О чем эта книга? О них, о мальчишках. Сыновьях, внуках, братишках. Только о них? Вовсе нет. Еще о воспитании. О характере и темпераменте. Об отношениях с папой и мамой. О том, как эффективно учиться. Как укрепить здоровье. Как преодолеть кризисы роста. Короче – о том, чем живёт семья, в которой имеется мальчик. И еще – о нас, о родителях, о нашей нелегкой, но, наверное, счастливой родительской доле. Впрочем, если мы не согласны, что родительская доля – такая уж счастливая, думаю, что это еще один весомый повод прочитать данную книгу. Кто знает – возможно именно здесь мы найдем ту маленькую подсказку, которая, как магический ключик, поможет открыть волшебную дверцу под названием «родительское счастье».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Какой он?
Самый краткий ответ: самый лучший.
Ответ правильный. Совершенно. Для нас он — самый лучший. Потому что — наш. В любое время года, что бы ни случилось — наш сын был, остается и будет лучшим. Самым любимым, самым желанным и самым дорогим в этом мире сыном.
Хотя иногда хорошо бы об этом забыть. На время.
Но об этом — позже. Пока поговорим о вещах более прозаических. Например, о том, что мы знаем о нашем самом-самом.
Он холерик? Сангвиник?
Интроверт? Экстраверт?
Визуал? Кинестетик?
Гуманитарий? Техник?
Конечно, можно не забивать себе голову всяческими психологическими терминами и определениями. Какая, в самом деле, разница — меланхолик наш мальчик или флегматик? Мы-то прекрасно знаем, какой он, да и не станем его любить меньше, если определим его в какой-либо психологический тип.
Может быть, такой подход будет правильным. При условии, что у вас с вашим ребенком — полное взаимопонимание.
А если нет?
А если нет — тогда нужно изучать. Всматриваться. Интересоваться. Определять. В таком случае типология поможет. Поможет потому что несмотря на то, что именно ваш ребенок — уникальный, единственный, самый-самый и ни на кого не похожий… Так вот — несмотря на эти совершенно справедливые высказывания, на свете существует огромное количество других ребят, которые в чем-то похожи на вашего. Единственного и неповторимого. И, что интересно, родители этих ребят сталкиваются практически с теми же проблемами, что и вы. Но самое главное состоит в том, что кто-то другой эти проблемы уже успешно разрешил. И возможно, знает ответ на те вопросы, которые последнее время не дают вам спать.
Может быть, эти ответы были бы не просто полезны, а жизненно необходимы именно вам. Очень может быть.
Но советов и методичек — море. Как знать, что можно применить именно к нашему ребенку, а что лучше обойти стороной? Один из способов — искать подобное.
Зачастую методы, прекрасно работающие с холериком, совершенно неприемлемы в отношении меланхолика. Общаться с кинестетиком нужно не так, как с аудиалом. Темы, которые обожает техник, будут совершенно не интересны гуманитарию.
Впрочем, может быть, потренируемся в определении?
Темперамент
Итак, темперамент.
Всего четыре позиции.
Холерик.
Сангвиник.
Меланхолик.
Флегматик.
Трудно найти человека, который не слышал бы об этих четырех типах темперамента. Еще труднее найти тех, которые четко представляют себе, как образуются эти типы и что, собственно, они собой представляют. Обычно наши представления выглядят примерно так:
• холерик: подвижный худенький истерик, вечно мечется из стороны в сторону;
• сангвиник: эдакий весельчак, которому все нипочем;
• флегматик: медлительный толстяк с постным лицом, которому все «по барабану»;
• меланхолик: вечная плакса и зануда.
Конечно, в этих описаниях присутствует зерно истины. Однако не все так просто… Хотя и не так сложно, чтобы специально изучать толстые тома психологических книжек для понимания сути темперамента.
Если кратко — то нужно запомнить три умные вещи.
Первая: нервная система может быть сильной, а может быть слабой.
Вторая: нервная система может быть уравновешенной и неуравновешенной.
Третья: нервная система может быть подвижной и малоподвижной.
Все не так сложно, если привести несколько наводящих примеров. Что такое сила нервной системы? Сила — она и есть сила. Внешне эта сила проявляется так.
Наш мальчик подвижен, много бегает, любит активные игры и, кажется, может бесконечно носиться по двору. Можно подумать, что он просто не знает усталости. Впрочем, даже когда он у стает, отдых не бывает слишком продолжительным: посидел, перехватил бутерброд с сыром — и снова в игру. Сидеть он не любит, как не любит однообразие. Здоровье у таких ребят, как правило, очень даже неплохое.
А вот если мальчишка не любит бегать, отлынивает от любых физических нагрузок, избегает шумных компаний и его не интересуют школьные дискотеки, праздники и вечеринки, тут, скорее всего, нужно говорить, что нервная система у него слабая. Работает с неохотой, быстро устает, долго отдыхает, его не вытянешь на улицу — вот еще признаки данного типа. Шум, гам, суета не для него. Любит привычное и знакомое, не жалует все новое, которое его пугает. Легко простужается и вообще — ребенок, как правило, болезненный.
С силой разобрались. А вот что такое уравновешенность?
Когда наш мальчишка радуется — ему хорошо, плачет — плохо, смеется в меру, расстраивается, только если есть причина, — то есть когда мы говорим, что он реагирует «нормально», — значит это уравновешенный тип нервной системы. Порезал палец — заплакал. Перестало болеть — тут же успокоился.
Когда же мальчик плачет без видимой причины, или как-то слишком легко переходит от плача к смеху, частенько закатывает истерики или наоборот, бурно веселится непонятно по какому поводу — есть резон говорить о неуравновешенности. Его трудно остановить, когда он хохочет, трудно успокоить, когда плачет, его настроение меняется по сто раз на дню.
Осталось разобраться с подвижностью. В принципе, и тут нет ничего особо сложного.
Если наш мальчишка способен испытывать самые разнообразные эмоции, непринужденно переходить от одной к другой, быстро и адекватно реагировать на разные ситуации — вовремя и к месту — то говорят, что нервная система у него подвижная, или гибкая. С таким парнем просто: он легко вживается в новую обстановку, контактен, приятен в общении. При этом нетрудно понять, что он чувствует, ибо эмоции отображаются всем его обликом.
Если же, наоборот, на любые раздражители мальчишка реагирует как-то не вовремя и не до конца, когда порой трудно понять, что он испытывает, когда на любую эмоцию его нужнодолго «раскачивать», говорят о малоподвижной, или негибкой нервной системе. Нельзя сказать, что это однозначно плохо: иной раз такая «вязкая» нервная система дает определенные преимущества в ситуациях, когда действительно лучше бы «поберечь нервы».
Впрочем, так просто все выглядит только на бумаге. На практике без определенного опыта трудно понять, к примеру, где «показывает себя» уравновешенность, а где — элементарная малоподвижность. Тренировки и опыт — вот ключ к успеху. Банально, но верно.
Вот теперь нам можно вывести и темперамент. А определяется он следующим образом.
Слабый тип нервной системы — меланхолик.
Соответственно, сильные типы — сангвиник, флегматик и холерик.
К уравновешенным типам относятся флегматик и сангвиник.
К неуравновешенным — меланхолик и холерик.
А как быть с подвижностью? А вот как.
К «подвижным» относятся сангвиники и холерики, однако их подвижность разная.
Если «подвижность» сангвиника достаточно гармоничная, то есть он умеет как расшалиться, так и остановиться, то холерик быстро вспыхивает, но «затормозить» вовремя бывает не в состоянии.
«Малоподвижными», или «негибкими», являются флегматики и меланхолики. Опять же, по-разному. Флегматики просто инертны, то есть долго раскачиваются и не столь быстро реагируют на всяческие потрясения. Меланхолики же в силу слабости нервной системы реагируют просто вяло. Их эмоции — маловыразительные, слабые и невыраженные.
Как же определить, кто есть кто? А хотя бы вот так: представив себе вашего парня в следующих ипостасях.
Автомобиль
Сангвиник. Толстенький семейный минивэнчик, с надежным тяговитым мотором, с достаточно привлекательной внешностью, бодрым характером и хорошей, предсказуемой надежностью.
Холерик. Маленький, мощный спортивный кар с взрывным мотором и полным отсутствием тормозов. Быстрый, шумный, шустрый — однако не слишком надежный и выносливый.
Флегматик. Медленный, мощный и неповоротливый тяжеловоз. Или нет: поезд. Товарный поезд. Набирает обороты очень долго, так же медленно разгоняется, однако потом — попробуй остановить! Надежный, сильный, большой. Кажется, сдвинуть его с рельс не сможет никто.
Меланхолик. Небольшой маломощный электромобильчик. Ни особой скорости, ни маневренности, ни тяговитости. Аккумулятор быстро разряжается, и тогда всякой подвижности и вовсе приходит конец. Посему боится всего: встречного ветра, высоких подъемов, крутых спусков и ночевок под открытым небом.
Зверь
Сангвиник. Медвежонок — подвижный, крепкий, ловкий и выносливый.
Холерик. Белка. Быстрая, мелкая, непоседливая, подвижная.
Флегматик. Слон. Большой, мощный, медлительный, толстокожий.
Меланхолик. Ленивец. Медленный, вялый, слабый и печальный.
Герой мультфильма
В принципе, чтобы далеко не ходить, — все типажи можно найти в известном советском мультике про Пятачка и Винни-Пуха. Помните четырех главных героев этого шедевра мультипликации: поросенок Пятачок, медвежонок Винни, мудрая Сова и вечно депрессивный ослик Иа. Кто из них кто? Думаю, стоит сделать так: вы сами определите эти типы. Тем более что ничего сложного тут нет — характеры героев прописаны очень даже ярко. Итак,
Винни-Пух —
Пятачок —
Сова —
Ослик Иа —
Зачем это нужно? А вот затем, чтобы знать, на что он способен, наш мальчишка. Понятно, что испортить настроение Винни-Пуху гораздо сложнее, нежели ранимому ослику Иа. Само собой, что рассудительная Сова будет довольно медлительной, зато сделает все аккуратно и без суеты. А Пятачок легко загорится новой идеей, но так же легко и остынет. Учитывая темперамент нашего ребенка, мы избежим множества проблем и трудностей. Скажу больше: мы станем лучше понимать друг друга.
Что намного важнее.
Итак, наш ребенок — сангвиник.
То есть: в меру подвижный, довольно выносливый и активный, практически всегда в хорошем настроении, порученную работу выполняет на совесть, причем делает все в хорошем темпе. Рассудителен, особых хлопот не доставляет, плачет, когда больно, смеется, когда смешно. Довольно «удобный» ребенок. Уживается практически с любым типом родителя. Если у вас такой мальчишка — вам повезло. Скорее всего, с ним будет меньше хлопот, нежели с другими детишками. Может быть, меньше и драйва — но это уж на любителя.
Чего ожидать: предсказуемости. Активности, но не «запредельной». Неугомонности — у сангвиника много сил, ему нужно их тратить. Поэтому слишком спокойным родителям, в общем, придется побегать.
Чего избегать: застоя. Этот малыш должен двигаться, развиваться, изучать. Ему нужна работа, занятие. Излишняя опека, всяческое кутание, «укрывание» от трудностей и забот губят такого ребенка. Его стихия — преодоление.
А если он — холерик?
То есть: непоседа, забияка, сотни дел, вспыхивает, как порох, хватается за все и очень быстро сгорает. Эмоции богатые и очень яркие, но какие-то неглубокие, нестойкие. Не отличается особой силой и выносливостью, долгие занятия его утомляют. Бывает очень надоедливым. Нужен глаз да глаз — никогда не знаешь, куда его занесет.
Чего ожидать: действия. Непрерывного. Иногда бестолкового, хаотичного, неугомонного. Того, что с ним «не соскучишься». Что за этим ребенком нужен постоянный присмотр. И еще — что эмоции этого парня предсказать нелегко.
Чего избегать: занудства и однообразия. Длительных нравоучений и тоскливого ничегонеделания. Лишней критики. Не поможет, а вот отношения испортятся.
Флегматик — это уже совершенно другой мир.
То есть: медлительность, спокойствие, весьма «позднее зажигание», инерция, выносливость. Эмоционально флегматик более спокоен, чем сангвиник и тем более холерик, тем не менее он способен на сильные чувства. Довольно вынослив, любит неторопливые, знакомые занятия. Не очень-то ориентируется в новом и не жалует изменения. Трудно раскачать, но и остановить непросто.
Чего ожидать: предсказуемости, «непробиваемости», устойчивости. Того, что придется попотеть, прежде чем удастся расшевелить этого парня. Исполнительности и относительной аккуратности. Пунктуальности — он никуда не спешит, потому и никуда не опаздывает.
Чего избегать: понуканий и спешки. Не помогут, хотя иногда процесс ускорить и удается. Правда, незначительно. Ибо спешка — это не его стихия. Как не его стихия — быстрое ориентирование в ситуации. И еще не стоит давать ему множество разнообразных заданий — зря потратите время и нервы. И свои, и его.
А что с меланхоликом?
То есть: слабым, плаксивым, очень чувствительным ребенком, для которого любая нагрузка, любая ответственность — это стресс. У которого на большинство жизненных неурядиц ответ один — слезы. Который не выносит улетных вечеринок и избегает шумных праздников.
Чего ожидать от этого ребенка? Как правило, постоянных жалоб, «не могу» и «не хочу», малоподвижности и острой зависимости от мамы. Он не любит оставаться один, этот маленький меланхолик, в то же время не слишком-то жалует общество и просто не переносит шумные компании. Не любит работу и вообще физическую нагрузку, к большинству занятий быстро теряет интерес и утомляется.
Чего избегать: обвинений, разоблачений, сравнений с другими детьми. Не стоит его стыдить за слабость и нежелание что-то делать: пониженный тонус для такого ребенка — природная данность.
Теперь о главном. О том, как научиться использовать это знание. Прелестно, конечно, знать тип темперамента своего ребенка. Замечательно, если мы учитываем его особенности. Но гораздо лучше, если мы научимся использовать это знание на практике.
Как? Да, в общем-то, несложно. Помните сравнение с машинками? Ну, там, где
сангвиник — минивэн;
холерик — спортивная машинка;
флегматик — паровоз;
а меланхолик — электромобиль.
Как их используют? Для каких целей? Что можно поручить каждой из этих машинок? Для чего они непригодны? В конце концов, как ими управлять?
Тут, в принципе, больших знаний и не требуется. Обычная житейская логика.
К примеру, как используют минивэн, символизирующий сангвиника?
А как угодно. И для поездок на дачу, и в качестве небольшого грузовичка, и как хороший тягач. Плюс — довольно-таки уютный «домик на колесах». В общем — машинка на все случаи жизни. Эдакий универсальный автомобиль, в меру быстрый, в меру выносливый, в меру объемный — во всем «в меру».
Для чего же он не предназначен? Для монотонной, тяжелогруженой езды по рельсам либо по однообразному, раз и навсегда проложенному маршруту. И дело вовсе не в нагрузке — как раз нагрузки наш минивэнчик выдерживает немалые, — а как раз в однообразности.
В отличие от паровоза-флегматика. Вот ему как раз разнообразие и занятные пейзажи за окном не очень-то и нужны. Его стихия — надежно «впрячься» и тащить. Пусть медленно, пусть без внешних спецэффектов — зато надежно и неуклонно.
Чего не может? Правильно, не может крутиться, как самокат. Потому что — паровоз: ему нужно пространство, время, раскачка. Не может остановиться враз. Опять же потому, что паровоз, а паровоз — тяжелый. Еще не слишком тянет на роль универсала, хотя, в общем, может многое и на достаточно высоком уровне. Однако медлительность и определенная неповоротливость делает эту универсальность несколько урезанной, что ли…
Спортивный кар, то бишь холерик, очень быстр, легок на подъем — то есть очень шустро разгоняется, и способен перегнать любого из описанного здесь квартета. Быстро разворачивается на все триста шестьдесят градусов, способен молниеносно поменять направление движения и выполнить задание в мгновение ока. Замечательный автомобильчик лишь с одним несущественным недостатком: не может вовремя затормозить. Конструкция такая… К тому же совсем чуть-чуть ему не хватает постоянства: соревнования, гонки — вот его жизнь. Лошадиная упряжка в его планы не входит.
Нагрузиться по самое «не могу» и тащить — это не для него. Как и какое-либо постоянство. Ему нужно разнообразие, впечатления, адреналинчик. Без этого быстро скисает и лишается большей части своих достоинств.
Чего не может? Не может «пахать», настойчиво и равномерно. Не его это. Не может сидеть на одном месте. Не выносит длительных и тяжелых нагрузок. Вообще не терпит однообразия. В общем, его девиз — движение, и с этим нужно смириться.
Чем отличается электромобиль, он же меланхолик? Тем, что его двигательный ресурс сильно ограничен емкостью аккумулятора. Он может неплохо бегать, но недолго — пока хватит зарядки. Он может быть довольно подвижным, но опять-таки! Где взять энергию? Ему нельзя далеко убегать от источника питания — то есть от родителей, воспитателей, опекунов, нянек — ото всех тех, кто о нем заботится. Иначе «обесточивание» очень быстро приведет его к полной потере сил. Такой автомобиль не слишком-то нагрузишь, не отправишь в далекое путешествие, не выставишь на гонки. В общем — непонятно еще, кто на ком будет кататься…
Внимание, уход, своевременная подзарядка аккумуляторов — вот что необходимо такому автомобильчику. Если все работы будут производиться качественно и в срок, есть шанс на относительно беспроблемную эксплуатацию. Но не то что он вдруг сможет таскать хорошие грузы или выигрывать соревнования по кроссу. Рассчитывать все равно не стоит. Это не его стихии…
Пересказывать, для чего не предназначен этот автомобиль, — нет никакого смысла. Для очень многого не предназначен. Для него — исключительно щадящие условия эксплуатации. Но что-то особенное в нем все же есть. То, за что можно будет мириться со многими его слабостями.
Ну и, видимо, на этой оптимистической ноте следует закончить наше очень общее знакомство с типами темперамента. Дальше — реальный риск забраться в дебри с нулевым практическим результатом.
Поэтому — пока предлагаю просто поиграть «в машинки». А тех, кого утомляют подобные тривиальные занятия, — приглашаю продолжить путешествие в мир мистики. Не простой — а воспитательной.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других