1. книги
  2. Общая психология
  3. Лариса Александровна Милованова

Психология мышления

Лариса Александровна Милованова (2023)
Обложка книги

Как появляются мысли? Кому они подчиняются? Может ли человек считать, что полностью контролирует свое мышление? Книга отвечает на эти вопросы. В ней также рассматривается процесс формирования мышления от самых истоков. Исследование затрагивает различные внешние манипуляции и внутренние факторы, влияющие на мысли и поступки человека. Читателю предлагается оценить сложность мышления и узнать, что нужно делать, чтобы научиться управлять этим процессом самостоятельно.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Психология мышления» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4. Разница в мышлении взрослых и детей

Чтобы понять, какой путь преодолевает человек, развивающий мышление, стоит сравнить способы, которыми пользуются взрослые и дети, стремящиеся самостоятельно мыслить. Словесный контакт между взрослыми и детьми образуется еще в первые годы жизни малышей — они начинают просить родителей о чем-либо, рассказывать о своих невзгодах, жаловаться, делиться своими впечатлениями. По своим способностям и интересам все дети очень разные, но взрослые, особенно родители и воспитатели, могут отлично понимать их речь. Это возможно за счет сходства мышления взрослых и детей. Если бы такого сходства не было, разговоры между поколениями не имели бы смысла.

Однако существуют и значительные различия, которые отличают способ мышления взрослого человека от хода мысли маленького ребенка. Они заключаются как в возрастных особенностях, так и в целом во взгляде на мир и происходящее вокруг.

Смысл комплексного мышления

Детям свойственно комплексное мышление, заключающееся в постоянных обобщениях и созданиях связей между предметами, в реальности не имеющими друг к другу отношения. Эта характеристика их мышления очень точно выражается в выборе слов, которыми они называют предметы.

Дети рано начинают говорить, и даже если используемые ими наборы звуков не соответствуют настоящим словам, они все равно прибегают к своим речевым навыкам, чтобы доносить свои мысли до взрослых. Так, ребенок может называть бутылочку с молоком любым набором звуков — к примеру, выбрав для этого «бу». Позднее, увидев воду в стакане, он может перенести это слово на новый предмет, определив связь между стаканом и бутылкой при помощи жидкости. Позднее словом «бу» ребенок может обозначить любой прозрачный предмет, поскольку ранее бутылочка и стакан имели то же самое свойство. Этот пример наглядно показывает, что ребенок мыслит комплексно, но при этом способ его мышления и интеллектуальной работы резко отличается от того, что свойственно взрослому человеку.

Объединяя слова и понятия, ребенок постепенно приходит к образцам, которыми мыслит взрослый. Расширяя словарный запас при помощи образования новых понятий, ребенок в последующие годы или даже месяцы начнет называть бутылочку, стакан и любой прозрачный предмет уже отдельными словами, однако даже в этом случае работа его разума не будет точно такой же, как у взрослого человека.

Мышление понятиями — как оно работает

Взрослый человек мыслит понятиями. В этом случае подразумевается, что для взрослых людей мир подчиняется строгим правилам, которые еще не известны ребенку. Пережив множество жизненных ситуаций, будучи вынужденным постоянно взаимодействовать с окружающим миром, взрослый человек полностью подчиняется известной системе слов, выражений и понятий. На это уходят годы усердной интеллектуальной работы, которые в итоге приводят каждого к полному пониманию мира.

Однако в этом кроется и ловушка — взрослый человек, привыкнув приспосабливаться к окружающему миру, постепенно перенимает не только основные понятия, связанные с предметами или общеизвестными явлениями. На мышление взрослого человека начинают влиять и более сложные порядки, связанные с понятиями счастья, добродетели, благосостояния. Подвергаясь постоянному влиянию окружения, взрослый может утратить способность выделять собственные понятия, как это делает ребенок — к зрелому возрасту многие люди просто копируют общепринятые представления, не задумываясь об их истинности.

Разница между способами мышления взрослых и детей

Таким образом, взрослый человек получает как преимущества, так и недостатки общего мышления по схеме готовых понятий. В мире взрослых людей каждое слово имеет отношение к конкретному предмету, наделенному множеством свойств. Именно так складываются основные понятия — например, если речь идет о понятии погоды, то подразумевается целый комплекс характеристик (температура, влажность, ветер). Такой подход делает речь более богатой, выразительной и пригодной для общения с другими — слова становятся более понятными и емкими. Мысли взрослого человека транслируются в этот мир через слова, имеющие объемный смысл.

Когда ребенок переходит от комплексного мышления к понятийному, он образует свои собственные понятия, которые порой имеют сильное сходство с теми, которыми пользуются взрослые. Например, некоторые слова, которыми пользуются взрослые и дети, указывают на одни и те же предметы, однако ребенок представляет их совершенно по-другому. Нередко дети указывают одним и тем же словом на обширную группу предметов, словно обобщая их — прибегая в этом случае к комплексному мышлению.

Поскольку в семье дети вынуждены постоянно взаимодействовать с окружающими, просить о чем-то или выслушивать замечания, для установления относительного понимания между ними и представителями старшего поколения образуются точки соприкосновения. Порой в этих точках понятия детей настолько приближаются к понятиям взрослых, что разница становится практически незаметной, однако она все еще присутствует.

Это происходит потому, что ребенок получает от взрослых готовую информацию, а затем обрабатывает ее собственными интеллектуальными средствами. В прошлом мы рассматривали период, когда ребенок беспрестанно задает вопросы, начинающиеся со слова «почему». Этот этап ярко демонстрирует, что ребенок не может самостоятельно прийти к некоторым заключениям и берет информацию у взрослых, как бы копируя их. При этом он продолжает работать с этой информацией по-своему, выстраивая собственные связи — как логические, так и ассоциативные.

Таким образом, мышление ребенка продолжает работать независимо. Иногда это приводит к конфликтам или непониманию — дети не могут понять вопросы, которые им задают, либо не могут дать конкретные ответы. По этой причине разница между мышлением взрослых и детей должна постепенно уменьшаться на протяжении всей жизни, и только в этом случае возможно гармоничное взросление человека.

Становясь старше, человек становится все более понятным для окружающих — он начинает мыслить так же, как и большинство. Общество влияет на человека, упрощая его жизнь с одной стороны, но делая его уязвимым с другой. Так проявляются недостатки мышления взрослого.

Слабости мышления взрослых людей

Поступая в детский сад, а затем и в школу, человек постепенно увеличивает количество социальных связей. В коллективе он должен находить общий язык с теми, кто его окружает — одноклассниками, сверстниками и друзьями. Кроме того, он должен подчиняться общей системе взглядов и ценностей, принятой в школе или другом учебном заведении. Однако еще сложнее находить способ общения с педагогом или наставником — человеком, от которого во многом зависит благополучие ребенка. Потерпев неудачу хотя бы в одном из этих направлений, человек сталкивается с целым набором неприятных последствий — он теряет друзей, не может найти место в социуме, лишается хороших оценок.

Давление внешнего мира нарастает, когда человек вступает в пору зрелости и начинает работать. Этот период ознаменовывается еще и появлением разных обязанностей — зачастую человек несет ответственность за своих собственных детей, а потому не может позволить себе отойти от рамок реального мира. Мышление взрослого человека постепенно утрачивает эгоцентризм, свойственный ребенку и встраивается в общую структуру, понятную множеству других людей.

Однако это также означает, что человек становится полностью открытым для манипуляций и влияния посторонних — будучи понятным и имея много общего с окружающими, каждый индивид может легко стать жертвой провокаций или запугивания. Такие слабости в мышлении взрослого могут и не проявиться, если в подростковом возрасте он сформирует собственный взгляд на вещи.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я