1. книги
  2. Детская психология
  3. Лариса Барабанова

Родители против «каши во рту»

Лариса Барабанова (2022)
Обложка книги

Что делать, если ребёнок молчит, говорит невнятно или заикается? Как выбрать врача, «приручить» логопеда и сэкономить на его услугах? Лайфхаки и советы по воспитанию лого-детей для мам и пап от опытного практикующего специалиста.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Родители против «каши во рту»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

Никто не мечтает, чтобы его ребёнок отставал в развитии, в том числе в речевом. Никто не жаждет слышать невнятную речь своего сына или дочери, даже любители детского сюсюканья. А уж если ребёнок молчит… Давайте сразу максимально честно: никто не хочет для собственного чада судьбы изгоя на площадке, в садике, в школе.

Это книга для тех, кто вынужден вести своего ребёнка к логопеду. Ведь воспитание ребёнка с речевыми проблемами серьёзно отличается от «обычного». При этом здесь будет минимум теории — ровно настолько, чтобы любой родитель понял, какие бывают нарушения речевого развития, что у его ребёнка «не так» и что он САМ может в этой ситуации сделать. Скажу сразу: я «волшебной таблетки» никому не дам. Просто потому, что её нет. Но я поделюсь с вами уникальным опытом логопеда и мамы «в одном флаконе». Почему я решила это сделать? Потому что поняла: я вижу ситуацию с обеих сторон. А потому ругать и укорять родителей не буду. И без меня желающих хватает…

Сейчас будет лонгрид. Вы можете пролистнуть эту часть и сразу перейти к первой главе. Но я хотела бы, чтобы вы поняли, какое основание я имею для заявления о том, что я вас понимаю.

Я пришла в логопедию из журналистики. И так получилось, что практику начала постигать раньше, чем теорию. У моего старшего сына была пресловутая «каша во рту». Он говорил, но очень непонятно. Я начала бить тревогу, когда ему ещё не исполнилось четырёх лет. И сразу же ушла с должности выпускающего редактора информационного агентства, когда поняла, что мой график не совместим с походами по врачам, к логопеду и уж тем более с развивающими занятиями дома. Оговорюсь: я не призываю всех мам или пап так делать. Это путь не для всех. Я делюсь своей историей, чтобы рассказать, как я нашла своё призвание.

Итак, я повела сына к логопеду. Сначала в поликлинику, где от него тут же отказались. С формулировкой: «Не сидит». То есть мой на тот момент трёхлетний сын не мог сосредоточиться, сидя за заполненным игрушками и другими интересными предметами столом в тесном кабинете. Логопед в поликлинике смогла посоветовать только найти дефектолога, логопеда и психолога «частным образом». Я с трудом (это был 2014 год, тогда мало кто из коррекционных педагогов афишировал свою деятельность) нашла всех трёх специалистов в одном лице. Триединая «логопед-дефектолог-психолог» работала в развивающем центре, где мне приходилось платить за каждое занятие очень много. Я тщательно выполняла с сыном все домашние задания, но дефектологические занятия всё никак не сменялись логопедическими (которые, к слову, были вдвое дешевле). И я стала искать другого специалиста. Нашла — и оказалась в листе ожидания.

Именно в этот момент я подумала: «А что в логопедии такого, чего я не смогу?» И начала искать, где учат на логопеда. Сначала прошерстила сайт медицинской академии. Ничего. Оказалось, что логопедия — педагогическая специальность. Я была очень удивлена. Посмотрела список экзаменов, начала к ним готовиться. Было тяжеловато. Мне на тот момент уже исполнилось 30 лет. И я не предполагала, что придётся снова учиться. Диплом филфака, в котором было сказано, что я «преподаватель филологии», пылился на полке. Я была уверена, что никогда не пойду в педагогику. И вот я собралась поступать в педагогический университет.

Тем временем в листе ожидания до моего сына дошла наконец очередь. Нам повезло попасть к прекрасному логопеду — чудесной девушке, у которой глаза горели и для которой не было ничего невозможного. Я сидела на каждом занятии, смотрела, записывала, а потом по сорок минут в день занималась с сыном дома. Я училась пассивной и активной артикуляционной гимнастике, растягиванию уздечки, постановке и закреплению звуков (пришлось ставить и свистящие, и шипящие, и соноры — почти весь «арсенал» согласных), работе с лексикой и грамматикой. К моменту вступительного тестирования в педагогическом университете я чувствовала себя уверенно (теорию специальной педагогики и психологии тоже к тому времени удалось начать постигать). Я написала тест за 8 минут и получила 88 баллов из 100. С ними меня взяли в магистратуру — и через два с половиной года я получила красный диплом.

Но практика как коррекционного специалиста для меня началась ещё со второго курса. Благодаря всё той же фее-логопеду я приступила к занятиям в Школе будущего первоклассника — вела уроки по развитию речи. А там и индивидуальные занятия начались… В итоге я вышла с кафедры специальной педагогики и психологии сложившимся специалистом. На последнем месяце беременности. Я сделала совершенно незначительный перерыв в своей частной практике: проведя последнее занятие за два дня до родов, через месяц возобновила приём. Учеников было немного, мне помогала моя мама, так что мне удалось совмещать материнство и работу. Всё было хорошо: я дозировала нагрузку, не уставала и при этом «не выпадала из обоймы». Благодать!

Но иногда судьба подбрасывает нам сюрпризы. Не всегда приятные. С одержимостью маньячки я следила за развитием — общим и речевым — младшего сына. До двух лет всё шло как по учебнику. А потом я с ужасом, не желая верить в то, что вижу, начала понимать, что это самое развитие замедляется. Мне понадобился год, чтобы понять и принять это. Оказалось, что логопеду, у которого растёт ребёнок с речевыми проблемами, тяжелее, что «обычному» родителю. Хотелось, как волк в известном мультфильме, вопросить: «Шо, опять?!» Старший сын к тому моменту уже ходил в общеобразовательную школу, у него проблемы были наконец решены, и я могла, как я считала, выдохнуть… Но не тут-то было.

Я многое могла бы сказать о чувстве вины (и обязательно ещё напишу о нём), но сейчас мне хочется подчеркнуть главное — оно деструктивно. А для родителя — вдвойне и даже втройне. Пока ты погружён в чувство вины, ты не можешь делать ничего. И дальше по кругу. Чувство вины способно лишить счастья. А если его ещё и подпитывать…

Я смогла справиться с этим состоянием. Сейчас мой младший сын посещает занятия у моей коллеги (в соседнем кабинете), проходит медикаментозное лечение (о поисках врачей будет отдельная глава) и начинает заниматься спортом (это тоже имеет значение). Я верю, что всё будет хорошо. И знаю, что эта ситуация дана мне для того, чтобы я могла лучше понять родителей, дети которых имеют речевые проблемы. И снять «белое пальто», которое частенько надевают специалисты, говоря: «Мать должна… Отец должен…»

Я знаю, как вам сложно. И я хочу помочь. Говоря не про то, что вы должны, а про то, как вы МОЖЕТЕ помочь собственным детям. Претворять в жизнь мои советы или нет — решать вам. Это уже не моя зона ответственности. Но со своей стороны я сделаю всё возможное.

Позвольте в конце этого вступления… обнять вас. Вы — лучшие родители для своих детей.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Родители против «каши во рту»» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я