Как стать логистом

Камиль Баймухаметов, 2023

"Как стать логистом" – книга, в которой собрана сочная выжимка всех основных знаний, которые просто необходимы логисту в начале карьеры. В ней – никакой воды, там собран многолетний опыт логиста-практика с личными примерами и конкретными рекомендациями. Автор книги, Камиль Баймухаметов – бизнес-консультант, антикризисный управляющий, создатель нескольких курсов, долгое время работал в "Делко" – одной из крупнейших транспортных компаний России.

Оглавление

Глава 1

Кто такой логист?

Личный опыт

Я закончил гимназию с английским уклоном, занимался шахматами и хоровым пением, к тому же у меня был очень сильный преподаватель по математике. Казалось бы, какое отношение это имеет к логистике? Поверьте, самое прямое. Все это в целом помогло мне вникать в процессы, выстраивать коммуникации и логистические цепочки.

Шахматы помогли развить логическое и стратегическое мышление, которое необходимо, чтобы понимать, как спланировать маршрут и получить при этом максимальную прибыль. Пение развило речевой аппарат и научило не бояться использовать голос, что неоднократно сыграло мне на руку в деловых переговорах. Без математики в логистике тоже никуда — важно уметь рассчитывать ставку, прибыльность рейса, временные затраты на поездку и так далее. Ну а английский пригодился при ведении переговоров с представителями иностранных компаний в России.

Значит ли это, что без навыков, усвоенных со школьных лет, вы не сможете стать логистом? Вовсе нет. Всему можно научиться, было бы желание. Я всегда говорю своим ученикам, что главное в успешном освоении профессии логиста — огромное желание, целеустремленность и обучаемость. Моя книга поможет вам овладеть базовыми навыками, необходимыми каждому логисту.

Придя в транспортную компанию без профильного образования, из IT-сферы, я, признаться, имел очень смутное представление о том, кто же такой логист и чем он занимается. Чтобы постичь азы, мне пришлось неотступно следовать за моим старшим товарищем, наставником, к которому меня прикрепили. Конечно, он не стремился делиться со мной тонкостями своей работы. Более-менее понимать, что такое логистика я начал только тогда, когда товарищ ушел в отпуск, оставив меня, что называется, «на хозяйстве».

Чтобы сократить вам этот путь осознания, я поделюсь своим видением.

Для начала разберемся, какая команда задействована при работе транспортной компании. Это позволит вам вникнуть в контекст и понять, как и с кем постоянно взаимодействует логист.

Кто работает в команде транспортной компании?

1. логист;

2. начальник автоколонны;

3. механик;

4. руководитель отдела логистики;

5. водитель-экспедитор.

Остановлюсь на тройке, которая постоянно взаимодействует и по-хорошему должна работать в тесной связке друг с другом. О том, как эту связку наладить, мы с вами еще поговорим в следующих главах.

Первый член команды — начальник автоколонны либо механик; обычно в компании имеется или первая, или вторая должность. Механик отвечает за исправность автомобиля, следит за прохождением ТО. У начальника автоколонны функции расширены: помимо вышеперечисленного, он находит для автомобиля сервисы по всей России, изучает города, в которые прибывает груз, знает нормативы по топливу и рассчитывает зарплату водителей. Он многофункциональный специалист, постоянно находится на связи с водителями и всегда должен быть готов оказать помощь.

Водитель-экспедитор — это сотрудник, который, по сути, является исполнителем перевозки. На нем лежит очень большая ответственность и его значимость точно не стоит недооценивать. До 90-х годов в рейс обычно отправлялись и водитель, и экспедитор. Первый вел автомобиль из точки А в точку Б, второй же отвечал за сохранность груза и оформление документов. Сейчас эти должности слились в одну, и водитель должен не просто загрузить и доставить груз, но и проследить за тем, чтобы он доехал до выгрузки в целости и сохранности, правильно оформить документы.

И, наконец, логист. Современный логист это, как правило, не просто диспетчер. Его функционал не ограничивается принятием заявок на перевозку от клиентов и передачей заказов водителям.

Кто же такой логист?

Логист — это специалист, который берет на себя следующие функции:

1. поиск грузов;

2. распределение заявок по собственному транспорту компании или поиск сторонних перевозчиков;

3. отслеживание платежей от клиентов, работа с дебиторской задолженностью;

4. поиск новых клиентов на специальных площадках в интернете либо выход на прямых клиентов;

5. составление договоров.

Как видите, функций у него достаточно много. Хочу пояснить, какими качествами должен обладать логист, чтобы его работа строилась максимально эффективно.

Личные качества логиста

Логисту необходимы такие качества, как:

1. Харизма. Я понимаю, что это весьма расплывчатое понятие, однако в случае с должностью логиста харизматичность — это умение расположить к себе собеседника.

2. Хорошо поставленный голос. Чаще всего логист общается с заказчиками только по телефону, клиенты не видят его лица, и потому главный инструмент логиста — его голос. Логист должен уметь управлять им, добавлять нужные в зависимости от ситуации ноты — твердые, убеждающие или просящие, извиняющиеся. Благодаря этому он может донести необходимую информацию и договориться с клиентом.

Лайфхак: голос можно и нужно тренировать. Самый простой способ сделать это — петь. Да-да, не удивляйтесь. Банальное пение в душе, а лучше — поход в караоке и пение на публике прекрасно тренируют связки и учат не зажиматься, когда необходимо начать коммуникацию. Просто попробуйте!

3. Логическое мышление. Не зря само слово логика созвучно с названием профессии. Именно логика помогает правильно планировать маршруты, выстраивать их в зависимости от обстоятельств, организовывать работу так, чтобы машина не простаивала в праздники.

Лайфхак: конечно, с логикой тоже можно поработать. Классный способ — игра в шахматы. Я сам с детства в них играю и могу сказать, что они отлично помогают в работе логиста, учат видеть причинно-следственные связи. Не обязательно ходить в кружок: скачайте себе приложение или поиграйте с кем-нибудь онлайн. Еще один совет: стоит читать больше книг. В моем инстаграме, кстати, есть полезные книжные рекомендации.

4. Умение работать в команде. Логист — важный член команды, но ключевое слово здесь именно команда. Не стоит забывать о том, что вы работаете на благо всего коллектива и именно слаженные действия всех его сотрудников позволят компании получить прибыль — а значит и обеспечить хорошие зарплаты как вам, так и вашим коллегам.

5. Адаптивность. Способность быстро подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства — очень ценный навык.

6. Ответственность. Логист всегда должен быть на связи и точно знать, где сейчас его автомобиль, четко вести документацию и отслеживать все рабочие процессы. Логист отвечает за сопровождение перевозки, предоставление оперативной информации водителю, подготовку сопроводительной документации.

7. Многозадачность. Навык, без которого логисту не обойтись, ведь он должен одновременно отслеживать погрузку-разгрузку нескольких десятков машин, быть на связи с водителями, вести документооборот, искать новых клиентов.

Заработок и карьерный рост

Логист — профессия с прекрасными перспективами. Как правило, логисты получают сдельную зарплату, которая напрямую зависит от количества рейсов и ставок. Потому главная задача опытного логиста — поиск новых клиентов и заключение выгодных договоров. Умение находить клиентов, открывать новые выгодные направления — то, что отличает логиста от диспетчера.

В сфере логистики всегда возможен карьерный и профессиональный рост. Показавший себя хорошо логист может дорасти до руководителя отдела логистики или отдела продаж транспортных услуг, далее дойти до коммерческого и даже генерального директора, а в перспективе открыть собственную транспортную компанию.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я