — желание.
10. Добродетельный стяжал внутреннее добро, на показ — тщеславный. Тщательный зло на поверхности держит, в глубине — сластолюбивый.
11. Дело души действенное — в простоте воздержание и в воздержании простота.
12. Дело ума — молитва в понимании и понимание в молитве.
13. Редко и неприлежным во зле обретется его ненавидящий, по преимуществу и внимательнейшим — к источникам его прилежащий.
14. Кому не по воле раскаяние, тому часто и глупости делание. Кому против воли быть бестолковым — тому раскаяние верно, и причина его не повторится.
15. Чувство и совесть войдут с произнесенным словом — и мирное божеское слово среди них обрестись не постыдится, если нет грубости и несоразмерости произносимого.
16. Не так, что делом душу свою добра не лишивший — и словом незапятнанной ее сохранил, а от этого уже хранящийся — и скверной (мыслью) не осквернился: бестолковость троякой установилось.
17. Не сможешь лик добродетели узреть, еще с удовольствием зло замечая: возненавидишь его, когда сладости желанной вкушение и таковым ее образ зрения ты отстранишь.
18. Чаще не через дела, через помыслы бесы воюют с душой — дела воюют сами по себе, и причина дел — слух и зрение, помыслов — бесы и пристрастие.
19. Согрешающую часть души обретаем троякой: делом, словом, мыслью. Добро безгрешности, от неправды ушедшее, должно соблюдать не падающими пять чувств и произносимое слово. Здесь не падающий — муж совершенен, силен обуздать и прочие части души.
20. От начала неразумная часть души приходит в смятение из-за пяти чувств и после изнесенного слова, и хранится несмятенной страждущим бесстрастным — и отплачивает своим злом, страстной обретясь.
21. Стать чистым не может тело без поста и бодрствования, душа — вне милости и истины, ум — без беседы с Богом и понимания: в этом они всегда помощники славные.
22. Проходит пути душа реченными добродетелями, бесшумная оберегает ее от искушений охрана — терпение: «в терпении вашем стяжите души ваши», Слово говорит. Имеющему иное — как граду без стен и далекого шума ради греметь замками робости привычно.
23. Кто рассудителен в слове — не тот, кто и в мысли; кто в мысли — и во внешнем чувстве (таковым) обретется: хоть чувство всех должниками имеет — не так должное ему воздают. По простоте большинство как чтить в нем его как оно требует не знают.
24. Рассудительность, в сущности будучи нераздельной, делится на разные отрасли, и одной дает от себя больше, другой меньше, пока взращенная практическая добродетель, помощниками себе имея родственные добродетели, не исполнит положенное для каждой благо. В практической жизни большинство исполняют рассуждение согласно потере.
25. В естественном обретутся рассудительными немногие — многие в противоестественном: оно связывает со своим; здесь всю свою природную рассудительность упразднив, такие имеют мало рассуждения, больше — в излишествовании и в не согласных с естеством предпочтениях.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Илья пресвитер и экдик «Мысленный цветослов». Издание 2-е предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других