Дао дэ неглиже

Карл Ренц

В этой книге соединены фрагменты из каждого чжана «Дао-дэ цзин» Лао-цзы, заново переведенные с древнекитайского языка, и беседы Карла Ренца, современного просветленного учителя недвойственности из Германии. Здесь собраны указатели на истинную природу всего – Тайну, привлекавшую во все времена искателей по всему миру. И эти указатели для тех, кто испытывает неодолимое притяжение этой Тайны.

Оглавление

5. НЕБО И ЗЕМЛЯ НЕ «ЧЕЛОВЕЧНЫ»

Влюбленный в идеи

Небо и Земля не «человечны».

Все существующее для них — словно

соломенные собаки[4].

Любовь — это то, что не знает любви. То, что думает, что может любить, — только идея. И то, что думает, что знает, что такое любовь, — еще одна идея. «Любовь — это только слово». Так сказал Зиммель[5]. Должно быть, здесь он был прав.

Из каждого слова — указателя на то, что нет второго, — Ты снова можешь создать что-то двойственное. Особенно из слова «любовь». Ты ассоциируешь с ним сразу двоих — и надежду преодолеть двойственность. Ты начинаешь размышлять: «То, что есть сейчас, — это относительная любовь? А можно мне получить абсолютную? Ту самую безоговорочную, необусловленную, совершенную любовь?» Нельзя, пока есть «ты»!

Любовь Ты ощущаешь как тоску по родине. И эта тоска возникает с предположением, что «ты» существуешь и нуждаешься в родине. Но «ты» не существуешь.

А теперь самое неприятное: «Возлюби своего ближнего, как самого себя». Ты можешь себе представить, что это означает? Найди-ка сначала «я», которое «ты» мог бы возлюбить. Не найдя то, что «ты» мог бы возлюбить в самом себе, возлюби то, что не можешь найти, в ближнем. Однако осторожно: если «ты» не сможешь найти самого «себя», то исчезнет и «ближний». Тогда останется только любовь. Без «тебя». Без какого-то «ближнего».

До этих пор Ты будешь лелеять сновидческие отношения, и радоваться им, и страдать. Отношения с самим «собой» — это тоже сновидческие отношения. Отношения с идеей. В Истине не существует «второго», с которым Ты мог бы находиться в отношениях. Существует, однако, масса представлений, с которыми Ты находишься в отношениях. Ты всегда влюблен исключительно в идеи, Ты не можешь иначе.

То это идея об относительной любви, то — об абсолютной. Если Ты влюбляешься в последнее, то хочешь как можно скорее избавиться от относительной любви, чтобы можно было наслаждаться абсолютной. Так из-за любви Ты забудешь самого Себя, Сам Себя обманешь из-за любви, глубоко падешь из-за любви.

Радушно принятый или отвергнутый, забытый или оставшийся в памяти, целованный или обманутый — это всегда только Ты один. Ты — любящий, любовь и возлюбленный. И Тебе не уйти от этой любви к самому Себе. Все является Твоей любовной интригой с самим Собой. И эта интрига совершенно недвижима. Потому что Ты недвижим. Вся эта любовь и предательства нереальны. Абсолютно повсюду есть только Ты. Абсолютно не знающий любви. В этой полной недвижимости нет любви. И есть только любовь. Но нет «второго», который может быть любимым. В этом нет вообще ничего. Нет даже «ничего».

Примечания

4

Соломенная собака использовалась в ритуалах и после использования выбрасывалась за ненадобностью.

5

Немецкий новеллист.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я