Искусство дипломатии: не победить, а убедить

И. С. Алексеев

История человечества – это нескончаемая череда конфликтов. Алчность и жестокость здесь соседствуют с героизмом и милосердием, уныние и страх – с самыми смелыми устремлениями и надеждами. Но всегда, прежде чем сходились на полях сражений многотысячные армии, начинали невидимую битву за интересы своих держав переговорщики и парламентеры. И чем цивилизованней становились отношения между народами и государствами, тем более значимой становилась роль людей, способных одерживать победы не оружием, а словом. Так дипломатия стала одной из самых престижных профессий, а дипломаты – наиболее значимыми представителями национальных элит. Обо всем этом книга доктора экономических наук, профессора Ивана Алексеева. Автора отличает умение легко и занятно рассказывать о событиях и проблемах, требующих специальных знаний, большого научного и житейского опыта. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

  • Глава 1. Нетвердой походкой – к миру и добру?

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство дипломатии: не победить, а убедить предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Алексеев И. С., 2010

© Алексеев И. С., 2021, с изменениями

© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2021, с изменениями

Глава 1

Нетвердой походкой — к миру и добру?

Нас ждет бесценный приз

Человек всегда ощущал трагичность своего существования и покорно терпел присутствие своих вечных спутников — трех разрушительных “К” — конфликтов, кризисов, катастроф. И в наше время мы продолжаем демонстрировать опасную беспечность в обращении с ними, не понимая (или забывая), что одно может перейти в другое.

Мы идем от конфликта к конфликту, от кризиса к катастрофе. Лидеры всех мастей — князья, короли, президенты — вели и ведут друг с другом борьбу за власть, территории, богатства. Эта борьба, эта неспособность выйти из конфликтов мирным путем, без разрушений и крови как неприятное наследство или, если хотите, как проклятие передается от одних поколений к другим.

Что мы имеем на сегодняшний день? К третьему тысячелетию люди достигли небывалых высот в науке, технике, экономике. Но им никак не удается взять одну загадочную высоту. Они запускают космические корабли, пытаются отыскать (чтобы затем их понять) внеземные цивилизации, установить с ними контакты. Но по-прежнему, как и тысячи лет назад, им очень часто не удается, а порой и не хочется найти общий язык между собой, понять самих себя и друг друга. Так и остается на весьма низком уровне их взаимопонимание, взаимоуважение, и так часто смотрят они (люди и народы) друг на друга с подозрением, недоверием и злобой. Последствия печально известны.

Можно, конечно, махнуть рукой: мол, ничего тут не поделаешь, это в природе человека. Заветная высота взаимопонимания нам не по силам. Но такая позиция сколь беспомощна, столь и опасна. Мы считаем, что надо делать все, чтобы взять ее — эту высоту нормальных и добрых отношений людей и государств.

Понятно, что это не спорт, здесь не выйдет так, чтобы прыг — планку преодолел и получай призы. Здесь нужна долгая, упорная работа, эту высочайшую планку нужно преодолевать постоянно, практически каждый день — словом, очень трудное дело, но зато и приз бесценен! Мы предлагаем читателям отправиться за ним.

Прежде всего надо исходить из того, что это в принципе возможно — построить мир без войн, мир, где главную роль будут играть взаимопонимание и дружелюбие.

Для решения этой задачи придется много поработать и главам стран, и дипломатам, и даже всем нам — потому что при нормальных условиях мы, народ, в конечном счете и решаем, кто они, наши лидеры и представители всех уровней, как они должны работать. Что мы ждем от них и от себя — главная тема книги. Начать же мы хотим с экскурса в историю — считаем это интересным и даже обязательным, потому что именно там мы, если будем внимательны и критичны, найдем ответы на многие сегодняшние вопросы. Мы все время должны помнить об историческом опыте, который, как писал А. С. Пушкин, есть “сын ошибок трудных”. Ведь практически все нынешние войны, все новейшие социальные потрясения, все разного рода диктаторы, претенденты на мировое господство — это отголоски или повторения нашего далекого и недавнего прошлого.

Итак, давайте совершим хотя бы краткое путешествие в минувшее.

Морщины истории на нашем сегодняшнем челе

И сам человек, и пройденный им путь полны парадоксов. Например, сравнивая первобытное общество с современным, можно, вполне естественно, придти к выводу, что мы все время движемся вперед в своем развитии. Однако не случайно нас не покидает ощущение, что это не совсем так, и в чем-то очень важном мы никак не можем измениться к лучшему. Ведь какой период истории ни возьми, всегда обнаружишь следы упрямого нежелания людей становиться разумнее, памятливее, что ли, на ошибки и промахи, меняться к лучшему…

Нельзя сказать, что люди не делали попыток улучшить себя и условия своего существования, в этом смысле большое значение придавалось законам и правилам личной и общинной жизни.

Известно, что древние греки очень хорошо понимали значение правил. И даже считали, что все их обычаи (а можно сказать законы, поскольку у древних народов одно не отличалось от другого) дарованы им богами. Поскольку же со сменой условий жизни надо было менять и обычаи, то существовала у греков такая традиция: община собиралась на форуме и выслушивала инициатора нововведений; и если хоть один из присутствующих не соглашался жить по предлагаемым правилам, то реформатора сбрасывали в пропасть или, в лучшем случае, отправляли в изгнание. Поступали так греки для того, чтобы в общине не возникало смуты. А если все до единого с реформатором соглашались, то это обозначало, что его устами говорили с народом сами боги.

В древнем Новгороде тоже был свой обычай законотворчества. Народ собирался на вече и все решала сила реформаторского голоса. Если голос реформатора тонул среди других голосов, то ему оставалось лишь смириться со своим поражением. А если его поддерживал мощный хор большинства новгородцев, то предложение принималось. Если же сторонники и противники делились на две равные части, и ни одна сторона не хотела уступать, то люди начинали сбрасывать друг друга в реку Волхов. И этот радикальный способ решения проблемы тоже был наиболее оптимальным. Потому как сразу становилось ясно, на чьей стороне реальная сила. До опасных вооруженных стычек дело не доходило.

Люди все-таки умели договариваться между собой и предотвращать будущие споры. Порой договоры скреплялись очень даже экзотично. Например, если в средневековой Чехии у общинников появлялась необходимость в переделе земли, то на новой меже устраивали жестокую порку мальчикам. Так что, если возникал спор между землевладельцами, мальчики эти даже через полвека могли показать, где состоялась над ними экзекуция.

У многих народов есть “воспоминание” о некоем Золотом веке, когда в отношениях между людьми соблюдался тот счастливый порядок, о котором древний китайский поэт Цюй Юань писал:

Согласно древним обычаям,

Мы бьем во все барабаны.

Кудесницы пляшут пляски,

Сменяя одна другую,

Поют прелестные девушки —

Как они беззаботны!

Весной цветут орхидеи,

Осенью — хризантемы,

Так и обряды наши

Тянутся непрерывно…

И действительно, древние сообщества просто не могли себе позволить жизнь без разумных правил, без обрядов, которые “тянутся непрерывно”. Потому что способность к выживанию у каждого родового или племенного объединения впрямую зависела от того, насколько слаженно, без принуждения могли люди действовать против сил природы или общего врага, насколько естественной была их ответственность друг за друга. Но с развитием средств производства у человека появилась возможность бороться за свое выживание самостоятельно.

А значит, и эгоизм, и индивидуализм, которые ранее воспринимались как угрожающий общей безопасности недуг, постепенно стали нормой общественного поведения. Это привело к экономическому расслоению общества. И вот уже тысячи лет весьма устойчивым является представление о том, во всех человеческих бедах виновна правящая элита. Дескать, это вожди племен, тираны, феодалы и представляющие интересы финансовых магнатов президенты в большинстве своем оказываются склонными действовать корыстно, не в интересах большинства людей. Что простые люди всегда могли бы между собой договориться на принципах справедливости и взаимоуважения.

Достаточно давно в мире выделились два больших региона — Восток и Запад, в которых начали складываться цивилизационные особенности, во многом сохранившиеся до наших дней. Известно, что на Востоке на ранней стадии формировались государства особого типа — восточная деспотия, при которой вся земля, все люди и все богатства находились в собственности властителя.

Ну, казалось бы, что нам до старой деспотии, когда мы тут с демократией разобраться не можем? Не будем спешить с ответом. Посмотрим еще раз внимательно на нас самих и давних предков, сравним.

В деспотическом государстве царь занимал исключительное положение. Он считался, по крайней мере, формально, единственным собственником всей страны, во время войн стоял во главе армии, был высшей инстанцией в суде, к нему стекались налоги, он организовывал ирригационные работы, являлся верховным жрецом, посвященным во все таинства. Стабильность деспотий поддерживалась и за счет веры в божественное происхождение царя. В Египте, например, фараон именовался не только Владыкой Обеих Земель, т. е. Южного и Северного Египта, но и живым воплощением бога Хора, владыки небес.

Это было почти повсеместное явление. Когда цари издавали законы, то центром была их власть. Законы вавилонского царя Хаммурапи (1792–1750 до н. э.), одного из величайших законодателей древности, начинаются с того, что он возвещает: боги передали ему власть, чтобы он защищал слабых, вдов и сирот от притеснений.

Это ж очень благородно, даже по-отечески, верно? И подходит для всех времен. Наверное, поэтому мы и в наши дни часто слышим призывы к “сильной руке” и не обязательно из уст сегодняшних диктаторов — то, что такие есть, думается, сомнений не вызывает.

В другом письменном памятнике, написанном от имени одного из правителей древнего Египта, говорится о том, что царь должен заботиться обо всех подданных, а не только о вельможах, ибо все люди — “стадо бога”, “подобия, вышедшие из его плоти”.

Закон оберегал частную собственность и сурово карал за кражу или порчу чужого имущества. Законы охраняли целостность семьи, наказывая за измену и слишком жестокое обращение с домочадцами.

Даже рабы при всей тяжести их положения имели определенные права. В Египте они могли искать убежища в храмах и жаловаться на жестокость своего господина. Домашним рабам, как правило, позволялось иметь семью и имущество, а иногда и свой дом.

Разумеется, государство, являясь инструментом власти государя, распределяло богатства и гарантии в обществе весьма не равномерно. И это было одной из причин борьбы и противостояний внутри государств.

Власть, как правило, не нуждалась в активности общества, ей требовалось, в основном, подчинение. И даже в тех редких случаях, когда государству нужна была сплоченность общества, инициатива шла сверху.

Таким образом, при всех различиях между древними цивилизациями пространство свободы в них для основной массы людей было заметно ограничено; между государством и обществом была огромная пропасть: общество было немо, оно почти не имело возможности участвовать в управлении, влиять на решения государства. Недовольство выражалось в восстаниях и бунтах, ибо другого средства “оценить” государство и проявить свое собственное отношение к тому, каким оно должно быть, не было придумано (почти все как у нас в наше время, только сейчас в мире гражданские войны редки, чаще происходят забастовки и акции неповиновения).

Греко-римская борьба, но не на борцовском ковре

Немало поучительного оставили человечеству Древняя Греция и Древний Рим.

Важнейшим этапом в истории Греции является период колонизации соседних земель (около 500 г. до н. э.), когда стали появляться и обретать экономическую мощь греческие поселения в Южной Италии, Сицилии, Южной Франции, Северной Африке, на восточном побережье Испании и т. д.

Однако — и это важнейший урок — довольно быстро греческие территории (полисы) стали бороться за лидерство и враждовать между собой, истощая себя в междоусобных войнах.

Это позволило Македонии — молодому воинственному государству на севере Балканского полуострова — сыграть в то время роль первой скрипки. При царе Филиппе II, создавшем самую сильную в ту эпоху армию, Македония все активнее стала вмешиваться в политическую жизнь Греции, а вскоре вступила в военный конфликт с Афинами. В 338 г. до н. э. афиняне потерпели поражение, и через год Филипп II создал под своей властью всегреческий союз полисов. Через несколько лет вступивший на престол сын Филиппа Александр Македонский, ревнуя к полководческим талантам отца, стал реализовывать собственные, еще более амбициозные, планы.

Александр Македонский (356–323 до н. э.), царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II, воспитывался Аристотелем. Победив персов при Гранике (334), Иссе (333), Гавгамелах (331), подчинил царство Ахеменидов, вторгся в Среднюю Азию (329), завоевал земли до р. Инд, создав крупнейшую мировую монархию древности.

…Новыми царями огромной державы были провозглашены новорожденный сын Александра и его сводный брат Арридей. Фактически империей стали управлять военачальники Александра — диадохи, вскоре начавшие войну за раздел государства между собой.

Политическое и экономическое единство, которое стремился создать Александр Македонский на захваченных землях, было непрочным, но греческое влияние на Востоке оказалось весьма плодотворным и привело к формированию культуры эллинизма.

(Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия)

В истории Александр Македонский остался величайшим полководцем, создавшим гигантскую империю, чьи завоевательные походы несли одновременно и разрушение, и созидание. На Восток хлынули потоки греческих и македонских поселенцев, которые повсеместно устанавливали новые социальные отношения, прокладывали пути сообщения и распространяли эллинистическую культуру.

Греческая культура и образ жизни проникали на Восток, одновременно впитывая в себя традиции древних восточных культур. Некоторые города Востока превращались в крупнейшие культурные центры. К примеру, в Александрии была создана огромная библиотека, которая насчитывала около 700 тыс. свитков.

Вместе с тем в империю Македонского входили области, очень отличающиеся друг от друга и в экономическом, и в культурном отношении. Население исповедовало разные религии. Это сыграло свою роль, когда преемники Александра стали вести друг с другом борьбу за власть. Слишком легко возникали и распадались военные союзы, возвышались и терпели поражения новые цари и царьки.

Не было настоящей стабильности и внутри эллинистических государств: время от времени их потрясали династические войны, конфликты между городской знатью и царской администрацией, а также борьба городов за полную автономию.

Словом, империя Александра Македонского оказалась крайне непрочным образованием. Но и этот урок прошел мимо сознания многих последовавших за Александром завоевателей мира.

Уже в III в. до н. э. с похожими амбициями на арену выходит молодая, но экспансивная римская цивилизация, которая, подчинив Италию, начала наступление на эллинский мир, завоевывая одно государство за другим. Эллинистический мир постепенно поглощался Римской империей, ослабевали и исчезали монархии, устанавливалась олигархия.

Наверное, следует отметить, что заслугой римлян в тот период было создание республиканской государственной системы, при которой различные органы могли контролировать друг друга, что ставило преграду самовластию. И какое-то время эта система функционировала вполне успешно.

Но мы-то сегодня знаем, что самовластие всегда готово родиться (или возродиться) на любой территории, в любой царственной голове (nota bene, современник)! С подобными метаморфозами, пусть в слегка измененном, закамуфлированном виде, сталкиваемся мы и в наши дни, что уж говорить о том далеком времени!

Ведя непрерывные войны, захватывая все новые и новые земли, Рим постепенно превращался в огромную империю с многочисленными провинциями. А превратившись в нее, он уже не мог оставаться общиной. Первые признаки разрушения традиционной структуры и норм общинной жизни проявились во II в. до н. э., а в скором времени этот процесс развернулся в полную силу.

Сладкое слово «всевластие» с неприятным привкусом

Последние десятилетия республиканского Рима были полны потрясений: Рим пережил Союзническую войну, волнения в провинциях, грандиозное по масштабам восстание рабов под предводительством Спартака, в сражениях с которыми римские легионы сначала даже терпели поражения, наконец, борьбу политических группировок за власть, которая нередко превращалась в гражданские войны.

В эти неспокойные годы стала зарождаться новая форма правления, разрушавшая принципы республиканского строя, — единоличная власть диктатора, а затем и императора.

Одним из первых диктаторской власти добился талантливый полководец Сулла, вторым — Цезарь. И тот и другой опирались прежде всего на армию. Войско в ту эпоху являлось самой надежной силой, которую использовали не только для усмирения врага, но и для разрешения внутренних политических споров.

Сулла Луций Корнелий, по прозвищу Счастливый (Lucius Cornelius Sulla Felix) [138, Рим — 78 до н. э., Путеолы (ныне Пуццуоли, недалеко от Неаполя)], римский политический деятель и диктатор, печально прославившийся так называемыми проскрипциями, т. е. многочисленными казнями без суда и следствия тысяч римских граждан.

Установив жесточайшими мерами спокойствие в государстве, Сулла в начале 79 г. публично складывает с себя полномочия диктатора и даже предлагает народу привлечь себя к судебной ответственности за свои действия. Однако никто из страха не осмеливается на это. Сулла удаляется в свое имение близ Путеол, предаваясь пьянству и распутству, занимаясь сельским хозяйством и написанием мемуаров, законченных уже после смерти Суллы его вольноотпущенником Эпикадом.

(Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия)

Сулла еще прославился тем, что на Марсовом поле воздвиг себе памятник. На нем была сделана любопытная надпись, которая гласила, что никто не сделал больше добра друзьям и зла врагам, чем Сулла. Памятник этот не посмели убрать даже после его смерти.

Гай Юлий Цезарь был, пожалуй, не менее тщеславен и его вклад в ход истории Рима был не менее, если не более, значителен.

Цезарь Гай Юлий (Gaius Julius Caesar), (13 июля 100 — 15 марта 44 до н. э.), римский политический деятель и полководец. С правлением Цезаря, установившего режим единоличной власти, связаны последние годы римской республики. Имя Цезаря было превращено в титул римских императоров; впоследствии от него произошли русские слова “царь”, “кесарь”, немецкое “кайзер”.

Цезарь проводил законы о римском гражданстве, об управлении в городах, о сокращении хлебных раздач в Риме, а также закон против роскоши. Он осуществил реформу календаря, который получил его имя.

В честь него был назван месяц июль, список его почестей был записан золотыми буквами на серебряных колоннах. Цезарь самовластно назначал и отрешал от власти должностных лиц.

Цезарь вошел в историю и как крупнейший римский писатель — его “Записки о галльской войне” и “Записки о гражданской войне” по праву считаются образцом латинской прозы.

Убит в результате заговора республиканцев.

(Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия)

Диктатуры Суллы и Цезаря продержались недолго, хотя переход к императорскому правлению был уже заложен.

Окончательно императорская единоличная власть установилась в 27 г. до н. э. И уже явственно просматривался конец империи.

В III в. нашей эры наступил ее кризис. Рим постепенно терял роль главного политического центра. В 330 г. император Константин объявил новой столицей Константинополь (на месте греческой колонии Византии). А в 395 г. империя распалась на Восточную и Западную.

С III в. участились набеги варваров. Германские племена теснили римские легионы, состоявшие к этому времени в основном из наемников. В конце концов Рим сам стал легкой добычей: в 410 г. его брали и грабили готы, а в 476 г. варварские наемники свергли последнего римского императора.

Поучительна своей несуразностью внутренняя политика того трудного времени: себе на беду власть ужесточала законы, усиливала давление на общество. Поэтому неудивительно, что во времена нашествий варваров многие перебегали на сторону врагов Рима. У значительной части римлян с завоеванных варварами территорий было одно желание — не возвращаться в римское подданство.

Таким образом, римская цивилизация все больше и больше увязала в проблемах социально-экономического и духовного характера, усугубляющихся под ударами варваров. Не выдержав этого, римская цивилизация в конце концов прекратила свое существование.

Другими словами, она развалилась в результате сочетания внутренних и внешних негативных обстоятельств.

Варвары докончили дело, начатое самими правителями Рима. А местное население страдало теперь уже от жестокости завоевателей и голода; пустели города, разрушались бесценные произведения искусства, замирала торговля. Росло число запущенных, никем не обрабатываемых земель.

Таким вырисовывался облик Западной Европы на заре ее истории.

«Священная», но весьма агрессивная империя

Разрушители Римской империи все же не забывали о ее былом величии и даже ощущали себя ее наследниками. Попытка утвердить преемственность Западной Европы от Рима была предпринята германским королем Оттоном I (936–973). Совершив несколько военных походов в Италию, в 962 г. он добился коронации в Риме, что позволило ему считать себя владыкой новой “Римской империи”, включавшей в свой состав Германию, а также Северную и Среднюю Италию. Позже она стала называться Священной Римской империей. Это позволило германским императорам вмешиваться во внутренние дела европейских стран, входивших в состав бывшей Римской империи, оказывать влияние на папство, считать себя хозяевами Италии.

Священная Римская империя была по сути тоже достаточно неустойчивым образованием. Она не могла помешать основной тенденции политического развития Европы — выделению самостоятельных национальных государств. Это был длительный и мучительный процесс, сопровождавшийся войнами и переделами границ, процесс, который не завершился даже через тысячу лет, на исходе Средневековья.

Надо отметить, что сначала Запад жил сравнительно замкнуто. Связи с Востоком, как и с Россией, ограничивались в основном торговлей. Прорыв на Восток был предпринят в ХI — ХIII вв., в эпоху крестовых походов.

Но Европа была вынуждена отступить; все земли, захваченные крестоносцами, вновь перешли к мусульманам. Политический результат тех кровавых походов ощущается до сих пор, и в исламских государствах о них хорошо помнят.

С ХV в. Европа стала стремительно развиваться. Европейские мореплаватели успешно осваивали другие континенты. Началась эпоха Великих географических открытий.

Плавать надо так, чтобы росли знания и богатства

Благодаря Великим географическим открытиям были созданы основы для формирования глобальной цивилизации. Границы мира как бы раздвинулись. Но не только первооткрывательская жажда познания влекла европейцев в неведомые страны, не менее сильны были и жажда наживы, стремление расширить свои владения. И еще им хотелось обратить другие народы в христианство, в том числе и мечом.

Примерно в это же время (XV в.) Западная Европа становится первой цивилизацией, в которой зародились, обрели силу и в конце концов одержали победу новые буржуазные отношения. Начинался еще один формационный сдвиг — от феодализма к капитализму. Этот процесс в ХV — ХVI вв. охватил большую часть мира, но “втягивание” в него происходило уже в условиях европейской экспансии и укрепления экономической зависимости стран друг от друга. В ХV — ХVI вв. в Европе стала резко изменяться расстановка сил между властью и обществом. Их диалог все больше сменялся диктатом королевской власти, которая все настойчивее стремилась к абсолютизму. В тот период в Европе она добилась максимума централизации и самостоятельности по отношению к обществу (вот опять можно вспомнить деспотизм). Появился огромный бюрократический аппарат (особенно во Франции), регулярная армия. Король сам издает законы, по своему усмотрению распоряжается финансами. Сословные собрания оказались в полной зависимости от власти и вообще перестали созываться.

Опять, как мы видим, властители не помнят уроков истории, не понимают вызовов своего времени и, значит, не способны предвидеть будущего.

Как и их предшественники, они надеялись, что будущее за ними, что данная, как им казалось, свыше власть не кончится никогда.

Жестокие удары по нерадивым ученикам

Жизнь вскоре показала, что абсолютизм утрачивает свои позиции. ХVII и ХVIII столетия стали своего рода переходной эпохой, подготовившей Западную Европу и некоторые другие страны к вступлению в индустриальную эру, которая сопровождалась изменением отношения к монарху: в глазах людей он лишается Божественной санкции на власть.

Разумеется, такие события не могли проходить повсюду одинаково и одновременно. Но важна тенденция: в большинстве европейских стран люди начали воспринимать монаршую власть с большой долей рациональности, о ней начали судить по результатам ее действий.

А от возможности оценивать правителей до несогласия с ними и до попытки отстранить их от власти остается один шаг. Так началась эпоха революций, невиданных до той поры, и которой конца пока не видно.

Революция — это радикальное, относительно быстрое (в рамках исторического времени), насильственное изменение политической и социальной структур, а также основных сложившихся в обществе систем ценностей. Значительные перемены в государстве могут вызывать бунты и восстания, дворцовые перевороты, но только социальные революции приводят к коренной ломке старых устоев.

Сначала волна революций была сравнительно слабой: в конце ХVI — ХVIII вв. она охватила лишь несколько стран Западной Европы (Голландия — 1566–1609 гг., Англия — 1640–1660 гг., Франция — 1789–1799 гг.) и североамериканские колонии (1775–1787). В ХIХ в. географические и количественные рамки этого процесса стали расширяться. В ХХ в. революции пошатнули не только Запад, но и Восток, не миновали они и страны, где население проповедует буддизм, который считается наименее радикальной и внесоциальной религией.

Век глобальных потрясений и достижений

О двадцатом веке еще долго будут говорить в превосходных степенях, в восторженных и в то же время осуждающих тонах. Что ж, он заслужил и восторги, и проклятия.

В ХХ в. было много разных революций — технических и научных, культурных и информационных, космических и социальных.

Наверное, перечисление надо было начать с социальных. Из них, конечно, самой грандиозной, перевернувшей весь мир, была Октябрьская революция 1917 г. в России. Главной ее причиной стал прогнивший царский режим, доведший страну и народ до глубокого экономического, политического и социального кризиса.

Принципиальное отличие этой революции от всех прошлых, после которых одна форма эксплуатации сменялась другой, состояло именно в том, что она поставила своей целью уничтожение всякой эксплуатации, установление диктатуры пролетариата и организацию бесклассового социалистического общества.

Вскоре после Октябрьской революции, в 1922 г., происходит другое грандиозное событие века — создается Советский Союз на основе объединения советских социалистических республик, который через несколько десятилетий превращается в мощную сверхдержаву. Но она просуществовала немногим более 70 лет.

Не все происходило так, как задумывалось. Многое задуманное не было реализовано.

Октябрьская революция 1917 г. оказала громадное влияние на развитие России и всего мира в ХХ в. Существует широкий спектр оценок Октябрьской революции как национальной катастрофы, приведшей к значительным жертвам и установлению тоталитарной системы, до апологетических утверждений о том, что революция была попыткой создания социализма как демократического строя социальной справедливости.

(Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия)

Пока можно согласиться лишь с тем, что о значении, характере и причинах событий, происшедших с Россией после 1917 г. споры еще будут продолжаться.

Перейдем к другим, более грандиозным и в то же время трагическим событиям ХХ в., никогда ранее не имевшим место в истории человечества: к мировым войнам (Первая в 1914–1918 гг., Вторая — в 1939–1945 гг.).

Вообще-то войнами людей уже не удивишь: вся мировая история — это история войн. Но то, что показал ХХ в., имело иные рамки.

Поражают неслыханные ранее масштабы двух мировых войн. В Первой принимали участие 38 стран, под ружье было поставлено более 70 млн. человек, а общие потери составили примерно 10 млн. убитых и 20 млн. раненых.

Во Вторую мировую оказалось втянуто 61 государство. Погибло около 65 млн. человек, приблизительно половину из которых составило гражданское население.

В этих конфликтах человечество продемонстрировало невиданную жестокость, граничащую с безумием, и злобу, не затихавшую многие годы. На оккупированных территориях завоеватели вводили режим, основанный на насилии и геноциде коренного населения. Концентрационные лагеря, которые в годы Первой мировой войны использовались преимущественно для военнопленных, во Второй мировой стали пунктами массового уничтожения не только солдат, но и гражданского населения. За несколько лет через такие лагеря прошло около 18 млн. человек, примерно две трети из них погибли.

Кроме того, человечество тогда отличилось воистину дьявольской изобретательностью. Создавались и применялись новые виды вооружения, обладавшие все большей разрушительной силой.

В итоге появились средства массового уничтожения. Так, еще в Первой мировой войне Германия применила отравляющие газы, а в конце Второй мировой войны в августе 1945 г. США подвергли атомной бомбардировке жителей японских городов Хиросима и Нагасаки. Всего две бомбы мгновенно уничтожили, по самым скромным подсчетам, 100 тыс. японцев, сотни тысяч получили смертоносную дозу облучения, и в последующие годы число жертв этой бомбардировки лишь возрастало.

Причем никто, кроме американцев, не сомневался и не сомневается сегодня в том, что не было никакой военной необходимости применять столь варварское оружие. Япония тогда уже не представляла серьезной опасности и в принципе была готова к капитуляции.

США неоднократно и упорно отклоняют призывы покаяться перед японским народом за бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, что никак не соответствует нормам цивилизованного общества, коим считают себя американцы. Видимо, настолько они уверены в своей непогрешимости и так велико их самомнение, что покаяние представляется им ниже их достоинства.

Творцы народного счастья и бед

Во все времена люди были под присмотром тех или иных начальников, или, попросту, вождей. Одних вождей люди выбирали сами, другие самоназначались — просто в рядовых ходить не хотелось, а иные полагали, что им сам Бог повелел быть властителями. Вожди упорно внушали людям, что жить без них невозможно. Да и как без них. Не на кого работать, некого защищать, некому преклоняться, некому платить налоги и т. д.

Ну, как тут без вождя? Вожди же были разные: хорошие, плохие, угнетатели, деспоты, созидатели и т. п.

Роль вождей, роль личности всегда волновала человека.

Человечество знает немало личностей, оставивших свой неизгладимый след в истории. О некоторых из них мы уже упоминали выше.

В прежние времена, как нередко и в нынешние, главными личностями, влиявшими на ход истории, были правители стран, иногда кто-то из их ближайшего окружения. Они же были главными переговорщиками и дипломатами, главными вершителями судеб своих подданных. От их поведения зависело очень многое. До сих пор остается привычным в разговорах на эту тему цитировать высказывания таких знатоков технологии единоличной власти, как, скажем, Макиавелли.

“…некоторые государи “еще вчера благоденствовавшие, сегодня лишаются власти, хотя, как кажется, не изменялся ни весь склад их характера, ни какое-либо отдельное свойство. Объясняется это, я полагаю… именно тем, что, если государь всецело полагается на судьбу, он не может выстоять против ее ударов”.

“…осторожный государь, когда настает время применить натиск, не умеет этого сделать и оттого гибнет, а если бы его характер менялся в лад со временем и обстоятельствами, то благополучие его было бы постоянным”.

(Из трактата “Государь” Никколо Макиавелли)

Макиавелли потому и цитируют, что в его суждениях немало справедливого. В приведенной цитате он верно подмечает важность не только личности, но и времени, и обстоятельств.

Большинство философов подчеркивают тесную взаимосвязь всех этих факторов.

“Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты изменившихся обстоятельств и измененного воспитания, — это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан…”

(Из “Тезисов о Фейербахе” Карла Маркса)

В принципе такой подход можно считать наиболее взвешенным и рациональным. И все же в истории отдельных стран бывали периоды, когда личность правителя затмевала собой все, когда он брал на себя решение практически всех вопросов, мало считаясь с другими. Обычно таких правителей называют диктаторами, но некоторых щадят и величают как-то иначе.

Это зависит от результатов. Роль многих властителей высоко оценивается, если в период их пребывания у власти государство добивается крупных успехов, если возросли величие и мощь страны. Вместе с тем никакие личности не способны создать великих эпох, если для этого у общества нет человеческих и иных ресурсов, если все иные обстоятельства этому не способствуют. Но те, кто угадывал веление времени, кто верно оценивал свои возможности и сложившиеся обстоятельства, добивались поистине грандиозных успехов.

В мировой и российской истории известно немало таких выдающихся личностей — предлагаем вспомнить некоторых. Начнем с Петра I.

Петр I Великий (1672–1725), российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича. Провел реформы государственного управления (созданы Сенат, коллегии, органы высшего государственного контроля и политического сыска; церковь подчинена государству; проведено деление страны на губернии, построена новая столица — Санкт-Петербург). Использовал опыт западноевропейских стран в развитии промышленности, торговли, культуры.

Возглавлял армию в Азовских походах 1695–1696, Северной войне 1700–21 и др.; командовал войсками при взятии Нотебурга (1702), в сражении под Полтавой (1709).

Руководил постройкой флота и созданием регулярной армии. Способствовал упрочению экономического и политического положения дворянства. По инициативе Петра I открыты многие учебные заведения, Академия наук, принята гражданская азбука и т. д.

Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора. Вместе с тем главным инструментом проведения реформ было насилие.

(Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия)

Можно предположить, что если бы вместо Петра I был иной государь, без такого широкого размаха и способности к решительным действиям, то реформирование России было бы отложено на более позднее и длительное время. А может быть, реформ не было бы никогда, и сегодня Россия была бы совсем другим государством.

Иногда для того, чтобы понять великое, оценить его по достоинству, должно пройти время. Масштаб дел и реформы Петра Великого были лишь через многие годы оценены по достоинству, в основном положительно, несмотря на то, что в результате войн, конфликтов, огромного напряжения в ходе реформ, проводившихся подчас жестокими методами, население России в его правление сократилось более чем на 20 %.

И ругают, и восхищаются

Есть деятели прошлого, которым по сей день в избытке достается и хвалы, и хулы. Самый яркий пример — В. И. Ленин.

“Роль Ленина является замечательной демонстрацией роли личности в исторических событиях. Ленин потому мог стать вождем революции, реализовать свой давно выработанный план, что он не был типическим русским интеллигентом. В нем черты русского интеллигента-сектанта сочетались с чертами русских людей, собиравших и строивших русское государство”.

(Из работы Николая Бердяева “Смысл и истоки русского коммунизма”)

Определенно можно сказать, что Ленин — личность огромного масштаба, хотя и не однозначная. Это государственный деятель, который умел быть гибким и хитрым, твердым и жестоким, когда, как ему казалось, того требовали время и обстоятельства. Ему практически единственному удалось объединить рабочих и крестьян России и победить в борьбе с царским режимом и буржуазией.

Все попытки вооруженной до зубов Антанты сокрушить революционную Россию полностью провалились.

Победа Октябрьской революции и ленинские идеи всколыхнули тогда весь мир. Ленин внес большой вклад в теорию и практику создания государства нового типа, в построение социалистического общества, основные принципы и цели которого направлены на благо самых широких слоев населения.

Нет сомнения в том, что к имени Ленина и его идеям политики и историки будут еще не раз возвращаться. Как нет сомнения в том, что социализм не исчерпал своих возможностей и в нем есть много привлекательного для будущих поколений. Господствующий же ныне капитализм — система далекая от совершенства.

А сейчас давайте вспомним о других исключительных личностях и событиях, которые оказали влияние на историю периода двух мировых войн и продолжают быть значимыми для сегодняшнего дня.

Они отличились в Первую мировую

У Первой мировой войны были свои крупные личности, свои виновники, герои и антигерои. Например, Вильгельм II Гогенцоллерн, германский император и прусский король того периода, свергнутый Ноябрьской революцией 1918 г., Николай II — русский император, свергнутый Февральской революцией 1917 г.

Своей милитаристской политикой тогда прославился французский президент Раймон Пуанкаре, получивший прозвище “Пуанкаре-война”, один из организаторов интервенции в Советскую Россию в период Гражданской войны.

Не забыт и 28-й президент США Вильсон (Уилсон) Томас Вудро (1913–21), выступавший за учреждение Лиги Наций, но не вступивший в нее, получивший в 1920 г. Нобелевскую премию мира.

Традиционной английской расчетливостью запомнился Ллойд Джордж, премьер-министр Великобритании в 1916–22. “Если мы достаточно предусмотрительны, — писал он в то время, — мы должны предложить Германии мир, который в силу своей справедливости будет для всех разумных людей предпочтительнее большевистской альтернативы”.

Боялись они России, очень боялись, и царской, и большевистской. Этим страхом окрашены действия западных лидеров в течение многих столетий. Не избавились они от своих опасений, страхов и неприязни по отношению к России и в наши дни, а все эти фобии — плохие советчики для политиков.

Главные персоны Второй мировой

Канун Второй мировой войны и она сама выдвинули на передний план истории очень крупных, достойных внимания персонажей. Некоторые из них остались в памяти как злодеи, но их всех по этой части обошел Адольф Гитлер.

Огромен список бед и несчастий, принесенных Гитлером народам многих стран. Отметим при этом, что злодеяния Гитлера стали возможны вследствие некоей ослепленности самого немецкого народа (не всего, конечно) и корыстных игр политиков других стран. Попутно заметим и другое. В 1938 г. (за год до начала мировой войны) американский журнал “Тайм” назвал Гитлера “человеком года”. И Сталин, кстати, тоже был “человеком года”, даже дважды — в 1939 и 1942 гг.

Из личностей того времени следует, безусловно, отметить И. В. Сталина, руководителя СССР, главнокомандующего Советской армией, внесшего заметный вклад в индустриализацию страны и в победу над фашистской Германией.

Вместе с тем диктаторские особенности характера И. В. Сталина привели к тотальным репрессиям против собственного народа. Миллионы людей стали жертвами его режима правления. Таким методам руководства нет никаких оправданий.

Американцы, и не только они, справедливо восхищаются 32-м президентом США Франклином Делано Рузвельтом.

Многие (во всяком случае, англичане-то уж точно) считают, что наиболее выдающейся личностью того времени был У. Черчилль. Да и не только того времени: англичане, по последним опросам, называют его самым великим гражданином Великобритании в истории страны, ставя его выше Шекспира, Ньютона, Дарвина.

О совести, двуличии и благородстве первых лиц

Черчилль, действительно, обладал различными талантами: он лауреат Нобелевской премии по литературе, он был неплохой художник (знаменитый испанец Дали говорил, что Черчилль мог бы зарабатывать на жизнь кистью), ему принадлежат исторические труды…

Но можно к этому добавить и маленькую ложку дегтя — не для того, чтобы очернить этого человека, а справедливости ради; и для того, чтобы помнить эту личность во всей ее противоречивости.

Когда в 1941 г. Германия напала на Советский Союз, Черчилль позволил себе такую фразу: “Если мы увидим, что побеждать будет Германия, то нам следует помогать России, а если Россия — то Германии, и в таком случае пусть они убивают как можно больше”.

По этому поводу один российский писатель заметил, что Черчилль, безусловно, умный и хитрый политик, но в этих словах британского премьера — зияющее отсутствие совести и уважения к другим, а ум без совести страшнее глупости.

Черчилль был так далек от искренности в своей дипломатической игре с Советским Союзом и так уверовал в свое величие и непогрешимость, что чуть не привел мир к очередной страшной и разрушительной войне.

Покидая Крым 14 февраля 1945 г., Черчилль сказал:

“Мы молимся, чтобы никогда русский народ больше не подвергался тяжелым испытаниям, из которых он вышел с такой славой”.

Увы, свою “молитву” он скоро забыл. Совсем другое он скажет чуть позже. Еще не была побеждена Япония.

Атомная бомба еще не применялась. Мир был в смятении. Основа связи — общая опасность, объединявшая великих союзников, — исчезла мгновенно. “В моих глазах, — говорил Черчиль, — советская угроза уже заменила собой нацистского врага.

Рассекреченные в последние годы британские документы раскрыли то, о чем Черчилль не решился написать в своих мемуарах. Ключевым документом его личного досье оказался план операции “Немыслимое” (по сути войны против СССР), подготовленный Объединенным штабом планирования военного кабинета. Под ним стоит дата — 22 мая 1945 г. После победы над нацистской Германией прошло всего две недели! Первоначальной целью войны было “вытеснить советские войска с территории Польши”. Конечная цель состояла в том, чтобы силами западных союзных армий и неразоруженных немецких дивизий “оккупировать те районы внутренней России, лишившись которых эта страна утратит материальные возможности ведения войны и дальнейшего сопротивления”. Предусматривалось “нанести такое решающее поражение русским вооруженным силам, которое лишит СССР возможности продолжать войну”.

Начало военных действий, указывалось в документе, — 1 июля 1945 г. Но имперский генеральный штаб Великобритании не поддержал этого плана по причине превосходства сил Красной армии. “Россия сейчас всесильна в Европе”, — констатировал начальник генштаба фельдмаршал А. Брук (Public Record Office, CAB. 120/161/ 55911/P.1-29 и др.).

В секретной переписке с Трумэном английский премьер первым начал использовать по адресу СССР и Красной армии такие термины, как “железный занавес”, “захватчики”, “оккупанты”. 13 мая 1945 г. в выступлении по радио он призвал англичан к бдительности ввиду угрозы восстановления в Европе власти “тоталитарных или полицейских правительств”. Главного “виновника” Черчилль пока еще не решился назвать, но и без того многим было ясно, что имеется в виду Советский Союз. Согласно опросам общественного мнения, в 1945 г. около 70 процентов англичан дружественно относились к СССР. Курс Черчилля на конфронтацию с СССР, без сомнения, явился одной из причин потери консервативной партией парламентского большинства на выборах 1945 г. и утраты Черчиллем поста премьер-министра.

О том, что контакт Черчилля со Сталиным складывался непросто, свидетельствуют опубликованные записи, которые вели все участники дипмиссии Черчилля. Они помогают восстановить атмосферу не только на протокольных мероприятиях, но и “вне протокола”. Черчилль не раз заговаривал о готовности прервать “эти бесперспективные переговоры”. Он считал, что Сталин разговаривает с ним тоном, не допустимым для “представителя крупнейшей империи, которая когда-либо существовала в мире”. Ему даже мерещилось, что Сталин добивается его смещения с поста премьер-министра. Наверное, прав академик В. Г. Трухановский, который в своей книге “Уинстон Черчилль” сделал вывод: “…чувства, которые английский премьер-министр питал к Советскому Союзу, в отрицательном смысле влияли и на его позицию в вопросе о втором фронте, и на становление англо-советских отношений”.

В свою очередь, Сталин тоже “не дремал” и также вынашивал свои планы, не менее амбициозные, чем его “коллеги” по антигитлеровской коалиции. Эти планы сводились к внезапному нанесению мощного авиационного удара по США с целью наведения там социалистического порядка или, по крайней мере, чтобы США не превратились для СССР из “коллеги” в опасного противника.

Следуя русской пословице “У каждой куме свое на уме” последовательно реализовывалась дипломатия по крыловской басне “Лебедь, рак да щука”, где каждый, как известно, тянул воз в свою сторону.

Результаты известны. Дипломатия без доверия, без согласия, без уважения своего партнера открыла путь к началу холодной войны.

А пока суд да дело, американцы восхищаются до сих пор Франклином Рузвельтом, англичане У. Черчиллем. Эти руководители действительно много сделали для своих народов. Они отстаивали независимость своих стран, стойко боролись за сохранение своего политического режима, за усиление своего господства в мире.

Россия: поражения в мирное время

Советский (теперь российский) народ справедливо гордится одержанной победой во Второй мировой войне. Он выдержал тяжелейшие испытания в этой страшной битве, отстоял свою независимость, а затем за кроткий срок восстановил разрушенное хозяйство и вывел свою страну в мировые лидеры. В короткий срок СССР превратился в сверхдержаву и по ряду показателей превосходил США.

Особо следует сказать о социальных завоеваниях СССР — в стране отсутствовала безработица, были бесплатными медицина, образование (начальное, среднее и высшее), спорт, детские сады, ясли, дворцы пионеров и дома культуры с широкими возможностями творческого развития (в них работали музыкальные, танцевальные, литературные, спортивные кружки) и многое другое. Заметим, что таких социальных завоеваний до сих пор нет даже в самых развитых капиталистических странах… Трудящиеся США, Англии, Германии, Франции, других ведущих государств вынуждены буквально “выколачивать” из властей свои законные социальные права.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Глава 1. Нетвердой походкой – к миру и добру?

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство дипломатии: не победить, а убедить предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я