1. книги
  2. Литература 19 века
  3. Константин Бясов

Статьи о литературе

Константин Бясов (2021)
Обложка книги

Статьи о русской и зарубежной литературе — о произведениях Горького, Ибсена, Кафки, Пинчона, Драйзера и др. В сборнике представлены работы разных лет с 2000-го по 2024 гг.

Оглавление

  • ***
  • Кафка и мы
  • История и вымысел в драме Ибсена «Кесарь и галилеянин»

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Статьи о литературе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

История и вымысел в драме Ибсена «Кесарь и галилеянин»

Вводные замечания. Хенрик Ибсен[i] в норвежской литературе занимает особое место, и это связано с тем, во-первых, что его наиболее известные драмы на слуху у всех и у каждого уважающего себя человека, и репертуар редкого театра обходится без его пьес (наиболее популярные из которых — "Пер Гюнт","Гедда Габлер"и др.); во-вторых, известность и авторитет Ибсена давно вывели его на т. н. наднациональный (или интернациональный) уровень, в связи с чем читатель Ибсена воспринимает данного автора прежде всего как крупного драматурга и поэта, а потом уже — как норвежского писателя. Несмотря на то, что подавляющее большинство драм Ибсена неразрывно связаны с родиной писателя, мы все же настаиваем, что Ибсен даже в большей степени является не норвежским писателем, нежели Юхан Борген, которого таким образом обозначила литературная критика[ii].

Мотивы Ибсена. Но сегодня мы обратим свое внимание отнюдь не на те драмы Ибсена, что уже давным-давно зазубрены наизусть всеми театральными актерами мира, но на ту одну, которая, во-первых, является самым крупным его произведением вообще[iii], и, во-вторых, является самым значительным в другом, еще более глобальном смысле, который побудил самого Ибсена назвать произведение"мировой драмой в двух действиях". Речь идет о прозаической драме Ибсена"Цезарь и Галилеянин"[iv], действие которой развертывается в середине четвертого века нашей эры — времена, конечно же, не самые далекие, но, тем не менее, они достаточно далеки, да простит меня автор, не только от момента возникновения понятия"норвежец", но даже"викинг","варяг"или"норманн"[v].

Спрашивается, чем же в таком случае привлекла автора данная тема, данный период истории, ведь до сих пор (то есть, до момента написания"Цезаря", если не считать небольшого произведения юношеских лет Ибсена"Катилина") и впоследствии исторический фон в драмах Ибсена чаще всего витал в норвежском воздухе девятнадцатого, а также ряда средневековых столетий (10 — 15 вв.)[vi]. Можно предположить, что он мотивировал себя традиционным для историков интересом — кризисные времена дряхлеющей Римской империи, и не за горами ее окончательное падение, поэтому хочется вникнуть в причины грядущей гибели некогда могущественнейшего государства, получше узнать о тех, кто скрывается под именем страшных"гуннов", а также"готов"и"вандалов"и прочее, прочее, прочее. Вот примерно так я бы обозначил сугубо исторические интересы относительно рассматриваемого периода, хотя на второе место после указанного я бы поставил религиозные кризисы и реформы — которые приобретают особую актуальность, когда христианин слышит имя"Юлиан", и его губы сами собой почти инстинктивно хотят продолжить — "Отступник"[vii].

Источники. Для большинства современных людей, более или менее знакомых с историческими фактами, император Флавий Клавдий Юлиан представляется одной из самых негативных, отрицательных фигур, и стоит, пожалуй, в одном ряду с другими"плохими"историческими личностями, такими как Нерон, Калигула, Коммод и мн. др. Каюсь, до поры до времени и я мнил нечто подобное. До той поры, пока не взял в руки одно из прекраснейших исторических произведений всех времен и народов"Деяния"[viii] одного из лучших писателей и историков античности — Аммиана Марцеллина[ix], современника рассматриваемых событий, в ряде которых он принимал непосредственное участие. Несмотря на то, что дошла до нас лишь небольшая часть произведения Марцеллина, все же на основании имеющихся данных мы можем сформировать определенное представление о времени правления не только Юлиана, но и его предшественника — Констанция[x], который просидел на троне свыше сорока лет, а также Иовиана[xi], сменившего на высшем посту империи погибшего в 363 г. Юлиана и мн. др. В общем, понятно, что Х. Ибсен без Марцеллина обойтись не мог, более того, он даже сделал его одним из героев своего произведения. Помимо основного источника, Ибсен мог почерпнуть знания из"Новой истории"Зосима[xii], кое-что взять из"Бревиария"Евтропия[xiii], и, разумеется, как протестант и христианин, он не мог не поверить, в связи с чем и воспользовался историческими"произведениями"христианских авторов — Евсевия[xiv], Сократа Схоластика[xv], Созомена[xvi] и др., хотя их подлинность весьма сомнительна (не в последнюю очередь потому, что они рисуют совершенно противоположную действительность, вступают в резкое противоречие с фактами, приводимыми Марцеллином, Евтропием и Зосимом[xvii]), в связи с чем до сих пор не прекращаются научные споры на эту тему. Ну и, завершая наш экскурс, посвященный источникам, необходимо добавить, что изысканные речи и сочинения самого философа-императора Ибсен не мог не использовать; то же относится и к крупнейшему софисту и ритору тех времен — Либанию[xviii], множество текстов которого дошло до наших времен; возможно также, что Ибсен обчитался"заумными"произведениями еще одних героев своей драмы — т. н. отцов церкви — Василия Кесарийского[xix] и Григория Назианзина[xx].

Драма была задумана Ибсеном в 1864 г. Во время своего четырехлетнего пребывания в Риме (1864 — 1868) драматург собрал значительный исторический материал, однако начал писать произведение только в 1871 г. Спрашивается, зачем Ибсен ездил в Рим, если многие данные можно получить, так сказать, не выходя из дома? Но не спешите с выводами, друзья-товарищи, поскольку даже сегодня, в наш информационный век, на наш с вами, многомиллионный русский язык переведены далеко не все произведения[xxi] и источники, относящиеся к интересующему нас периоду — что же тогда говорить о норвежском восьмимиллионном сейчас и еще более скудном во времена Ибсена? С другой стороны, даже если Ибсен желал просто почувствовать некий исторический дух (побывать, так сказать, в шкуре эпохи), то почему он не поехал в Константинополь (Стамбул), где и происходили те знаменательные события, ведь Рим[xxii] еще до рождения Флавия Клавдия Юлиана уже успел потерять свое не только столичное, но и экономическое значение, хотя и оставался миллионным городом, своего рода культурно-религиозной цитаделью государства.

Структура и содержание произведения. Как уже было сказано выше, драма"Цезарь и Галилеянин"состоит из двух крупных частей, каждая из которых включает пять действий. Первая часть называется"Отступничество Цезаря", где поэтапно просматривается взросление будущего властителя, его возмужание: Юлиан впервые показывается в драме слегка робким, девятнадцатилетним юношей, примерным, но сомневающимся христианином, спустя же двадцать лет, то есть уже к концу первой части цезарь становится уверенным в себе человеком, твердо избравшим свой, языческий путь.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ***
  • Кафка и мы
  • История и вымысел в драме Ибсена «Кесарь и галилеянин»

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Статьи о литературе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я