Самовоспоминание: путь к безусловной любви. Руководство пользователя

Красный Ястреб, 2015

Главной целью таких техник, как самонаблюдение и самовоспоминание, с которыми вас познакомит Красный Ястреб – философ, поэт и последователь учения Четвертый путь, – является встреча со своим подлинным «Я». Однако эта встреча угрожает эго, раздувающему чувство нашей важности и зовущему к «успешному успеху» – вместо понимания себя и своих истинных потребностей. Эго делает все, чтобы защитить себя, – сбегает, игнорирует и отрицает действительность. Лишь бы мы не присутствовали во всей полноте настоящего момента и не могли осознать безнадежность наших попыток заставить себя измениться. Парадоксальным образом – перестав убегать от себя и научившись безоценочно принимать внутреннюю и внешнюю реальность, какой бы удручающей или даже отталкивающей она ни была, – мы открываем для себя путь к изменениям. Начинаем видеть, где и когда ум лжет нам, завлекая на новый круг старых сценариев, и становимся способны избежать его ловушек. Прочитав книгу и начав практиковать, вы будете поражены, как изобретательно может быть эго в попытках помешать вам оказаться там, где вы, казалось бы, уже находитесь, – в настоящем мгновении. Но оно того стоит.

Оглавление

Глава 4

Кайя-садхана: подружиться с дьяволом

Просветление — это наивысший расцвет сознания. Оно может произойти, только когда вы укоренены в теле, но не может остановиться на теле. Вы должны двигаться внутрь, должны выйти за пределы тела. Ваши корни должны находиться в теле, а ваши крылья — в душе.

Ошо. «Дхаммапада», 141

Все духовные переживания — это физические ощущения, четко распределенные в теле… Что игнорировать нельзя, так это различные категории впечатлений (самскар), своего рода ударов, постоянно сыплющихся на нас извне. Мы живем благодаря этим впечатлениям так же, как и благодаря воздуху, которым дышим, или еде, которая питает нас. Мы должны научиться распознавать эти впечатления… Что представляет собой истинная духовная дисциплина? Это известный ритм гармонизированного тела. Тут все и вся. Нет ничего более материального, чем использование тела для обретения правильного ощущения Бога… Благодаря духовной дисциплине все тело становится вместилищем божественных ощущений.

Шри Анирван, 5-6

Кайя-садхана означает садхану[27] в теле и чаще всего ассоциируется с баульским путем садханы. Баулы составляют бенгальскую общину странствующих менестрелей и нищих, для которых музыка, танцы и попрошайничество — образ жизни. Мой собственный гуру, мистер Ли, обучал нас духовному пути баулов, а также Четвертому пути и дзен-буддизму. Для развития сознания в целом, а не только какого-то одного его центра очень важно перенести практику в тело, ниже шеи. Чтобы практика самонаблюдения достигла этапа преображения, когда человек перестает отождествлять себя со структурой эго, особенно с интеллектуально-эмоциональным комплексом, самонаблюдение должно исходить из какого-то места в теле, а не из ума. Нельзя наблюдать за умом с помощью ума — в эту ловушку попадают многие практикующие, и я не стал исключением. Чтобы правильно наблюдать за работой ума, внимание следует поместить в точку тела вне его. Это подсказывают будничная логика и здравый смысл.

Согласно учению кайя-садханы, переживания в процессе визуального отождествления со структурой эго должны происходить в теле. Местом в теле, которое я счел идеальным для объективного наблюдения в моем случае, стала область живота вокруг солнечного сплетения/сердечного центра… Именно там. Если самонаблюдение происходит только в уме, но не в теле, я думаю о наблюдении, а не наблюдаю. Я представляю, что работаю, и отождествляюсь с мыслью о работе. Необходимо найти объективное положение тела, наиболее благоприятное для объективного наблюдения за интеллектуально-эмоциональным комплексом.

Где в теле находится такое место, в котором внимание с наименьшей вероятностью будет захвачено и поглощено структурой эго? И где это место, в котором я могу наиболее последовательно и объективно исследовать интеллектуально-эмоциональные функции без отождествления? «Ищите, и найдете», — призывают Евангелия. Это одно из значений.

Чтобы самонаблюдение принесло пользу, оно должно происходить в теле, в ощущениях, в чувственном восприятии всего тела — это базовый сознательный переход первой стадии.

Во мне, какой я есть сейчас, между умом и телом нет связи. Именно из-за этого разъединения я постоянно отождествляюсь с интеллектом и потому остаюсь в плену у него, с его непрерывным потоком оценок и негативными фантазиями. Результатом отсоединения от тела является страх. Нас никогда не отпускает фоновая тревожность, которая иногда перерастает в сильнейшее беспокойство, причем все это происходит в голове. Чтобы наблюдать бдительно и без отождествления, нужно прибегнуть к помощи тела — для закрепления и укоренения наблюдения. Ощущения предоставляют недостающее звено, необходимую связь между умом и телом. Ощущения становятся ключом к самонаблюдению ниже шеи. Они соединяют интеллектуальный центр с телом, в частности с инстинктивным центром, из которого возникает ощущение. Садхана становится кайя-садханой только тогда, когда она протекает в теле, поскольку тогда тело может поглощать и преобразовывать энергию того, что возникает, а внимание не тратится на отождествление. Если внимание сосредоточено в области живота, я получаю возможность оставаться с тем, что проявляется, и воздерживаться от отождествления.

Я не хочу вводить читателя в заблуждение, внушая ему, будто солнечное сплетение — это единственное или даже лучшее место для концентрации внимания. Мне подошла область солнечного сплетения, а вы можете найти другое место в своем теле, которое больше подходит для решения вашей задачи, что вполне нормально и означает, что вы ищете, исследуете и думаете самостоятельно, не веря никому на слово, в том числе и мне. Чтобы уверенно ступать по своему духовному пути, нужно то и дело все проверять и перепроверять самому независимо от того, сколь велик и почитаем гуру или мастер, говорящий о дхарме (см. главу 10 «Солнечное сплетение», где более подробно объясняется, почему это место может быть подходящей отправной точкой для поиска центра внимания в теле).

Кроме того, в течение всего дня я активно стараюсь поддерживать связь между умом и телом. Эта коммуникация поддерживается путем сосредоточения внимания на телесных ощущениях, чувственном восприятии тела из положения ниже шеи. В этот момент человек вновь становится целостным, перестав быть мозгом без тела. Самость становится чем-то бо́льшим, чем просто понятие. Только тогда может происходить настоящее самонаблюдение. Только тогда может иметь место настоящее обучение. Теперь ум практично, эффективно и конструктивно использует свои энергии, не забывая устанавливать эту связь. На этом этапе именно Существо сознательно направляет внимание, создавая условия, в которых может происходить обучение.

Оставайтесь в неведении

Вот полная первая стадия самовоспоминания: прямая спина; сознательное направление внимания на область солнечного сплетения; чувственное восприятие дыхания и всего тела; расслабление тела. Теперь наблюдайте. Тело учится учиться. Такова позиция пробужденного. Запомните, что при расслаблении тела не следует сутулиться, у вас должна быть прямая спина без избыточного напряжения — для полной сознательности, бдительности и осознанности. Расслабление тела также может подразумевать отсутствие отождествления и неуместных эмоций.

Как только я узна́ю об этом, возможностям для обучения не будет конца. Обучение должно быть бесконечным. Учиться следует с позиции «Я не знаю» или «ум начинающего» (сесин — понятие из дзен-буддизма). Только в этом состоянии можно «творить из ничего» (американский философ Вернер Эрхард, придумавший ЭСТ-тренинг). Как только ум говорит «Я знаю», обучение прекращается. Но когда внимание активно задействовано в коммуникации с телом через ощущения ниже шеи, больше не находишься в известном, то есть в памяти, где хранится прошлое или известное, а пребываешь в «сейчас» своего тела, которое невозможно познать, а можно только пережить. Никто не знает, что принесет следующий миг. Это можно только переживать, вновь и вновь, сейчас. Пребывание в неизвестном порождает определенную внутреннюю тревогу, от которой ум пытается убежать обратно в известное, привлекая отождествление внимания. Однако мой опыт показал, что тревога и тяготы вызывают безотлагательность и необходимость. Тревога — это мощная движущая сила, в то время как пребывание в том, что известно разуму, порождает своего рода застой, летаргическую иллюзию безопасности и лень, когда мы не хотим ни видеть, ни чувствовать. Пребывание в неизвестном вызывает необходимость быть еще более бдительным, остерегаться соблазнов и искушений «персоны». В этот самый миг интуиция заменяет интеллект. Это и есть обучение. Если я готов учиться, что меня остановит?

Отождествление с наблюдаемым останавливает процесс обучения. Отождествление — это внимание, захваченное объектом.

Теперь вместо свободного внимания, способного к обучению, имеет место «Я есть то», отождествление. «Я», то есть внимание, захвачено и больше не может учиться. Оно больше не находится в «сейчас» тела. «Я», то есть присутствие и внимание, потеряло связь.

Отождествление — это отлучение ума от телесных ощущений. Будда говорит: «Вся жизнь есть страдание. Все страдания вызваны желанием». Отождествление, разрыв связи между умом и телом, — это желание. Прервав отождествление, восстановив связь, мы тотчас покончим с механическими страданиями. Отождествление всегда происходит с тем, что известно, то есть с памятью или личной историей. Когда я нахожусь в «сейчас» моего тела, моя самость свободна от личной истории. В шаманской традиции именно это понимают под стиранием личной истории. Только тогда жизнь реальна. Только тогда мы можем получить помощь от нашего Творца.

Так или иначе, если я искренен в своем стремлении присутствовать, я постепенно осознаю, что не могу сохранять присутствие даже в течение короткого периода времени. «Я» вновь и вновь пленяется силой личности. На самом деле меня захватила жизненная сила во мне, которая хочет проявиться в форме мысли, эмоции или движения как «персона», представляя собой набор воспоминаний или личную историю. Я захвачен этой силой, потому что хочу быть, потому что боюсь не быть. Эту силу личности я принимаю за себя, поэтому мне просто страшно быть кем-то другим, кроме этой «персоны». Мне не хватает выдержки быть продолжительное время чем-то отличным от этого. Внутри меня нет места сразу для двух вещей: стремления проявить себя как личность и желания присутствовать в текущем моменте. Если удерживать и то и другое, сразу «да» и «нет», то возникнет внутренний жар или трение, намеренное страдание, осознанный момент. И тогда я снова погружусь в отождествление. Но если я сумею оставаться достаточно сознательным, чтобы наблюдать за собой и вспоминать себя, тогда в процессе отождествления (ви́дения и ощущения относительно происходящего во мне сдвига) во мне сформируется сильное впечатление. Именно запас таких впечатлений укрепляет мое желание присутствовать. Мадам де Зальцман учит нас:

Чтобы приложить необходимые усилия, я должна понять, что нахожусь в плену. Я должна увидеть, что я машина, познать себя как машину и помнить об этом, когда действую как машина. Моя цель — познать на прямом опыте свою механичность и никогда не забывать об этом.

«Реальность бытия», 88

Сейчас самое время начать практиковать еще одну внутреннюю остановку («Стоп!») и осмыслить все вышесказанное.

Дневник самонаблюдения

Если вы хотите следовать этой идее отождествления, своего «пленения», когда силитесь сохранять присутствие, в «сейчас» своего тела, тогда вам, возможно, стоит задуматься о ведении дневника самонаблюдения, по крайней мере какое-то время… Вам решать, как долго. В этом дневнике можно отмечать определенные впечатления, некоторые подмеченные вами внутренние образы и еще кое-что внутри себя: к чему легче всего, охотнее и чаще всего притягивается мое внимание, когда я сижу или пытаюсь сохранять присутствие? Бывают ли у вас моменты, например за накрытым столом [как бывает в моем случае], когда вам особенно трудно и даже невозможно сохранять присутствие (рядом с матерью или отцом, сестрой или братом, с какими-то другими людьми)? Эти люди могут прийти вам на помощь. Вместо того чтобы увязнуть в ловушке своих оценок, вы можете увидеть дверь, возможность использовать их присутствие, чтобы вспомнить себя, вернуться к дыханию и сознательно расслабить тело. Вот так. Возможно, вам имеет смысл держать этот дневник рядом с собой, когда вы сидите в медитации, чтобы по ее окончании вы могли записать непосредственные впечатления от того, что только что увидели. Это может быть небольшой блокнот на спирали, который можно носить в кармане или сумочке, чтобы он всегда был под рукой и вы могли обращаться к нему в течение дня. Затем вечером, когда вы будете расслаблены и не перегружены делами, подведите итоги дня. Прочтите свои заметки. Подумайте о том, что открылось вам в процессе самонаблюдения о ваших будничных привычках касательно настроения, установок и коммуникации с телом, а также ваших взаимоотношений с другими людьми.

Сдвиг в контексте

Этот сдвиг в месте внимания, перемещение его ниже шеи, откуда можно наблюдать, позволяет изменить контекст. Когда внимание расположено в животе, в области солнечного сплетения, и сосредоточено на телесных ощущениях, мы не находимся под влиянием личной истории, которая хранится в головном мозге, в функции памяти, а также в эмоциях. Эти два фактора работают вместе симбиотическим образом, формируя то, что я называю интеллектуально-эмоциональным комплексом. Итак, мы наблюдаем вне контекста своей личной истории, не отождествляясь с ней. Это и есть «ум начинающего». Я действую за пределами области известного — значит, я начинающий. В результате все, что возникает в мыслительном или эмоциональном центрах, не связывается автоматически с личной историей. Я не отождествляю себя с нею. А если я делаю это, то формируется реальное впечатление, способное помочь мне. Я постепенно прихожу к пониманию того, какие бессознательные силы очаровывают и порабощают меня.

В области солнечного сплетения личная история нейтрализуется, и тогда за функциями биологического инструмента можно наблюдать более объективно. Ум начинающего не затуманен личной историей. Главная задача такого разума состоит в том, чтобы сосредоточить внимание ниже шеи. Но нужно поддерживать наблюдение в теле, в зоне чувственного восприятия. Здесь находится база для наблюдения. Это и есть прибежище. Прибежище — это безопасное место. Кайя-садхана представляет собой протекание садханы в безопасном месте, в котором можно не отождествляться с тем, что возникает. Тогда садхана становится объективным опытом: мы наблюдаем без отождествления. Или же мы наблюдаем отождествление, тщательно изучаем его и начинаем собирать более осознанные впечатления от процесса отождествления и накопления этих впечатлений, которые укрепляют наше желание присутствовать. Затем я нацеливаюсь на эту более высокую и тонкую часть себя и устанавливаю связь с той жизненной силой, которая требует отождествления. В стремлении сохранять присутствие в «сейчас» нашего тела имеет место коммуникация, связь между высшим и низшим. Мы стремимся увидеть и почувствовать их вместе, чтобы они познакомились друг с другом, а не разделялись. Мы должны вернуть себе внутреннюю гармонию.

Главная черта и слепое пятно

Когда «Я есть» в теле находится в святилище и сосредоточено на ощущении, главная черта[28] (или то, что я называю слепым пятном[29]) нейтрализуется. На языке Четвертого пути это называют примиряющей силой. [Примечание. «Я Есть» — это имя, которое многие традиции, включая христианство, дают внутреннему Существу. В Библии это одно из имен Бога.]

Меня будут вытаскивать из прибежища вновь и вновь, что неизбежно. Но в таких случаях я, вспомнив себя, начну сначала, возвращусь в прибежище, почувствую тело и стану наблюдать.

Главная черта, или слепое пятно, — это кукловод, «дьявол», тот, кто дергает за ниточки и под чью дудку я танцую. Отождествление с его уловками — это то, от чего зависит жизнь этого кукловода. Его уловки механические, привычные, повторяющиеся, их количество ограниченно. У моего слепого пятна, моей главной черты ненависти к себе, уловки старые и хорошо известные. Главная черта — это «дьявол». Она коренится в страхе. Дьявол — это страх. Любой выход из прибежища становится проявлением главной черты, или «танцем с дьяволом». И разве может быть иначе? Главной чертой является механическая конструкция, поэтому она предсказуема: она всегда возвращается в исходное положение. Таким образом, Бог, который есть любовь, и дьявол, который есть страх, находятся в постоянном напряжении в теле.

Что примиряет это напряжение, эту непрекращающуюся борьбу, так это внимание, расположенное в брюшной области солнечного сплетения (или в той точке, которую вы открыли для себя) и сфокусированное на ощущениях.

«Дьявол», или «главная черта», или «слепое пятно», или «судорога» напоминают мне формулу «Просто это» из учения мистера Ли или «принятие того, что есть, как оно есть, здесь и сейчас» из учения Арно Дежардена; вопрос «Кто я?» (Рамана Махарши) или «Кого я обманываю?» (школа мистера Ли); памятование (воспоминание о себе, о другом и о гуру или Боге). Оказание услуг — законная функция дьявола, что служит мне напоминанием о необходимости установить связь с телом, восстановить связь с настоящим мгновением. Таким образом, дьявол призывает нас практиковать. Уловки, которыми пользуется главная черта, кроются в лишнем мышлении, неуместных эмоциях и избыточном напряжении в теле. Когда человек находится в состоянии присутствия и внимания ниже шеи и связан с ощущениями, за мыслью легче наблюдать, и с ней становится непросто отождествиться. И не так легко попасться на уловку. Почему?

Потому что каждый сам видит отождествление с мыслью и эмоцией и бесконечно страдает от него. Я отождествил себя, свою жизнь, свою природу с главной чертой. Вот почему это главная черта определяет, кем я себя считаю. Ее сила заключается в отождествлении. Она желает удерживать внимание мертвой хваткой и потому требует, чтобы я постоянно отождествлялся с нею.

Но дьявол негибок, потому что он механичен: его уловки отслеживаются, а это означает, что их можно наблюдать, а затем предугадывать, поскольку они автоматические, привычные, повторяющиеся. Они всегда действуют одинаково, поэтому их можно тщательно изучить и начать предсказывать их поведение. Так, мы могли бы мгновенно распознавать, какие мыслительные паттерны ведут к определенному результату, соотносить эмоциональные паттерны и манеры, находить среди телесных поз и напряжений источники тех или иных мыслей и эмоций. Эти уловки притягивают к себе внимание подобно поплавку рыбака, приманивающего рыбу. Здесь процесс «ловли рыбы» проявляется в форме лишнего мышления, неуместных эмоций и избыточного напряжения в теле. Эти функции всегда ведут в одно и то же место — в логово главной черты, где поглощается внимание. Она питается вниманием. Она требует внимания. По развитию это маленький ребенок, полный страхов и потому всегда требующий внимания, чтобы чувствовать себя в безопасности. Маленький ребенок постоянно требует внимания, потому что не чувствует себя защищенным. По этой причине он хочет находиться под присмотром доминирующего вожака, чтобы быть спокойным за себя. Это классическое поведение млекопитающих. Арно Дежарден учил, что неудовлетворенные потребности ребенка становятся желаниями взрослого.

Я не хочу судить себя строго, когда вижу, что не могу удерживать внимание в теле. Это ловушка эго. Я танцую с Богом и дьяволом. Меня тянет то в одну сторону, то в другую. У меня нет силы воли, чтобы сопротивляться этому. И все же, если я ясно увидел и почувствовал это постоянное напряжение и движение во мне, то я могу как-то сопротивляться этому колебанию, потому что, сопротивляясь ему, лучше вижу и чувствую его. Я начинаю понимать его лучше, яснее.

Сопротивляясь желанию покинуть настоящее мгновение, можно начать замечать мысли и эмоции до того, как они перейдут от импульса к активному мышлению и проявлению эмоций. Можно обнаружить притяжение отождествления и то, как, когда и почему ты попадаешь в ловушку и увязаешь в ней. Но я уже давно не знаю, как, когда и чему сопротивляться, и я недостаточно хорошо знаю себя, чтобы понять, что я хочу угодить в ловушку. Терпение, терпение. Эта практика развивает терпение даже у такого раздражительного и нетерпеливого человека, как я. Нельзя поверить даже в то, что ты отождествился с различными «Я», потому что не веришь, что ты и есть эти самые различные «Я». Дело в том, что мы считаем себя всегда одним и тем же «Я» и потому в течение всего дня не выходим из их круговорота, с каждой мыслью и эмоцией. И у нас есть убеждение, что это «Я» всегда и во всем одно и то же. Таким образом, мы наблюдаем для того, чтобы познать себя.

Однако, поскольку главная черта, мой личный дьявол, представляет собой механическую конструкцию, состоящую из одних и тех же бесконечных, привычных, повторяющихся паттернов, то можно путем скрупулезного самонаблюдения без отождествления (то есть без оценивания) начать распознавать эти шаблоны. Такого рода наблюдение является работой, причем нелегкой. Помните, что эту главную черту также называют слепым пятном, поскольку она скрывается за некоторыми «Я», определенными мыслями, эмоциями и позами. В моем случае я все лучше узнаю паттерны, которые ненависть к себе использует для привлечения внимания. В этом и заключается наше благоприятное положение — ведь мы можем стать сознательными и действовать исходя из сознательного выбора. Слепое пятно на это неспособно. Можно принять решение присутствовать в «сейчас» тела. Можно ознакомиться с ограниченным набором мыслей и эмоциональных привычек слепого пятна. Когда я начинаю осознавать, каким образом я то и дело попадаю в плен одних и тех же шаблонов, страдание приобретает новый вкус: я вижу, кто я, когда отождествляю себя с главной чертой. Я вижу, что сам являюсь источником своих страданий, что больше некого винить. Я выбираю отождествление, потому что люблю известное, которое для механического ума является единственной защитой. Я знаю паттерны, поэтому из страха предпочитаю оставаться в них. Я не доверяю тому, чего не знаю. Я не доверяю ничему и никому, кроме дьявола. Поэтому я не доверяю любви, которую никогда нельзя познать, а можно только пережить. Любовь есть Бог. Бог неизвестен. Его можно пережить только в настоящем моменте, в его единственной обители.

Чтобы справиться с некоторыми из этих «Я», с которыми я глубоко отождествляю себя, мне пришлось обратиться за профессиональной помощью. Мистер Ли советует: «Ты всего лишь человек, не стесняйся обращаться за помощью». Я так и делаю. Если мы верим, что должны выполнять свою работу в одиночку, значит, мы в ловушке. Я работаю над своей коммуникацией для того, чтобы заявить о своем праве по рождению, то есть о правильных отношениях с самим собой, окружающими и нашим Творцом.

Перейти от желания к цели нам поможет дьявол

В то же время этот новый уровень страдания, вызванный последовательной практикой самонаблюдения/самовоспоминания, порождает в центре чувств то, что в работе называется желанием. Желание сознательно: оно объективно и берет начало в чувстве. С учетом того, что я добровольно беру на себя то, что в работе называется намеренным страданием, самонаблюдение в теле ниже шеи становится истинной кайя-садханой. Здесь происходят развитие и фокусировка внимания из интеллектуального центра, появляется связь с ощущениями из инстинктивного центра и страстное желание, возникающее из-за страдания в эмоциональном центре. На этом этапе самонаблюдение представляет собой внутренний процесс с тремя центрами, где все эти центры (интеллектуальный, эмоциональный, двигательный) работают гармонично и слаженно, не борются друг с другом и не крадут постоянно друг у друга энергию.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самовоспоминание: путь к безусловной любви. Руководство пользователя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

27

Садхана — духовная практика; санскритский термин, которым в индуизме и буддизме обозначают духовную практику и который также можно перевести как «средство для достижения чего-то».

28

Главная черта в терминологии Четвертого пути — это основная психоэмоциональная черта, вокруг которой строятся психология человека и его ложная личность. В этой книге она также обозначена как слепое пятно, потому что остается невидимой для всех, кроме самых искренних и проницательных практиков самовоспоминания/самонаблюдения.

29

Слепое пятно — см. Главная черта.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я