Осенью 2020 года весь мир с волнением наблюдал за вооружённым конфликтом между Арменией и Азербайджаном. Почему вновь вспыхнула война в Нагорном Карабахе? Исчерпывающий ответ даёт новая книга М. Велимамедова «Карабахская война 1991 – 1994». Исторический экскурс в недавнее прошлое показывает истоки конфликта, зародившегося ещё в эпоху распада СССР. В книге детально описан ход первой Карабахской войны – от локальных стычек 1991 года до последних боёв на Агдамском и Тертерском направлении в 1994 году. Автор представляет читателям малоизвестную информацию об организации и структуре враждующих армий, дипломатических конфликтах, борьбе политических группировок внутри Азербайджана. Между цифр и фактов встают судьбы людей – безымянных героев и беженцев, изгнанных с Родины, дезертиров и трусов. Издание отличается тщательным подбором материала, обстоятельным анализом исторических фактов. Книга заинтересует исследователей истории Карабахского конфликта, военных, а также всех, кто интересуется политикой и событиями современности. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Карабахская война 1991-1994 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Строительство и развитие Вооружённых сил Азербайджана в период Карабахской войны
После неудачной попытки сменить в августе 1991 года руководство страны общественно-политическая ситуация в СССР резко обострилась. Многим стало понятно, что центробежные процессы в СССР приняли уже необратимый характер. Союзные республики начали одна за другой объявлять о своей независимости. 30 августа 1991 г. внеочередная сессия Верховного Совета Азербайджана приняла Декларацию о восстановлении государственной Азербайджанской Республики67. В этот же день Верховный Совет Азербайджана принял решение: в целях защиты суверенитета и территориальной целостности Азербайджана создать силы национальной самообороны68. Этим же решением была создана совместная комиссия Кабинета министров и Верховного Совета с целью подготовки законопроекта о статусе, структуре и порядке организации сил национальной самообороны. 9 октября 1991 г. Верховный Совет принял закон «О Вооружённых Силах Азербайджанской Республики»69. В соответствии с данным законом республика начинала организацию не сил национальной самообороны, а национальных Вооружённых Сил. Также 9 октября Верховный Совет принял решение «О порядке вступления в силу закона “О Вооружённых силах Азербайджанской Республики”»70. Этим решением объявлялась национализация всего вооружения и материально-технических средств частей и подразделений Вооружённых Сил СССР, расположенных на территории Азербайджана, Кабинету министров поручалось провести инвентаризацию этого имущества, переговоры с МО СССР о поэтапном выводе личного состава частей и подразделений Вооружённых Сил СССР с территории Азербайджана. Кабинет министров также должен был принять меры по пресечению вывоза вооружения и военной техники с территории Азербайджана и его повреждению или уничтожению. Военный комиссариат, Бакинское высшее общевойсковое командное училище (далее — БВОКУ), Бакинское высшее военно-морское училище (далее — БВВМУ), штаб сил гражданской обороны Азербайджанской Республики передавались в распоряжение Министерства обороны Азербайджана. Прекращался призыв граждан Азербайджана в ряды Вооружённых Сил СССР. МО Азербайджана поручалось начать работу по возвращению офицеров и прапорщиков — азербайджанцев, проходивших службу за пределами республики, в ряды Вооружённых Сил Азербайджана. МО Азербайджана должно было в трёхмесячный срок создать пограничные части в составе Вооружённых Сил Азербайджана для защиты границ республики. Кабинету министров поручалось обеспечить МО Азербайджана необходимым вооружением, военной техникой, материально-техническими средствами. Кабинет министров должен был провести переговоры с МО СССР о том, чтобы с учётом вклада Азербайджана в валовый национальный продукт СССР в течение 70 лет были выделены и переданы в распоряжение республики вооружение и материально-технические средства Вооружённых Сил СССР, расположенные за пределами республики (за исключением ядерного оружия). Был утверждён текст военной присяги.
5 сентября 1991 г. президентом Азербайджана был подписан указ о создании Министерства обороны Азербайджанской Республики71. Министром обороны Азербайджана был назначен генерал-лейтенант Валех Баршадлы72.
Решение о создании сил национальной самообороны и создании Министерства обороны было в первую очередь продиктовано расширяющейся войной в Нагорном Карабахе, необходимостью защиты суверенитета и территориальной целостности республики. Валеху Баршадлы пришлось с абсолютного нуля начать создавать Вооружённые силы Азербайджана. На первоначальном этапе он мог рассчитывать только на офицеров запасов, которые имелись в республике. Первый штат МО Азербайджана состоял из 4 человек: сам генерал-лейтенант Валех Баршадлы, полковники Ариф Салахов, Тельман Мехтиев и Дадаш Рзаев.
Несмотря на то, что указ о создании МО был издан 5 сентября, лишь 28 сентября решением Кабинета министров для МО были выделены помещения в клубе им. Дзержинского. Но освобождение этих помещений заняло значительное время, из-за чего МО было вынуждено обратиться к Кабинету министров, чтобы данный вопрос был оперативно решён. Поэтому до середины октября МО было вынуждено занимать три кабинета Высшей контрольной инспекции в администрации президента. В составе МО было создано командование вооружённых сил. Оно должно было самостоятельно управлять сухопутными войсками, организацией воинских частей и подразделений. Командующим силами национальной самообороны — первым заместителем министра обороны — был назначен полковник Дадаш Рзаев73. Начальником главного штаба сил национальной самообороны был назначен полковник Ариф Салахов.
Сразу после указа президента о создании Министерства обороны началась работа по организации деятельности министерства. 16 октября 1991 г. Кабинетом министров была утверждена штатная численность центрального аппарата МО в количестве 80 человек, из которых 5 были заместителями министра74.
Сам Валех Баршадлы так говорил о своих планах: «Армии нет ни у Армении, ни у Азербайджана. Союзные структуры распадаются. Рано или поздно мы юридически станем независимыми, и все международные законы начнут распространяться и на нас. А пока ситуация в Карабахе такова, что мы не используем ни численное превосходство, ни географические и позиционные преимущества. Причина в том, что нет единого командования и ни одной регулярной части. Моя задача — обеспечить самооборону пятидесяти четырёх азербайджанских сёл НКАО. Для этого я командирую в каждое село одного офицера и одного сержанта, обеспечу их рацией и несколькими автоматами. Офицер и сержант будут обучать ополченцев из числа селян. Их задача — оборона своего села. Как только армянские боевики начнут нападать, из соседних сёл выступят на подмогу отряды самообороны. Нам надо продержаться пять-шесть месяцев. К тому времени мы закончим формирование и обучение первого батальона национальной армии. Поверьте, сейчас и один батальон регулярной армии может обеспечить безопасность НКАО. А дальше, естественно, будут подготовлены и другие части. Через год у нас будет костяк армии, которая будет в состоянии отстоять Карабах»75.
Создание территориальных сил самообороны и их боевая деятельность
На совещании у государственного секретаря Т. Исмаилова 1 ноября 1991 г. обсуждался вопрос о положении в НКАО. Было отмечено, что в результате нападений армянских вооружённых формирований почти 15 тыс. азербайджанцев были вынуждены покинуть свои дома в г. Ханкенди и в других районах НКАО и стали беженцами. В области действует более тысячи переброшенных из Армении, прошедших подготовку и вооружённых до зубов армянских боевиков. Союзные органы самоустранились от выполнения своего конституционного долга, и размещённые в НКАО советские воинские части выполняют роль наблюдателей. На совещании было отмечено, что для отражения атак армянских вооружённых формирований надо ускорить работу по организации отрядов самообороны. Важнейшей задачей было сформулировано создание боеготовых вооружённых сил.
Министр обороны Валех Баршадлы согласился с необходимостью принятия срочных мер, но указал, что по объективным причинам создать боеготовые вооружённые силы в ближайшее время очень сложно. Это объяснялось тем, что собрание призывного контингента в воинских частях и их обучение займёт значительное время. В этих условиях министр обороны предложил создать в приграничных с Арменией и НКАО районах территориальные отряды самообороны. Сформированные из добровольцев эти отряды должны были занимать оборону, пока не будут созданы первые воинские части вооружённых сил.
На совещании было принято решение, в котором, в частности, говорилось:
• Министерству обороны, военным комиссариатам и другим заинтересованным органам принять решительные меры по созданию Сил национальной самообороны.
• До конца ноября должны быть готовы военные силы численностью 5 000 человек для защиты приграничных районов.
• От Кабинета министров требовалось, чтобы он принял организационные меры в отношении тех лиц, которые допускают халатность и саботаж при формировании Сил национальной самообороны.
• В связи с тем, что руководство МО СССР отказывается передать военное имущество в распоряжение руководства Азербайджана, необходимо наладить на промышленных предприятиях Азербайджана производство необходимого военного имущества и техники76.
19 ноября министр обороны подписал приказ № 03 о создании территориальных сил самообороны77. По этому приказу для обеспечения безопасности приграничных районов должны были быть организованы территориальные силы самообороны в Газахском, Агстафинском, Кельбаджарском, Лачинском, Губадлинском, Шушинском, Зангеланском, Джебраильском, Товузском, Физулинском, Агдамском, Геранбойском, Ханларском, Евлахском, Бардинском, Тертерском, Уджарском, Дашкесанском, Гедабекском, Шамкирском районах и в городах Гянджа и Ходжалы. Численность территориальных сил самообороны была определена в 500 человек78.
Комплектование территориальных сил самообороны должно было проводиться на добровольной основе. Предполагалось, что по мере комплектования воинских частей из призывников служившие в территориальных силах самообороны будут отправлены в запас. Поэтому МО в своём приказе требовало, чтобы призывники из вышеуказанных районов были направлены для несения службы в территориальные силы самообороны. Комплектование офицерами и сержантами также должно было проводиться силами районов. Т. к. офицеров запаса на учёте в военкоматах этих районов было мало, комплектование должно было также проходить за счёт направления на службу в территориальные силы самообороны преподавателей начальной военной подготовки в школах. Согласно справке-докладу МО, к концу 1991 года было сформировано 22 территориальных батальона самообороны общей численностью 11 000 человек79.
Для назначения командиров территориальных батальонов самообороны приказом МО был определён очень сложный механизм: кандидаты на должности командиров батальона и их заместителей отбираются военными комиссариатами, предлагаются главами исполнительных властей районов, которые уже представляют их в МО для назначения на должности. Командиры территориальных батальонов самообороны одновременно являлись заместителями главы исполнительной власти района по военным вопросам. Таким образом у командиров территориальных батальонов самообороны получалось двойное подчинение: и Министерству обороны, и главе исполнительной власти района. Это создавало объективные сложности в управлении этими подразделениями.
Согласно приказу МО, командиры территориальных батальонов должны были организовать заставы на приграничной территории, создать систему связи между приграничными сёлами и городами и сообщать об обстановке в МО. Батальоны самообороны должны были организовать оборону важных объектов и населённых пунктов. Командиры батальонов должны были организовать роты и учебно-тренировочный процесс личного состава. Об обстановке надо было докладывать в МО два раза в день: в 9:00 и в 21:00. В докладах об обстановке должно было быть указано:
• обстановка на территории района;
• статус выполнения инженерных и фортификационных работ;
• состояние дисциплины среди личного состава;
• планирование работ по боевой подготовке;
• комплектование батальонов и их техническое оснащение.
При обострении военно-политической обстановки в районе об этом нужно было делать незамедлительные доклады в МО. Исполнение приказа об организации территориальных сил самообороны было возложено на первого заместителя командующего Силами национальной самообороны.
Хоть приказ о создании территориальных сил самообороны был подписан 19.11.1991, фактически создание сил самообороны шло с сентября 1991 г. Так, ещё в сентябре 1991 г. в Агдамском районе был создан отряд территориальной самообороны под командованием полковника-лейтенанта Ширина Мирзоева. Данный отряд размещался в ПТУ № 50. В конце сентября этот отряд был размещён в с. Алимадатлы Агдамского района. На момент размещения отряда в с. Алимадатлы у него на вооружении было всего 9 автоматов80.
Формирование сил территориальной самообороны шло и в других районах. На начальном этапе эти силы формировались на базе отрядов самообороны, созданных местным населением. В тех районах, где руководство района, руководство органов внутренних дел и местные богатые люди оказывали помощь формируемым силам территориальной самообороны, удавалось добиться значительных успехов в их организации.
Например, в Геранбойском районе местные отряды, работавшие в тесном контакте с правоохранительными органами и органами исполнительной власти, смогли надёжно организовать оборону района. Благодаря помощи исполнительной власти района и общественности, в краткие сроки был не только сформирован батальон, но и была обеспечена его материально-техническая база. В декабре 1991 г. на вооружение батальона территориальной самообороны Геранбойского района находилось: 2 танка, 5 ед. 140-мм орудий, 1 ед. 76-мм орудия, 4 ед. установок «Алазань», 3 МТЛБ, а также другая техника и вооружение. Также предпринимались попытки по боевой подготовке рядового состава. Так, по договорённости с командирами подразделений СА в Гяндже 50 бойцов батальона прошли обучение в одной из частей СА81.
Отряд самообороны был создан и в пос. Ходжалы. Командиром отряда был Тофик Гусейнов. Отряд был размещён в доме культуры пос. Ходжалы. В сентябре была сформирована 1-я рота отряда. В октябре была сформирована 2-я рота отряда. Данный отряд под командованием Т. Гусейнова оборонял пос. Ходжалы, который с середины ноября находился в окружении в течение почти 4 месяцев.
Особое внимание МО уделяло организации оборонительных и фортификационных работ на территории районов. В приказе МО № 5 от 12 ноября 1991 г. о необходимости организации данной работы говорилось отдельно.
Основной проблемой было обеспечение формировавшихся территориальных батальонов самообороны вооружением. Дислоцированные на территории Азербайджана воинские части Советской армии отказывались передавать имеющееся вооружение и технику в распоряжение МО Азербайджана. Добывавшегося различными путями вооружения катастрофически не хватало. По состоянию на 7 декабря МО смогло передать в территориальные батальоны самообороны только следующее количество вооружения:
• мелкокалиберные винтовки — 280 шт.;
• автоматическое оружие — 1020 шт.;
• ручные пулемёты — 32 шт.;
• ручные гранатомёты — 12 шт.;
• пистолеты — 25 шт.82
Для организации территориальных сил самообороны МО было подготовлено наставление. Согласно этому наставлению, территориальные отряды самообороны были предназначены как для мирного, так и для военного времени. В мирное время отряды самообороны должны были быть сокращённого состава: состоять только из командира, его заместителей и командиров рот. Эти отряды должны были финансироваться из бюджета районов, где сформирован этот отряд. В военное время отряды должны были быть укомплектованы по полному штату за счёт людских и транспортных ресурсов района. 1–2 сельсовета должны были обеспечить комплектование одной роты. Согласно наставлению, материально-техническое обеспечение должно быть организовано исполнительной властью района, вооружение и снаряжение должно быть обеспечено за счёт средств отделов ДОСААФ и отделов внутренних дел, а также путём сбора охотничьего оружия у населения. Техническое оснащение должно быть обеспечено со стороны колхозов, совхозов, предприятий и управлений района. При выполнении боевых задач отряды самообороны должны группировать свои силы в двух эшелонах. Первый эшелон должен был находиться на переднем краю обороны. В него должны были входить две роты. Второй эшелон должен был состоять из одной находящейся в резерве роты, её задачами должно было стать отражение возможных прорывов противника и вступить в бой при необходимости83.
В феврале были созданы силы территориальной самообороны в Агджабединском и Бейлаганском районах. Были созданы роты территориальной самообороны 12.02.1992 в с. Гюнешли и 17.02.1992 в с. Орта Гюнейпая. Взводы территориальной самообороны были созданы 13.02.1992 в с. Муганлы и 17.02.1992 в с. Амираллар. Также в феврале были созданы роты территориальной самообороны в с. Баш Гюнейпая, Малыбейли, Миниклы, Гюлаблы, Черектар, Хатынбейли, Туг и т. д.
В большинстве случаев формировавшиеся территориальные подразделения самообороны были предоставлены сами себе. Эти отряды никому не подчинялись, были сами по себе, каждый добывал сам себе оружие и воевал сам по себе. Надо отметить, что в тот период времени видными командирами армии часто становились непрофессиональные военные. Причина была в том, что проблемы ведения войны в Азербайджане в тот период — это прежде всего проблемы снабжения вооружением, припасами, обмундированием, сотрудничество с российскими военными специалистами и т. д. И люди, способные наладить хорошие связи с российскими военными и на свои деньги вооружить людей, реально могли сделать для армии едва ли не больше, чем профессионалы, офицеры Советской армии, которым (особенно народнофронтовцы) не доверяли. Так, в своём интервью генерал В. Баршадлы подробно рассказал о системе «партийно-кланового» снабжения и пояснил, что это было одной из причин его снятия в сентябре 1992 г. с должности начальника генштаба84. Таким образом, фактически в стране были две параллельные вооружённые структуры: Министерство обороны и созданные им официальные воинские части и добровольческие отряды самообороны в прифронтовых районах. Часто добровольческие отряды самообороны создавались политическими структурами: батальоны НФА, отряд Этибара Мамедова и т. д. — и также часто использовались для внутриполитических целей. Созданные при активном участии политических сил такие подразделения самообороны впоследствии неоднократно использовались для решения внутриполитических задач, захвата власти и надолго стали головной болью властей.
В декабре 1991 г. и в феврале 1992 г. МО провело проверку организации застав на границе с Арменией. В ходе проверок было установлено, что из запланированных 41 заставы построены фактически только 34. Но ни одна из этих застав не была сдана и принята по акту. В заставах не было обогрева помещений и условий для проживания. На территории застав не было складов, бань, здания для проживания офицеров и прочих необходимых элементов. Некоторые заставы были построены неправильно и находились далеко от границы или даже за населёнными пунктами. МО требовало, чтобы заставы были построены недалеко от границы и перед населёнными пунктами85.
Созданные в соответствии с тактикой обороны республики, испытывающие острую нехватку вооружений и боеприпасов, не имеющие необходимого обеспечения, не обладающие необходимой манёвренностью силы территориальной самообороны не были в состоянии отражать атаки армянских вооружённых формирований.
13 марта 1992 г. приказом МО командирами территориальных батальонов самообороны Товузского, Кедабекского, Дашкесанского, Ханларского, Шамкирского, Геранбойского, Евлахского, Бардинского, Агджабединского, Кельбаджарского, Лачинского, Шушинского, Губадлинского, Зангеланского, Джебраильского, Физулинского, Агдамского, Тертерского, Бейлаганского, Уджарского районов, г. Ленкорани, а также Низаминского и Кяпазского районов г. Гянджи должны были быть назначены военные комиссары этих районов. Этот же приказ требовал, чтобы территориальные батальоны самообороны комплектовались за счёт местного призывного контингента, лиц, покинувших ряды СА, и чтобы с личным составом в обязательном порядке были проведены 5–6-месячные курсы подготовки86.
Однако, несмотря на принимаемые меры, ситуация в территориальных батальонах самообороны улучшалась очень медленно и только в отдельных подразделениях. Так, проверка, проведённая МО во второй половине марта 1992 г. в батальонах территориальной самообороны в Физулинском и Бейлаганском районах, показала, что они так и не укомплектованы по штату, вооружения и техники не хватает, тренировок с личным составом не проводится, личный состав живёт сам по себе, в отрядах нет профессиональных военных кадров. Лучше обстояли дела в территориальных батальонах самообороны в Губадлинском и Лачинском районах. Боевой дух личного состава был высоким, и сами отряды были лучше материально-технически обеспечены. В Лачинском батальоне было 6 гаубиц Д-30, правда, из них исправны были только 3. В Губадлинском батальоне было 9 БТР-70, из которых исправен был только 1. Считалось, что их удастся отремонтировать.87
По штату в территориальных батальонах самообороны должно было быть 500 человек: 39 офицеров, 5 прапорщиков, 456 солдат и сержантов. Но реальное положение с кадровым составом в территориальных батальонах самообороны было следующим88:
В ходе проверки МО в начале апреля 1992 г. положительные оценки получил только Лачинский отряд самообороны. Хоть в отряде и не хватало профессиональных офицерских кадров, в целом организация работ по инженерному оборудованию местности, уровень дисциплины, материально-техническое обеспечение было на удовлетворительном уровне. Вместе с тем в Шушинском, Губадлинском и Зангеланском районах положение дел особо не изменилось. В течение длительного времени не могли найти помещение для размещения Шушинского отряда. Обеспечение и снабжение отряда не отвечало даже самым минимальным требованиям. В отряде на хватало даже стрелкового вооружения. В Зангеланском отряде также была острая нехватка стрелкового вооружения. Не хватало офицерских кадров. Руководство района не уделяло достаточного внимания деятельности отряда89.
В это время на политическую сцену Азербайджана начинает входить Сурет Гусейнов. Сам Сурет Гусейнов (1959 г. р.) — личность незаурядная. Волею истории он оказался выдернутым из своего места и брошенным в водоворот событий начала 90-х годов. Путь Гусейнова в большую политику начинался издалека. Слесарь, рабочий склада, помощник мастера, сортировщик по сбору шерсти, в 1987 г. он стал начальником цеха фабрики по переработке шерсти в городе Евлахе. С 1989 г. С. Гусейнов — директор фабрики. С 1991 г. он начал активно помогать азербайджанским отрядам в Нагорном Карабахе. Первое время занимался в основном вопросами организации и снабжения. Покупал обмундирование, вооружение и боеприпасы для формировавшихся отрядов самообороны. Принимал активное участие в создании первых азербайджанских отрядов самообороны. В результате его деятельности его авторитет среди азербайджанских военнослужащих и населения прифронтовой зоны резко вырос. По мере расширения боевых действий его помощь и поддержка азербайджанским отрядам всё увеличивались. 22–24 апреля отряд под его руководством захватил склад боеприпасов в пос. Зазаллы.
Несмотря на то, что в отрядах самообороны собралось значительное число патриотически настроенных людей, в большинстве случаев их желания и работа не приносили ожидаемых результатов. Это было результатом отсутствия координации в деятельности отрядов, командования отрядами некомпетентными лицами, плохого материально-техническое снабжения. И хотя ряд ответственных лиц пытался решить вопросы с анархией и разбродом в отрядах самообороны, сделать этого они так и не смогли. В связи с тем, что ни руководство страны, ни руководство МО не могли решить эту проблему, сами командиры частей и подразделений были вынуждены взять инициативу в свои руки. С этой целью 3–5 мая в Агдаме прошло совещание командиров отрядов, частей и подразделений, которые вели боевые действия в Карабахе. Среди участников были даже командиры 701-й ОМСБР Задир Рзаев, 703-й ОМСБР Наджмеддин Садыхов и 708-й ОТБР Эльхан Оруджев. Участники совещания выступили против того, что нет единого командования, каждый воюет сам за себя по своим личным планам. Они единодушно поддержали создание единого центра для совместной деятельности и приняли обращение к Верховному Совету, Кабинету министров, МО, гражданам Азербайджана90.
В обращении говорилось, что участники совещания единогласно приняли решение об объединении отрядов, частей и подразделений в Военное Единство и создании Совета Военного Единства. В целях защиты интересов отрядов, частей и подразделений, контроля за исполнением решений Совета Военного Единства, решения организационных вопросов и вопросов снабжения единогласно был избран полномочный представитель Военного Единства — Сурет Гусейнов. Несмотря на то, что данное собрание и решение об образовании Военного Единства было продиктовано благими желаниями создания единого командования для защиты страны, по сути, оно означало нарушение принципа единоначалия в армии. Фактически создавалась параллельная структура по управлению войсками.
Видимо, решение командиров отрядов, частей и подразделений объединиться вокруг единого центра вызвало обеспокоенность властей. Так, уже 6 мая МО был издан приказ о создании единого командования всех воюющих частей, и данное командование было возложено на первого заместителя министра обороны — Дадаша Рзаева91.
В апреле начался процесс перевода территориальных отрядов самообороны в состав бригад, которые формировались в этом районе. Этот процесс сопровождался большими трудностями. Были большие проблемы с управляемостью некоторых территориальных батальонов самообороны. Привыкшие действовать сами по себе, многие территориальные подразделениям самообороны не признавали никакой власти над собой, самовольно оставляли свои позиции, нарушали принципы военной дисциплины и субординации. И данная проблема была характерна почти для всех районов. Кадровые офицеры, назначенные командирами соединений на территории прифронтовых районов, часто не могли добиться того, чтобы территориальные батальоны самообороны подчинялись им. Это было связано также с тем обстоятельством, что территориальные отряды самообороны формировались из местного населения сельских районов, и назначенные со стороны кадровые офицеры, которые уже многие годы служили за пределами республики, а некоторые плохо говорили по-русски, не могли установить никакого контакта с личным составом таких подразделений. А личный состав с недоверием относился с назначенным со стороны офицерам, которые к тому же плохо знали азербайджанский язык.
Ещё одним недостатком территориальных батальонов самообороны было то, что при их комплектовании применялся принцип формирования территориальных батальонов самообороны из числа местных жителей. Расчёт был на то, что люди, живущие в прифронтовой зоне, будут мотивированы необходимостью защиты мест своего проживания. Но такая форма комплектования территориальных батальонов самообороны имела и ряд существенных недостатков. Сформированные из числа жителей нескольких близлежащих сёл одного района, они сразу теряли свою манёвренность. Свою задачу они видели в том, чтобы защищать свои сёла, и ничего более. Перебросить их на другой участок фронта, вывести на полигоны для переформирования и обучения фактически не представлялось возможным. Кроме того, формирование таких подразделений из местных жителей приводило к тому, что по вечерам многие военнослужащие просто расходились переночевать по домам. Поэтому в случае боевой тревоги возникала проблема с тем, чтобы собрать личный состав. При начале наступления со стороны противника многие бойцы, бросив свои позиции, сразу разбегались по домам, чтобы вывести свои семьи. На это отдельно указал в своём выступлении 02 ноября 1993 г. Гейдар Алиев: «К примеру, большинство солдат и офицеров воинской части, вышедшей из Зангеланского района, — местные жители. И вместо того, чтобы воевать, защищать свою землю, они, едва заслышав стрельбу, занялись тем, что вывозили свои семьи, другими делами»92.
Бои за Шушу и Лачин показали, что территориальные отряды самообороны в массе своей небоеготовны и не способны выполнять поставленные боевые задачи. Командиру 704-й ОМСБР, подполковнику Эльбрусу Оруджеву, так и не удалось добиться того, чтобы территориальные батальоны самообороны начали подчиняться ему. Хотя по приказу МО все территориальные подразделения самообороны в Шушинском и Лачинском районах были переданы в его подчинение. Большая часть территориальных отрядов самообороны нарушала приказы командования, была неспособна выполнить поставленные боевые задачи, а зачастую просто бежала, бросив свои позиции.
В своей служебной записке (направленной в Кабинет министров, Милли Меджлис, МО, МВД) в конце мая 1992 г. чрезвычайный и полномочный представитель президента по Карабаху, Алисааб Оруджев, докладывал, что есть угроза захвата Тертерского, Агдамского, Кельбаджарского, Губадлинского, Зангеланского, Джебраильского, Геранбойского и Ханларского районов, и просил принять необходимые меры по укреплению обороны районов. В своей записке он так характеризовал положение дел в территориальных силах самообороны: «…Отряды самообороны вышеуказанных районов с трудом обороняют прифронтовые населённые пункты. Очень низкий уровень дисциплины среди офицеров и солдат национальных сил самообороны, неумение управлять военной техникой, отсутствие координации с силами соседних районов, отсутствие единого командования в последнее время показывает себя со всей откровенностью. Население, не чувствуя надёжной защиты, продолжает покидать свои дома. То, что добровольческие отряды были просто механически переведены в состав МО, создало обманчивое видение увеличения численности вооружённых сил, при этом боеспособность данных подразделений не увеличилась, а между новыми и предыдущими командирами сложились плохие отношения. Пользуясь случаем, хочу отметить необходимость перехода от комплектования армии добровольцами к комплектованию по призыву. Материально-техническое обеспечение армии, особенно вопросы продовольственного и прочего хозяйственного обеспечения, на низком уровне».
Несмотря на все сложности, заслуги территориальных отрядов самообороны в защите территориальной целостности Азербайджана не подлежат сомнению. С их участием было проведено много славных военных операций. На начальном периоде войны именно на их плечи легла основная тяжесть войны. Многие бойцы и командиры этих отрядов были удостоены звания «Национальный герой Азербайджана». Такие командиры территориальных отрядов самообороны, как Мехман Алекперов, Ширин Мирзоев, Аллахверди Багиров и многие другие, навсегда вписали своё имя в историю Азербайджана.
Но, т. к. их статус территориальных сил самообороны не отвечал требованиям военного времени, было принято решение об их ликвидации. 8 июня 1992 г. был ликвидирован штаб Сил национальной самообороны. В соответствии с данным приказом, офицеры и прапорщики передавались в распоряжение управления кадров МО. Солдаты и сержанты, служившие в отрядах самообороны по контракту, которые желают продолжить службу в рядах МО, должны были быть распределены по частям и подразделениям; не желающие продолжить службу в МО должны были быть уволены. Солдаты и сержанты, служившие в отрядах самообороны по призыву, должны были быть направлены в распоряжение организационно-мобилизационного управления МО93.
Также МО было принято решение начать процесс отказа от добровольцев, которые служили по контракту. Как показала практика боевых действий весной-летом 1992 г., многие из служивших по контракту не выполняли требования воинской дисциплины. Данный вопрос был обсуждён на заседании Военного совета МО, на котором было принято решение с 15 октября 1992 г. прекратить комплектование частей и подразделений военнослужащими, которые проходят службу по контракту. До 31 декабря 1992 г. должны были быть расторгнуты действующие контракты94.
Территориальные силы самообороны, несмотря на объективные и субъективные проблемы при формировании и деятельности, являются интересной страницей начального периода строительства вооружённых сил.
Проблемы организации и укрепления военной структуры
Как уже говорилось выше, 5 сентября 1991 г. указом президента Азербайджана было создано Министерство обороны (далее — МО). Первым министром обороны был назначен генерал-лейтенант Валех Баршадлы. Сразу после указа президента о создании Министерства обороны началась работа по организации работы министерства. 16 октября 1991 г. Кабинетом министров была утверждена штатная численность центрального аппарата МО в количестве 80 человек, из которых 5 были заместителями министра95. Впоследствии штат центрального аппарата МО был увеличен до 150, а потом и до 199 человек96. 18 ноября 1991 г. Алик Аббасов и Бахтияр Алимарданов были назначены заместителями министра обороны97.
Несмотря на то, что указ о создании МО был издан 5 сентября, лишь 28 сентября решением Кабинета министров для МО были выделены помещения в клубе им. Дзержинского. Но освобождение этих помещений заняло значительное время, из-за чего МО было вынуждено обратиться к Кабинету министров, чтобы данный вопрос был оперативно решён. Поэтому до середины октября МО было вынуждено занимать три кабинета Высшей контрольной инспекции в администрации президента. В составе МО было создано командование сил национальной самообороны. Оно должно было самостоятельно управлять сухопутными войсками, организацией воинских частей и подразделений. Командующим силами национальной самообороны — первым заместителем министра обороны — был назначен полковник Дадаш Рзаев98. Но, т. к. данная структура себя не оправдала, 22 января 1992 г. оно было ликвидировано99.
По мере формирования МО решило определиться с организационно-штатной структурой частей и соединений азербайджанской армии. Одним из предложений было, как и в СА, создать систему «дивизия-полк-батальон». Но оргштатная структура дивизии предполагала действия в плотных боевых порядках — как в наступлении, так и в обороне. Если первая линия встречала какие-то трудности с продвижением, шло наращивание усилий за счёт второй, третьей, четвёртой линии. Если противник взламывал передний край, то его встречали второй эшелон и резерв. Везде создавалась высокая плотность войск (сил) и средств.
По мнению генерал-лейтенанта В. Баршадлы, Вооружённые силы должны были быть компактными, гибкими, мобильными, постоянно боеготовыми, способными к быстрому реагированию и задействованию. С учётом того, что территория Азербайджана намного меньше территории СССР, перед Вооружёнными силами стоят задачи и для выполнения этих задач надо иметь средства, которые повысят мобильность, скорость реагирования и подвижность на поле боя, было решено взять за основу более манёвренную организационно-штатную структуру частей и соединений. Было принято решение взять за основу азербайджанской армии систему «бригада-батальон». При этом в бригаде должно было быть 4–5 батальонов, она должна была иметь свою разведку, артиллерию поддержки, средства ПВО, инженеров, органы тылового обеспечения. Численность бригад должна была составить 4000–5000 человек. Благодаря этой организационно-штатной структуре бригада приобрела бы возможность вести активные манёвренные действия, действовать самостоятельно и автономно на изолированных направлениях, равно как и её батальоны.
С учётом того, что предполагаемый театр военных действий в Нагорном Карабахе представлял собой горную и горно-лесистую местность, руководство МО на основании опыта войны в Афганистане приняло решение формировать высокомобильные, обладающие высокой боевой эффективностью отдельные десантно-штурмовые бригады (далее — ОДШБР).
Первым соединением Вооружённых сил Азербайджана стала 1-я ОДШБР (в/ч 18110). В состав бригады входили: управление и штаб бригады, 4 десантно-штурмовых батальона, артиллерийский дивизион, разведрота, рота связи, инженерно-сапёрная рота, рота химической защиты, рота материального обеспечения, медицинская рота, ремонтная рота, миномётная батарея, противотанковая батарея, зенитная ракетно-артиллерийская батарея. Согласно утверждённому штату, численность бригады должна была составить 3857 человек. Из них — один генерал-майор, 323 офицера, 714 сержантов, 2815 солдат и 4 гражданских лица. До 25 декабря должно было закончиться формирование соединения. В связи с тем, что призыв на действительную военную службу не был объявлен, комплектование соединения солдатами шло на добровольной основе, а офицерами и сержантами — путём отбора военными комиссариатами лиц из числа числящихся в запасе.
Для дислокации бригады МО обратилось в Кабинет министров с просьбой поставить вопрос перед командованием ЗакВО о передаче в распоряжение МО Азербайджана военного городка. По решению командования ЗакВО в распоряжение МО Азербайджана был передан военный городок в пос. Шихов около Баку. Приказом МО от 1 октября 1991 г. командиром 1-й ОДШБР был назначен призванный из запаса полковник Задир Рзаев100.
В течение октября-ноября 1991 г. шёл процесс комплектования бригады. За этот период фактически был завершён процесс отбора и назначения офицеров бригады. Комплектование шло путём призыва военкоматами офицеров и рядовых запаса. Приказом командира бригады от 1 ноября 1991 г. первые 62 офицера была зачислены в штат бригады и назначены на должности. Из них 8 были приняты в штаб соединения, а 54 — в штат 1-го батальона. Командиром 1-го батальона был назначен призванный из запаса майор Нуреддин Абдуллаев. В течение ноября приказами командира бригады на службу были приняты рядовые и старшины. К 25 ноября 1-й батальон в количестве 558 человек был полностью укомплектован, после чего началось комплектование 2-го батальона. В начале декабря 1991 г. в составе 1-й ОДШБР был 731 военнослужащий: 128 офицеров, 27 прапорщиков, 576 рядовых и сержантов. По специальностям из них было: 335 — общевойсковая служба, 5 танкистов, 130 артиллеристов, 30 связистов, 80 разведчиков, 70 автомобилистов, 10 специалистов по вооружению, 10 медицинских работников, 40 — тыловой службы, 1 специалист по ПВО.
Планировалось в первую очередь сформировать две ОДШБР. После формирования первых двух ОДШБР МО планировало начать формирование отдельных мотострелковых и танковых бригад. Во вновь созданных бригадах необходимо было перейти к единому штату подразделений. В состав ОМСБР должны были войти: управление и штаб бригады, три мотострелковых батальона, танковый батальон, два гаубичных самоходных артиллерийских дивизиона, противотанковый дивизион, зенитный ракетный дивизион, зенитный артиллерийский дивизион, реактивный артиллерийский дивизион, инженерно-сапёрный батальон, ремонтно-восстановительный батальон, батальон связи, батальон материального обеспечения, разведывательная рота, батарея управления и артиллерийской разведки, рота химической защиты. Кроме того, был разработан и штат отдельной танковой бригады, который отличался от штата ОМСБР главным образом тем, что танковых батальонов было три, а мотострелковых — один, а также не было одного гаубичного самоходного артиллерийского дивизиона. Бригады должны были быть самостоятельными и выполнять задачи без дополнительной поддержки — как огневой, так и материально-технической. Поэтому планировалось ввести в штат бригады реактивный дивизион (оснащённый 122-мм реактивными системами залпового огня БМ-21 «Град») и батарею управления. В мотострелковой бригаде по штату должно было быть 4000–4500 военнослужащих, в танковой бригаде — 2000–2500 военнослужащих.
Все бригады должны были формироваться в тылу и только после комплектования, боевой подготовки и слаживания, обеспечения вооружением и военной техникой, их нужно было выдвигать в зону боевых действий, где они должны были заменить территориальные батальоны самообороны. Всего планировалось до весны 1992 года подготовить три ОДШБР, три ОМСБР и две ОТБР.
МО также просило передать ему в подчинение ДОСААФ. Но против этого выступило руководство ДОСААФ, которое считало, что данная организация должна оставаться самостоятельной. Данный вопрос был поднят перед правительством, которое поддержало позицию ДОСААФ и отказалось передавать его в подчинение МО. Также, несмотря на решение Верховного Совета о передаче военных комиссариатов в распоряжение МО, данное решение так исполнено и не было. По непонятным причинам военные комиссариаты были переданы в распоряжение МО только в апреле 1992 года.
На совещании у государственного секретаря Т. Исмаилова 1 ноября 1991 г. обсуждался вопрос о положении в НКАО. От Кабинета министров было потребовано жёстко пресекать все факты халатности и волокиты в вопросах создания национальных сил самообороны, принятия мер в отношении виновных лиц с учётом того, что республика находится в состоянии войны101.
С целью привлечь оппозицию в лице НФА и Партии национальной независимости Азербайджана к формированию вооружённых сил 29 сентября 1991 г. последовал указ президента Аяза Муталибова о создании Совета обороны в составе восьми членов (трое из которых — Этибар Мамедов, Рагим Газиев, Тахир Алиев — были представителями от оппозиции) под руководством самого президента102. Но надо отметить, что никакого конструктивного сотрудничества между властью и оппозицией в деле строительства вооружённых сил не получилось. Наоборот, представители оппозиции стали использовать свой статус членов Совета обороны для того, чтобы вмешиваться в дела МО и пытаться взять под свой контроль создаваемые Вооружённые силы.
Самому министру обороны Валеху Баршадлы тоже не давали толком работать.
Фактически МО находилось под давлением с трёх сторон:
• с одной стороны — представители оппозиции (НФА, ПННА), которые желали взять под свой контроль МО;
• с другой стороны — беззубая и нерешительная политика и позиция властей (и лично — президента Аяза Муталибова);
• противодействие союзных структур строительству национальных ВС в Азербайджане.
Так, всего через 20 дней после принятия закона о создании вооружённых сил, 30 октября 1991 г., депутаты от оппозиции потребовали, чтобы в парламенте с отчётом выступил министр обороны. Уже 2 ноября представители оппозиции обвинили министра обороны, что он за два месяца не создал боеготовую армию103. Перед зданием МО систематически проходили митинги и пикеты оппозиции, сначала — с требованиями быстро создать боеготовую армию, а потом — с требованиями отставки министра обороны. В свою очередь В. Баршадлы требовал не вмешиваться политикам в дела армии. Ставить задачу только ему и только Верховным главнокомандующим. Иметь обязательный резерв до двух бригад, полностью укомплектованных и вооружённых, для развития успеха, а их поротно и побатальонно отдавали на фронт по первому требованию уличных горлопанов. Но это был глас вопиющего в пустыне.
Вокруг МО продолжала складываться нездоровая обстановка. В то же время различные оппозиционные силы нагнетали напряжённость вокруг МО. Надо отметить, что среди тех, кто вступил в ряды вооружённых сил и территориальных отрядов самообороны, наряду с теми, с патриотично настроенными людьми, были и активисты политических партий и общественных объединений. Эти случайные люди, попав в воинские части, начинали негативно влиять на морально-психологическое состояние военнослужащих. В результате со стороны различных политических сил оказывалось негативное влияние на дисциплину. Из-за этого случались недоразумения между командованием воинских частей и личным составом. Руководство МО расценивало такие факты как начало хаоса в рядах только создаваемых вооружённых сил. Определёнными кругами в рядах вооружённых сил также провоцировались тенденции к местничеству и дезорганизации. Так, командир 1-й ОДШБР З. Рзаев прямо указал в своём телеинтервью, что активно мешали создавать армию представители оппозиции — Этибар Мамедов (председатель Партии национальной независимости Азербайджана) и Рагим Газиев (один из лидеров Народного фронта Азербайджана), и он был вынужден даже поехать к председателю НФА А. Эльчибею и просить его повлиять на этих ребят и не мешать создавать армию104.
Постоянное вмешательство представителей оппозиции в работу министерства обороны вызывало справедливое негодование у его руководства. В своём выступлении в парламенте 18 ноября министр обороны пытался объяснить, что строительство армии — сложный и трудный процесс, и за 2–3 месяца его не решить.
Под давлением политических партий в конце ноября 1991 г. командование вооружённых сил распорядилось о направлении военнослужащих 1-го десантно-штурмового батальона группами по 10 человек под командованием офицера в азербайджанские сёла в Нагорном Карабахе. Но данное распоряжение вызвало недовольство ряда офицеров и солдат. Надо отметить, что и руководство МО было против того, чтобы, не закончив комплектование и обучение бригады, начать её использование по частям. Но сложная внутриполитическая ситуация, митинги и требования различных политических сил вынудили принять такое решение.
После распоряжения о направлении военнослужащих 1-го батальона в Нагорный Карабах со стороны ряда военнослужащих начался фактически акт неповиновения, лишь бы не ехать в зону боевых действий. 3 декабря 1991 г. ряд военнослужащих 1-го батальона 1-й ОДШБР принял обращение к президенту, Милли Меджлису, Кабинету министров и МО. В этом «обращении военнослужащих-добровольцев азербайджанской армии» говорилось: «Мы, нижеподписавшиеся военнослужащие, которые после объявления набора в азербайджанскую армию и с целью защиты своей Родины добровольно поступили в ряды армии. Но с момента нашего поступления в ряды армии нас так и не ознакомили с законом о национальной армии. В ответ на наше требование ознакомить нас с этим законом командование бригады своими словами, что «пока Азербайджанская армия является частью Советской армии», нанесла по нам сильный морально-психологический удар. Офицерский состав, разговаривая с нами на русском языке, играет на наших национальных чувствах. Офицерский состав, не имеющий национальной психологии, вызывает у нас чувство недоверия»105. Скорее всего, тут мы имеем дело с явным фактом, когда, из-за трусости и малодушия, ряд военнослужащих решил спрятаться за громкими лозунгами.
В начале декабря 1-ю ОДШБР посетил министр обороны — генерал-лейтенант В. Баршадлы, который встретился с личным составом и ответил на их вопросы. С целью изучения ситуации в 1-й ОДШБР приказом министра обороны № 12 от 07 декабря была создана специальная комиссия. В своём отчёте 25 декабря комиссия указала, что на самом деле были проблемы в обеспечении военнослужащих форменным обмундированием, которые в настоящее время решены. Также комиссия выявила факты того, что офицеры отдавали команды на русском языке, но объяснила это тем, что они проходили службу в Советской армии и знают военную терминологию на русском языке. В настоящее время создаётся военная терминология на азербайджанском языке. Вообще, сам факт того, что с одной стороны начинается война с Арменией, а с другой стороны в воинских частях Азербайджанской Армии заняты решением вопроса, на русском или азербайджанском языке отдавать команды, очень показателен.
В отличие от трусов, кто под разными предлогами пытался уклониться от выполнения своего патриотического и воинского долга, в 1-й ОДШБР большинство военнослужащих были готовы встать на защиту своей Родины. 8 декабря 1991 г. на Аллее Шехидов в г. Баку прошла первая церемония принятия военной присяги военнослужащими соединения. Всего военную присягу приняли 138 военнослужащих. 9 декабря 25 военнослужащих были направлены в Шушинский район, где резко обострилась обстановка.
Также в конце ноябре 1991 г. руководством МО Азербайджана был подготовлен пакет предложений по организации обороны республики. Данный документ рассматривал основополагающие вопросы по организации обороны республики, прогнозировалось возможное развитие событий в войне с Арменией, поэтому остановлюсь на нём подробнее.
В своих предложениях МО главной целью в процессе организации обороны республики указывало укрепление государственной границы с Арменией. Обеспечение безопасности государственной границы с Арменией было указано стратегической целью. Для этого было необходимо мобилизовать все силы и потенциал республики. Предполагалось, что укрепление границы и её надёжное прикрытие приведёт к тому, что действующие в Нагорном Карабахе армянские вооружённые формирования будут лишены материального обеспечения, притока пополнения, что приведёт к их ослаблению. В свою очередь ослабление армянских вооружённых формирований приведёт к положительным результатам переговоров с Арменией и даст время на формирование вооружённых сил.
В целях укрепления государственной границы с Арменией и прилегающих к Нагорному Карабаху районов МО предлагало проведение следующих мероприятий:
А. Организация инженерного обеспечения границы, строительство военных объектов в приграничных н/п. Строительство наблюдательных пунктов и их обеспечение всем необходимым, узлов обороны, окопов, скрытых путей сообщения, подземных коммуникаций, опорных пунктов и мест дислокации личного состава. Одновременно уделялось особое внимание работам по маскировке, созданию системы обороны н/п с четырёх сторон.
Б. Создание телефонной связи и радиосвязи между приграничными н/п и районными центрами, все переговоры должны были вестись по закрытой связи и с использованием шифрования. Для всех отрядов и подразделений должны были быть определены системы опознавания и предупреждения.
В. В приграничных с Арменией районах должны были быть организованы отряды самообороны, которые должны были заниматься боевой подготовкой. В ходе боевой подготовки основное внимание должно было быть уделено тактической подготовке, выдвижению в зону боевых действий, занятию оборонительных позиций, занятию позиций для контратаки, манёвра по выходу во фланг и тыл позиций противника, организованному отходу. Систематические тренировки и учения, изучение условий боевой готовности и их соблюдение считалось важным элементом надёжной охраны границы. С целью борьбы с самолётами и вертолётами, которые совершали постоянные перелёты из Армении в Нагорный Карабах, МО особое внимание уделяло противовоздушной обороне, созданию подразделений ПВО, их обучению и оснащению зенитно-артиллерийским и зенитно-ракетным вооружением. На первоначальном этапе предлагалось оснастить подразделения ПВО ПЗРК «Стрела-2».
Г. Предлагалось проведение мер по подготовке театра боевых действий на границе с Арменией. С этой целью предлагалось провести ремонт старых дорог, строительство новых дорог и пр. Приведение в рабочее состояние и шоссейных, и железных дорог должно было обеспечить быструю переброску военных сил из одного участка фронта на другой участок фронта, проведение манёвра силами и средствами, по оперативному снабжению. Также отдельное внимание уделялось строительству и ремонту мостов, туннелей, аэродромов, площадок для приземления вертолётов, мест хранения военной техники, размещения личного состава.
Д. Предусматривались меры для защиты важных объектов от диверсионно-разведывательных групп противника, подготовка важных объектов к уничтожению в случае необходимости, строительство инженерных укреплений вокруг населённых пунктов, создание минных полей, заграждений, надолбов и валов.
Е. Подготовка местного населения в рамках работы по гражданской обороне.
Ж. В приграничных с Арменией и Нагорным Карабахом районах должно было быть объявлено военное положение и организация органов управления в этих районах в соответствии с требованиями военного времени.
З. Создание оперативных командований на следующих направлениях:
• Первое направление: Геранбой — Товуз — Газах. Командный пункт в Шамкире, передовой командный пункт в Товузе.
• Второе направление: Барда — Агдам — Шуша — Лачин. Командный пункт в Барде, передовой командный пункт в Агдаме.
• Третье направление: Физули — Губадлы — Зангелан. Командный пункт в Физули, передовой командный пункт в Губадлы.
Для проведения мер по обороне страны в полном объёме, основным условием считалось обеспечение общественно-политической стабильности в стране. Указывалось, что распространение необоснованных слухов, несанкционированных митингов, активизация уголовных элементов должны жёстко пресекаться. В условиях военного времени должен быть обеспечен общественный порядок, а на предприятиях, в государственных органах, организациях, учебных заведениях должна поддерживаться дисциплина. Потому что только в таком случае весь потенциал республики может быть направлен на организацию обороны страны. Для пресечения публикации в СМИ сведений, составляющих государственную и военную тайну, считалось необходимым введение военной цензуры.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Карабахская война 1991-1994 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других