Новая книга известного бизнес-консультанта Марины Архангельской содержит все основные принципы, правила и рекомендации по деловому этикету, которые необходимы современному деловому человеку. В ней представлены полезные сведения по психологии и этике первого делового контакта, практические рекомендации по конкретным бизнес-ситуациям, организации и встрече международных делегаций, презентациях, переговорам, деловой одежде, телефонному разговору, проведению приемов с угощением и «денежного» обеда. Будет полезна всем, кто стремится выглядеть достойно при деловом общении и добиться профессионального успеха в любой сфере бизнеса.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бизнес-этикет, или Игра по правилам предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 1
Деловой этикет: истоки, принципы и функции
В этой ГЛАВЕ:
Деловой этикет — истоки и параллели
Деловой этикет — не прихоть, а необходимость, или Функции бизнес-этикета
Семь принципов, или Здравый смысл бизнес-этикета
Бизнес-этикет — инструмент построения карьеры и создания имиджа компании
Различные книги, документы и рекомендации по правилам и нормам поведения появились в столь древние времена, что это поражает наше воображение.
Одним из первых документов в этой области можно считать «Поучение» Птахотепа — советника фараона (около 2400 до н. э.). Все цивилизации, где существовала письменность (Древняя Греция, Рим, Китай и др.), оставили свой след в развитии этики поведения высшего общества. Конфуций в своих философских изречениях (одно из них: «Не зная ритуала, не сможешь утвердиться») излагал рекомендации по поведению, ведению разговора и приему пищи.
Мы можем ознакомиться с литературой, посвященной стандартам поведения, относящейся к «пионерским» временам возникновения этикета и протокола — знаменитой «Дисциплиной клерикалис» (П. Альфонсо, Испания, XIII в.), которая предназначалась для духовенства, или прочитать более поздние книги, где делались акценты на поведении за столом — «не ковыряйте в зубах вилкой сидя за столом», «не вгрызайтесь в целый кусок мяса», «никогда не используйте нож для подачи пищи в рот» (Seager Francis. The School of Vertue, 1557).
В России манерами поведения светского общества занялся Петр Первый. «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранные от разных авторов» — это издание, подготовленное по его указанию, два с лишним столетия служило основой для обучения хорошим манерам в обществе.
Деловой этикет зародился тогда, когда люди стали осознавать пользу от соблюдения определенных правил при взаимодействии друг с другом, и сформировался во времена появления первых промышленных гигантов, то есть на стыке XIX–XX веков. В России уже в 1912 году функционировало «Общество Русских Предпринимателей» и были выработаны принципы, которые необходимо было соблюдать:
1. Уважай власть.
2. Будь честен и правдив.
3. Уважай право частной собственности.
4. Люби и уважай человека.
5. Будь верен слову.
6. Живи по средствам.
7. Будь целеустремленным.
Сложилось так, что деловой и гражданский этикет стали развиваться как два параллельных направления. Так, гражданский этикет, возникший во времена рыцарства, до сих пор основывается на правилах поведения одного пола по отношению к другому и возрастном цензе. Деловой этикет, вне зависимости от изменений в социальной среде и воспитании, базировался и продолжает базироваться на двух незыблемых принципах: во-первых, на ранжировании, не зависящем от пола человека, а во-вторых — на экономии времени.
Бизнес-этикет, базируясь на дипломатических традициях и правилах воинских отношений и со временем вобрав в себя значительные элементы корпоративной культуры успешных мировых компаний, создал свои собственные нормы, обеспечивающие эффективность деловых взаимодействий и отражающие корпоративные стандарты компаний.
Бизнес-этикет не прихоть, а необходимость
Правила бизнес-этикета надо не просто соблюдать, а сознательно использовать.
Помните ставшее уже классическим выражение: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»?!
Поэтому в своем поведении люди не могут не руководствоваться правилами. Мы по правилам передвигаемся, одеваемся, едим, работаем. В цивилизованном обществе жить по правилам проще и, бесспорно, выгоднее, чем нарушать их. Особенно это относится к миру делового общения. Чтобы получить максимальный эффект от своей работы, требуются не только профессиональные знания, но и умение их использовать. Люди давно поняли: успех дела во многом зависит от уровня взаимоотношений между партнерами. Из-за несоблюдения одним из партнеров правил делового этикета во время переговоров может возникнуть, в лучшем случае, замешательство, в худшем — нежелательный и даже отрицательный результат на грани коллапса.
Претворение норм бизнес-этикета в жизнь способствует четкому функционированию предприятия, рождает взаимное уважение и хорошие отношения с одной стороны, и ограничивает неприятные ситуации, которые могут возникнуть во время выполнения ежедневных обязанностей — с другой.
Соблюдение правил бизнес-этикета — условие карьерного успеха
Внешний вид и манера держаться при прочих равных условиях являются важными требованиями карьерного роста.
Хорошо одетый человек — тот, кто считается с собой и другими.
Внешний вид определяется содержанием в полном порядке и ухоженностью видимых (и не только!) частей тела и, безусловно, одеждой.
Вы не просто надеваете костюм. Вы надеваете униформу для карьеры, ваша одежда — это ваша визитная карточка.
Все очень просто — элегантные и правильно подобранные костюм и сорочка, галстук и часы — и вы, с одной стороны, сделали хорошее вложение в свой облик, а с другой — в свое продвижение, в свой профессионализм, в свою компанию. (Подробные рекомендации по правильному выбору одежды даны в главе 3, а ситуационные — в главах 4, 5, 7 и 11.)
Сочетание стиля одежды и манеры держаться могут на 90 % обеспечить отношение к вам как к деловому человеку. Манера держаться — это осанка, взгляд, мимика, жесты и многое другое, от чего зависит впечатление, производимое вами на окружающих. (Более подробно о правильной манере держаться в различных ситуациях делового взаимодействия рассказано в главах 2, 5, 8 и 12.) Однако даже самые подробные указания в этих случаях не могут заменить тренинг-семинаров, где под руководством опытного специалиста моделируются типичные ситуации деловой жизни непосредственно с вашим участием.
Хороший костюм не может обойтись без хороших манер!
Бизнес-этикет — инструмент построения отношений
Построение деловых отношений можно сравнить со строительством домов. В зависимости от уровня культуры сотрудников бизнес-этикет может служить как цементом, так и кирпичиками, образующими стены вашего бизнеса.
Даже чтобы просто начать делать что-то вместе, людям абсолютно необходимо думать друг о друге.
Соблюдая бизнес-этикет, вы демонстрируете значимость и важность для вас собеседника, создаете ему удобства, безопасность и комфорт.
Ваша культура и ваша хорошая одежда — это возможность сделать скрытый комплимент окружающим: «Вы мне нравитесь, и я хочу вам понравиться, потому что я уважаю ваше мнение». Не пренебрегайте этой возможностью.
Бизнес-этикет — основа корпоративной культуры компании
Каждый сотрудник — живая витрина компании. Вы — живая витрина вашей компании! Хотим мы этого или нет — мы составной элемент компании, в которой работаем. Во многих компаниях нормы бизнес-этикета становятся частью корпоративной культуры сотрудников.
Если сотрудники знают, что недостаточно поприветствовать посетителя — нужно еще и встать, когда он входит, если они не забывают представиться и предлагают клиенту сесть — это обязательно будет замечено, как и спокойные и доброжелательные лица сотрудников.
Также невозможно не заметить, если сотрудники одеты профессионально, внимательны друг к другу и к окружающим, разговаривают тихо, не обсуждают новости в коридоре, не «глазеют» по сторонам.
Все это элементы корпоративной культуры, базисом которой является бизнес-этикет. Понятие «корпоративная культура» более глобально и состоит, в основном, из следующих одинаково важных составляющих:
♦ философия, миссия, ценности компании/организации;
♦ ритуалы, традиции, символы компании/организации;
♦ стили управления руководства;
♦ этикет отношений с клиентами;
♦ этикет внешнего вида и одежды сотрудников;
♦ этикет внутренних коммуникаций;
♦ этикет письменных и телефонных взаимодействий;
♦ организация и виды рекламы;
♦ проведение корпоративных праздников.
Выражение лица секретаря компании намного важнее обивки офисной мебели.
Постоянство хороших манер — залог успеха
Значимый показатель вашей собственной корпоративной культуры — это то, как вы умеете вызывать доверие к себе клиентов, партнеров или коллег.
Именно постоянство хороших манер и вызывает их доверие.
Нормы бизнес-этикета — это не свадебный костюм, который вы надеваете раз в жизни, а всю оставшуюся жизнь он висит в гардеробе.
Ваше поведение по-деловому предсказуемо, общаясь с вами, люди чувствуют себя комфортно и безопасно. Вы стабильны и профессиональны, вы не только соответствуете ожиданиям людей, но даже превосходите их ожидания.
Каждый может один раз продемонстрировать этикетное поведение, но делать это постоянно могут только профессионалы.
Семь принципов, или Здравый смысл бизнес-этикета
Только знание и понимание принципов этики поведения позволяет людям, не знающим конкретных правил, следовать им.
В первые минуты общения вам нужно выполнить две важные вещи:
♦ правильно подать свой статус профессионала, то есть ваши качества специалиста или даже эксперта;
♦ понравиться с первого взгляда, то есть вызвать к себе расположение, а лучше — симпатию.
Вы можете быть специалистом высочайшего класса, но если произведете неверное впечатление, ваш собеседник может и не заметить вашего профессионализма. А поскольку первое впечатление очень устойчиво, вам впоследствии придется приложить немало усилий, чтобы доказать обратное.
Как же произвести хорошее впечатление в первые минуты общения? Все нормы, правила и «протоколы» первых минут описаны ниже. И не пожалейте времени и средств на тренинг-семинар, чтобы действительно этому научиться.
В каждом случае бизнес-общения вы знаете правила бизнес-этикета и следуете им. Этим вы говорите окружающим — «Я не случайный партнер, я постоянен и надежен, я всегда держу слово и выполняю свои обязательства. Я умею себя вести». В этом вы всегда последовательны и предсказуемы.
И это касается не только своевременного выполнения планов, проектов и других обязательств. Не забывайте о том, что ваше предсказуемое и уравновешенное поведение имеет для окружающих большое значение. Уравновешенность не означает нерешительность, серость или излишнюю стеснительность. Последовательность ожидаемых и уравновешенных действий означает знание меры.
Вы соблюдаете сроки и условия договоренностей и никогда не опаздываете на встречи. Вы знаете, что младший по должности здоровается первым, но старший по должности подает первым руку младшим по должности, а визитную карточку подают после представления.
Вы, вне зависимости от должности, открываете дверь, если ближе всего к ней находитесь. Вы предупреждаете, что задерживаетесь или будете отсутствовать по определенной причине. Вы не заходите в кабинет, если дверь открыта, а хозяин отсутствует.
…Учтивое поведение имеет особое значение для людей на руководящих должностях. Речь не идет только лишь о вежливости, но также о построенной в течение многих лет соответственности и предсказуемости своих поступков. Они как бы хотят этим сказать: «Я сделаю именно то, что сказал, и именно тогда, когда назначил время. Если мое намерение изменится, я предупрежу вас заранее для того, чтобы мое решение ни в коей мере не пострадало». Это утверждение частично основано на этике, а может быть, даже больше на чистом практицизме. Этот вид учтивости является корнем, поддерживающим большую организацию и препятствующим возникновению замешательства.
В профессиональном коллективе нет мужчин и женщин в прямом смысле данных определений, а есть сотрудники и сотрудницы в определенном ранге или должности.
Понимание того, что базисные правила гражданского этикета не переносятся в бизнес, является непременным условием профессионального взаимодействия на работе.
Тем не менее деловые люди и на работе остаются мужчинами и женщинами, но их половая принадлежность не должна быть излишне подчеркнута. Достижение «золотой середины» — это настоящее искусство.
Декольте, обтягивающие или прозрачные наряды, короткие юбки, разноплановые аксессуары, эксцентричные прически, длинные ярко накрашенные ногти — для деловой дамы откровенно дурной вкус. Тем не менее безликость и невзрачность, внешний вид «синего чулка» также никак не подходят бизнес-леди.
Для мужчин совершенно недопустимо обращение к сослуживицам типа «дорогая» или «милочка», «бархатные» интонации, «поигрывание» мышцами, остановка взгляда на ножках сотрудниц и т. д. Что уместно в клубе или на вечеринке — неуместно на работе. Соблюдая правила бизнес-этикета в офисе, вы задаете оптимальный уровень общения.
Одежда должна подчеркивать ваш профессионализм в глазах окружающих.
Искусство делового общения заключается не только в знании бизнес-этикета, но и в том, когда какие правила использовать.
Бизнес-этика — это умение создать ощущение значимости другого человека, даже если он в простой униформе, а вы в смокинге.
Определенные правила используются в определенное время, в определенном месте и с определенными людьми (участниками мероприятия).
Применительно ко времени, например, с 8:00 до 11:00 утра — бизнес-этикет рекомендует говорить «доброе утро», с 11:00 до 18:00 — «добрый день», а позднее — «добрый вечер». Тем не менее в зимних условиях иногда «добрый вечер» уместно говорить с наступлением темноты.
Обращаться к людям следует соответственно их статусу. Например, если основное занятие человека — переноска тяжестей и грузов, то не нужно в общении с ним использовать академические фразы и сложные словосочетания — достаточно простой вежливости, зато с академиками и профессорами будет весьма уместно употреблять обороты высокого стиля, такие как «Прошу, проследуйте к…», «Окажите честь», «Соблаговолите ответить» и т. д.
Применительно к месту тоже существуют свои правила. Например, «весовая категория» одежды должна соответствовать «весовой категории» случая. Излишне шикарный или, наоборот, потрепанный костюм может создать дистанцию. Цена, качество и стиль должны максимально соответствовать поводу, окружению, контексту и цели.
При этом существует тонкость, присущая человеку не просто воспитанному, но и высококультурному — это умение создать ощущение значимости своему партнеру, даже если он в простой униформе, а вы — в смокинге.
Феномен эмоционального интеллекта описан в литературе (Гоулман Д. Эмоциональный интеллект) уже лет пятнадцать назад и признан показателем уровня профессионального успеха, как обладателя, так и организации в целом.
Эмоциональный интеллект — это совокупность качеств, определяющих способность человека управлять собой и своими отношениями с другими людьми. Эмоциональный интеллект складывается из четырех основных компонентов:
♦ самоанализ (анализ собственных эмоций, тщательная самооценка, уверенность в себе);
♦ самоконтроль (особенно способность подавлять деструктивные эмоции и импульсы, а также надежность и честность, ответственность и приспособляемость);
♦ социальная чуткость (сопереживание и понимание клиентуры);
♦ управление межличностными отношениями (инициативное лидерство, помощь окружающим, коммуникативные навыки, улаживание конфликтов и командное сотрудничество).
Ваш эмоциональный интеллект означает:
♦ понимание своих эмоций и умение внешне соответствовать им; в деловом мире — на деловом уровне;
♦ понимание эмоций окружающих;
♦ соответственное реагирование на эмоции и чувства окружающих.
Рекомендация — научитесь улыбаться со спокойными лицом и «живыми» глазами. Излишняя серьезность на работе производит впечатление обремененного проблемами человека. А в меру «серьезный» — означает человека, серьезно воспринимающего свою работу, клиентов, партнеров, коллег и сотрудников, к себе же и возникающим трудностям относящегося с юмором!
Выполняя свои рабочие функции, не мешайте другим выполнять свои.
Ведите себя по отношению к коллеге или клиенту так, как вы хотели бы, чтобы он к вам относился, или, еще лучше, как он бы хотел, что бы вы относились к нему.
Работая в команде, не мешайте «ближним и дальним». Это означает не досаждать непосредственным коллегам, а также не вмешиваться в процесс работы, не относящейся к вашим должностным обязанностям. Если вы — бухгалтер, то не учите электрика устанавливать розетки. Не давайте советов «знатока» сотрудникам других профессий. Работая в команде, не разговаривайте громко, тем более не кричите через весь офис, не нарушайте границу чужого личного пространства, берите предметы с чужого стола только с разрешения хозяина и сразу возвращайте, после использования оставляйте оргтехнику в «нулевой» готовности, делайте кофе не только себе и не оставляйте грязной посуды, не ешьте в лифте или коридоре, ставьте стулья на прежнее место и так далее и тому подобное.
Даже оставленная вами скомканная бумажка может помешать вашему соседу сосредоточиться!
Вы излучаете позитивность по отношению к вашим коллегам и клиентам. Начинайте и заканчивайте свой разговор с клиентом улыбкой — вот пример реализации этого принципа применительно к бизнес-этикету
Если вам нечего сказать приятного или положительного, лучше молчите! Конечно, за исключением необходимой ситуации высказывания деловых поправок и замечаний.
Иногда лучше улыбаться, чем говорить.
А вот другие проявления этого принципа:
♦ Не сплетничайте и не передавайте слухи. Вы думаете, что бросаете копье, на самом деле вы запускаете бумеранг.
♦ Не злословьте «в кулуарах» относительно начальства. Лояльное отношение к руководству и организации в целом является не только профессионально-этической нормой, но и показателем зрелости личности. Критикуйте конструктивно.
♦ Не допускайте обсуждения физических достоинств или недостатков кого бы то ни было, а также дискриминации по полу или национальности. Помните, то, что Петр говорит о Павле, больше говорит о Петре, чем о Павле.
♦ Если ваше остроумие унижает других — воздержитесь от такого остроумия.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бизнес-этикет, или Игра по правилам предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других