Книга о судьбах нескольких людей, о Ленинграде – Петербурге последней трети ХХ столетия, книга о любви, о встречах и расставаниях, меняющих жизнь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Арка Новой Голландии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
— Вам здесь очень нравится? — раздался, вдруг, тихий, спокойный мужской голос, непонятно откуда прозвучавший на этой совершенно пустой вечерней набережной. — Вы так давно уже здесь стоите.
Она удивленно отвлеклась от своих нерадостных размышлений, обернулась, резко встряхнув густой, длинной, темной челкой, и посмотрела в ту сторону, где, казалось, еще секунду тому назад никого не было. Рядом с ней теперь стоял молодой, но уже слегка начинающий лысеть мужчина. Стоял и внимательно смотрел на нее, совершенно и не заметившую как он к ней подошел. Все это ее крайне неприятно поразило. Лера недоуменно, искренне не понимая, зачем он здесь, что делает, и какое имеет право ее разглядывать и с ней пытаться говорить, пожала плечами. Минуту спустя она весьма раздраженно все же ответила ему, надеясь дать понять, что хочет остаться одна:
— Почему Вас это, собственно говоря, интересует?
— Я очень люблю это место, как ни странно, больше других в городе, люблю его с самого своего раннего детства, вообще, сколько себя помню, — тихо продолжал он тем временем, словно, не обратив никакого внимания на прозвучавшие в ее голосе интонации явного неудовольствия, вызванного его внезапным для нее появлением.
Они стояли молча еще какое-то время, вероятно, достаточно продолжительное. По крайней мере, ей, может быть в силу охватившего ее легкого смущения, так показалось. Несмотря на внезапное и ненужное появление постороннего человека, она отчего-то не отходила. Продолжа упрямо стоять рядом с ним, словно назло ему, а, быть может, себе. И все происходящее, отчего то, напомнило ей, неожиданно, детскую игру в «гляделки», когда два участника садились напротив и смотрели в упор друг на друга. Проигрывал тот, кто первый не выдерживал и моргал. Она всегда побеждала. Вспомнив давнюю, полузабытую теперь игру, Лера чуть улыбнулась.
— Как ни странно, я тоже с детства, — произнесла, вдруг, неожиданно, для самой себя совершенно спокойно и миролюбиво. — Иногда бываю здесь, правда, в последние года три очень редко, видимо становится некогда, — добавила, словно немного подумав о чем-то своем.
Потом они снова надолго замолчали. Стояли, облокотившись на невысокие чугунные перила, задумчиво и неотрывно глядя на огромную лаконичную арку, возвышающуюся напротив и отражающуюся темным силуэтом в мутной воде протекающей неширокой реки. В мощном ее пролете виднелся, какой-то иной, сокрытый мир, где узкая протока, извиваясь между пустынными, казалось, островами, терялась в их извилистых берегах. И виднелся тот кусочек Петербурга, куда нет никому, никогда, никакого доступа. И это усиливало царившую здесь всегда атмосферу некоей таинственности, словно напоминая, что еще очень многое им не известно и, может быть, это ускользающее знание и делает город не понятым до конца. И вместе с тем неожиданно возникало чувство, какой-то непонятной избранности и причастности тому, о чем другие и не догадываются вовсе. А вслед за ним появилось и, показавшееся уже окончательно странным, ощущение сопричастности друг другу, какой-то очень близкой, почти связующей родственности.
Не знакомясь друг с другом и не о чем не сговариваясь, не обсуждая возможных планов на наступивший вечер, они неожиданно отправились бродить по окрестным улицам, примыкающим к этой части набережной, которые стали тихими и почти пустынными в столь поздний час. Шли не торопливо, внезапно, доверившись, друг другу. Не торопясь, пересекли великолепный простор Театральной площади, который уже покинули последние театралы и случайные прохожие. Миновали торжественное великолепие Мариинского театра и строгость, расположенной напротив консерватории, прошли к небольшому зеленому скверу и сквозь него к пышному, барочному, пяти-купольному Никольскому собору. Постояв возле нарядной голубой церкви, выстроенной в блистательную эпоху расцвета русского барокко, обогнули ее, подошли к стройной изящной звоннице, возвышающейся неподалеку. Обойдя ее, неторопливо направились вдоль Крюкова канала, вдоль, нависшего над его водами, заднего фасада Мариинского театра, отчего-то обратно, снова к месту их первой, совершенно случайной встречи.
Она, историк, на протяжении пяти университетских лет уверовавшая в отсутствие в мире случайностей, усмехнулась про себя, и подумала, что на самом деле весь этот мир — сплошная нелепая случайность. И из открытого полуциркульного окна невысокого старинного дома, что напротив театра, в это время донеслись негромкие, стремительные и воздушные звуки концерта № 2 соль минор «Лето», написанного некогда итальянским композитором Антонио Вивальди. И ее душа, услышавшая эти бесконечно любимые звуки, устремилась снова ввысь, вслед за трепетной, виртуозной скрипкой музыканта.
— Я здесь неподалеку жила раньше. В детстве, когда была совсем маленькой, — задумчиво, словно, обращаясь лишь к самой себе, произнесла Лера. — Потом мы переехали в другой район, где я ничего, никогда не смогла полюбить, — добавила доверчиво, помолчав минуту, на протяжении которой он сохранял внимательное молчание.
— А я живу здесь неподалеку, до сих пор, — ответил незнакомец, ставший, отчего-то, в ту ночь ее спутником. — И все здесь, конечно, очень люблю. По-моему, нельзя не любить эту часть города. А сегодня, кстати, как Вы здесь оказались? — Добавил он, взглянув на идущую рядом с ним хрупкую девушку.
— Бродила по городу после экзамена и как-то оказалась здесь, захотелось просто постоять, отдохнуть в тишине от суеты, шума, машин, от всего.
— Где же Вы учитесь?
— В этом году заканчиваю Университет. Исторический факультет. Буду никому ненужным, редким специалистом по последним дням Византийской Империи, — усмехнулась Лера.
Так, продолжая молча идти по набережной узкого Крюкова канала, они снова вышли к Мойке, к Новой Голландии — первому месту их встречи. Здесь она уже решила проститься с ним, но, опередив ее, явно уставшую за долгий, напряженный и нервный день, он, глядя, как-то робко, почти просительно и от того неприятно и совершенно неприемлемо для нее, смелой, решительной, свободолюбивой и отчасти жесткой по характеру, вдруг, снова своим тихим голосом сказал:
— Пойдемте ко мне. Я живу рядом, в соседнем доме. Пойдемте, пожалуйста, выпьем чаю. С зефиром в шоколаде. Вы любите зефир в шоколаде?
Она, казалось, задумалась на какое-то время, впрочем, вовсе непродолжительное. И в этот короткий миг вспомнила громкий, всегда веселый голос мужчины, которого безудержно любила на протяжении прошедших пяти лет. И вспомнила его властные интонации, которым привыкла подчиняться и за которые постоянно сражалась, не желая, чтобы они были обращены к другой женщине. И подумала, что даже не знает, где Андрей находится последние месяцы, где и с кем. Впрочем, вероятно, знала, что зовут ее, на сей раз, Ксаной. Она задумалась о том, что же это за имя — Оксана или все-таки Ксения? Эти, ставшие привычными размышления, показались ей теперь не столько болезненными, сколько пошлыми и надоевшими. И она задумчиво произнесла, не глядя на своего спутника:
— Я иногда люблю чай. — Вновь раздраженно помолчала несколько минут, закусив свою красивую нижнюю губу, словно что-то пытаясь решить. Неожиданно для себя, медленно растягивая слова, то ли, вслушиваясь в них, то ли, пытаясь, что-то доказать самой себе, добавила: — и сегодня я его, кажется, люблю.
— Какие у Вас все же удивительно красивые глаза! Как у необыкновенно красивой фарфоровой куклы! — Улыбнувшись, задумчиво и неторопливо, словно разглядывая и изучая ее лицо, проговорил он.
— Как странно… — думая о чем-то своем, грустно сказала Лера.
— Что странно? — он продолжал пристально, не отводя глаз, ее рассматривать. Рассматривать так, будто искал ее пол жизни, и знал всегда, что найдет.
— Нет, так, ничего.… Что-то такое, словно, однажды, все это уже было, — она мимолетно взглянула на него. — Ерунда, впрочем.
— Да? — он вновь улыбнулся, как-то очень сдержанно, будто в замедленной киносъемке.
— Если только возможно улыбаться медленно, — подумала она, глядя на его постороннее и совершенно чужое для нее лицо.
Так непонятно отчего, неожиданно, для самой себя, капризной и весьма эгоистичной, одновременно жесткой и решительной, Лера согласилась пойти к нему, невзирая ни на мимолетность знакомства, ни на поздний час. Старинный лифт, заточенный в изысканное ажурное металлическое обрамление, в ту ночь не работал, чему она обрадовалась в глубине души. Так как не слишком доверяла подобным древним конструкциям, да и не спешила лишить себя необходимой ей спасительной возможности изменить то, что она собиралась совершить. Лера все еще пыталась оставить за собой право на уход. Несколько часов спустя, так же, как и все последующее десятилетие, будет с содроганием думать, что не работающий лифт, очевидно, был тайным знаком, непонятым ею вовремя, предзнаменованием, указующим на то, что подниматься, идти с незнакомцем дальше она была не должна. Но тогда услышать скрытый голос предметного мира не смогла. Проведенную с незнакомцем ночь она впоследствии долго будет стремиться старательно и навсегда вычеркнуть из собственной памяти, как что-то грешное, необыкновенно унизительное. Но все случившееся будет настойчиво и безжалостно периодически возвращаться в ее сознание, пробуждая каждый раз отвратительное чувство жгучего стыда. Правда, значительно позднее ей будет казаться, что тот сломанный лифт был лишь знаком того, что очень многое им суждено будет пройти и преодолеть вместе. И все происшедшее той ночью она будет впоследствии постоянно помнить, боясь лишь одного — что-то забыть. Но если бы кто-то в ту белую ночь сказал ей о подобном развитии этого начинающегося сюжета ее жизни, она бы ни за что не поверила этому человеку.
Медленно они поднимались по старой полутемной лестнице, минуя ее крутые длинные пролеты, поднимались устало, часто останавливаясь, то ли слушая тишину, то ли боясь споткнуться в полумраке, то ли пытаясь почувствовать и предугадать то, что их ожидает. Так останавливаясь, они, тем не менее, подходили все ближе и ближе, к его квартире, что была на самом верху. Открыв ключом тяжелую деревянную дверь XIX столетия, он провел ее в огромный темный коридор, наполненный какими-то устоявшимися, будто въевшимися в стены запахами, словно впитавшими в себя само время. Из темноты трагически выглядывали несколько закрытых белоснежных дверей, за которыми ее ждала неизвестность. Словно о чем-то подумав, он выбрал самую отдаленную дверь из всех.
И снова щелкнул замок, казалось, предостерегающе простонала или проскрипела тяжелая створка двери, и он пропустил ее в комнату с двумя огромными окнами и высоким потолком со старинной орнаментальной лепниной, чудом уцелевшей здесь. Не прибранное пространство с приметами хронического беспорядка показалось девушке заброшенным, печальным, абсолютно неуютным и неприкаянным. Лера, молча и безучастно, разглядывала помещение, и решила, что этот человек долгие годы живет один. Мужчина, было исчезнувший, тем временем вернулся, видимо, из кухни принес обещанный чай, явно плохо и неумело заваренный, и зефир в шоколаде, тоже, совершенно, определенно не сегодня и даже не вчера купленный. Еще какое-то время они молча сидели за его неприбранным столом, накрытым видавшей виды клеенкой, изготовленной приблизительно в позапрошлом десятилетии. И он продолжал внимательно смотреть на гостью, тихо и задумчиво, словно стремясь угадать какое-то ее неназванное желание, не подозревая, кажется, что никаких желаний в этой уставшей девушке просто нет. Она же пренебрежительно изучала его жилье, не имеющее ничего общего с важным для нее словом «интерьер», но удивительно согласующееся, на ее взгляд, со словом «случайность». И молча глотала отвратительного вкуса чай, налитый незнакомым мужчиной. Пила этот отвратительный чай, который и чаем то не могла назвать, чтобы только не общаться с ним. Периодически, независимо от сознательной воли и желания, на ее лице проявлялась слабая гримаса отвращения, смешанного со ставшим в эту ночь постоянным ее спутником — раздражением.
— И зачем я здесь? — удивленно думала Лера, понимая, что должна немедленно встать и уйти. Но то ли от усталости, то ли еще от чего-то, продолжала оставаться на предложенном ей месте.
И та белая ночь все же стала их первой ночью, внезапной и отчаянной, проклятой ею впоследствии не единожды и все же не забытой и лелеемой в памяти и сердце. Она стала ночью, когда она печально пыталась, безжалостно используя по сути постороннего человека, обрести трагически необходимое ей в те недели забытье, чтобы оторваться от мучительной неразберихи собственной жизни, забыть все происходящее хотя бы на короткое время. Только бы перестать все время думать об изменах Андрея, и поступить, наконец, так же, как он.
Так же, как он. Мужчина, которого она так сильно и, кажется, безнадежно любит, и без которого, все же, не мыслит своей жизни. Не мыслит.
— Пусть будет так. Пусть он делает с этой Ксаной все, что хочет. Я сделала то же самое, — шептала под утро сквозь слезы Лера.
Ранним утром, пока человек, встреченный ею случайно накануне, спокойно отвернувшись к стене, спал, она, не сомкнувшая ни на миг глаз, быстро натянула джинсы и белоснежную блузку с многочисленными пуговичками, которые наспех пыталась застегнуть на ходу, стремительно направившись к двери. Старый замок никак не поддавался, она безуспешно его дергала, злилась, пытаясь открыть, распахнуть дверь, если будет надо, сломать запертые створки. В отчаяние стукнула кулаком по дверной створке, белой и безразличной, чужой, как все в этой комнате.
— Куда ты? — раздался в тот же момент его негромкий, ровный и, как и накануне вечером, невозмутимый голос. Совершенно, абсолютно посторонний голос и от того еще более неприятный.
Она испуганно вздрогнула, на миг замерла. Потом резко повернулась к нему, словно готовясь отразить возможное нападение, и зло, взглянув своими прекрасными, сверкающими, темными глазами, почти прокричала:
— Откройте мне немедленно! Что вы на меня смотрите? Откройте, я кому сказала! — повторяла и повторяла Лера, стремительно теряя самоконтроль.
— Ну, что же ты кричишь на всю тихо спящую мою коммунальную квартиру? Пожалуйста, сейчас открою, только не волнуйся так.
Он встал, неторопливо и размеренно подошел к двери, легко открыв ее, нажатием какого-то маленького и неприметного рычажка. Она тут же, не произнеся больше не слова и не оглядываясь, устремилась в пустоту темного коридора, где сумела, к превеликому своему счастью, справиться с входной дверью самостоятельно и навсегда ее громко захлопнуть за собой. Стремглав она неслась вниз по отвратительной лестнице, такой же затхлой, как и его проклятое чердачное жилище, затем бежала по любимой с детства набережной реки Мойки, которую, кажется, возненавидела в то раннее утро. Возненавидела всей своей душой, возненавидела навсегда. А высокие дома, спящие, великолепные особняки, замершие по двум сторонам реки, как всегда надменно отражались в спокойных и безучастных, дремлющих водах. Они величественно, безразлично и безмолвно взирали на нее, сумасшедшую, взбалмошную и безнравственную девчонку, взирали так, как теперь, видимо, на нее будет смотреть весь мир. И ей стало казаться, что молчанием своим они ее укоряют, и, быть может, навсегда отвергают, выбрасывают из охраняемого ими пространства.
Познавшая впервые отвращение к самой себе, она неожиданно, словно споткнувшись, и пытаясь сохранить покидающее ее равновесие, молниеносно остановилась возле Юсуповского дворца, замерла и, вдруг… рассмеялась. Громко, во весь голос, нарушая тишину безлюдного и чистого утра:
— Ох, я же даже не знаю, как его звали. Нет, нет, нет! Не было этого! Приснилось, придумалось, пригрезилось… Все, что угодно! Только пусть этого не было со мной! Не было, не было, не было… — не переставая, повторяла она вслух, как магическое заклинание, в которое сама начинала верить в то раннее утро, которое встретила на пустынном берегу Мойки.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Арка Новой Голландии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других