1. книги
  2. Педагогика
  3. Л. М. Ванюшкина

Современный урок. Мировая художественная культура

Л. М. Ванюшкина (2009)
Обложка книги

Сборник представляет собрание методических материалов, советов, комментариев, адресованных преподавателям курса «Мировой художественной культуры», учителям гуманитарных предметов, а также администрации образовательных учреждений.

Авторы: Любовь Ванюшкина, Юлия Смирнова и др.

Входит в серию: Уроки для педагогов

Жанры и теги: Педагогика

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Современный урок. Мировая художественная культура» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Раздел 2

Подходы к реализации курса МХК в практике работы школы

Выбор программы

В настоящее время существует более десяти программ по МХК, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. При выборе программы учитель руководствуется уровнем подготовки своих учеников, количеством часов, отведенных на этот предмет в учебном плане, и собственным уровнем знаний, часто диктуемым базовым образованием. Программы по МХК, предназначенные для изучения в 10–11-х классах, чаще всего строятся по историко-хронологическому принципу, по зволяя тем самым синхронизировать изучение мировой художественной культуры с другими (чаще всего гуманитарными) предметами. Не все программы обеспечены учебно-методическим комплексом (см. приложении 2), что также следует учитывать при их выборе.

Наиболее полной, разработанной и обеспеченной пособиями является комплексная программа изучения истории культуры Л. М. Предтеченской и Ю. А. Солодовникова (6–11 классы) (Мировая художественная культура. 6–11 кл. // Сборник программ и методических материалов. М.: ВЛАДОС, 2001–2004).

Базовая часть этой программы разработана Л. М. Предтеченской и рассчитана на преподавание в 9–11-х классах (2 часа в неделю). Изучение МХК в ней начинается с эпохи Просвещения и заканчивается современной культурой. Ю. А. Солодовников разработал программу для 6–8-х классов — от Древнего мира до эпохи Просвещения. В ее основу положены те же системообразующие принципы и та же логи ка, что и в основу программы Л. М. Предтеченской. Вместе части этой программы дают возможность целостного изучения мировой художественной культуры от Древнего мира до наших дней.

Основные принципы этой программы — интеграция, историзм и опора на творческий метод. Методическую поддержку обеспечивают работы Ю. А. Солодовникова и Л. В. Пешиковой.

Для изучения МХК в 10–11-х классах (1 час в неделю) предназначена программа Г. И. Даниловой (М.: Дрофа, 2002–2006), также построенная по историко-хронологическому принципу и полностью обеспеченная учебниками и электронными пособиями к ним на CD-носителях. Особое внимание в программе уделено знакомству с основными этапами развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры. В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность широко использовать национальнорегиональный компонент.

Г. И. Даниловой также разработаны профильный курс (68 часов) и факультативный курс для 5–9-х классов. Факультативный курс строится по тематическому принципу. Его основные принципы — интеграция, вариативность, дифференциация и индивидуализация.

Программа Л. А. Рапацкой «Взгляд из России» (М.: ВЛАДОС, 2001) также предназначена для изучения МХК в 10–11-х классах (2 часа в неделю). Ее специфика отражена в подзаголовке: значительное место в программе занимают темы по культуре России. Программа полностью обеспечена учебниками.

Некоторые педагоги используют для работы в старших классах программу «Мировая художественная культура» (10–11 класс), созданную авторским коллективом (Н. И. Киященко, Л. А. Рапацкая, Н. М. Сокольникова, Е. Н. Шапинская) и опубликованную в сборнике «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев» (М.: Дрофа, 1999–2005). Ее методическим обеспечением могут считаться работы Л. Г. Емохоновой.

Еще один вариант преподавания курса МХК в 6–9-х классах, обеспеченный учебными пособиями, предлагает И. В. Кошмина, ориентируя педагога на синхронизированное преподавание истории и МХК (М.: ВЛАДОС, 2001–2004). В этой программе русской художественной культуре уделяется примерно половина объема курса.

Учителя русского языка и литературы, одновременно преподающие и МХК, часто выбирают программу, написанную авторским коллективом под руководством известного специалиста по методике преподавания литературы В. Г. Маранцмана, — «Мировая художественная культура» (10–11 классы, М.: Интербук, 1998). Согласно этой программе в 10-м классе изучается специфика различных видов искусства, а основные эпохи в истории искусства — в 11-м. Отличительная черта программы — большое количество самостоятельных и творческих работ. В качестве методического обеспечения предполагается использование учебных пособий Г. И. Даниловой.

В тоже время существует достаточно много учебников и учебных пособий, не «привязанных» ни к какой программе, например учебники О. Б. Лисичкиной (СПб.: СпецЛит, 2004), богато иллюстрированные цветными репродукциями. Петербургское издательство «Корона принт» публикует пособия и рабочие тетради по различным темам («Древний мир», «Россия» и т. д.), созданные разными авторами и излагающие основное содержание заявленных тем. При изучении отдельных тем можно также использовать рабочие тетради Е. Столяровой и А. Вачьянц. Кроме того, специально для программы Л. М. Предтеченской создана рабочая тетрадь для учащихся 9-х класса «Век Просвещения» (авторы Л. М. Ванюшкина, Л. Ю. Копылов).

Конец ознакомительного фрагмента.

О книге

Авторы: Любовь Ванюшкина, Юлия Смирнова и др.

Входит в серию: Уроки для педагогов

Жанры и теги: Педагогика

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Современный урок. Мировая художественная культура» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я