Если вы – женщина, то наверняка сталкивались с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к женщинам нашим обществом. В чём же причина такого положения дел? В данной книге найдётся ответ на этот и многие другие вопросы. Исторические корни женских ролей в обществе, жизненные выборы, которые приходится делать каждой, формирование собственной личности под шквалом двойных посланий социума, разнообразные мифы о женской сексуальности – вот лишь краткий перечень проблем, освещённых в этом сборнике. Книга содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Записки уставшей феминистки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 3. Менструация
Размышляя об отношении к женщинам и к женскому в обществе нельзя обойти вниманием такую часть женской жизни, как менструация. Как и женская сексуальность в целом, менструальная функция окружена множеством мифов. Об их корнях и будет сегодняшнее эссе.
Менструации — не исключительно человеческая прерогатива. Есть высшие приматы и некоторые летучие мыши, которые также менструируют. И причина этого явления одна — уникальная гемохориальная плацента, а человеческая плацента — самая гемохориальная. Она явилась смелым и очень удачным экспериментом эволюции. Ворсины хориона (одной из оболочек плодного яйца) разрушают стенки кровеносных сосудов в эпителии матки и напрямую контактируют с кровеносной системой женщины. Эмбрион, а затем и плод, может регулировать уровень глюкозы, артериального давления женщины, даже её желания и потребности.
Человеческая беременность — очень серьезное вложение и представляется логичным, что матка производит отбор эмбрионов весьма тщательно. Вынашивать беременность со слабым, нежизнеспособным эмбрионом — значит впустую тратить ресурсы женского организма. И здесь ключевую роль играет эндометрий — внутренняя выстилка матки. Почему-то в сознании обывателей матка — это такая уютная постелька, которая только и ждёт, пока эмбрион дойдёт до неё и погрузиться, чтобы начать его питать и оберегать. Однако — нет.
Эксперименты на мышах показали ясно, что самым неблагоприятным для инвазии эмбрионов местом в организме является именно эндометрий. По сути эндометрий — это полигон, где выжить может лишь самый здоровый, самый приспособленный, достаточно агрессивный эмбрион, чей хорион достигнет материнского кровотока раньше, чем перестанет работать жёлтое тело яичника, и начнёт выбрасывать в кровоток женщины хорионический гонадотропный гормон, перестраивая материнский организм под свои нужны. А менее агрессивные, либо погибшие или погибающие из-за генетических сбоев эмбрионы, будут смыты вместе со всем слоем эндометрия в очередную менструацию.
На заре истории человечества женщины, видимо, менструировали понемногу и редко. В примитивных племенах такая ситуация сохраняется и поныне. Скудное малобелковое питание способствует экономии ресурсов организма, а чередование беременностей и лактационной аменореи делает менструации редкими. Однако наблюдение за тем, что можно кровоточить, при этом оставаясь живой, внушало мистический страх соплеменникам.
Так как связь между половым актом и деторождением была поначалу совсем не очевидна, то возникло представление о самозарождения жизни путём удерживания женщиной крови внутри тела. По сути это мифологическое представление не так уж и далеко от истины, так как мужчина в репродукции участвует одной клеткой, а остальные несколько кг сложно организованной материи нового тела строятся из крови женщины.
С перестройкой социума в направлении патриархальной модели, понижением общественного статуса женщин, менструальные выделения начинают табуироваться. Сложно сказать, какова была изначальная причина этого явления, в качестве наказания ли за отсутствие беременности или просто из животного страха перед кровотечением.
Я склоняюсь к первому варианту, так как традиция изгнания женщины на время и после родов также существует, но гораздо менее распространена, и крайние формы, когда женщина остаётся одна с новорожденным без помощи, например в лесу, достаточно редки даже в крайне примитивных сообществах. И не нужно заглядывать далеко вглубь веков, достаточно понаблюдать за тем, что происходит сейчас, в XXI веке.
Во многих странах Африки и Азии девушки и женщины вынуждены соблюдать традицию удаляться во время менструации из дома, где живёт их семья, и жить в специальных хижинах без каких либо удобств, в сараях вместе со скотом (если думаете, что это печальнее, то нет, от животных хотя бы исходит тепло), или просто под открытым небом, просиживая над ямкой, куда стекает их «нечистая» кровь. Не все возвращались домой после этого, смерть может наступить от переохлаждения, инфекционных заболеваний, нападения шакалов или укуса змеи, изнасилования и убийства (одинокая женщина не всем мужчинам кажется однозначно «нечистой» для одноразового её использования) и даже пожаров из-за попыток согреться.
Даже законодательное регулирование (запреты, штраф) не приводит к искоренению этих практик, как видно на примере Непала, ведь люди продолжают верить, что падёж скота, неурожаи и прочие несчастья будут наказанием для тех, кто откажется соблюдать этот ритуал, а прикоснувшись к мужчине во время менструаций, женщина сделает его нечистым тоже и навлечёт проклятие на себя.
Надо отметить, что традиции ограничения «нечистых» женщин существует даже в тех религиозных традициях, где матриархальные корни просматриваются очень явно, например в синтоизме, где религиозные ритуалы не могут проводиться, например Императрицей-консортом (супругой Верховного Жреца Синто) во время менструаций. В том же уже упоминаемом ранее Непале в пантеоне немало богинь, но положение обычных женщин этот факт никак не улучшает.
В православном христианстве также существует запрет на посещение храма менструирующей женщиной и в течение 40 дней после родов. Народная традиция предписывает не печь хлеб и не квасить капусту во время менструаций.
Иудаизм предписывает сложные ритуалы очищения женщины после каждой менструации. При этом далеко не все имеют возможность посетить для этого храм, например проживая в отдалённой местности, в этом случае женщине предлагается окунаться для очищения в бурную горную реку.
Хотя я родилась в техногенном обществе, где уже давно люди слетали в космос и победили чуму, когда пришла моя первая менструация (менархе) мне не преминули объяснить, что то, что со мной происходит, как минимум неприлично, полагается этого стыдиться и всячески скрывать следы кровотечений. Полагалось стыдиться даже самих слов «менструация», «месячные», заменяя их на «эти дни», а благодаря рекламе пришло ещё и «критические дни». А уж пятнышко крови на одежде приравнивалось просто к смертному греху.
Пока я не поступила в институт и не начала получать стипендию, то не могла покупать одноразовые прокладки, это были необоснованно высокие расходы для родительской семьи. Вата тоже денег стоит, поэтому использовались тряпочки из старой ветоши. Сейчас это модно и экологично, но поверьте, когда пользоваться тряпочками приходится из-за нищеты, то взгляд принципиально отличается. Стирать и даже сушить их предполагалось так, чтобы никто не видел, особенно отец. Мне много раз выговаривали за недостиранные пятна на трусах и на этих тряпках. Единственное, что я могла впитать за несколько лет таких менструаций — унижение. Быть женщиной само по себе унизительно. А менструирующей — вдвойне.
И вот сейчас современные средства гигиены уже доступны многим слоям женщин, казалось бы проблема решена? Но нет, даже упоминание о том, что у женщины бывают менструации, зачастую вызывают яркие эмоции у мужчин (отвращение, гнев). Часто даже обнаружение нераспечатанных прокладок и тампонов в общих санузлах вызывает отрицательные эмоции у мужчин, почему же? Видимо намёк на то, что женщина может кровоточить теми самыми органами, которые должны служить для удовлетворения мужчин (нет, не должны, но мужчины уверены в обратном), что она имеет наглость перестать быть пригодной для секса по требованию мужчины, вызывает яркий негатив.
Так что ничего не изменилось за последние тысячелетия. Нас не изгоняют в хижину за пределами деревни физически, но внутри, в своём внутреннем мире, и во внутреннем мире мужчин, менструирующая женщина продолжает оставаться «негодным» объектом, подлежащим остракизму. Что мы можем изменить?
Пожалуй, стоит начать с себя, и «эти дни» начать называть «менструацией». Требовать человеческого отношения к себе, если менструация сопровождается нарушением самочувствия, в частности сильными болями (часто это первый симптом серьёзных гинекологических заболеваний), адекватного обезболивания, обследования и лечения теми методами, которые подходят именно вам, а не: «Что ты выдумываешь, все пьют и всем помогает!» А зачастую никакого лечения не нужно, нужно (всего лишь) оставить женщину на денёк в покое, вспомнив, что она не ломовая лошадь, а человек со своими потребностями. А на ухмылочку: «Что ты такая дёрганная, у тебя ПМС, что ли?» не хихикать, а ответить что-то вроде: «О, просто у меня аллергия на мудачество, а от неё таблеток ещё не изобрели, как жаль».
Менструация. Без сил
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Записки уставшей феминистки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других