Крепостное право — одно из самых уродливых явлений в жизни России XVIII–XIX веков. На уроках истории и литературы школьникам рассказывают об этапах закрепощения крестьян и проведении законодательных реформ, но что скрывается за сухими строчками учебников? Новая книга серии «Полная история эпох» не просто исследование того, как и почему сложился и развивался институт крепостного права в России, но и попытка проследить за судьбами конкретных людей, изломанными несправедливым устройством общества. Интересные исторические факты, портреты помещиков и выдающихся крепостных, описание психологии и мировоззрения того времени — вот что вы найдете на страницах книги. • Кого на самом деле любила Прасковья Жемчугова? • Мог ли крепостной вырвать больной зуб без разрешения помещика? • Кого прозвали «поротым камергером»? • Кто помог художнику Тропинину получить вольную? В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Крепостное право» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Как становились крепостными
Крепостное право не уникально для России! Подобное было и в феодальной Европе. Особенность России состоит в том, что в нашей стране крепостное право установилось позже и продержалось долго — вплоть до середины XIX века, став пугающим анахронизмом, превратившись фактически в рабство.
В советское время многие ученые занимались вопросом установления крепостного права на Руси. По общему мнению, родилось крепостное право из противостояния крестьянской общины и крупного землевладения. Крупные землевладельцы — князья и бояре — победили и обзавелись большим количеством зависимых от них людей, в первую очередь — крестьян. Крестьяне платили князю дань, а князь со своим войском обеспечивал им некоторую защиту.
Русский народ сложил полушутливую-полугорькую легенду о том, как свободные люди свою свободу утратили. Мол, князья дали крестьянам по яйцу, чтобы те их положили под кур, и с тех пор стали требовать дань — курами да яйцами. «Барская курица бессмертна», — ходила на этот счет пословица. Возможно, тут слышен отголосок какого-то древнего обычая.
Г.-Т. Паули. Великороссияне разных губерний. 1862
В XI веке крестьяне уже не только платили дань, но и лишились права покидать земли, которые они обрабатывали. Сведения об этом есть в Русской Правде — сборнике правовых норм 1016 года.
Появилось в Русской Правде и понятие «рядович» — от слова «рядиться», «подряжаться». Так назывался человек, заключивший с боярином или князем договор, на основании которого он живет на его землях. Примечательно, что действие договора не прекращалось со смертью рядовича, а переходило на его оставшихся в живых близких родственников. Ученые видят в этом начало крепостничества. Век спустя появился термин «закуп» — то есть человек закупался богатым вотчинником, получал от него некую сумму и должен был ее отрабатывать. Позже подобные отношения стали называть татарским термином «кабала», а еще позднее таких людей могли называть крестьянами-серебренниками, то есть пошедшими в неволю за деньги, за серебро; еще позднее их называли «новоподрядчиками». В некоторые века согласно обычному, неписаному праву они могли выкупиться из неволи, уплатив не только долг, но и проценты по нему. Что, конечно, удавалось очень немногим.
Крестьяне-половники нанимались к богатым землевладельцам обрабатывать их землю, отдавая вотчиннику половину урожая. При этом обычно оговаривалось, что все риски за потравленный, испорченный, погибший урожай нес половник, а господин принимал лишь целое и неиспорченное. Понятно, что если год выдавался неурожайным, половник терял личную свободу.
Века шли, терминология менялась, а принцип сохранялся: бедные люди шли в кабалу к богатым и знатным, потому что иначе было не выжить. Государи давали своим боярам жалованные грамоты на земли — порой пустующие. И к ним шли заключать кабальные договоры безземельные крестьяне.
Несколько особняком стоит такая категория, как бобыли — люди, обязавшиеся выплачивать помещику лишь оброк, но не работать на пашне. Это могли быть даже не крестьяне, не страдники, не землепашцы, а ремесленники.
Рядовичи, закупы, серебренники, новоподрядчики, бобыли шли в кабалу относительно добровольно, принужденные к этому бедностью. Этим они отличались от смердов — простых общинников, попавших под власть князей и бояр. Таких крестьян еще называли «старожильцами», то есть давно, «извечно» принадлежащими определенному знатному роду.
Порой зависимыми от вотчинника крестьянами становились и военнопленные. Так, князь Ярослав Мудрый захваченных на войне пленников «посадил» — то есть поселил на реке Рось (приток Днепра), с тем чтобы они отдавали ему часть производимой сельскохозяйственной продукции, то есть, говоря более поздним языком, — платили оброк. Спустя полвека летописец все еще застал их потомков живущими в тех местах.
Русская Правда дает нам сведения и о том, как ценилась жизнь людей из разных социальных слоев. За убийство княжеского тиуна — сборщика податей — нужно было заплатить 80 гривен. За смерть «ратайного», то есть сельского старосты, — 12 гривен. А вот за насильственную кончину смерда или рядовича — всего 5 гривен. Для сравнения: за нарушение межи, разделяющей полевые участки, платился штраф в 12 гривен, а за кражу коня — 3 гривны.
И все же первоначально большинство крестьян прикреплялось именно к земле, а не к ее владельцу. Это означало, что крестьянин по своей воле не имел права оставить деревню и переселиться в город. Он должен был заниматься сельским хозяйством и главное — хлебопашеством. Отсюда и второе старинное название крестьян — страдные люди или страдники[1]. Ведь именно от урожайности полей, от сельского хозяйства зависело процветание Руси.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Крепостное право» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других