Станумск. Февраль. Уставший от работы в общепите, Марк Артенский переводится в свой последний ресторан, чтобы летом наконец уйти. Спустя несколько месяцев работа превращается в сплошное приключение: он приводит друга, знакомится с красивой девушкой, попадает в сеть любовных интриг и становится объектом ревности и сплетен… Книга содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Станумское озеро. Производственный роман» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Пролог.
Первая встреча с Этелем
— Как я, ровно стою?
— Вроде нормально.
— А фон?
— Да, нормально… Погоди, сдвинься немного вправо. А то отсвечивает.
— Так нормально?
— Ага.
— Погоди, я шапку сниму, — молодой человек быстро бросил ее на оставленный рядом рюкзак. Холодный ветер тут же пощупал его коричневые волосы.
Этель, держа в одной руке телефон, а другой прикрываясь от солнца, произнес:
— Готов?
— Да.
Нажав на кнопку записи, он сделал условленный жест.
— Уважаемая комиссия, я, Артенский Марк Витальевич, данной записью подтверждаю свою заявку на поступление в СТИ в этом году. Возраст: двадцать два. Паспортные данные: серия 2410, номер 738948. Адрес проживания: город Станумск, улица Полевая, дом 10, квартира…
В этот момент сзади Марка прошла какая-то женщина. Он потерял слова, обернулся, приглушенно выругался.
— Блин! — замахал руками Этель, прервав запись. — Опять!
— Нигде нормально не снять! — разочарованно произнес Марк, когда женщина ушла далеко вперед. Он быстро надел шапку, нацепил рюкзак, как бы готовясь покинуть это место. — Тут слишком много людей, — сказал он, оглядевшись по сторонам.
— Давай хоть посмотрим.
Они обратились к записи. Марк остался недоволен чуть завышенным голосом, слишком серьезным выражением своих серо-зеленых глаз, да еще едва заметным, но регулярным подергиванием бровей. Его средний рост удачно сочетался с первым этажом дома напротив, фон вообще был идеальный — истинно городской, — но люди… И здесь, в сквере, и возле домов все время кто-то сновал.
Бегло оценив видео, Марк предложил поискать другие места.
Так они перемещались по центру города всю первую половину дня. Холодный мартовский ветер подгонял: Марка — задавать направление, думать и искать подходящее место для записи его так называемой «личностной идентификации», Этеля — неотступно следовать за ним. Он был меньше ростом, чем Марк, и при движении словно все время оказывался на четверть, на полшага позади. Череда его коротких шагов забавно нагоняла более широкую поступь друга. Особенно это было заметно во время ускорений. Поэтому Этель часто останавливал Марка, как бы давая им обоим отдышаться: показывал на дома, на деревья, на магазины, делал фотографии, дивился, «как же красив Станумск ранней весной, в преддверии полноценного расцвета».
Марк не жаловался на такие лирические отступления и старался слушать его с уважением. Но потом повторял:
— Наверно, центр — была плохая идея.
— Да, наверно, — соглашался Этель.
Тем не менее несколько раз они находили удачные места и устраивали съемки. Правда, ни один дубль до конца их не устроил. Если не считать тех, что запорол Марк, чаще жаловался Этель: на освещение, шум, фон. Иногда он просил, чтобы его друг произносил слова более внятно и медленно. Но больше всего их обоих раздражали прохожие.
— Будний день, холодно, а народ все равно везде, — сетовал Этель.
Марк немного злился на себя из-за того, что предложил съемки именно в центре. Очевидно, здесь крайне сложно найти укромное место: если не полностью безлюдное, то хотя бы такое, где люди находятся в отдалении. И ему, и Этелю казалось, что они помнят такие места и даже готовы их показать, но практика показала, что нет.
«Надо было в моем районе…» — все же думал Марк.
После небольшого обеда и возобновления прогулки им все-таки удалось найти привлекательную площадку для съемки во внутренней сети проездов возле Большой библиотеки. Здесь было на удивление пустынно даже на мостовых. Лишь изредка, раз в две минуты, проезжала какая-нибудь машина. Из людей же — сотрудников, ученых, студентов и прочих — не было вообще никого.
Они перешли к съемке. Марк не с первого раза, но в итоге довольно уверенно произнес свою речь. Наконец-то его ничего не отвлекло. Прослушав, он скривил ухмылку:
— Сойдет. Жалко, что темно.
Этель согласился, заметив, что они слишком поздно дошли до библиотеки.
К вечеру заметно похолодало — и требовалось где-то согреться. Друзья не хотели пока прощаться, поэтому решили дойти до ближайшего торгового комплекса. Сначала они обогнули библиотеку, фасад которой смотрел прямо на Рудную, далее прошли по набережной до ближайшего моста, перешли через реку, направились по главной магистрали не сворачивая — и скоро очутились перед раскинувшимся на четыре этажа вверх и гордо смотрящим в затухающие сумерки «Капитаном».
«Действительно капитан!» — подумал Марк и по перекличке взглядом с Этелем уловил схожее впечатление.
Архитектура здания, вызвавшего единодушное признание у друзей, и впрямь необычна: вместо привычных распластанных вширь торговых комплексов, пройти по которым — все равно что пробежать расстояние между автобусными остановками и увидеть смену уличных декораций, или стеклянных громадин, где каждому крупному подразделению — одежде, фудкорту, продуктам и кинотеатру — отведен отдельный этаж комплекса, — в этом предпочтение отдано внешнему виду и величию. Шестиэтажное, стилизованное в бело-голубой цветовой гамме, оно горделиво смотрит свысока на соревнования яркостей и ассортимента других комплексов. Внутри него лишь несколько магазинов одежды, электроника, турфирмы, ресторан премиум-класса, на верхнем этаже — музей. И тем не менее сгустки яркой синей краски в величественных колоннах, огромный стеклянный лифт посередине всего комплекса, голубая подсветка на эскалаторах, морское оформление: якоря, тросы, мачты, аквариумы на постаментах — не оставляют равнодушным почти всякого, кто сюда заходит.
Есть в комплексе один явный недостаток: очень мало скамеек. Можно устроиться лишь на табуретах, больше похожих на части труб, — такие, правда, в «Капитане» встречаются почему-то именно близ туалетов. Но одно местечко есть и около лифта, на четвертом этаже, — туда как раз приземлились счастливые Марк и Этель. Посидеть где-нибудь в тепле — об этом они мечтали последние три часа. Можно наконец-то снять надоевшие зимние куртки.
— Ну что, здорово сегодня получилось, — отдышавшись, сказал Марк.
— Да. Отличный день! Хорошо, что выбрались! — подтвердил Этель и поправил положенные рядом вещи. — Честно говоря, я никогда не представлял себя на месте режиссера или оператора, но это было реально круто.
Марк широко улыбнулся:
— Да… Спасибо тебе за помощь.
— Это тебе спасибо за незабываемый опыт.
— Я надеюсь, им понравится. Меня немного темнота смущает, — потирая лоб, заметил Марк.
— Да ничего страшного, если что — переснимем. У нас же еще много времени?
— Времени — да, достаточно.
— Надо будет обязательно еще как-то встретиться, поснимать, — предложил Этель. — Мне реально понравилось!
Марк так обрадовался, что стал уже мысленно представлять, когда в следующий раз они могли бы встретиться: «Надо будет подогнать выходной. И смены пораньше поставить».
— А что там за требования? — спросил Этель. — Там прямо так все строго?
— Это же театральный. Чтоб туда поступить, надо как бы сразу себя представить. И это еще не все. Возможно, нужны будут еще съемки…
— Еще? — удивился Этель. — А что именно?
— Как я понял, возможно, надо будет что-то прочесть на камеру. Какой-нибудь монолог, сценку…
— Ого!.. Здорово! Реально классно!
— Ага… — протянул Марк. — Ты, если что, сможешь помочь?
— Конечно!
Артенский обрадовался быстрому уговору. Во всем существе Марка созревали будущие планы, встречи, съемки. Он немного замечтался, глядя на светящийся эскалатор, на то, как плывут по нему люди.
— А почему именно театральный? Ты разве всегда хотел стать актером? — отвлек его Этель.
— Да нет, не всегда. Просто хочу попробовать… Что я теряю?
— А с инженерным делом — все, больше не хочешь?
— Нет, точно нет, — Марк скривил характерную ухмылку.
— Ну и правильно. Если это не твое…
— Это точно не мое, — рассмеялся он, очевидно, вспомнив отрывки из занятий трех-четырехгодичной давности. Тут же продолжил: — Мне хочется веселья, чтоб учеба была интересной. Не хочу больше сидеть в аудитории и решать уравнения.
— Да, я понимаю. Я бы, наверно, тоже не выдержал. Мне на своем факультете хватило…
— Ну вот.
Этель имел в виду свои четыре года обучения филологии. Там, конечно, не было углубления в математику, огромного количества лабораторных, практик, коллоквиумов — хотя почему-то в курсе обучения встретились несколько естественно-научных дисциплин, — но от отсутствия дифференциальных вычислений и чертежей легче ему не жилось.
— Я с трудом выдержал эти четыре года, — произнес он свое классическое представление об академической учебе. — Хорошо, что это закончилось.
— Тем более все равно тебе это сейчас не нужно, — заметил Марк, намекая на то, что Этель сейчас работает в канцелярском магазине, куда его, в принципе, взяли бы и без диплома — лишь бы было место.
Они немного помолчали.
— Красиво здесь. Классный комплекс! — наконец сказал Этель.
Артенский кивнул. Его друг встал, чтобы пройтись по этажу и поделать фотографии. Марк тоже достал телефон, прочитал сообщения в рабочих беседах, почистил почту.
— Хорошо, что мы именно сюда пришли. Необычное место! — оценил Этель, когда вернулся.
— Ага.
— А что у тебя был за отпуск? — внезапно спросил он.
Артенский оглянулся по сторонам, махнул рукой:
— Да это так, и не отпуск был. Я просто не работал две недели.
— А… Отдохнуть решил?
— Ну да. Мне нужна была пауза.
— Тебя же не уволили? — заподозрил Этель.
— Нет, нет, конечно, — улыбнулся Марк, снимая напряжение вопроса. — Просто я решил поменять ресторан.
— То есть ты все так же работаешь во «Френч Фрайз»?
— Да. Просто другое место.
— Ясно. И где ты теперь?
— Около метро «Береговая». Там недалеко Рудная — если б мы дальше пошли по набережной, то дошли бы.
— Прямо, да?
— Да. Этот ресторан у нас называют УМЦ.
Этель заулыбался:
— УМЦ?
— Да, там просто главный пункт, — весело пояснил Марк. — А наш ресторан рядом с ним. Поэтому его все называют так.
— Получается, «Френч Фрайз УМЦ»?
— Именно так!
— Мощно! — оценил Этель.
— Ну да.
— А почему ты пошел именно туда?
— Ну, считается, что это один из топовых ресторанов. Может, и самый топовый.
— Это что значит? Как вы поняли, что он топовый?
Марк рассмеялся:
— Много денег делает. Выручка большая.
— А…
Этель хотел было что-то сказать, но Марк внезапно повысил тон и продолжил:
— В любом случае это мой последний ресторан. Я больше не буду никуда переводиться. Надоело! После УМЦ — только если увольнение.
— Ты точно решил?
— Ну да. Я не хочу больше работать во «Френче», — заявил он, отстраненно глядя вдаль. — Я и так почти три года там работаю. Для общепита в среднем это очень много. Поэтому хватит!.. Кстати, УМЦ будет классным завершением карьеры. У нас летом будет сезон — нам сказали, что будет жарко.
— То есть посетителей будет много?
— Да. И будем делать много денег!
— Сколько же?
— Больше миллиона в день — спокойно, — жестом показал Марк.
— Миллион?.. С ума сойти! Сколько же у вас будет работы?
— Много, — немного безумно улыбнулся Артенский. — Но это фигня. Сотрудников тоже будет много. Сказали, через месяц уже начнут набирать штат. Будут брать просто всех подряд. Я сам хочу привести Сашу…
— Сашу Кротова? — спросил Этель.
— Ага. А то он все никак не может устроиться.
— А куда он хочет?
— Да что-то с компьютерами, — бросил Марк. — Но там пока без вариантов. Так что пусть хоть во «Френче» поработает.
— Ну да, правильно. Это лучше, чем дома сидеть. Я тоже рад, что пока в канцелярском работаю. Хотя бы какие-то деньги.
— Это да…
Марк снова уставился куда-то вдаль, задумался.
— А когда ты хочешь привести Сашу?
— Да я уже сейчас ему предлагаю. Но он пока думает. А так было бы здорово — смотри: я приведу Сашу, быстро обучу его, потом начнется сезон, мы вместе будем работать. Если все будет хорошо, то мы будем в отличной форме, и смены станут пролетать по щелчку. А потом на пике формы я уволюсь. Красиво, да?!
— Да, здорово, — согласился Этель. — А что ты потом будешь делать?
— Буду поступать. Если получится, то начну учиться и найду другую работу. Да в любом случае буду искать другую работу. — И снова Марк эмоционально продолжил: — Если честно, Эт, меня реально достал этот «Френч Фрайз»! Но сейчас придется еще поработать, до поступления. Пока нет смысла искать работу. Заодно я доработаю до сезона и посмотрю, что будет на УМЦ. Мне реально интересно. Нам тут сказали, что в сезон мы будем выползать со смен.
— Ого. Будет настолько жестко?
— Да это вряд ли. Но гостей должно быть реально много!
— Марк, а ты уверен, что выдержишь? — с оттенком беспокойства спросил Этель.
— Да нормально все будет.
— Ну посмотришь тогда, как там.
— Да, буду держать в курсе, — бодро пообещал Марк. — Кстати, когда у тебя следующий выходной?
— Вроде в понедельник. Сейчас посмотрю, — Этель сверился с расписанием в телефоне. — Да, понедельник. Потом четверг, пятница.
— Может, в пятницу встретимся? — спросил Марк.
— Да, можно, конечно. Ты поснимать хочешь?
— Я бы еще попробовал.
— Конечно, давай! Я только за!
— Надо только, наверно, подумать над местом, — протянул Марк.
— Можно где-то не в центре.
— Да. Я бы вообще поехал ближе к рудам…
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Станумское озеро. Производственный роман» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других