Управление подготовкой спортсменов в настольном теннисе

Лидия Константиновна Серова, 2016

Учебное пособие, написанное доктором психологических наук, профессором Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта Л. К. Серовой, продолжает цикл методической литературы по специальности «Настольный теннис». В спортивной деятельности выделяются два главных действующих лица – тренер и спортсмен. Их взаимодействие можно представить в виде социальной системы управления, где тренер – субъект управления, а спортсмен – объект управления. Учебное пособие может быть полезно не только для преподавателей, но и для тренеров различных категорий по игровым видам спорта.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление подготовкой спортсменов в настольном теннисе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II

Планирование в игровых видах спорта

Исследование процесса становления спортивного мастерства в различных видах спортивных игр позволили установить следующие его закономерности:

• сравнительно раннее начало (с 6–8 лет) систематических занятий, позволяющее целенаправленно развивать специальные качества и овладевать двигательными навыками;

• 8–10 лет специальной подготовки, предшествующей достижению высоких спортивных результатов;

• достижение наивысших результатов к 20–22 годам;

• высокий уровень спортивного мастерства сохраняется на протяжении 6–8 лет, после чего наблюдается постепенное его снижение Исходя из этой периодизации выделено пять этапов многолетней подготовки спортсмена в спортивных играх: предварительной подготовки, начальной спортивной периодизации, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства и этап сохранения спортивной активности.

Каждый из этапов спортивной подготовки нуждается в различных видах планирования.

Сущность планирования в физической культуре в наиболее общем представлении заключается в обосновании, разработке и документальном оформлении содержания и последовательности действий педагога (учителя, преподавателя, тренера).

Перед началом планирования нужно собрать исходную информацию. К ней относятся:

• уровень подготовленности спортсменов;

• календарь соревнований;

• состояние учебно-материальной базы и инвентаря;

• мотивация спортивных достижений;

• состояние здоровья подопечных;

• данные об успешности учебы в школе, институте или служебной деятельности и др.

Различают следующие виды планирования:

• перспективное (относительно долгосрочное);

• текущее (среднесрочное);

• оперативное (относительно краткосрочное).

Перспективное планирование рассчитано в пределах от одного года до нескольких лет.

В детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) перспективное планирование приравнивается к одному году.

В спорте высших достижений наиболее популярным является планирование четырехлетнего олимпийского цикла.

Годовой план является базовым для всех остальных видов планирования. Он делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.

В подготовительном периоде закладывается прочная функциональная база для успешной подготовки и участия в основных соревнованиях, обеспечивается становление различных сторон подготовленности. Этот период делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный.

Основными задачами подготовительного периода являются:

• улучшение общей физической подготовки;

• повышение специальной физической подготовленности;

• совершенствование техники;

• разработка новых тактических комбинаций;

• формирование волевых качеств и психической устойчивости;

• повышение уровня знаний в теории и методике избранного вида спорта;

• повышение уровня знаний в области гигиены и самоконтроля.

В общеподготовительном этапе большее внимание уделяется физической подготовке, а в специально подготовительном этапе — технике и тактике своего вида спорта.

Тренировка в специально подготовительном этапе непосредственно направлена на становление спортивной формы.

Спортивной формой называется высокий уровень подготовленности спортсмена, позволяющий успешно участвовать в соревнованиях. Такая форма должна быть приобретена к началу соревновательного периода тренировки — повышаться на протяжении его и достигать наивысшего уровня к главнейшему состязанию.

Главная цель соревновательного периода — достижение наивысших спортивных результатов в заранее запланированные сроки ответственных соревнований.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Управление подготовкой спортсменов в настольном теннисе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я