Эдда была старшим и любимым ребенком итальянского диктатора Бенито Муссолини, женой графа Галеаццо Чиано, министра иностранных дел Италии, и одной из самых влиятельных женщин Европы 1930-х годов. Невероятно сильной духом, крайне умной и обаятельной, этой женщине пришлось пройти через колоссальные трудности и утраты: расстрел мужа по приговору отца; отречение от диктатора-отца и его политических взглядов; побег в Швейцарию; заключение под стражу и ссылка по обвинению в пособничестве фашистам; дальнейшая жизнь с клеймом на всей семье. Эта книга посвящена не только трагической истории Эдды Муссолини (Чиано), но и истории Италии и ужасающей силе фашизма, тому, как беспрепятственно он закрепился в стране, ослабленной войной, и на континенте, погрязшем в хаосе и отчаянно стремящемся к миру. Книга основана на архивных материалах, некоторые из которых были недавно опубликованы, а также мемуарах и интервью. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дочь Муссолини. Самая опасная женщина в Европе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Предисловие
Семейным домом Муссолини была вилла Карпена.
Покрытое штукатуркой коричнево-желтого цвета квадратное здание прячется за железными воротами, украшенными двумя огромными скульптурами орлов с раскинутыми крыльями. Находится оно в окрестностях города Форли в области Эмилия-Романья на севере Италии, недалеко от деревни Предаппио, где родился и рос Муссолини. Жена дуче Ракеле жила на вилле вплоть до своей смерти в 1979 году. Теперь здесь музей, на территории которого есть и нечто вроде парковки подержанных автомобилей. В течение многих лет по мере обнаружения сюда свозились принадлежавшие семье транспортные средства: проржавевшие машины и велосипеды; трактор, на котором Муссолини с гордостью разъезжал, когда изредка приезжал сюда отдыхать от государственных дел в Риме; даже небольшой самолет, за штурвалом которого он однажды летал.
В заброшенном и заросшем саду проложены тропинки, обрамленные белыми камнями, на каждом из которых высечено имя одного из ближайших соратников Муссолини по Фашистской партии. Между тропинками стоят натуральной величины статуи в стиле классицизма. Тут же миниатюрный каменный домик, в котором играли дети; скамейки, на которых сидели Муссолини и Ракеле; надгробные плиты на могилах принадлежавших семье собак и кошек. В сувенирном магазине можно купить многочисленные предметы с атрибутикой Муссолини: кружки, тарелки, фартуки, ножи и даже чайники с выгравированной на них фашистской символикой; бюсты дуче в сотне самых разнообразных героических поз; копии шляп и кепи, которые он носил; книги и картины в рамках. В нише у входной двери стоит статуя обнаженной римской матроны со снопом пшеницы в руках. Несколько лет назад в саду поселили пару павлинов, теперь их многочисленные потомки, некоторые из них чисто белого цвета, откуда-то из-за деревьев оглашают сад пронзительными зловещими криками.
Но настоящее святилище культа, насчитывающего теперь уже почти столетие, — сама вилла. Когда в 1950-е годы Ракеле позволили здесь поселиться, она посвятила себя восстановлению имущества, расхищенного в последние месяцы войны. Восседая в установленном у ворот кресле, она терпеливо ждала подношений, которые смиренно сносили в дом соседи: тарелки, швейная машинка, чашка. В узком коридоре, рядом с примитивным коммутатором, на котором помощники Муссолини принимали адресованные ему телефонные звонки, стоит его мотоцикл. В тесном темном кабинете можно увидеть его кепи, медали, награды, ручки и чернильницы. В восстановленной кухне Ракеле вручную раскатывала на известняковой столешнице тесто для пасты, на стенах развешены мерцающие тусклым блеском медные горшки и кастрюли. Все темное, убогое, покрытое толстым слоем пыли; сквозь маленькие, закрытые деревянными решетчатыми рамами окна едва пробивается свет.
На втором этаже — спальни, на двери каждой — имя одного из детей Муссолини. В спальне Муссолини и Ракеле на кровати лежит, как бы дожидаясь возвращения хозяина, один из его многочисленных мундиров защитного цвета с феской и кинжалом. Первая из спален — выходящая окнами во двор комната Эдды, его старшей дочери и любимицы. На кровати — белое хлопчатобумажное покрывало, на подушке — кукла в отделанном рюшами платье, с потертым керамическим лицом. В шкафу 30-х годов стиля ар-деко — несколько платьев Эдды, все яркой расцветки, с широкими плечами и узкой талией. Такие платья она носила уже взрослой женщиной, превратившись в образец для подражания модниц фашистской Италии. На туалетном столике всевозможные дешевые украшения и безделушки, приобретенные, по всей видимости, на близлежащих деревенских ярмарках.
На каждой стене этого затхлого, холодного дома, в каждой комнате, в каждом коридоре вплотную одна к другой развешаны фотографии: семья за обеденным столом, на улице, за занятиями спортом — на велосипедах, верхом на лошадях, в спортивных автомобилях; старшие мальчики в форме пилотов, томные девушки в цветастых платьях. Ракеле стреляет по голубям. Они улыбаются, хмурятся, выглядят серьезно, смеются; они женятся и выходят замуж, развлекаются на вечеринках и вскидывают руки в фашистском приветствии. У молодой Эдды — ей на этом портрете едва за двадцать — красивое лицо с суровым недоуменным взглядом.
Вилла Карпена — не единственное место паломничества тех, кто интересуется Муссолини и его семьей. Соседний Предаппио из бедной, захудалой крестьянской деревушки превратился в цветущий центр туризма; школа, в которой работала учительницей мать Муссолини Роза, тоже превращена в музей; побывать можно и в тесных обшарпанных комнатках дома, где родился дуче. Поблизости, на кладбище Сан-Кассиано, — фамильный склеп. Каждый год 28 октября ностальгирующие по фашистскому прошлому итальянцы приходят сюда отметить годовщину рождения фашизма и с флагами и знаменами проходят парадом по главной улице Предаппио. Сувенирная лавка, в которой продаются примерно такого же рода вещи, что и на вилле Карпена, процветает. Наряду с бюстами дуче и ножами здесь можно купить и «Майн Кампф» Гитлера, и нацистскую символику. Ничто из этого в современной Италии не запрещено, такие места паломничества воспринимаются как неотъемлемая часть культурного и политического наследия страны. Тысячи и тысячи людей приезжают в Предаппио каждый год, некоторые из столь далеких мест как Япония и Австралия, а итальянцев привозят сюда со всей страны специальные автобусные туристические маршруты. Совсем недавно, 28 октября 2022 года, здесь торжественно отмечалось 100-летие исторического Марша на Рим.
И сегодня, столетие спустя, в Италии нелегко забыть годы фашизма. Муссолини посвятил много времени и сил насаждению фашистской идеологии во внешний облик и пейзаж страны. Новая эра национализма, шедшая рука об руку с возрождением величия Древнего Рима, запечатлена в жилых домах, спортивных сооружениях, офисных зданиях, во всем облике целых городов. Избавление страны от этой монументальной, устрашающего вида архитектуры из известняка, травертина и мрамора было после Второй мировой войны признано непрактичным, и Союзническая контрольная комиссия рекомендовала снести лишь «эстетически уродливые» здания и разрушить бюсты и памятники диктатору. Большую часть усилий и энергии Комиссия направляла на ограничение влияния Коммунистической партии, и в пришедший к власти межпартийный блок христианских демократов входили многие бывшие фашисты. За минувшие годы фашистская архитектура стала считаться интересной и важной частью модернизма. В 2015 году модельный дом Fendi перевел свою глобальную штаб-квартиру в бывший Дворец итальянской цивилизации в выстроенном в годы фашизма и подавляющем своей архитектурой Квартале всемирной выставки между Римом и Остией. Квартал заполнен сверкающими белизной арками и рядами обнаженных мраморных скульптур в натуральную величину.
Девятнадцать месяцев существования муссолиниевской Республики Сало на озере Гарда — между свержением диктатора и капитуляцией Италии перед союзниками в октябре 1943 года и полным освобождением страны в апреле 1945-го — Муссолини с семьей жил в построенной в конце XIX века вилле Фельтринелли, здании розового цвета с зубчатыми стенами и башенками. Неподалеку, на очаровательной вилле Фиордализо, среди оливковых и лимонных рощ, жила последняя любовница дуче Кларетта Петаччи. В этих виллах сохранились окна венецианского стекла, мозаичные полы и стены из жженой сиены и теперь они превращены в пятизвездочные отели. Комната, бывшая в свое время спальней Муссолини и Кларетты, зарезервирована, как говорят, на многие годы вперед.
Окружавший и поддерживавший Муссолини все годы его пребывания у власти культ жив в этих местах. Его слова и его образ находят отклик у людей, недовольных нестабильностью. За послевоенные годы в Италии сменяли друг друга 66 правительств, каждое из которых оставалось у власти в среднем 15 месяцев. А кроме самого Муссолини, никого другого итальянцы не вспоминают с таким теплом, как его старшую дочь Эдду. Ей было двенадцать лет, когда Муссолини пришел к власти, потом Эдда вышла замуж за его министра иностранных дел Галеаццо Чиано и в течение 30-х годов и потом, в годы войны, стала вместо матери, охотно уступившей ей эту роль, воплощением того, кем должна быть подлинно фашистская девушка и женщина. Роль эта, впрочем, оказалась обманчивой.
Я отправилась на поиски Эдды. Я нашла ее в кинохронике, в столь любимых итальянцами глянцевых иллюстрированных журналах, в библиотеках и архивах, в воспоминаниях и автобиографиях, включая ее собственную и многих других членов клана Муссолини. Однажды, по ее стопам, я приехала в таверну XVII века в деревушке Кантале на границе между Италией и Швейцарией. Называется таверна «Мадоннина», и, по преданию, однажды здесь менял лошадей Гарибальди, бежавший из ссылки после того, как его приговорили к смерти за участие в восстании в Пьемонте.
На втором этаже, в конце темного коридора, на одной из дверей я увидела табличку, которой здесь совершенно не ожидала: «Квартира Эдды Чиано». За дверью было несколько комнат, в которых Эдда провела ночь 9 января 1944 года, скрываясь от преследующих ее нацистов. Большая спальня и прилегающая к ней гостиная за эти годы не изменились: мебель ар-деко в египетском стиле, кровать со стойками из светлого красного дерева и выкрашенные в синий и темно-красный цвет стены. В глубине комнаты огромная железная ванна. Номер Эдды пользуется огромным спросом и стоит вдвое дороже остальных в этой гостинице.
Эдда была не только любимым дитя Муссолини и самой яркой, экзотической звездой фашизма. Она невероятно похожа на отца: тот же пронзительный, гипнотический взгляд, такая же эксцентричная, умная и живая натура. Воля у нее, как и у отца, была железная. Знаменитой Эдда стала в девятнадцать и в течение тринадцати лет была на переднем плане режима, временами самым близким доверенным лицом отца, его единственным другом. В то же время она никогда не желала мириться с культом мужского шовинизма, укреплявшимся с каждым годом фашистской диктатуры. Власть увлекала ее, она играла с нею, как и со всем остальным в жизни, играла интуитивно и порывисто, зачастую не отдавая себе отчет в собственной силе.
Все диктаторы оставляют после себя мифы. Муссолини от других отличает то, что еще до прихода к власти он заложил и все время укреплял свой собственный культ, и, когда стал диктатором, культ этот охватил всю Италию. Его внешний вид, каждое сказанное, написанное им слово, каждая его мысль и каждый поступок становились известны всей стране.
Эдду определить не так просто. Окружавший ее отца миф распространился на всю семью Муссолини, и особенно на самую умную и самую загадочную из его детей. Еще при жизни их слова и дела приукрашались, искажались, романтизировались и часто просто придумывались; они сами внесли немалый вклад в иногда фантастическое изложение событий. Отделить факты от вымыслов, нагроможденных поколениями поклонников, родственников, журналистов и историков, — задача невероятно сложная, тем более усложняемая мифами, крутящимися вокруг самой Эдды; очевидно, что не все приведенные в этой книге эпизоды или цитаты правдивы. Однако все нижеизложенное соответствует правде настолько близко, насколько мне удалось эту правду установить.
Судьба Эдды неразрывно связана с судьбой ее отца, она подлинный представитель того, что фашизм сделал — и не сделал — с итальянцами. Иногда рок настигал ее так быстро, что жизнь ее, казалось, идет по пути, предсказанному греческими трагедиями. Муссолини и фашизм сделали Эдду такой, какой она стала. Чтобы понять ее, нужно понять то, что итальянцы называют il ventennio Fascista, двадцатилетие фашистского режима, когда видение и воля Муссолини определяли все стороны итальянской жизни — спорт, образование, медицину, культуру, работу. И больше всего они определяли Эдду, которая восхищалась отцом, любила его, но подчас и ненавидела.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Дочь Муссолини. Самая опасная женщина в Европе» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других