1. книги
  2. Монографии
  3. Л. И. Ромадан

Миротворчество ООН: от истоков к современности

Л. И. Ромадан (2024)
Обложка книги

Миротворчество — одна из ключевых сфер деятельности ООН, важнейший инструмент урегулирования конфликтов. В эпоху становления многополярного мира, трансформации системы международных отношений и, как следствие, размораживания старых / возникновения новых очагов напряженности изучение миротворческой деятельности приобретает особую актуальность. В монографии подробно рассматриваются теоретические основы и организационная структура миротворчества ООН, механизмы финансирования, основные тренды и подходы к ее совершенствованию, вопросы взаимодействия с региональными организациями. В работе представлен исторический экскурс, анализируются текущие миротворческие операции под эгидой ООН. Книга предназначена для студентов и аспирантов, изучающих международные отношения и вопросы международной безопасности, а также может быть полезна широкому кругу читателей, интересующихся мировой политикой и деятельностью Организации Объединенных Наций. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Миротворчество ООН: от истоков к современности» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

Современный мир переживает эпоху тектонических геополитических перемен — переход от глобального доминирования Запада к подлинной, справедливой многополярной системе международных отношений. Этот процесс сопровождается разморозкой старых и возникновением новых очагов напряженности как проявлений борьбы современных центров силы в рамках формирующегося мирового порядка. Как отмечает доктор юридических наук, доктор политических наук, профессор О.Г. Карпович, «при этом происходит непрерывная эволюция самих конфликтов, в ходе которой усложняется их внутренняя структура и возникают новые формы (цивилизационные, этнополитические, этноконфессиональные и др.), мало подверженные воздействию традиционных инструментов политического регулирования»[1]. По данным ежегодного отчета о вооруженных конфликтах британского Международного института стратегических исследований (IISS), по всему миру в 2023 году произошло не менее 183 региональных конфликтов, что является самым высоким показателем за последние три десятилетия [2]. Число жертв, по сравнению с 2022 годом, увеличилось на 14 %, количество случаев насилия — на 28 %[3]. В качестве причин обострения/возникновения противоречий отмечаются внутренний терроризм, территориальные споры, рост числа преступных группировок и климатические изменения[4]. Все эти факторы свидетельствуют о необходимости выработки новых подходов к концепции миротворческой деятельности и проведения реформы ООН как главного гаранта безопасности на планете. Напряженность между государствами — постоянными членами Совета Безопасности ООН и неспособность выработки консенсуса привели к ослаблению роли организации, что ярко продемонстрировало очередное обострение ситуации на Ближнем Востоке. Весь этот комплекс проблем неразрывно связан с концептом миротворческой деятельности всемирной Организации как одного из инструментов обеспечения глобального мира и безопасности. Проследив его эволюцию и проанализировав основные подходы на современном этапе, можно выработать конкретные предложения по усовершенствованию данного инструмента.

Необходимость комплексного исследования миротворческой деятельности ООН обусловлена также высокой вероятностью перерастания спорных вопросов между государствами в различных регионах мира в открытые вооруженные конфликты. После распада биполярной системы международных отношений и изменения баланса сил в пользу Запада был отмечен рост числа конфликтов на этнической почве, а также столкновений за право обладать спорными территориями и ресурсами. Налицо и другие тренды — эволюция классического миротворчества ООН, сопровождающаяся попытками внедрения силового компонента в операции по поддержанию мира (ОПМ), а также использование правозащитной тематики в качестве ширмы для реализации национальных интересов отдельных государств. Подобные подходы способны не только привести к эрозии традиционных методов урегулирования конфликтов, но и могут дискредитировать ООН как глобальный институт, призванный сохранять мир и стабильность на нашей планете.

Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 марта 2023 года, на ООН и другие многосторонние институты, задача которых заключается в согласовании интересов ведущих держав, оказывается серьезное давление. Испытанию на прочность подвергается международно-правовая система. Узкая группа государств стремится подменить ее концепцией миропорядка, основанного на правилах (навязывание правил, стандартов и норм, при выработке которых не было обеспечено равноправное участие всех заинтересованных участников). Осложняется выработка коллективных ответов на транснациональные вызовы и угрозы, такие как незаконная торговля оружием, распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, опасных патогенов и инфекционных заболеваний, использование информационно-коммуникационных технологий в противоправных целях, международный терроризм, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, транснациональная организованная преступность и коррупция, стихийные бедствия и техногенные аварии, нелегальная миграция, ухудшение состояния окружающей среды. Остро ощущается дефицит доверия и предсказуемости в международных делах[5]. Все это свидетельствует о надвигающемся кризисе системы ООН, необходимости ее адаптации к новым геополитическим реалиям. В связи с этим одна из приоритетных задач Российской Федерации — восстановить роль ООН в качестве центрального координирующего механизма согласования интересов государств и их действий по достижению целей Устава ООН. В целях укрепления региональной безопасности, предотвращения локальных и региональных войн, урегулирования внутренних вооруженных конфликтов, в первую очередь на территории сопредельных государств, Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание повышению своей роли в миротворческой деятельности (в том числе в рамках взаимодействия с ООН, ретональными международными организациями и сторонами конфликтов), укреплению миротворческого и антикризисного потенциалов ООН и ОДКБ[6]. Все это подтверждает актуальность и важность изучения всемирной Организации как основного института миротворчества.

Угроза разрастания многочисленных локальных конфликтов в XXI веке подталкивает специалистов к выработке новых и трансформации имеющихся методов и практик урегулирования противоречий. Расширяется инструментарий операций по поддержанию мира. В контексте эволюции ооновского миротворчества стоит отметить переход от традиционных миссий наблюдателей (в англоязычных источниках — «военные эксперты») к многокомпонентным и гибридным операциям, сочетающим политические, гуманитарные составляющие, а также активное внедрение новых технических средств.

Военных наблюдателей ООН традиционно называют «голубыми беретами», а военный контингент, принимающий участие в ОПМ, — «голубыми касками». Их принципиальное отличие заключается в том, что «голубые береты» — это, как правило, военнослужащие в звании от капитана до подполковника, которые несут службу под флагом ООН без оружия. «Голубые каски», в свою очередь, имеют вооружение, которое могут применять в целях самообороны и защиты мандата[7].

В настоящее время не существует четкого общепринятого определения миротворческой деятельности в рамках ООН, отсутствует единая классификация осуществляемых операций. Кроме того, ведется дискуссия о модернизации классических принципов, а также появлении новых субъектов в миротворчестве. В связи с внутриполитической природой ряда конфликтов вопрос о форматах вмешательства и легитимности данных действий мирового сообщества (в лице миротворцев) остается открытым. Имеются опасные прецеденты использования США и союзниками по НАТО инструментов миротворчества в своих интересах в обход Устава ООН с целью вооруженного вмешательства в дела суверенных государств. Как отмечает исследователь В.К. Белозёров, Российская Федерация «не может… оставить без реагирования стремление США к глобальному доминированию (когда все средства хороши, вплоть до массового кровопролития), экспансионистскую деятельность НАТО, попытки подрыва стратегической стабильности»[8].

По состоянию на октябрь 2023 года в 12 операциях по поддержанию мира ООН участвовало свыше 70,6 тыс. человек из более чем 120 стран [9], что говорит о большой вовлеченности мирового сообщества в данный процесс. Актуальность изучения природы миротворчества связана с формированием концептуальной модели различных операций под эгидой ООН, а также существенной модификацией мандатов миротворцев. Прослеживалась тенденция «выпячивания» силовых компонентов за рамки традиционных мандатов операций ООН (например, в Демократической Республике Конго и Мали). В связи с этим необходим взвешенный анализ подобного рода инициатив в контексте эволюции миротворчества ООН.

В данной монографии ставятся следующие задачи:

• дать авторские оценки развитию миротворческой деятельности ООН;

• подробно рассмотреть основные теоретические подходы к феномену межгосударственного сотрудничества в рамках ООН в привязке к развитию концепции миротворчества всемирной Организации;

• выявить современные проблемы миротворческой деятельности ООН и предложить варианты их решения;

• определить новые подходы к проведению операций по поддержанию мира, в том числе совместных ОПМ с региональными организациями;

• проанализировать участие российских миротворцев в операциях под эгидой ООН, а также позицию Российской Федерации относительно трансформации миротворческого концепта;

• выявить специфику ОПМ в различных регионах мира, а также определить их роль в процессе эволюции миротворчества ООН.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Миротворчество ООН: от истоков к современности» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Карпович О.Г. Современные концепции управления международными конфликтами в миротворческих операциях / О.Г. Карпович: автореф. дис…. д-ра полит. наук: 23.00.04/Дипакадемия МИД России. — Москва, 2012. С. 3.

2

It’s Not Just Ukraine and Gaza: War Is on the Rise Everywhere [Electronic resource] // Bloomberg official website. — URL: https://www.bloomberg.com/opinion/articles/2023-12-10/ it-s-not-just-ukraine-and-gaza-war-is-on-the-rise-everywhere (accessed: 11.12.2023).

3

Там же.

4

Там же.

5

Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 31 марта 2023 года) [Электронный ресурс] // Официальный сайт МИД России. — URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586 (дата обращения: 11.12.2023).

6

Там же.

7

Лавров С.В., Исаенко А.И. Российские ветераны о миротворчестве ООН / С.В. Лавров, А.И. Исаенко. — М.: Издательство «Весь Мир», 2020. С. 326–327.

8

Белозёров В.К. От стратегии национальной безопасности — к глобальному и перспективному стратегическому проектированию // Власть. 2016. № 7. С. И.

9

Операции ООН по поддержанию мира [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. — URL: https://peacekeeping.un.org/en/data (дата обращения: 29.12.2023).

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я