Курс безопасности для психики

Катя Твердая

В условиях постоянной нестабильности и новых внешних вызовов личность человека становится особенно уязвимой. Несмотря на многочисленные исследования, устройство нашей психики до конца не изучено. А ведь она ежедневно подвергается непростым испытаниям: стрессам на работе, физическим недомоганиям и болезням, тревогам и страхам. Простые и практичные советы для сохранения внутреннего баланса, основанные на научном подходе, собраны в книге Кати Твердой.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курс безопасности для психики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Я хочу. Основной инстинкт

Итак, мы воспринимаем окружающий мир и можем использовать информацию о нём для того, чтобы успешно к нему адаптироваться и существовать. Что помогает ориентироваться в тех образах, которые ежесекундно подкидывает нам реальность? Для реакции на вещи или явления мы используем эмоции и желания.

Желание дает нам первичную информацию о том, полезна для нас вещь или вредна. По сути, мы желаем все, что для нас полезно и стремимся уйти от всего, что оцениваем, как вредное. Желательные объекты или события вызывают у нас приятные эмоции, нежелательные — отрицательные, остальные оставляют нас равнодушными. Это не мораль «хорошо или плохо», это наши инстинкты и рефлексы.

Важным свойством образов восприятия, в отличие от ощущений, является их комплексность. Действительно, по отдельным характеристикам предмета, полученным от органов ощущений, сложно сказать, полезен или вреден для нас какой-то предмет, а также хотим мы его или нет. Сложно сказать по описанию всего двух свойств, хочу ли я съесть что-то холодное и текучее? Мне, например, при упоминании такого сочетания ощущений воображение предлагает образы страшных морских гадов. А если при «подключении» глаз и ноздрей к восприятию окажется, что это всего лишь мороженое?

При составлении образа восприятия в работу включается наша память, которая подсказывает нам, воспринимали ли мы ранее какой-то похожий предмет или явление, и было ли оно для нас полезным. Большинство людей хотят есть сладкое именно потому, что молоко матери, которым они питались в детстве, имело сладкий вкус.

Процесс познавательной деятельности

Память также позволяет нам воспроизводить в нашей психике предметы и явления, которые мы не ощущаем здесь и сейчас, но хорошо запомнили их образы. Такие образы называются образами представления, которые мы строим или достраиваем себе сами. При этом наша реакция на ощущаемый (реальный) и представляемый (из памяти) образы — не отличается. Этот принцип работы психики открыл русский физиолог И. П. Павлов в ходе своих опытов. Собаке долгое время после звонка приносили пищу — у неё выделялась слюна как реакция на предстоящий обед. В какой-то момент пищу после звонка приносить перестали, а её реакция на воспроизводимый в памяти образ еды осталась, слюна продолжала выделяться. Таким способом у животных и у человека вырабатывается реакция на внешние обстоятельства, которую Павлов назвал условным рефлексом.

Память также позволяет нам формировать определенные поведенческие реакции в зависимости от ожидаемых характеристик знакомых нам образов — так работает механизм акцептора результата действия, который создает образ результата, который мы можем ожидать при взаимодействии с явлением или предметом (1955г., П. К. Анохин).

Закономерности восприятия, типичные инстинкты и рефлексы человека не являются секретным знанием, доступным лишь узкому кругу людей или ученых. Например, реклама многих товаров и услуг насыщена ловушками восприятия и часто делается с использованием природных рефлексов человека для привлечения внимания.

Чтобы обеспечить безопасность этого уровня психики, важно хорошо знать ловушки восприятия, а также природные и сформированные (условные) рефлексы, которые свойственны человеку. Обладая этим знанием, мы сможете проанализировать, каким рефлексам или ловушкам подвержены именно вы, и понимать, с какой целью эти ловушки применяются.

В течение жизни мы формируем у себя огромное количество рефлексов. В этой главе мы упоминали про причины любви к сладкому, но многие гурманы и ценители высокой кухни отличаются особенной любовью к солёным и даже кислым вкусам. Как это объяснить? Причина в том, что жизнь каждого из нас протекает по-разному, и гастрономические пристрастия будут зависеть от того опыта полезной и безопасной пищи, который мы получили в разных обстоятельствах. В одних регионах, чтобы сохранить качества продукта, продлить сроки хранения и не отравиться, его принято засаливать или засахаривать, в других — приправлять острым перцем или замораживать и т. д. Таким образом, для одного человека безопасным (а значит, желаемым и вкусным) продуктом будет сливовое варенье, для другого — замороженная рыба, для третьего — дыня, посыпанная перцем чили.

На примере различий во вкусах к пище легко увидеть, что рефлексы могут оказывать нам «медвежью» услугу, когда внешние обстоятельства меняются. Например, вы переезжаете в другую страну. У себя дома вы привыкли обращаться к полицейским или охранникам в общественных местах, чтобы спросить дорогу, и вам всегда помогали. Но что, если в вашей новой стране так не принято? Вы по инерции спросите человека в форме, как вам найти дорогу, а полицейский, возможно, даже обидится на такой вопрос, хотя вы не имели ввиду ничего плохого. Или если ваша первая любовь была голубоглазой блондинкой (любила кошек, каталась на скейте, пела романсы и т.д.), какова вероятность того, что вы обратите внимание на девушку, которая, возможно, вам также хорошо подходит, но обладает при этом другими яркими отличительными чертами?

Проанализируйте свои условные рефлексы на предмет релевантности к окружающей обстановке. Список можно начать словами:

«Для меня полезны _________ (бег по утрам, апельсиновый сок, сказки на ночь, когда меня кто-то обманывает и т.д.)»

«Для меня вредны __________ (ужины после 19.00, чтение без очков, управление мотоциклом и т.д.)».

Если ваши жизненные обстоятельства менялись, то вы легко сможете увидеть, что полезные для вас когда-то вещи или явления стали вредными, и наоборот. Например, в детстве вы занимались велоспортом, и интенсивные тренировки были для вас полезны, а сейчас из-за травмы колена вы рискуете остаться без возможности ходить, если продолжите в том же духе.

Минимальной корректировке в течение жизни подвержены природные рефлексы. С одной стороны, они делают нас похожими на животных, с другой — обеспечивают наше индивидуальное и коллективное выживание. Природных рефлексов у человека немного: пищевые, половые, оборонительные и ориентировочно-исследовательские. Но они очень сильно влияют на поведение. Вопреки расхожему мнению, какого-то одного основного инстинкта у человека не существует, нормальное функционирование каждого является критически важным условием для жизни.

Проанализируйте, как природные рефлексы проявлены в вашей жизни, а также в каких еще формах вы можете обеспечить их проявление. Подходит ли вам ваш рацион питания, или нужны корректировки? Участвуете ли вы в воспитании детей (не обязательно своих или кровных родственников)? Ощущаете ли вы себя в безопасности физически, или важно приложить усилия в этом направлении (от курсов самообороны до переезда в другое место жительства)? Чем живут люди вокруг вас и из вашего круга общения, интересны ли они вам и в какой мере вы разделяете их интересы?

Ловушек восприятия, наоборот, очень много, и они разнообразны. Рассмотрим некоторые из них, чтобы понять на примерах, о чем идет речь.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Курс безопасности для психики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я