Ни для кого не секрет, что подростковый возраст у дочек и сыновей – один из самых трудных родительских периодов. Слова «кризис переходного возраста» заставляют кого-то усмехнуться, вспоминая о чем-то забавном из прошлого, а кого-то – болезненно поморщиться. Почему так происходит? Как сделать так, чтобы время, когда вчерашний ребенок превращается в юношу или девушку, прошло максимально комфортно и для него – героя изменений – и для всей семьи? А самое главное – как поддержать и укрепить доверительные, теплые отношения с сыном или дочерью в эти непростые моменты? В книге рассматриваются эти и другие вопросы, касающиеся взаимоотношений подростков и взрослых. Эти размышления и рекомендации предназначены для родителей, педагогов, психологов и других специалистов, работающих с подростками. Они помогают заинтересованным участникам общения менять ситуацию к лучшему, причем именно со своей стороны. А важнее всего то, что понимающие, уважительные и теплые отношения с подростками сейчас – это залог хороших отношений со своими детьми и будущей успешности этих самых детей. Так что нам есть, ради чего работать, правда же?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги #Мой малой. Как не потерять связь с детьми, когда они взрослеют предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Алексей Афанасьев, Мария Афанасьева, Алена Яра, Светлана Сонет: текст, 2018
© ООО «Феникс»: оформление, 2018
© В оформлении обложки использованы иллюстрации по лицензии Shutterstock.com
Дорогие друзья, представляем вашему вниманию нашу новую книгу, посвященную подростковому кризису. Тема эта — одна из универсально актуальных. Интересна она и родителям, у которых взрослеют дети, и самим взрослеющим детям, и специалистам, работающим с теми и другими. Полагаем, что раз вы читаете эти слова, так называемый кризис переходного возраста что-то значит и для вас тоже.
Это рассказ о том, почему, собственно, подростки бывают такими, какими мы привыкли их представлять: колючими и непримиримыми. Очень важно понимать, с чем на самом деле связаны все эти конфликты и метания… Как помочь сыну или дочери пройти через трудные моменты возраста, выйти победителем из собственных внутренних сражений… А главное — что сделать, чтобы и во время подростковой бури сохранить (и лучше бы даже укрепить) со своими детьми теплые, уважительные отношения, которые станут залогом крепкой дружбы между вами в будущем. Надеемся, что тот путь, который предлагает эта книга, поможет вам развить в себе что-то такое, что вам сейчас нужно, и почувствовать больше теплоты к своим взрослеющим детям. Чтобы в каждый, абсолютно любой момент времени возможно было их Любить и Понимать.
Часть 1
Кризис переходного возраста: что нужно знать о нем
Глава 1
А о чем, собственно, речь? Что такое подростковый кризис
— Вова!
Тишина в ответ.
— Володя!
Нет ответа.
— Вовка!
Какая-то возня и поскрипывание дивана.
— Не смей меня игнорировать!
Долгая напряженная пауза.
— Прости, мама, я в наушниках, — голос Вовы сочился сарказмом.
— Нет, ты меня специально бесишь! — Ольга уже шла по коридору в состоянии кипящего чайника.
— Не выдумывай. Если я если захочу тебя потроллить, то придумаю что-нибудь повеселее, — Вова уселся на диван у компьютера и приготовился к скандалу.
— Да как ты смеешь со мной так разговаривать?! — Ольга влетела в комнату и нависла над сыном: — Как. Ты. Смеешь. Говорить со мной. Таким тоном?!
— Ну, прости, — Вова бросил это как бы между делом, полностью углубившись в смартфон.
— Смотри на меня! Ты слышишь? — Ольга попыталась вырвать у него гаджет, но он ловко увернулся и отскочил к окну.
— Не заставляй меня делать это! — Вова торопливо начал открывать окно, всем своим видом показывая, что собирается совершить непоправимое.
— Вовочка, не надо! Только не пугай меня больше! — Ольга кинулась к окну, пытаясь его закрыть.
Несколько секунд они боролись за обладание оконным проемом. Сын стремился окно открыть, а мать настойчиво пыталась его захлопнуть.
В конечном счете победила молодость.
Победно взвыв, Вова вскарабкался на подоконник и оглядел двор с высоты пятнадцатого этажа.
— Я же говорил тебе! Не доводи меня до последнего… — судя по драматическому голосу и пафосному взгляду, прыгать вниз Вова не собирался, но мама панически боялась, что он упадет случайно.
— Слазь, мерзавец! Слазь, я тебе говорю! Убьешься, идиот!
— Убьюсь! Не подходи! Так и умру непонятым!
— Слазь! Я полицию вызову!
— Вызывай! Пусть все знают, что ты плохая мать!
— Слазь, сволочь! Я тебя в интернат сдам!
— Да! Давай! Лучше я в интернате сдохну, чем с тобой жить! Папа от тебя сбежал, и я сбегу!
Это был явно удар ниже пояса. Ольга истерически зарыдала и тихонечко съехала на пол. Полная беспомощность накрыла ее с ног до головы, как тяжелое одеяло.
Вова медленно сполз с подоконника, присел рядом и погладил маму по голове.
— Прости, мам, я это зря сказал. Прости.
— Сколько бессонных ночей я на тебя потратила! Сколько слез выплакала, а ты меня ни во что не ставишь! — Она плакала уже тихо, развозя слезы по щекам.
— Ладно, ладно. Только не начинай эту пластинку снова, — Вова терпеть не мог рассказы о бессонных ночах и страданиях над детской кроваткой. — Ты зачем меня звала?
— Я обед приготовила, хотела, чтобы ты поел.
— Отлично. Вот и пообедали… — Вова встал, закрыл окно, тоскливо огляделся по сторонам и вышел из комнаты.
Дорогие наши читатели, мы снова с вами, и снова у нас важная тема: подростки, подростковый кризис и ему сопутствующие ужасы-корюжасы. Страх, сепарация, непослушание, волчий взгляд исподлобья. Жуткие рассказы о подростках-наркоманах. Запах сигарет от одежды, бутылка вина, неумело спрятанная за шкафом. Или просто депрессивное состояние, апатия, грусть, полное непонимание, куда идти и кем стать.
Куда подевался милый малыш, который радовался и радовал вас и всех окружающих своей непосредственностью и чистотой?..
В этой главе мы поговорим о том, что такое личностный и возрастной кризис, в чем особенности подросткового кризиса, какие задачи в ходе него должны быть решены. Наша цель — объяснить родителям, что переходный возраст — это не какой-то монстр, которого нужно бояться до дрожи и с которым надо отчаянно воевать, а необходимый этап формирования личности их сыновей и дочерей.
Потому что человек не может жить без личностных кризисов. Все развитие происходит через кризисы. В общем и целом, кризис — это когда по-старому ты уже не хочешь, а по-новому не умеешь. Желаемое сильно расходится с действительным. Кризисы бывают индивидуальными, а бывают общими, через которые проходят все люди. Один из них — подростковый кризис. Нужно взрослеть. Детские способы поведения уже не подходят и не приносят радости, а новых еще нет. Но они должны появиться! Подростковый кризис — это об этом. Поэтому кризиса переходного возраста не надо пугаться. Без него наши дети не повзрослели бы. Самое главное — поддержать их в том, чтобы они взрослели, а не удерживать насильно в образах малышей.
На страницах книги мы будем говорить об этом более развернуто. Друзья, нас с вами ждет увлекательное путешествие в подростковую психологию и в психологию взросления. Берите с собой ручки и карандаши для пометок на полях, большой молоток, чтобы ломать стереотипы, и отменное чувство юмора. Без иронии часто невозможно воспринимать устаревшие убеждения и установки, которые пытаются завладеть нашими умами.
Итак, кризис — это такой момент, когда ломается весь старый уклад жизни. Под воздействием каких-либо обстоятельств человек должен измениться и перейти на новый этап развития.
Как ни парадоксально, первый кризис такого рода мы проходим в утробе матери. Ближе к последним неделям беременности. Такой знакомый, комфортный и дружелюбный мир становится тесным и начинает подталкивать малыша к чему-то. Вовне. А ребенок-то там уже освоился. Знает каждый закуток, каждую складочку. А что лежит снаружи этого теплого мира — наоборот, неизвестно. Отсутствие информации порождает страх. Ребенок не может оставаться в своем старом мире, но в новый мир тоже не может перейти сразу, без подготовки.
Но вот роды прошли, и прошли успешно. Малыш родился, окреп и хорошо уже разобрался в новом мире, где есть мама, папа, старший брат и кот Вася.
Он знает уже вдоль и поперек всю двухкомнатную квартиру, уверенно ходит и почти не промахивается, когда писает в горшок через бортик. Вот здесь лежит еда, вот через эту дверь приходят гости и родственники, есть еще улица и другие дети на игровой площадке за домом…
Как видите, его мир расширился, стал больше и богаче. Комфорт? Но не тут-то было. Пора идти в детский сад.
Тут — уже совсем новый мир. Свои порядки. Законы детей и взрослых. Ребятня, воспитатели, терки внутри группы. У ребенка снова начинается кризис. Как жить в этом месте, он не знает. И начинает ошибаться. Это вызывает стресс. Но обратно в маленький домашний мирок он вернуться не может! И вынужден пройти через испытания кризиса, чтобы адаптироваться в новой жизненной ситуации.
Где-то через год малыш уже уверенно рассекает в детском саду. Он там знает каждый закуток и каждую щелку. Виртуозно обходит дурную нянечку Клаву, меняется игрушками, выкидывает ненавистную манную кашу так, чтобы никто не заметил. Короче, у него вновь процветание и благоденствие.
Но тут, как назло, подкрадывается школьный возраст. Хлоп — и весь изученный детсадовский мир отправляется в известное место…
Снова неизвестность. Учитель со строгими глазами. Из класса ты не выйдешь просто так. От тебя требуют что-то изучать. Контрольные. Диктанты. Оценки в четверти. Страх остаться на второй год. Учебники. Неподъемный ранец. Униформа. Стресс. Стресс. И еще раз стресс.
Ребенок начинает втыкаться, так сказать, в тему. Адаптируется к учителям, к одноклассникам, к новой столовке. Нужно заодно разобраться с деньгами. Библиотека. Пугают выпускными экзаменами.
И вот, когда ты уже полностью адаптировался к школе и чувствуешь себя уверенно, все заканчивается. Начинается институт. В лучшем случае ты сам принял решение, в какой вуз поступать. В худшем — мама с папой тебя пристроили, куда посчитали правильным.
А здесь все вообще по-новому. Новые отношения. Новые люди. Новые страхи. Как дамоклов меч — будущее устройство на работу.
Но и институт заканчивается, и нужно выходить на работу, создавать семью. И это такой же кризис.
А потом приходит вдруг понимание, что работа не твоя или что надоело вкалывать «на дядю» и пора создать что-то свое. И снова стресс — личностный кризис.
У мужчин ко всему еще добавляется служба в армии, что само по себе является испытанием и своеобразным кризисом.
Для женщин — роды. Здесь за девять месяцев проходят все стадии личностного кризиса, который разрешается рождением ребенка и переходом в новый социальный статус. Девушка становится женщиной в полном смысле этого слова.
Потом выход на пенсию — и это тоже кризис. Переход в состояние пожилого человека. Новая метафора — «пенсионер». Надо понять, что с этим делать. Найти новые смыслы, переориентироваться в новом статусе. Преодолеть страхи. Примириться с неизбежностью смерти.
Ну, и финальным испытанием человека, как вы уже догадались, является смерть. И переходу в мир иной тоже предшествует личностный кризис.
Тоже стресс, знаете ли, и немалый. Тоже неизвестность, как у младенца перед родами. Тоже страхи. Ну и, конечно, как и после родов, все заканчивается хорошо.
Но в этой книге мы не будем углубляться во все виды человеческих кризисов, включая экзистенциальный и индивидуацию (поиск, обретение и выработку индивидуального смысла жизни). Здесь мы говорим именно о подростковом кризисе.
Вы уже поняли наверняка, что кризисов не надо бояться. Это естественное состояние психики развивающегося человека. Без кризиса развития не бывает. Кризис предшествует испытанию и выходу на новый уровень. Убегая от испытаний, человек остается слабым и невзрослым. Проходя испытания и побеждая, становится успешным, развивается и достигает новых высот.
Люди с сильными поддерживающими установками легче и спокойнее проходят испытания. Кризисы воздействуют на них менее травматично. Люди, имеющие негативные установки, проходят испытания тяжело и трудно. Или могут не пройти их вообще. Чем сильнее страхи и блоки, тем страшнее и тяжелее симптомы кризиса.
Одна из самых главных задач родителей — снабдить своих детей мощными поддерживающими установками с максимально широкой рамкой (применимыми в самых разных жизненных ситуациях).
Ярким примером такой установки, например, является фраза, которую имеет смысл повторять ребенку с самого детства: «Я точно знаю, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации ты найдешь наилучшее решение». Пожалуйста, запомните ее — мы к ней еще вернемся в одной из следующих глав.
Глава 2
Между миром детей и миром взрослых: почему так трудно быть подростком
У Вани выдался тяжелый день.
Вот взрослые — в частности, мать с отчимом — вечно твердят, что пока не попробовал, что такое работа с восьми до семи, такими словами бросаться не имеешь права. Но ему было плевать на то, кто что думает и что там имеет.
Началось с того, что он опоздал на автобус, на котором — слава богу, недалеко, всего четыре остановки — приходилось ездить в школу. За двадцать минут народу на остановке прибавилось. И все пожелали набиться в тот же номер, что и Ваня.
— Эй ты, куда прешь?! — грубо одернул Ваню нетрезвого вида мужик.
То есть вчера он явно был нетрезв от слова «совсем», а сегодня — ну как сказать… Но одернул в буквальном смысле — за рюкзак. Отлетевший на несколько шагов Ваня оказался в хвосте импровизированной очереди на посадку, и как итог — никуда не влез. Обидно было даже не то, что пришлось топать пешком, а то, что постоять за себя решительно не получилось. По дороге в школу Ваня сто пятьдесят раз — мысленно — догнал мужика, сказал ему много едких резкостей, остроумно высмеял, даже несколько раз врезал по наглой морде… Но все тщетно. Сатисфакции, как говорили лет двести назад, он не получил и получить не мог.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги #Мой малой. Как не потерять связь с детьми, когда они взрослеют предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других