Мистика Православная – это соприкосновение с тайной духовного мира. В житии прп. Серафима Саровского Чудотворца – много мистики.Узрят её, имеющие мистический опыт пусть небольшой, но правильный, приобретенный в молитве, на Литургии… Другие узнают, почему и как почитает народ святого старца вот уже два века.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дивные были. Серия «Конспекты иного мирА» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Подвижник
Подвиг есть и в сраженье
Подвиг есть и в борьбе,
Высший подвиг — в терпенье,
Любви и мольбе. ПХ
Подвижник — тот, кто совершает подвиги или переносит тяжелые испытания из религиозных побуждений; кто самоотверженно отдает себя делу ради высокой цели.
Все святые разделяются на сонмы и чины. Преподобные — это святые из монахов. Некоторые принимают на себя особые подвиги и носят названия:
пустынник — живет уединенно, вдали от людей;
столпник — совершает непрерывную молитву под открытым небом на камне или башне;
затворник — добровольно заключает себя надолго в келию или пещеру;
безмолвник, молчальник — длительно иногда пожизненно не общается с миром.
***
В сорок лет о. Серафим переселился из монастыря в лес и 16 лет был п у с т ы н н и к о м. Работал в огороде, на пчельнике; рубил дрова для отопления кельи. При этом предавался богомыслию и молитве. И не мешали непрестанной его беседе с Богом ни работа топором, ни сенокос, ни жар, ни холод, ни день, ни ночь… Питался о. Серафим овощами со своего огорода, бывало хлебом, который иногда по воскресеньям приносил из монастыря.
— Ты знаешь снитку? — вспоминал батюшка. — Я рвал ее да в горшочек клал. Немного вольешь, бывало, в него воды и поставишь в печку — славное выходит кушанье. На зиму я снитку сушил, и этим одним питался, а братия удивлялась, чем я питался! А я снитку ел…
Некоторые из монахов хотели было с ним вместе жить на этой Дальней пустыньке. Но не могли понести великих его трудов и возвращались обратно в монастырь. Ж
***
Однажды на 50-летнего батюшку напали грабители и, требуя денег, избили его почти до смерти: голова была проломлена, ребра перебиты, грудь оттоптана, все тело покрыто смертельными ранами. Удивлялись, как мог он остаться в живых. Некогда высокого роста, сделался теперь низеньким, как бы вросшим в землю, ходил, наклонившись вперед и подпираясь топором или палкою. ПД*
Конечно, от травмы спина болела, даже лежать долго монах не мог, и ночью было не до сна. Мысленно представим, как однажды вечером батюшка возвращался из монастыря в свою Дальнюю пустыньку. В лесу, на полпути начался дождь. Чтобы его переждать, старец умостился на большом камне. Стал на колени и, как обычно, начал молиться. Боль прошла! Бог услышал молитвы — о, чудо! Так и простоял на коленях до утра в молитве, с воздетыми руками к небу — было радостно душе и легко телу. Следующей ночью старец снова пришел сюда…
***
Другой камень Преподобный втащил в свою келью и там молился днем. В таком великом подвиге он провел тысячу дней и тысячу ночей! Читали, слышали мы об этом… Но вникали ли? Понимаем ли?.. Да и возможно ли понять то, чего сами опытно не переживали — подвиг, превосходящий силы человеческие? Мысленно поставим себя вблизи молитвенника, наблюдая за ним незримо.
Ночь, темно… Обычным людям жутко. А пустынник молится. Подходят звери. Смерть грозит. А он не боится. Пришла осень: дожди, грязь. Он весь мокрый… Кому не захочется в теплый угол? А святой творить молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному».
Зима, лютые морозы. Коченеют руки и ноги… Сон, усталость охватывают все существо. А подвижник переламывает закон природы, и еще громче взывает к Богу. И так тысяча ночей… А в келье тысяча дней… Непостижимо! В
***
Стоя на камне между небом и землею, с т о л п н и к призывал Бога, от земли вознося ко Господу молитвы за всех, а с неба низводя на людей Божие благословение.
Люди, занимающиеся учеными трудами, знают, чтобы обдумать важную истину, надо устранить от себя все препятствия. При беседе же с Богом — невидимым Существом — надобно совершенно отрешиться от земли, устремиться всеми силами души в небеса, забыть все для Бога. КИ
***
1810г. В мае батюшка Серафим вернулся жить в монастырскую келию. Здесь начался новый монашеский подвиг з а т в о р а и еще подвиг б е з м о л в и я. Старец никого решительно не принимал, ни с кем не говорил.
Пятнадцать лет молитв молчальных,
Святых затворнических лет,
Но не унылых, не печальных,
А с Богом радостных бесед… Р
1812г. Война не оставила Преподобного безучастным наблюдателем. Его голос зазвучал в общей молитве братии о спасении страны. После победы некоторые саровские монахи были отмечены крестами для ношения на ленте. В наградном списке присутствовало также имя о. Серафима. ПК
***
В келии кроме иконы с неугасимой лампадой и обрубка дерева, служившего стулом, ничего не было. Спал старец сидя на полу, прислонившись спиной к стене и протянув ноги. Часто становился ниц и спал лицом к полу, поддерживая голову руками (так меньше болела спина). Он выдолбил из цельного дуба себе гроб-колоду и поставил его в сенях.
Первые пять лет были затвором в полном смысле, а потом батюшка постепенно стал его ослаблять, чтобы служить людям. Он принимал братию и мирян в своей келии, охотно с ними беседовал и с любовию научал христианской вере и благочестию. ТД
Однажды в келью принесли больного — молодого помещика Мантурова. «По данной мне от Господа благодати я первого тебя врачую», — сказал о. Серафим. И Мишенька, как называл его старец, совершенно выздоровел. Он стал наивернейшим учеником о. Серафима и любимейшим другом. В
***
Старец как привет говорил всем: «Радость моя». И для него действительно было радостью помочь в горе и порадоваться счастью близкого, а близок ему был всякий к нему приходивший. СТ
Даже не выслушав пришедшего, затворник сразу давал ответ на его скорбь. Он считал, что первое помышление, явившееся в его душе, было указанием Божьим, которое оставалось только озвучить: «Что мне повелевает Господь, то я и передаю». Л
«Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки», — сказывал старец. АС
***
Совершив полноту отшельнического подвига, Преподобный возвращается к служению близким. Он становится другом их: старцем, молитвенником, целителем, утешителем, — пророком. Он обрел дар любви к людям. И в этой любви для него стало ведомо откровение о человеке, как возлюбил и почтил его Бог, вложивший в него образ Свой и высшую радость премудрости Своей. СБ
***
фото. «Моление на камне прп. Серафима» — икона кисти свмч. Серафима Чичагова.
Дальняя пустынька в наше время.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дивные были. Серия «Конспекты иного мирА» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других