В книге «Путь вверх» два произведения. В повести «Путь вверх» рассказывается, как пятиклассник Антошка плохо учился и ему помог старший брат Вадик советами, как развить свои способности с помощью специальных упражнений. Антошка достиг успехов в учебе, но у него нашелся завистник… В сказке «Крепче камня» с братьями из-за Лешего происходят различные события. Книга предназначена для детей младшего и среднего возраста. А вообще полезна всем учащимся, кто задумывается о проблемах совершенствования своих способностей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Путь Вверх» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Людмила Моховикова, 2019
© Интернациональный Союз писателей, 2019
Моховикова Людмила родилась в городе Перми в 1948 году, окончила филологический факультет Пермского госуниверситета. В 1970 году переехала в Тольятти и устроилась работать журналистом на всемирно известный АВТОВАЗ. В 1976 году была принята в Союз журналистов СССР. Более тридцати лет трудилась журналистом на АВТОВАЗе. Написаны сотни статей. В 2001 году стала трижды лауреатом Всесоюзного конкурса публикаций по тематике АВТОВАЗа, в 2016 году — лауреатом Всесоюзного журналистского конкурса, посвященного 50-летию АВТОВАЗа.
Моховикова Людмила является членом Интернационального Союза писателей.
Первая научно-популярная книга «Добрая жена дом сбережет» вышла в 1990 году 100-тысячным тиражом в издательстве «Советский писатель», в 1994 году — 50-тысячным тиражом в издательстве «Современник».
1998 г. — научно-популярная книга о качестве в соавторстве с академиком Ю. П. Адлером «Должна ли страна быть бедной?».
2001 г. — историко-биографическая книга «Был и остаюсь вазовцем».
2009 г. — книга для детей «Супергерой».
2012 г. — первое издание документально-исторической книги «Колесница судьбы автомобилизации России».
2013 г. — историко-биографическая книга «Сотворите здоровье».
2016-2017 гг. — в электронном издательстве Стрельбицкого вышли: научно-популярная книга «Путешествие… к себе совершенному», детские книги «Палочка-выручалочка», «Однажды на чудо-поляне», «Добры молодцы», «Разноцветные облака» и романы — «Новая жизнь», «В огне страстей», «Твоя любовь меня спасет» (роман вошел в лонг-лист конкурса «Любовь и волшебство»).
В 2017 году вышло второе издание документально-исторической книги «Колесница судьбы автомобилизации России», посвященное 50-летию АВТОВАЗа.
Написаны также пьесы, киносценарии «Золотая клетка», «Твоя любовь спасет», «Прорыв» и анимационные сценарии по Библии — «Бытие» и «Богоматерь, Христос и дьявол», анимационные сценарии по своим сказкам «Разноцветные облака», «Крепче камня», «Однажды на чудо-поляне», «Почему не любите?», а также сериал «Хитромудрые истории» по мотивам сказок Л. Толстого.
В 2018 году Людмила Моховикова стала номинантом литературной премии имени В. Хлебникова.
В 2019 году удостоена почетного знака Лондонской литературной премии, а также именной плакетки, присвоено звание «Лучший писатель года» 2015-2019 гг.
В 2019 году вышли книга для Международного фестиваля «Во славу Бориса и Глеба» «Богоматерь и Иисус Христос», книга «Библейские изречения по темам», сборник романов «Восхождение к новой жизни» (включен в шортлист Лондонской литературной премии в серии «Лондонская премия представляет писателя»).
Книга для детей «Путь вверх» (включена в лонг-лист премии Г.-Х. Андерсена).
Путь вверх
Повесть
Эпидемия
Антошка плохо спал ночью. Ему снился страшный сон, будто он мчится на машине, а за ним гонится какая-то другая машина, которая собирается его сбить. Ещё чуть-чуть — и он полетит в глубокую пропасть.
Антошка изо всех сил крутанул руль, спасаясь от беды, как вдруг услышал строгий голос мамы:
— Вставай, пора в школу.
Антошка накрылся с головой одеялом, что означало «ещё пять минут полежу». Но в щёлку он увидел маму, как всегда, в красивом халатике с оборками, аккуратно причёсанными светлыми короткими волосами, задумчивыми карими глазами.
— Вставай! — ещё более требовательно сказала мама и вышла из комнаты.
Дверь за ней, показалось, сердито захлопнулась.
Антошка повернулся на другой бок и вздохнул. Ему не хотелось сегодня идти в школу. Вот не хотелось и всё. Он не выспался, совершенно не выспался. Что же делать? А что, если притвориться больным? Он закашлял, натужно, громко, чтобы мама услышала. Она тотчас вошла в комнату. Обеспокоенно взглянула:
— Что случилось? Почему ты кашляешь?
— Я, наверное, грипп подхватил. Эпидемия же гриппа в школе, — сказал, поморщившись, Антошка.
Мама потрогала у Антошки лоб.
— Холодный, — сказала она спокойно.
— Это сейчас… а в школе знаешь как вчера болела голова, — простонал Антошка плаксивым голосом.
— Ладно, сегодня в школу не ходи, — сказала, вздохнув, мама. — А там видно будет.
Мама быстро вышла из комнаты, а Антошка, не удержавшись, от радости, что всё получилось, как он хотел, вскочил с постели и начал радостно приплясывать. Вот уж он сегодня на компьютере наиграется. Антошка чуть не закричал:
— Ура!
Но вовремя спохватился, зажал себе рот рукой и снова лёг в постель. Мама зашла в комнату.
— Вот тебе полезный, медовый напиток, — сказала наставительно, подавая бокал.
Антошка нерешительно взял бокал и медленно выпил медовый напиток с кислой физиономией.
— Вот и хорошо, — похвалила мама. — А сейчас спи.
Мама ушла, Антошка хитро улыбнулся, потянулся и повалился на кровать. Замечательно, сейчас мама уйдёт на работу, и он включит компьютер. Наконец мама открыла дверь и пропела своим мелодичным голосом:
— Я пошла на работу. Не скучай.
Как только за мамой закрылась входная дверь, Антошка быстро вскочил, сразу включил компьютер и стал азартно играть в автомобильные гонки. Во сне он избежал катастрофы, а теперь он сам будет преследовать автомобиль. И… безжалостно собьёт его в огромную пропасть.
Но вдруг открылась дверь, и в комнату заглянул брат Вадик. Он был старше Антошки на десять лет, учился в институте. Рослый, спортивный, с чёрными кудрявыми волосами, кареглазый, совсем непохожий на светлоголового голубоглазого Антошку.
— Ого, что я вижу! — воскликнул Вадик. — Больной-то у нас за компьютером уже сидит. А ну выключай!
— Ну Вадик, разреши, — просительным тоном сказал Антошка.
Однако Вадик был неумолим. Он строго сказал:
— Больным нельзя сидеть за компьютером. Или ты не больной?
— Больной, — простонал Антошка, — только мне скучно. Я хотел в гонки поиграть.
— Нельзя, — решительно сказал Вадик. — Пошли лучше завтракать.
Антошка без всякого удовольствия, вздыхая, стал есть овсяную кашу, которую сварила мама. Жаль, не учёл он, что Вадик ещё в институт не ушёл. Он, как всегда, бегал по утрам. Ну, ничего Вадик тоже скоро уйдёт… «А вдруг не уйдёт?» — с тоской подумал Антошка. Тогда всё пропало. Придётся весь день лежать в кровати.
Вадик выпил сначала воды, а потом спокойно и быстро опустошил тарелку с кашей. Он перед едой всегда пил воду. Говорил, что это желудок промывает. И вообще пить воду полезно. У Вадика что ни слово, то рецепт о здоровом образе жизни. Вообще-то у него крепкое здоровье, но он говорит, что здоровье надо беречь смолоду, прежде болезни, нужно заботиться о себе.
— Ты сегодня сколько километров пробежал? — поинтересовался Антошка.
— Семь километров, — ответил Вадик. — Плохо, что ты со мной не бегаешь.
Антошка только вздохнул. Куда ему бегать, он хилый по сравнению с Вадиком, тщедушный. Да и ноги у него слабые, кажется.
— А когда ты пойдёшь в институт? — спросил осторожно Антошка.
— Сейчас ухожу. А ты книжку почитай.
— Ладно, — вяло согласился Антошка. — Не выспался я.
— Что? — спросил Вадик. — Не выспался ты? Потому и в школу не пошёл? Действительно, как в пословице. Сонливый да ленивый — два родных братца. А о долге ты забыл?
— О каком ещё долге? — удивился Антошка.
— О долге ученика забыл? Учиться же надо хорошо.
— Ага, в школе такая скука началась.
— Да неужели? — вдруг рассмеялся Вадик. — Да ты просто лентяем стал. Ты думай, кем становишься.
— Да болею я, — простонал Антошка. — Эпидемия!
— Ладно, выздоравливай! — сказал Вадик, потрепав Антошку по волосам.
Как только за Вадиком закрылась дверь, Антошка быстро пошёл в свою комнату, включил компьютер и стал с азартом играть, то радостно, то угрожающе вскрикивая.
Вдруг открылась дверь, и к своему ужасу он увидел статную фигуру папы, который приехал из командировки.
Папа
— Это ты так болеешь? — строго спросил папа. И его голубые глаза гневно засверкали. — Ты что, обманул маму?
— Нет… я болею, эпидемия, — растерянно промямлил Антошка.
— Больные так себя не ведут. Ну-ка, выключай компьютер. Хотя погоди, — решительно сказал папа. — Зайду-ка я на сайт школы, посмотрю, какие у тебя оценки.
У Антошки ещё больше испортилось настроение, он со вздохом уступил папе место за компьютером, и тот начал изучать оценки по всем предметам. Они его не радовали, лицо у папы помрачнело. Он несколько раз взъерошил свои кудрявые чёрные волосы, что говорило о его крайнем возмущении.
— А теперь давай тетради, — жёстким тоном потребовал папа.
Антошка нерешительно и с совсем понурым видом подал тетради. Папа долго изучал тетрадь по русскому языку.
— Так и не научился до сих пор «не» с глаголом писать отдельно, — сказал возмущенно папа. — Простейшее правило. А почерк какой у тебя стал плохой! Был лучше. Теперь посмотрю тетрадь по математике.
Папа, опять показалось, утомительно долго изучал тетрадь по математике, а потом сказал с тревогой:
— И по математике ты стал хуже учиться. В чём дело?
— Я болею, — со стоном пролепетал Антошка.
— Я не вижу, что ты болеешь, ты просто притворяешься, в школу не хочешь ходить. А что из тебя будет дальше?
Папа быстро встал, прошёлся по комнате и как начал сердито ругать за плохую успеваемость! Только Антошка почти ничего не слышал, видел лишь строгое лицо папы и испуганно смотрел на него, понимая, что лёгкая жизнь для него закончилась. От него сейчас потребуют хорошей учёбы, а как этого добиться, Антошка не знал. Он же вроде старается иногда, а всё равно тройки получает, а то и двойки. Он даже смирился с этим, а вот папа, да и мама тоже, ни за что не согласятся с его плохими оценками. Жди сейчас ежедневных экзекуций. От одной этой мысли Антошка заболел, уже по-настоящему заболел. А папа в итоге так строго на него взглянул сверкающими голубыми глазами, что страшно стало. Хорошо, что он больше ничего не сказал и вышел из комнаты.
Дверь за папой громко захлопнулась, а у Антошки потекли слёзы, горькие, солёные, удушливые. Что теперь будет с ним? Голова у Антошки на самом деле заболела. Он лёг в постель и… неожиданно уснул… Правда, где-то мелькнула спасительная мысль. С Вадиком надо поговорить. Он в последнее время всё пятёрки получает, папа его хвалит. Может, он какие-то секреты знает, как добиваться успехов в учёбе.
Дело даже не в том, что он должен хорошо учиться. Главное — он сам, сам не хочет быть в отстающих. Противно это, когда тебя все ругают. Надо как-то выбираться из болота лени и неудач. Нужно уважать, в конце концов, самого себя. А то сегодня он сам себя возненавидел…
Вадик
Антошка обессиленно лежал на кровати с закрытыми глазами, он действительно чувствовал себя плохо, когда пришёл Вадик. Тот сразу заглянул к нему в комнату. Антошка не выдержал и опять заплакал.
— Ты что, ты уже большой, чтобы плакать, — сказал с тревогой Вадик.
— Папа так ругался… — заливался слезами Антошка.
— Папа и меня ругает, — успокоительно произнёс Вадик.
— Нет, он тебя уже хвалит, а я, я самый плохой… Не знаю, что делать? Ну, Вадик, как у тебя получается на пятёрки в институте учиться?
— Я стараюсь. И вообще отличные оценки стал получать недавно, а то тоже, как ты, тройки получа л.
— Правда, ну и как… что ты делал, просто занимался? — спросил Антошка с надеждой.
— Да я, знаешь… Впрочем, ты ещё маленький.
— Нет, Вадик, я уже большой! — вскрикнул Антошка. — Я уже в пятом классе учусь, расскажи свой секрет…
— Ладно, расскажу. Главное вот что — я решил стать супергероем.
— Супергероем? Вот здорово! — радостно воскликнул Антошка, вытирая слёзы.
— Ну да, цель надо такую себе поставить. Только тогда можно добиться успехов.
— Супергерой — он какой? Сильный такой? — спросил Антошка задумчиво. — Бегает, как ты, отжимается, гирю поднимает? И учится на пятёрки?
— Да, сильный, но главное — умный, ловкий, добрый. Супергерой всё делает супер.
— Ну, я тоже хочу быть таким, — сделал решительный вывод Антошка.
— Надо сначала многое понять.
— Что, например, ты понял? — спросил Антошка.
— Есть такая притча у Соломона. «Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу».
— У Соломона? Это кто такой?
— Про него в Библии написано. Царь Соломон.
— В Библии написано, в такой толстой книге чёрного цвета? Там про Господа написано, как Он мир создавал.
— Да. Господь Сущий создал Небо, Землю и человека.
— Почему Сущий?
— Он так Себя назвал. «Я есмь Сущий». Это в «Исходе». И Иисус Христос велел читать молитву Господу — «Отче наш, Сущий на небесах…»
— Значит, надо запомнить. «Путь мудрого — вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу». А что такое преисподняя? Ад?
— Да, ад, там все грешники окажутся. Так что не греши.
— Это трудно. Всё время что-нибудь сделаешь не то… Я слабый!
— А я в Библии прочитал: «Слабый пусть говорит: «Я силен». Это у Иоиля пророка, глава 3,10.
— Здорово! Но… это же просто слова.
— Слова имеют огромную силу. Я ещё вот что выписал.
Вадик взял тетрадь и стал зачитывать:
— «…будь твёрд и мужествен, не страшись и не ужасайся». Иисус Навин, глава 1, 9.
— Здорово! — опять произнёс Антошка. — А какие слова ещё есть?
— «Ободрись и действуй». Ездра, глава 10,4. «Каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: «крепись!» Исаия, глава 41,6.
— Вот и помоги своему брату, — сказал Антошка многозначительно.
Вадик рассмеялся:
— Помогу. Я когда эти слова прочитал, то понял, что истоки современного аутотренинга в Библии.
— А что это такое — аутотренинг?
— Такие тренировки, когда себе что-то внушаешь. Но прежде всего себе нужно внушать мудрые мысли из Библии.
— Я всё понял, — сказал Антошка. — Я буду твёрд и мужественен. Я слабый, но я буду говорить себе — я силён!
— Правильно ты всё понял. Когда это поймёшь, становишься мудрее. Ещё раз тебе повторяю: «Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу».
— Я запомнил. Путь мудрого — вверх.
— Чтобы быть мудрым, надо много читать и делать различные упражнения.
— А какие упражнения? — спросил с интересом Антошка. — Я всё буду делать, — пообещал он. — Всё. Только расскажи.
— Для начала будем укреплять силу воли. Знаешь, что такое сила воли?
— Ну, это… как будто… сильное желание, — нерешительно произнёс Антошка.
— Желание — это одно, — наставительно сказал Вадик. — Давай так договоримся: все незнакомые слова будем уточнять в словаре. Пойдём ко мне в комнат у.
Антошка весело улыбнулся и пошёл к Вадику в комнату. Там они взяли толковый словарь — большую книгу Ожегова малинового цвета, нашли слово «воля».
— Читай внимательно, — предупредил Вадик.
Антошка стал читать:
— Воля — это способность осуществлять желания, поставленные перед собой цели.
«Ну вот, всё ясно, — подумал Антошка, — он сегодня поставил себе цель — не ходить в школу, и не пошёл, проявил волю».
Вадик будто догадался о его мыслях и сказал:
— Волю надо проявлять только в хороших делах, а в плохих не стоит.
— Всё, я понял, — согласился, вздохнув Антошка. — Дальше что?
— Надо внушать себе, что у тебя сильная воля, ты умеешь добиваться больших результатов во всех хороших делах. Слова, повторяю, имеют огромную силу.
— Да, я понял это из Библии.
— А хочешь натурально это проверить? Мгновенно?
— Силу слов проверить мгновенно? Как это?
— Очень просто! Вот сейчас ты в этом убедишься на простом примере. Я говорю слово — мороженое. Что ты ощущаешь?
— Мороженое! Мороженое! Я сразу захотел мороженого, даже слюнки потекли! — воскликнул Антошка.
— Вот ты и убедился в силе слова, — подтвердил Вадик. — Слюнки потекли. А слова, что у тебя укрепляется сила воли, будут записаны в программирующем аппарате мозга.
— Что? — опять удивлённо вскрикнул Антошка. — Разве у человека есть программирующий аппарат мозга?
— Есть! — сказал Вадик. — В том-то и дело. Почему библейские слова помогают? Слова записываются в программирующем аппарате мозга и воздействуют на человека. Программирующий аппарат мозга находится в лобных долях, регулирует поведение человека.
— Да, вот это да! — восторженно выдохнул Антошка.
Он потрогал свой лоб и подумал: «Тут, значит, как в компьютере, программа записывается. Теперь у меня будет программа — укрепление силы воли. Завтра я в школу обязательно пойду, как бы себя ни чувствовал».
— Внушать надо как в бодрствующем, так и в расслабленном, аутогенном состоянии.
— А что это за состояние расслабленное… аутогенное?
— Давай я тебе завтра расскажу об этом, на сегодня хватит. Главное — ещё говори: «Господи, помоги!» Надо верить — и Он поможет.
— Господь Сущий и Господь Иисус Христос?
— Да. Надо верить в Отца — Господа Сущего, в Сына — Иисуса Христа и в Святого Духа.
— Это сложно, — вздохнул Антошка.
— Со временем всё поймёшь. Но говори: Святая Троица, спаси и сохрани.
— Хорошо. Буду так говорить.
— Но на Бога надейся, а сам не плошай, есть такая пословица. Поэтому надо самому трудиться. Только трудолюбивым Господь помогает. Так что концентрируйся сейчас на мысли, что у тебя крепкая сила воли, ты умеешь себя заставлять делать разные полезные дела. Вот позвони своим друзьям, узнай домашнее задание и сделай его, хотя бы по русскому и по математике. А вечером ляжешь спать и говори себе, что у тебя крепкая сила воли. Господи, помоги!
— Ладно, согласен, — сказал Антошка. — Буду всё так делать. И работать, и на помощь Господа призывать.
Антошка позвонил своей соседке по парте Наташе, узнал номера упражнения и задачи и сделал их, хотя ему не очень этого хотелось. Но он заставлял себя и заставлял, будто груз какой в гору тащил. Бывает же такое! Надо терпеть и стараться, иначе беда. Он чувствовал, что может случиться беда, если он не сделает уроки. Господи, помоги сделать уроки! И Антошка сделал уроки. Но ему всё же очень хотелось узнать поскорее, что же такое расслабленное аутогенное состояние. Он осторожно постучал в комнату к Вадику.
Расслабленное состояние
— Ладно, — сказал Вадик, — расскажу тебе сегодня. Мне даже нравится, что ты так настаиваешь. Так вот — расслабленное, то есть аутогенное состояние — это такое состояние, когда мышцы всего тела расслаблены.
— Ничего не понимаю, — вздохнул Антошка. — Что значит расслаблены?
— То есть отключены частично от мозга. Он в это время отдыхает. Ложись на диван на спину, — скомандовал Вадик.
Антошка сразу послушался, лёг на диван.
— Вот сейчас подними ноги и медленно их опусти, — попросил Вадик.
Антошка приподнял ноги, но опустил резко и засмеялся.
— Ещё пробуй, медленно опусти ноги.
Антошка приподнял ноги и медленно опустил их — и сразу ощутил странную вялость.
— А теперь подними руки и медленно опусти.
Антошка всё выполнил правильно — и тоже ощутил странную вялость в руках.
— Чувствуешь, что у тебя руки и ноги расслабились, тебе не хочется двигаться.
— Не хочется двигаться, — томно повторил Антошка. — А спать я почему-то захотел.
— Потому что ты находишься в расслабленном, аутогенном состоянии, это, по сути, сонное состояние, которое человек испытывает, засыпая и просыпаясь. Так вот, в этом состоянии ты отдыхаешь, и в то же время в нём полезно говорить себе формулы самовнушения, которые очень хорошо записываются в программирующем аппарате мозга.
— Во лбу, значит, — сказал Антошка. — Всё понял.
— Вот и внушай себе, что ты супергерой, сильный, умный, ловкий, добрый. Эти слова будут тебе помогать.
— Я буду себе твердить. Я твёрд и мужественен. Я сильный! Господи, помоги!
— Можешь позаниматься сам перед сном, — посоветовал Вадик.
— Палочка-выручалочка! — неожиданно воскликнул Антошка. — У меня теперь есть палочка-выручалочка, как на себя воздействовать.
Вадик рассмеялся:
— Ну, пусть для тебя будет палочка-выручалочка. Молитвы и самовнушение.
Антошка пошёл к себе в комнату и подумал, что не так уж плохо закончился у него этот день после папиного разгрома. Он много сегодня полезного узнал. Так что он возьмёт себя в руки и ещё удивит папу своими успехами. Самый главный, наверное, подвиг — это победить в себе плохое.
Он поднял руки и ноги, медленно их опустил и, почувствовав расслабление, зашептал формулы самовнушения:
— У меня крепкая сила воли. Я сильный. Я твёрд и мужественен. Ура! У меня сейчас есть палочка-выручалочка, как на себя воздействовать! Господи, помоги! Святая Троица, помоги!
С этими мыслями он спокойно уснул… И ему снились сны будто он летал на крылатом белом коне… и видел зелёные-зелёные луга…
В школе
Антошка проснулся утром с мыслью, что он обязательно должен стать супергероем. У него теперь есть палочка-выручалочка! Он быстро встал, начал делать зарядку и даже несколько раз отжался от пола.
— Я супергерой, супергерой, — твердил он себе. — У меня крепкая сила воли… я твёрд и мужественен… я сильный…
Антошка, быстро позавтракав, побежал в школу. Она была совсем рядом. Антошку догнал Васька. Он был выше его ростом почти на голову, толстый, розовощёкий, наглый.
Васька, как всегда, больно стукнул Антошку кулаком по плечу и ехидно сказал:
— Привет, Пирог, Бублик!
— Ты перестанешь меня дразнить? Какой я тебе Пирог, Бублик? — возмутился Антошка.
— Ну, если ты по фамилии Пирогов, — ехидно продолжал Васька.
— Это знаменитая фамилия, между прочим, — сурово промолвил Антошка.
— Ну, ты-то знаменитым не будешь, — расхохотался Васька. — Что вчера в школу не пришёл?
— Болел, — сказал тихо Антошка.
— Хиляк ты, Пирог с капустой кислой, — опять ехидно произнёс Васька.
Антошка сердито замахнулся на Ваську кулаком и сказал:
— Вот буду супергероем — я тебе покажу.
Васька громко расхохотался:
— Ты супергерой? Да я тебя одной левой!
— Отстань от меня.
Антошка прибавил шагу и ушёл от Васьки. В классе было много ребят. Антошка сразу пошёл к своей четвёртой парте на среднем ряду. Наташа — соседка по парте, была уже на месте.
Антошке нравились голубые, ласковые глаза Наташи и её светлые пушистые волосы, заплетённые в косы. Училась она хорошо и всегда подтрунивала над ним, когда он получал двойку.
Антошка весело поздоровался с Наташей, сел за парту, открыл рюкзак, стал доставать учебник по русскому и тетрадь.
В класс почти вбежал Васька. Смеясь, он подскочил к Антошке и громогласно объявил:
— Антошка Пирогов решил стать супергероем!
Ребята начали смеяться, восклицая:
— Вот это да!
— Учудил чудило!
— Супергерой! Ха-ха! Да он сейчас почти двоечник!
Антошка расстроился от этих криков, вскочил и выбежал из класса. Он так быстро бежал, что не увидел учительницу. Наткнулся на Веру Ивановну — классную руководительницу — чуть с ног её не сшиб.
— Антон, в чём дело, ты куда? Почему вчера тебя не было? Иди сейчас же в класс.
Но Антошка побежал по коридору дальше. Вера Ивановна ему вдогонку крикнула:
— Я тебе замечание запишу в дневник!
Услышав эту устрашающую фразу, Антошка остановился и побежал в обратном направлении.
Антошка, весь красный, забежал в класс, не глядя ни на кого, подошёл к своей парте, сел на стул и открыл учебник по русскому языку.
«Я супергерой, — сказал он себе, — я должен быть спокойным». Наташа наклонилась к нему и тихо спросила:
— Ты правда хочешь стать супергероем?
— Да, только ты никому больше не говори.
— А супергероини есть? — спросила с интересом Наташа.
— Конечно, есть.
— Тогда я тоже хочу, ты мне расскажешь, что делать?
Антошка кивнул, и ему стало спокойнее. Хоть Наташа над ним не посмеялась, и даже сама захотела стать супергероиней. А что, неплохая идея. Так веселей будет.
«Умный бы ты был человек…»
Антошка почти выучил уроки, когда пришёл Вадик.
— К тебе можно? — услышал он его басистый голос.
— Конечно! — вскочил Антошка.
— Ты сейчас чем будешь заниматься? — осторожно спросил Вадик.
— Хотел правила по русскому учить, а то ошибки делаю.
— Молодец, а ещё я тебе хочу предложить тренировки по русскому языку с помощью пословиц.
— Как это? — удивился Антошка.
— А вот ты пословицы пишешь, грамотность вырабатываешь и ещё кое-чему учишься.
— Чему, например?
— Мудрости. Пословицы ведь народная мудрость.
— Ну да, мы в школе некоторые пословицы писали.
— Вот я тебе и предлагаю, двух зайцев убить.
— А за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Такая есть пословица, — сказал важно Антошка.
— Молодец, знаешь такую пословицу. Только в этом случае можно поймать двойную пользу. Вот смотри, какие я выписал пословицы. — Вадик подал Антошке свою тетрадь. — Тут пословицы смешные, повеселить тебя хочу.
— Разве бывают пословицы смешные?
— А как же, есть, народ всегда высмеивал людские пороки. Например, лень и глупость.
— Давай покажи про ленивых и глупых, — сказал Антошка.
Антошка сел за стол и открыл тетрадь. И сразу стал смеяться над пословицами:
Человек он умный, только мало смыслит.
Я ли не хозяин, у меня ль ворота не бороной запираются.
На словах что на гуслях, а на деле что на балалайке.
Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила, а всё языком.
Люди за дело, а мы за безделье.
— Ты что делаешь? — Ничего. — А ты что? — Да я ему помощник.
Надо голова дыра вертеть, мозга лить.
Метко попадает — ногой в лужу.
Умный бы ты был человек, кабы не дурак…
У тебя два чина — дурак и дурачина.
Антошка, смеясь, подумал: «Весёлые пословицы и умные, многому могут научить. Надо их обязательно переписать». Вот уж точно он не хочет быть таким, как эти глупые люди, о которых в пословицах говорится. Но вдруг почему-то ему захотелось переписывать что-то из Библии. Что Бог говорит людям, как им жить? Антошка сразу пошёл к Вадику:
— А у тебя изречения из Библии есть? Они… вроде… полезней.
— Полезней. Но ты ещё маленький.
— Нет, я большой, я пойму.
— Ладно, — сказал Вадик. — Вот тебе тетрадь, там есть кое-что.
Антошка взял тетрадь у Вадика, пошёл в свою комнату, сел за стол. И первое, что он прочитал: «Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути будут твои да тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла». (Притчи Соломона. 4,26-27)
«Да, — подумал Антошка. — Надо будет обдумать стезю, по которой он пойдёт. Главное — уклониться от зла». Надо Господа просить, чтобы помогал, а то он один не справится. Опыта не хватит.
Что вы постоянно шушукаетесь?
Мама позвала Вадика к отцу. Он лежал на кровати в спальне и строго посмотрел на Вадика:
— Что вы постоянно шушукаетесь с Антошкой?
— Да всё в порядке, папа. Он задумал хорошо учиться и спрашивает меня, как этого достичь? Ты знаешь, я накопал всяких приёмчиков, и у меня дела улучшились.
— Ну, знаю, а Антошке-то не рановато изучать эти приёмчики? — задумчиво спросил папа.
— Нет, всё в порядке, — успокоил Вадик. — Он всё понимает и старается. Только у меня просьба: если у него будут срывы в учёбе, вы его не ругайте.
— А срывы могут быть? — спросила с тревогой мама.
— Кто его знает! Разволнуется или что.
— Ладно, — сказал папа, вздохнув, — не будем его ругать. А тебе спасибо, что помогаешь брату учиться.
— Ну что ты, папа, он же мой брат любимейший…
Как развивать свои способности?
Антошка переписал некоторые притчи и пошёл к Вадику. «Нужно брать быка за рога», — подумал он. Так обычно Вадик говорил, когда надо было проявить решительность.
— Вадик, — сказал Антошка, — я себе внушил уже, что я твёрд и мужественен, а как мне свои способности развивать?
— Сейчас подумаем, — сказал Вадик, а посмотрев Антошкины записи, добавил: — Слушай, какой у тебя плохой почерк! Вот над этим сейчас и поработаем.
— Да ничего не получится! — воскликнул расстроенно Антошка. — Давай что-нибудь другое… поинтересней.
— Не торопись, — наставительно произнёс Вадик. — Почерк очень важен, это визитная карточка человека. По почерку даже характер определяют. Красивый почерк — значит, аккуратный, добросовестный человек. А плохой… ну сам понимаешь какой…
— Ладно, согласен, — уныло согласился Антошка.
— Вот ложись-ка на диван, — сказал Вадик, — закрой глаза, расслабься…
Антошка лёг на диван, закрыл глаза, расслабился, подняв и медленно опустив ноги и руки.
— А теперь, — сказал Вадик, — представь, что ты пишешь красивые буквы — «а», «б», «в». Ну и так дальше. Впрочем, подожди. Сначала строчку — буквы «а» напиши, потом другие по строчке… Надо привычку выработать писать красиво.
Антошка стал мысленно писать буквы, легко водя ручкой, и они писались, писались, очень красивые.
— А дальше что? — спросил он.
— Дальше, — сказал Вадик, — вставай, иди и пиши буквы в тренировочной тетради.
— Ну, — сказал недовольно Антошка, — что-то неохота. Мысленно-то легче.
— Мысленно легче, но без реальных тренировок ничего не получится, — решительно произнёс Вадик.
— Всё, я понял, — вздохнул Антошка. — Я сейчас скажу себе, что мне хочется писать буквы, причём красиво писать. Господи, помоги!
— Молодец, догадался сам, иди и пиши с такой мыслью. Между прочим, я тоже тренировался так. Почерк у меня был ужасный. Хочешь, покажу?
— Конечно! — обрадовавшись, воскликнул Антошка, интересно же увидеть результат тренировок.
— Вот смотри! — Вадик дал Антошке свою тетрадь.
Антошка стал рассматривать её и рассмеялся:
— Даже не верится. Ещё хуже почерк был, чем у меня. Ничего непонятно…
— Дальше смотри, — сказал Вадик.
— Вот это да! Четыре страницы буквы «а» — написал, четыре — «б» и так далее. — Антошка заглянул в конец тетради и увидел ровный, красивый почерк. — Значит, здорово помогли тренировки — мысленные и реальные.
— Сейчас давай ты старайся. Это не просто почерк исправляется, это в голове что-то совершенствуется. Вот тебе толстая тетрадь.
— Здорово! — воскликнул Антошка и пошёл в свою комнату.
Он сразу лёг, начал представлять, что пишет буквы, а потом взял тетрадь и стал их писать. «Я пишу всё лучше и лучше, — говорил он себе. — У меня буквы красивые, красивые… Господи, помоги и спаси!»
И хотя это было не совсем уж так, как он говорил, но, по крайней мере, некоторые буквы стали лучше, круглее писаться.
«Как хорошо, — подумал он, — что у меня есть такой умный брат. А другие способности как развивать? Пойду-ка спрошу».
— Очень просто, — сказал Вадик. — Представляй, что ты уже обладаешь этими качествами, и они в мозгах зафиксируются и будут развиваться.
— Например, я ловкий или красиво танцую.
— Ну да. Считай, что ты ловкий, представляй, как ты ловко гирю поднимаешь, бегаешь, прыгаешь.
— И красиво танцую?
— Ну да. Мысленно представляй, что красиво танцуешь, — и будешь танцевать.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Путь Вверх» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других