В 1973 году на границах с Израилем были сосредоточены изготовившиеся для наступления многочисленные арабские армии. Израильское руководство пребывало в твердой уверенности, что войны не будет. Когда же нападение состоялось, то это чуть было не привело к применению ядерного оружия Израилем, с целью защититься, как ошибочно казалось израильскому руководству, от тотального поражения и истребления. Этот и прочие аспекты Октябрьской войны 1973 года анализирует и выносит на суд читателя данная книга.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Десятый день Рамадана, или Пиррова победа. Издание второе. Размышления о войне Судного дня 1973 года предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Максим Александрович Бельский, 2021
ISBN 978-5-0053-6011-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Бельский Максим Александрович
Десятый день Рамадана, или Пиррова победа
(Размышления о войне Судного дня 1973 года)
Посвящается светлой памяти Голды Меир, которую в любой другой стране мира, кроме Израиля, чествовали бы как триумфатора, чья государственная мудрость, прозорливость и твердость сумели предотвратить надвигающуюся катастрофу и близкое поражение превратить в убедительную победу.
© 2021 — Belski Maxim
All rights reserved. No part of this publication may be reproduced or transmitted in any form or by any means electronic or mechanical, including photocopy, recording, or any information storage and retrieval system, without permission in writing from both the copyright owner and the publisher.
Requests for permission to make copies of any part of this work should be e-mailed to: maximbelski@gmail.com
Все права защищены. Книга или любая ее часть не может быть скопирована, воспроизведена в электронной или механической форме, в виде фотокопии, записи в память ЭВМ, репродукции или каким-либо иным способом, а также использована в любой информационной системе без получения разрешения от издателя. Копирование, воспроизведение и иное использование книги или ее части без согласия издателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.
В тексте сохранены авторские орфография и пунктуация.
О книге. Нетривиальный взгляд на войну Судного дня 1973 года.
Об авторе
Бельский Максим Александрович родился в 1970 году в Минске, с 1991 года проживает в Иерусалиме. Закончил с отличием Открытый университет Израиля по специальности «история и социология».
…историю пишут, исходя не из того, что происходило, а из того, что должно было происходить согласно различным партийным «доктринам»
Десятый день Рамадана, или Пиррова победа
Второе издание
Пролог
До сих пор в Египте наивысшей наградой за храбрость для военнослужащих является орден «Синайской звезды», утверждённый 17 февраля 1974 года за победу над Израилем. Сирийская Арабская Республика в честь «победы» над Израилем также утвердила 15 февраля 1974 года очень почетную медаль «6 октября». Руководители этих стран глубоко убеждены в том, что в 1973 году они действительно разгромили «сионистов» и «развеяли миф» о непобедимости израильской армии. Такое альтернативное видение ситуации стало важной вехой в развитии арабской пропаганды и было широко внедрено в сознание масс. Надо признать, что звучит это красиво, почти как победа Красной Армии над гитлеровцами под Москвой, развеявшая миф о непобедимости нацистского вермахта. Арабский официоз гласит: несметные орды израильских оккупантов были разбиты совместными усилиями мужественных египетских и сирийских солдат, которые сумели не только успешно преодолеть Суэцкий канал и захватить чудовищные по своей мощи израильские укрепленные районы (УРы) на канале и Голанских высотах, но и разгромить превосходящие силы противника. Важнейшими официальными праздниками в Египте считаются «День Синая» и «День вооруженных сил», а в Сирии «День Октябрьской войны», учрежденные в честь великой победы. В этот выходной день в Дамаске и Каире открыты «музеи Победы», в которых посетители могут полюбоваться на трофейную технику поверженного сионистского врага, величественную Панораму1 (копирующую панораму битвы на мемориальном холме в Ватерлоо в честь окончательной победы над Наполеоном), изображающую трусливых израильтян, драпающих со всех ног от мужественных арабских героев. До революции в Египте и свержения режима Мубарака каждый год проводился также военный парад Победы. Сейчас же, после так называемой «арабской весны» власти ограничиваются лишь проведением военно-воздушного парада. В центре Дамаска для проведения важнейших мероприятий был построен целый мемориал «героев Октябрьской войны». Но почему-то при этом в Сирии ввели уголовную ответственность за ведение исторических исследований на тему этой «героической» и «победоносной» Октябрьской войны 1973 года. Хорошую советскую школу прошли сирийские лидеры и их пропагандисты: всё, что мешает официальной интерпретации событий нужно надёжно прятать за семью печатями. А людей, проявляющих повышенный интерес следует бросать в тюрьму, чтобы впредь умели держать язык за зубами и перестали задавать ненужные вопросы. К огорчению сирийских властей, сейчас не до парадов, поскольку в стране бушует жесточайшая гражданская война. Им нужно спешить резать и травить ядовитым газом свой собственный восставший народ, чтобы удержать свою власть. В этом им успешно помогают каратели из «Хизбаллы», костоломы из КСИРа и русские вагнеровцы-«ихтамнеты» (это особенно грустно для меня, поскольку Россия опять предпочла идти по позорному и фальшивому имперскому пути, который неоднократно приводил её к краху и упадку вместо того, чтобы стать интегральной частью Европы и занять более достойное место в цивилизованном мире). В конфликт всё больше и больше втягивается также Турция, возомнившая себя преемницей Османской империи и теперь желающая оторвать от ослабленной Сирии часть территорий. Миллионы беженцев из этой объятой войной страны сегодня стали непосильной обузой для объединённой Европы, а ведь поток так и не прекратился. Впрочем, ещё Джордж Оруэлл в четвертой главе своей книги «1984» отметил, что руководители стран с диктаторскими режимами даже не утруждают себя идти на подлог, они просто заменяют один вздор другим. Их официальная интерпретация событий «по большей части вообще не имеет отношения к действительному миру — даже такого, какое содержит в себе откровенная ложь».
Для мусульман Иерусалим (Аль-Кудс) остается притягательным духовным символом и святым местом: именно сюда совершил ночное путешествие на своем коне Бараке пророк Мухаммад, возносясь на небо ради беседы с Аллахом и пророками. Однако следует отметить, что в Коране Иерусалим не упоминается ни разу! Истинно духовными центрами и святыми местами для мусульман являются Мекка и Медина. А Иерусалим не многим отличается от всех прочих мест: это одна из земель ислама «Обитель Ислама» (дар-уль-ислам), не более и не менее. Для мусульман, собственно, весь мир делится на мусульман и на «пока что еще немусульман». Мир мусульман — это территория «дар-уль-харб», которая должна стать исламской в ходе джихада.
Когда Теодор Герцль вел переговоры с получившим европейское образование и либерально настроенным турецким султаном о передаче Святой Земли и Иерусалима евреям, то Абдул-Хамид II отказал ему не потому, что эта земля является чем-то особенным в исламской традиции, а лишь в силу непреложного закона: в мусульманском мире немусульманин не может занимать господствующих позиций. Поэтому он и предложил Герцлю лишь некое подобие автономии под турецким владычеством. Кроме того, было нежелание создавать прецедент: остальные народы Османской империи могут последовать примеру евреев и потребовать независимости от Турции. Существует еще одна версия причин отказа, высказанная в беседе М. Нордау2 с бароном Ротшильдом3: якобы султан боялся реакции России и РПЦ, которая ни при каких условиях не допустит того, чтобы Палестина оказалась под контролем иудеев.
Итак, для христиан истинным домом является Горний (небесный) Иерусалим, а в материальном мире таким центром является Рим (по крайней мере для католиков, которые составляют абсолютное большинство в христианском мире). Для мусульман — Мекка и Медина. Зато для евреев на протяжении трех тысячелетий именно Иерусалим являлся и является как материальным, так и духовным центром, наполняющим смыслом само существование. Стремление вернуться на землю, данную самим Богом на вечные времена, существовало у евреев всегда. Более того, бытовало твердое убеждение, что Мессия не придет и Грядущее Освобождение не состоится, если евреи не вернуться на Святую Землю — Землю Израиля. В Библии вполне конкретно сказано: «И сказал Господь Моше: Я Господь и Я осуществлю завет Мой с сынами Израиля, чтобы дать им во владение землю Ханаанскую, землю, на которой жили их предки. И Я дам вам во владение ту землю, о которой клялся Я Аврааму, Ицхаку и Якову» (Шмот, 6:2—9.). Неотъемлемое право евреев на Землю Израиля хорошо сформулировал в 1936 году Давид Бен-Гурион, выступая на заседании комиссии лорда Пиля: «От лица всех евреев я заявляю: Библия есть наш мандат — мандат на всю территорию Палестины, Библия, написанная на нашем языке — иврите, здесь на этой земле. Вот наш мандат. Декларация Бальфура — простое признание нашего права… Ни один еврей не имеет полномочий отказаться от прав еврейского народа на Эрец Исраэль. Ни один еврей не имеет права сделать это. Никакая еврейская организация не имеет подобных полномочий. Даже у всех евреев, живущих сейчас, нет права отказаться от какой-либо части Земли Израиля. У них нет полномочий лишить этого права последующие поколения. Право на эту землю дано евреям навечно».
Другими словами, девиации4 от реальности в современном арабском обществе приобретают воистину циклопические масштабы, рисуя совершенно искажённую картину происходящего. Вместо того чтобы постараться проанализировать проблему и постараться сделать правильные выводы, арабские лидеры очевидное поражение объявляют победой, а собственные просчёты и неудачи списывают на пресловутый «всемирный еврейский заговор». В этом им активно помогают ультралевые политики и активисты во всём мире и особенно в самом Израиле.
Cairo — Heliopolis — 1973 October War Panorama
Теперь рассмотрим не на мифическое, а действительное соотношение сил противостоящих сторон на 6 октября 1973 года.
С египетской стороны: для форсирования Суэцкого канала были сосредоточены Вторая и Третья египетские армии, имевшие только в первом эшелоне более 80 000 человек и 850 современных танков, более 2000 стволов артиллерии, 220 самолетов. (Эти войска и боевую технику небольшими группами перебрасывали на исходные рубежи в режиме абсолютной секретности, исключительно по ночам.)
А с израильской стороны? Сколько солдат было в «несметных полчищах сионистов»? Вот что пишет Хаим Герцог5, экс-президент Израиля:
«Египетские действия на протяжении 110 миль Суэцкого канала в полной мере почувствовали на себе 436 (!!! — М.Б.) израильских солдат нескольких фортификационных сооружений, расположенных на расстоянии семи-восьми миль одно от другого, и три (!!! — М.Б.) танка, находившихся на берегу. Солдатами были военнослужащие Иерусалимской бригады, проходящие ежегодную службу резервистов, типичные жители Иерусалима. Поскольку Иерусалим в то время абсорбировал значительную часть новых репатриантов, многие из проходивших службу на фортификационных сооружениях были необученными воинами с незначительным боевым опытом, а то и вовсе без такового».6
В глубине Синайского полуострова дислоцировались две бронетанковых бригады, которые в случае возникновения вооружённого конфликта должны были подойти к каналу и контратаковать противника. Конечно, солдаты этих крохотных израильских соединений проявили мужество и героизм самой высшей пробы, они испытали на себе всю ярость первого удара во много раз превосходящих по всем параметрам арабских войск и, не потеряв самообладания в этом кромешном аду, продолжали наносить удары по врагу до конца, до последнего патрона. Но я сейчас не ставлю перед собой задачу подчеркнуть мужество и героизм израильских войск, а пытаюсь лишь проанализировать ситуацию.
В глубине Синайского полуострова дислоцировались две бронетанковых бригады, которые в случае возникновения вооружённого конфликта должны были подойти к каналу и контратаковать противника. Конечно, солдаты этих крохотных израильских соединений проявили мужество и героизм самой высшей пробы, они испытали на себе всю ярость первого удара во много раз превосходящих по всем параметрам арабских войск и, не потеряв самообладания в этом кромешном аду, продолжали наносить удары по врагу до конца, до последнего патрона. Но я сейчас не ставлю перед собой задачу подчеркнуть мужество и героизм израильских войск, а пытаюсь лишь проанализировать ситуацию.
Переправa на другой берег Суэцкого канала
Мощный удар по израильским позициям был внезапным и совершенно бесполезным: по полупустым бункерам только за первые двадцать минут с начала боевых действий было выпущено свыше 100 500 снарядов, а затем Вторая и Третья египетские армии форсировали Суэцкий канал, окружая немногочисленные израильские гарнизоны. Были наведены понтонные мосты, по которым переправили сотни танков и прочей бронетехники, мотопехотные дивизии. Я бы лично назвал это ударом кувалдой по муравью. Самое любопытное заключается в том, что эти огромные арабские силы так и не смогли полностью захватить даже все опорные пункты на канале (ОП «Будапешт», например, с гарнизоном численностью 42 человека не только сковал крупные силы противника, но и сумел выдержать осаду и бесконечные атаки противника до конца войны)! Это известный приём в военной стратегии: подставить под удар основной ударной вражеской группировки малые силы, сковать и ослабить врага, а тем временем нанести концентрированный удар по врагу в другом месте, там, где противник меньше всего этого ожидает. Вольно или невольно, но блокированные гарнизоны «Линии Бар-Лева» отвлекли и оттянули на себя основные силы армий вторжения. Захватив плацдарм шириной в 8—12 миль, египетские армии не смогли развить свой успех и предотвратить мобилизацию израильских резервистов, все их попытки продолжить наступление закончились полным провалом. Так что спустя десять дней с начала боевых действий, 16 октября 1973 года, бои уже шли на африканском берегу Суэцкого канала, когда израильские танки и десантники уничтожили египетские силы ПВО, а затем при поддержке своих господствующих в воздухе ВВС, вырвались на оперативный простор, громя египетский тыл. Неминуемое поражение Египта стало лишь делом времени.
На Голанских высотах ситуация была несколько иная, израильских войск тут было чуть больше, не три танка, как на «Линии Бар-Лева», а целых 170. Всего же сирийское наступление сдерживали две бригады и одиннадцать артиллерийских батарей. Против малочисленных израильских подразделений были сосредоточены силы пяти сирийских дивизий и 188 артиллерийских батарей. Чтобы читателю было лучше разобраться в соотношении сил, скажу лишь, что к началу войны 170 израильским танкам противостояло 1200 сирийских, а против 600 израильских пехотинцев в первой ударной волне наступало более 40 000 сирийских солдат. Это направление считалось более опасным по сравнению с египетским фронтом. Поэтому по личному распоряжению Моше Даяна7 накануне войны горстку израильских солдат с семьюдесятью танками усилили дополнительной сотней машин. После четырёх дней боевых действий все вторгшиеся сирийские войска были обескровлены и выбиты обратно на исходные позиции, а израильские части, получив подкрепления, начали решительное контрнаступление на сирийской территории.
Израильский флаг с ОП «Будапешт», символ стойкости израильских солдат
Президент Египта Анвар Садат, выступая 16 октября 1973 года с речью, увлечённо врал своему народу: «Египетские вооруженные силы совершили чудо по любым военным стандартам… Эти силы завладели инициативой, захватили врага врасплох и пошатнули сложившуюся ситуацию. Египет восстановил свою честь». К этому времени израильские войска уже успели одержать победу в крупнейшем со времен Второй мировой войны танковом сражении на Синайском полуострове, разгромить превосходящие египетские части в кровопролитных боях возле «Китайской» фермы, успешно форсировать Суэцкий канал. На момент выступления Садата израильские солдаты уже крушили египетские войска на африканском берегу, уничтожая батареи ПВО и превращая египетские части в лёгкую добычу своих ВВС. Египетская авиация не могла ничего противопоставить победоносными эскадрильям израильских «Фантомов». Даже много повидавший в своей жизни генерал Моше Даян, инспектируя войска после сражения на Китайской ферме, был поражен степенью разгрома египетских войск.
И тут самое время задать крамольный вопрос: за что же в Сирии и Египте раздают ордена? Спартанский поэт Симонид Кеосский описал подвиг царя Леонида, который у Фермопил во главе трёхсот воинов сдерживал многотысячное персидское войско царя Ксеркса и героически пал в бою, благодаря чему основные силы греческой армии сумели отступить, перегруппироваться и затем нанести сокрушительное поражение персам. Горстка еврейских солдат, на мой взгляд, превзошла подвиг царя Леонида: не все защитники «Линии Бар-Лева» погибли и флаг со Звездой царя Давида над ОП «Будапешт» гордо развевался всю войну, несмотря на все отчаянные атаки и шквальный огонь египтян. Сейчас этот изрешеченный пулями флаг нашел своё место среди почетных экспонатов мемориального комплекса «Yad La-Shiryon8» в Латруне. Все израильские солдаты, попавшие в плен, подверглись нечеловеческим пыткам и унижениям. Ни о каком соблюдении международных конвенций о военнопленных не было и речи. Но и в этом нет ничего нового. Описывая поведение персидского царя Ксеркса после битвы у Фермопил, современники отмечали, что никогда раньше и никогда позже он не проявлял такой жестокости и ненависти к своим врагам. Почему? Из-за страха: никого раньше он не боялся так, как царя Леонида и его доблестных воинов. А все персы не только по этой причине возненавидели греков, но и из-за того, что они, рабы Ксеркса, увидели, как смело сражаются и умирают свободные люди. Египтяне и сирийцы пошли проторенной тропинкой истории, пытая безоружных израильтян и издеваясь над поверженными противниками, получая за свой садизм медали и ордена. Голда Меир писала: «…зимой 1973 года бывали дни, когда я еле заставляла себя встретиться ещё с одной группой родителей: ведь мне нечего было им сказать, а египтяне и сирийцы не только отказывалась дать Красному Кресту списки пленных израильтян много месяцев после прекращения огня, но даже не позволяли нашим армейским раввинам искать павших евреев на местах сражений… Много есть такого, чего я лично никогда не прощу египтянам и сирийцам, но прежде всего вот этого: так долго, из чистой злобы, они придерживали информацию, стараясь использовать горе родителей как козырную карту в борьбе против нас. После прекращения огня, после переговоров, длившихся месяцами и, наконец, закончившихся разъединением войск, когда наши военнопленные наконец возвратились из Сирии и Египта, мир узнал то, что мы знали уже много лет: никакие тонкости, вроде Женевской конвенции, не принимаются в расчет, когда евреи попадают в руки арабам — особенно сирийцам. Может быть, даже весь страх за судьбу попавших в плен стал, наконец, более понятен. Сколько раз я, слушая этих отчаявшихся родителей, жен и сестер, собравшихся предпринять новую демонстрацию, подать новую петицию, и в который раз отвечая им, что мы делаем всё возможное, чтобы получить списки, думала, что пытки, которым подвергают людей наши враги, — хуже смерти». Существуют многочисленные свидетельства того, как арабы игнорировали Женевские конвенции, безжалостно пытали и убивали израильских военнопленных. Например, в декабре 1973 года министр обороны Сирии Мустафа Тлас, выступая перед парламентом (точнее — «Национальным собранием»), радостно поведал собравшимся, что наградил медалью Республики солдата, который зарубил топором 28 израильских пленных. Летом 1974 года из сирийского плена был освобожден израильский военнослужащий Зеэв Феллер, попавший в плен в первые часы войны на горе Хермон (Голанские высоты). Это тот редкий случай, когда крохи информации стали достоянием общественности. Феллер свидетельствует о том, что арабы «убивали на месте всех раненых и тех, кто от изнеможения не мог встать и идти». Те израильские солдаты, которые считаются пропавшими без вести, на самом деле были убиты или замучены до смерти в плену. Воспоминания уцелевших свидетелей о судьбе израильтян, побывавших в плену, можно почитать в приложении к этой книге.
* * *
После войны 1973 года ВСЕ участники объявили себя победителями.
Израиль — поскольку в очередной раз продемонстрировал высокую эффективность своих вооружённых сил и способность малыми силами громить многократно превосходящие по всем параметрам арабские армии.
Сирия и особенно Египет гордились тем, что начальный этап войны поверг Израиль в смятение, еврейское государство удалось застать врасплох и нанести чувствительный удар — с ходу форсировать Суэцкий канал. Гордились они мужеством и хорошей военной выучкой своих солдат на поле боя, позор бесславной для них Шестидневной войны был смыт. Лидеры этих стран в своей обычной манере представили почти полный разгром своих войск на поле боя как великую победу.
США — из-за того, что сумели достойно выйти из сложной ситуации: с одной стороны, продемонстрировали свою мощь, а с другой — не допустили сползания к Третьей мировой войне с применением термоядерного оружия. Кроме того, было ещё одно реальное достижение: не только удалось помочь своему союзнику Израилю выйти из войны ещё более сильным, чем прежде, но и приобрести нового ценного союзника на Ближнем Востоке — Египет. В политике Египта после войны окончательно наметился крен в сторону Америки: этот признанный лидер арабского мира сходил с советской орбиты и всё больше входил в сферу американского влияния. Арабские страны Персидского залива ещё в большей степени, чем до этого, стали зависеть от США. Впоследствии это сыграло роковую роль для СССР: президент Р. Рейган договорился о понижении цены на нефть и Советский Союз без притока валюты развалился, словно карточный домик. Разумеется, для краха советской системы имелись и другие, гораздо более веские причины, но именно отсутствие свободной валюты для закупки продовольствия явилось той самой соломинкой, которая, образно говоря, ломает хребет верблюда.
СССР — из-за того, что советское оружие, особенно ракетное, оказалось очень эффективным, интенсивная подготовка арабских офицеров в советских военных училищах принесла свои плоды — форсирование Суэцкого канала прошло как по нотам, был нанесен сильный удар по Израилю. Заодно удалось основательно пощекотать нервы США, которые и так переживали далеко не лучшие времена из-за Вьетнама9. До развала СССР было ещё далеко, а в те годы, несмотря на потерю Египта, СССР получил кое-какие дивиденды: укрепились позиции в Ливии, война привела к повышению цен на нефть, благодаря чему экспорт советской нефти стал приносить огромный доход в долларах. Однако низкая эффективность экономической деятельности (разорительная плановая экономика) и коррупция в Советском Союзе не позволила разумно распорядиться неожиданно возникшими возможностями. (Страна, подсевшая на «нефтяную иглу», замедлила своё научно-техническое развитие, что впоследствии привело к экономическому падению и краху государства. Но всё это произошло позднее, а в те годы поток нефтедолларов обогатил Советский Союз.)
Однако до сих пор никто не сказал главного: для всех сторон это была Пиррова победа.10 Для Израиля начало четвёртой по счету войны с арабскими армиями, получившей название Войны Судного дня, явилось неожиданным неприятным сюрпризом и гибелью солдат из передовых частей. И хотя ЦАХАЛ11 в конце концов добился решительного перелома в ходе боевых действий и фактически выиграл войну, тем не менее за победу была заплачена высокая цена. Израиль потерял 2552 военнослужащих убитыми, 7500 ранеными и 530 пленными, было подбито 810 танков и уничтожено 115 самолетов. Для маленькой страны, где каждый человек на счету, это серьезные потери. Кроме того, конечная победа на поле боя не была в должной мере закреплена дипломатически. Напротив, перемирие сопровождалось потерей территорий, контролируемых Израилем как на Синайском полуострове, так и на Голанских высотах.
Доктор Яаков Хасдаи12, который входил в состав государственной комиссии по расследованию причин неудачного начала войны и больших потерь, во главе которой стоял член Верховного Суда Ш. Агранат, в интервью газете «Israel Hayom» дал такую оценку той войне:…Война Судного дня подорвала веру израильской общественности в свое руководство. Вы знаете, каким уважаемым был Моше Даян? Как популярна была Голда Меир? И после войны все захотели, чтобы они ушли в отставку. То положение, та нехватка веры в руководство всё еще с нами сегодня. Это — прямой результат войны». «Другая (неприятная — М.Б.) вещь — кризис веры, которую мы испытали относительно целостности Государства Израиль».13 Доктор Яааков однозначно называет Войну Судного дня неудачей, даже не травмой, а настоящим переворотом.
После войны в стране царило уныние, наметился кризис доверия к традиционному социал-демократическому руководству и даже к армии, особенно разведке. Израиль начал стремительно раскалываться на два политических лагеря с диаметрально противоположной идеологией: «Шалом ахшав»14 и «Гуш эмуним»15. Причём сторонников идеи «мир взамен территории» становилось с каждым годом всё больше. Парадоксально, но факт: именно жестко критикуемая Война Судного дня (которая якобы продемонстрировала низкий уровень руководства и слабость армии) убедила сторонников левого лагеря в том, что Армия Обороны Израиля сможет защитить страну при драматическом повороте событий, даже если уступить территории — поскольку армия способна отразить любую агрессию. Находясь под ударом, в самых ужасных условиях, армия это наглядно доказала. Сегодня эта идея привела к ослаблению сдерживающего потенциала страны и росту жесточайшего, бескомпромиссного исламского террора и экспансии со стороны Ирана и прочих государств Оси Зла. Одновременно с этим неимоверно усилилась антиизраильская пропаганда и международное давление на Израиль. 10 ноября 1975 года на XXX сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция номер 337916 Генеральной Ассамблеи ООН под названием «Ликвидация всех форм расовой дискриминации». Она поставила Израиль в ряд с государствами, практикующими апартеид, такими как Южная Африка и Родезия, и постановляла, что сионизм — это форма расизма и расовой дискриминации. Посол Израиля в ООН Хаим Герцог заявил, что она представляет собой «ещё одно проявление ожесточённой антисемитской, антиеврейской ненависти, которая вдохновляет арабское общество». Он публично разорвал копию резолюции и сделал заявление: «Для нас, еврейского народа, эта резолюция основана на ненависти, лжи и высокомерии, лишена всякого морального или юридического значения. Для нас, евреев, это не более чем кусок бумаги, и мы будем рассматривать его как таковой». Лишь спустя 16 лет эта позорная резолюция была отменена.
Потери арабских армий были гораздо значительнее израильских: было убито 18 500 человек, более 51 000 ранено, 9 370 солдат попало в плен, Сирия и Египет совокупно потеряли 368 самолетов и вертолетов, 1775 танков и бронемашин. Причем это были безвозвратные потери, поскольку территория была сохранена за Израилем, который смог беспрепятственно отремонтировать свою подбитую технику, а арабы были такой возможности лишены. Тем не менее, в Израиле после войны правительство не смогло удержаться и вскоре пало. В основном это произошло из-за жесткой критики на неподготовленность страны к неожиданному нападению и широкого общественного резонанса, связанного с большими потерями.
Сирийцы несмотря на то, что на их стороне была внезапность, инициатива и значительный численный перевес, были разгромлены и отброшены израильским контрнаступлением на двадцать-тридцать километров от довоенных границ, дорога на Дамаск была открыта, войск для защиты столицы страны почти не осталось.
Садат хотя и добился повышения своего престижа в стране и в мире, но при этом он отдавал себе отчёт в том, что Египет не был окончательно разгромлен лишь благодаря дипломатическим усилиям. Потери были колоссальны, израильтянам попали в руки целые горы военных трофеев, что невозможно было восполнить в короткий срок. Экономика Египта, и без того слабая, была подорвана, страна стояла перед перспективой голода. Кроме того, генсек Брежнев был страшно недоволен развитием событий. Заместитель заведующего международным отделом ЦК КПСС Анатолий Черняев так описал реакцию советского руководителя на неудачу египетской армии и призывы Садата о советской помощи: «Мы столько лет предлагали им разумный путь. Нет, они хотели повоевать. Пожалуйста, мы дали им технику, новейшую — какой во Вьетнаме не было. Они имели двойное превосходство в танках и авиации, тройное — в артиллерии, а в противовоздушных и противотанковых средствах — абсолютное. И что? Их опять раздолбали… Нет! Мы за них воевать не станем. Народ нас не поймет…». В советско-египетских отношениях наметился очередной кризис, который на этот раз преодолеть оказалось невозможным. Владимир Марченко17 пишет, что «дипломатические отношения Соединенных Штатов с Египтом и с Сирией, разорванные в 1967 году, теперь были не просто восстановлены, но стали почти дружескими. По просьбе Анвара Садата нефтедобывающие страны, к их собственной выгоде, пообещали снять эмбарго против Соединенных Штатов. А что самое главное — влияние Советского Союза в регионе резко ослабло. Советский Союз был полностью исключен из процесса достижения соглашения о разъединении войск, причем не только по желанию Израиля, но по желанию Сирии (в меньшей степени) и Египта — тех самых стран, которым он лишь недавно оказывал поддержку и военную помощь».
Спустя несколько месяцев после окончания войны, в феврале 1974 года Египет восстановил дипломатические отношения с США. 18 апреля 1974 года Садат провозгласил «инфитах» («политику открытых дверей» — М.Б.), с «арабским социализмом» было покончено.
Тут стоит вспомнить, что Египет находился под безраздельным советским влиянием со второй половины пятидесятых годов XX столетия. Хрущёву, который на тот момент с большим трудом окончательно утвердился в кресле Сталина18, было важно показать советским гражданам, что в области внешней политики СССР он продолжает экспорт коммунизма и расширяет советское влияние, всеми силами он стремился доказать свою компетентность и влияние.
Хрущев и Насер 1964 год
29 ноября 1957 года на заседании Президиума ЦК КПСС был утвержден документ «О поставках Египту спец. имущества». В нём отмечалось, что Государственному комитету Совета Министров СССР по внешним экономическим связям и Министерству обороны СССР при переговорах с представителями египетского правительства надлежит руководствоваться следующим: СССР предоставляет Египту кредит в сумме 700 миллионов рублей для оплаты поставок из Советского Союза «машин и оборудования». И главное — СССР «дает согласие на поставку вооружения и военного имущества Египту в 1958—1959 годах». Это было очень серьёзно, влияние СССР в регионе резко возросло.
В 1957 году в Москве в Военной академии имени М. В. Фрунзе начала обучение первая группа египетских военнослужащих. Всего (на 1 января 1995 года) в СССР/РФ было подготовлено 7996 человек (в том числе для сухопутных войск — 2200 человек, сил ПВО — 2998 человек, частей ВВС — 1286 человек, флота — 942 человека, тыловых служб — 160 человек и прочих — 410 человек).
Советская военная помощь Египту в период с 1965 по 1972 годы составила 3,2 млрд. долларов, а с декабря 1972 по июнь 1973 года (то есть уже после того, как президент Садат принял решение выслать советских военных специалистов из страны — М.Б) Египет получил больше советского оружия, чем в 1971 и 1972 годах совокупно.
Строительство Асуанской плотины
Хотя точной статистики не существует из-за того, что в Советском Союзе всё было засекречено, однако даже по самым скромным данным с 1955 по 1975 годы общий объем военно-технического сотрудничества между двумя странами составил около девяти миллиардов долларов (по курсу тех лет — М.Б.)! Чтобы лучше осознать громадность этой суммы напомню, что на конец 1945 американские поставки в СССР по ленд-лизу выразились в сумме 11,1 млрд. долларов.
11 июня 1967 года руководство СССР заявило, что бесплатно возместит Насеру всё, что было потеряно в боях Шестидневной войны с Израилем. К середине 1968 года египетские ВВС достигли своего предвоенного уровня, а в 1969 году численность танков была уже выше, чем на начало войны. Причем поставлялась наиболее современная техника, лучшая из арсенала вооружений, которым обладал на тот момент Советский Союз.
Президент Садат посетил СССР в октябре 1971 года, а также в феврале и апреле 1972 года, заверяя «дорогого» Л. И. Брежнева в верности своим обязательствам и курсу на строительство социализма взамен на увеличение поставок.
И вот на всём этом «долгом и плодотворном сотрудничестве», как любили говорить в брежневском окружении, была поставлена жирная точка. Капитан I ранга Ананьев Владимир Сергеевич, бывший начальник Управления военных сообщений на Черноморском бассейне ВМФ СССР и непосредственный участник тех событий, в своих воспоминаниях «ЗА ГОРИЗОНТАМИ. ОЧЕРКИ СТРАННОГО ВРЕМЕНИ» описал крах советской политики в Египте: «После смерти нашего друга Гамаль Абдель Насера власть в Египте перешла в уверенные руки Анвара Саддата. Натянув на ногу тяжёлый сапог, он в 1976 году денонсировал договор о нашей дружбе и сотрудничестве. Коммунистов в Египте уже не было. Я имею в виду живых и на свободе. Анвар Саддат поэтому начал сажать в тюрьмы офицеров, учившихся в Советском Союзе. Почти одновременно президент предложил всем представителям нашей страны, которые помогали Египту строить и жить, убираться из Египта. Немедленно! До отхода поездов, например, из Каира, оставалось порядка двух-трех часов. Как во время войны, в первую очередь мы эвакуировали женщин и детей, власти разрешили брать с собой только ручную кладь. Посадка в поезда шла ночью. Дети плакали, у женщин тряслись руки. Кто знал, что их ждет впереди? На всем пути от Каира до Александрии, на промежуточных станциях, на перронах стояли солдаты с автоматами. Советскими автоматами, направленными на советских женщин и детей».19
После высылки советских военных специалистов в 1972 году вполне отчетливо наметился процесс переориентации Египта от Советского Союза в сторону США. Его основными вехами на этом пути стали: поддержка американской политики полного отстранения СССР от процесса урегулирования египетско-израильских отношений, заключение в 1975 году за спиной СССР и арабских стран Второго Синайского соглашения, денонсация советско-египетского договора о дружбе и сотрудничестве в 1976 году. Процесс переориентации стал необратимым. В ответ СССР перестал ремонтировать египетские военные самолеты и вообще поставлять запчасти к боевой технике, поток советской помощи теперь пошёл во враждебную Египту Ливию. Во время ливийско-египетской войны советские военные советники воевали на стороне Ливии. Шестого марта 1979 года в Вашингтоне после трудных переговоров был торжественно подписан мирный договор между Израилем и Египтом, после чего продолжилось дальнейшее понижение уровня советско-египетских отношений закрытием советских консульств и других учреждений и, наконец, высылкой из страны в сентябре 1981 года советского посла. Для СССР это был тяжелый удар: колоссальные материальные затраты и горы оружия не принесли СССР никакой пользы, были ликвидированы все военные и военно-морские базы, советским военным кораблям даже было запрещено входить в территориальные воды Египта. Влиянию СССР в Египте пришел конец, Садат на 180 градусов изменил политическую ориентацию страны и стал одним из важнейших союзников США.
Это было болезненное поражение в бушевавшей Холодной войне: мало того, что рухнула ещё одна надежда на мировую социалистическую республику и утрачена главная база Советского Союза на Ближнем Востоке, так вдобавок к этому огромных средств, отобранных советской властью у народов СССР и затраченных на Египет, было уже не вернуть. Таким образом, именно Советский Союз, безумно и бездарно тративший деньги и усилия в обмен на ничем не покрытое египетское пустословие, на так называемый «социализм с арабским лицом», оказался основным из мировых игроков, проигравшим в войне 1973 года.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Десятый день Рамадана, или Пиррова победа. Издание второе. Размышления о войне Судного дня 1973 года предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
Музей «Панорама Октябрьской войны», построенный в 1989 году, находится в районе Гелиополиса в Каире. Вся панорама состоит из трех отдельных шоу, каждое из которых длится около 20 минут: первое начинается с документального фильма «Путь к Победе», второе шоу представляет собой небольшое театральное представление, и третье — круговая 3D диорама батальной сцены на вращающейся платформе, включающая множество спецэффектов: от столбов дыма до роя самолетов, летящих прямо в зрительный зал.
2
НОРДА́У Макс (Max Nordau), еврейский философ, писатель, публицист и общественный деятель, один из основателей Сионистской организации; врач-психиатр по профессии.
3
Барон Эдмон Биньямин Джеймс де Ротшильд — французский филантроп, организатор и покровитель еврейского поселенческого движения в Палестине в конце XIX — начале XX вв., младший сын Джеймса Якоба Майера Ротшильда, основателя французской ветви Ротшильдов.
5
Хаим Герцог родился в Ирландии, образование получил в Кембриджском и Лондонском университетах. Семья Герцога эмигрировала в Израиль, когда его отец, д-р Исаак Герцог, был назначен главным раввином Палестины. Долгая военная карьера Хаима Герцога началась во время Второй мировой войны; он служил в британской армии в Северо-Западной Европе. После окончания войны он дважды возглавлял военную разведку Израиля: в 1948—50 и 1959—62 годах. В 1950—1954 годах Герцог был военным атташе посольства Израиля в Вашингтоне. Вернувшись из США, он занимал различные командные должности в израильской армии. В 1967 году Герцог был назначен первым военным губернатором Иудеи и Самарии, а затем был представителем Израиля в ООН. Закончив службу в армии в звании генерал-майора, Герцог быстро приобрел известность как блестящий военный и политический обозреватель. Его публикации в прессе и регулярные выступления по радио Израиля и Соединенных Штатов Америки принесли ему мировую известность. Статьи Герцога часто появлялись на страницах израильских, американских и английских газет. В ряде западных издательств вышли его книги. Герцог был избран депутатом израильского парламента — Кнессета, работал адвокатом в Тель-Авиве, принимал активное участие в различных областях общественной и политической жизни страны. Свидетельством выдающихся заслуг Хаима Герцога стало избрание его Президентом Государства Израиль.
6
Хаим Герцог. Арабо-израильские войны, 1967—1973. — АСТ, 2004. — 76—77 с. (Военно-историческая библиотека).
8
Бронетанковый музей «Яд ле-Ширьон» на перекрёстке Латрун в Израиле — один из крупнейших в мире музеев, экспонирующих бронетехнику различных видов и исторических периодов.
9
Война в Индокитае длилась более 14 лет, с конца 1960 года по 30 апреля 1975 года. Прямое военное вмешательство США в дела Демократической Республики Вьетнам продолжалось более восьми лет. Военные действия проходили также в ряде районов Лаоса и Камбоджи.
10
В 280 году до н. э. Царь Эпира Пирр вел кровопролитную войну с Римом, причем ему дважды удавалось одержать победу. Но, тем не менее, вторая победа далась Пирру ценой таких жертв, что, по преданию, он воскликнул после боя: «Еще одна такая победа — и я останусь без войска!» Война закончилась поражением и отступлением Пирра из Италии. Выражение «пиррова победа» стало обозначением успеха, купленного слишком дорогой ценой.
14
«Шалом ахшав» (букв. «Мир сейчас») — внепарламентское непартийное движение за мир, основанное весной 1978 года. Созданию движения предшествовала петиция, подписанная 350 офицерами запаса и направленная премьер-министру Менахему Бегину после подписания мирного договора с Египтом. В ней говорилось о продолжении мирной политики в регионе. Основная деятельность движения заключалась в организации народных митингов, демонстраций и рассылке письменных обращений. В начале своего пути движение заявило, что, по его мнению, продолжение оккупации на западном берегу и в Секторе Газы является помехой для достижения мирного урегулирования, а также сформулировало пять принципов, на основе которых должны основываться мирные переговоры: • принцип территориального отделения, согласно которому каждая из сторон откажется от части своих исторических прав; • признание права Израиля на суверенное существование в пределах, принятых обеими сторонами безопасных границ; • признание Израилем права палестинского народа на национальное существование; • необходимость установления порядков, признанных обеспечить безопасность Израиля, включая внесение определенных изменений в существующие границы; • целостность Иерусалима как столицы Израиля, принимая во внимание совокупность религиозных и национальных интересов города.
15
ГУШ ЭМУНИМ (גּוּשׁ אֱמוּנִים; `Союз верных`), религиозно-политическое поселенческое движение, игравшее важную роль в израильской общественно-политической жизни в 1970—80-е гг.
16
Резолюция номер 3379 была принята 10 ноября 1975 года при поддержке стран социалистического блока, арабских стран и стран Африки. Она признавала сионизм формой расизма и расовой дискриминации по отношению к «коренному населению».
17
Владимир Марченко — российский дипломат, востоковед и переводчик, выпускник ИСАА при МГУ им. М. В. Ломоносова, соавтор статей, опубликованных в книгах «Армия и власть на Ближнем Востоке» (Москва, 2002) и «Ближний Восток и современность» (выпуск 13, Москва, 2002). В 2003 году — сотрудник дипломатической миссии Российской Федерации в Государстве Израиль.
18
В июне 1957 Президиумом (пришедшему на смену сталинскому Политбюро) ЦК КПСС был организован заговор с целью смещения Хрущева с поста первого секретаря партии. После своего возвращения из Финляндии он был приглашен на заседание Президиума, который семью голосами против четырех потребовал его отставки. Хрущев созвал Пленум ЦК, который отменил решение Президиума и отправил в отставку «антипартийную группу» Молотова, Маленкова и Кагановича.