Как очистить свой ум и сердце. По творениям святых отцов

Группа авторов, 2019

В этой книге архимандрит Наум (Байбородин; 1927–2017) собрал изречения святых отцов о том, что такое чистота ума и сердца, как ее достичь, какие препятствия ожидают подвижника на этом пути, а также о цели этого делания – стяжании «ума Христова» и обожении человека.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как очистить свой ум и сердце. По творениям святых отцов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Что такое ум

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ум наш имеет способность мышления и способность воображения; посредством первой он усваивает понятия о предметах, посредством второй усваивает себе образы предметов1.

Преподобный Антоний Великий

Человек по уму соприкасается с неизреченной Божественной силой, а по телу имеет сродство с животными2.

Преподобный Макарий Великий

Как глаз мал в сравнении со всеми прочими членами и самая зеница, при всей своей малости, есть самый важный сосуд, потому что вдруг видит небо, звезды, солнце, луну, города и прочие твари, и все видимые вдруг предметы одинаково изображаются и живописуются в малой зенице ока, — так и ум то же самое в сердце. Само сердце — малый сосуд, но там есть змии, там есть львы, там есть ядоносные звери, там все сокровища порока, там пути негладкие и стропотные, там пропасти; но там также и Бог, там Ангелы, там жизнь и Царство, там свет и апостолы, там сокровища благодати — там есть все3.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ум наш — образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) — образ Сына; дух — образ Святого Духа. Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа.

Ум наш родил и не перестает рождать мысль; мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может и мысль без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.

Точно так же дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа: существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума4.

Преподобный Макарий Великий

Как внешние очи издали видят терния и стремнины, так и прозорливый ум, будучи быстр, предусматривает козни и предуготовления сопротивной силы и предостерегает душу, служа ей как бы оком5.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как очистить свой ум и сердце. По творениям святых отцов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Слово о чувственном и духовном видении духов. Гл. 2. О духовном видении духов.

2

О доброй нравственности и святой жизни в ста семидесяти главах. Гл. 42.

3

Духовные беседы. Беседа 43, 7.

4

Аскетические опыты. Т. 2, гл. 8. Об образе и подобии Божиих в человеке.

5

Семь слов. Слово 1. О хранении сердца. 6.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я