Автор рассказывает о том времени, когда ей довелось работать директором казанского камерного оркестра «La Primavera», о его создателе Рустеме Абязове и самом оркестре. Книга, написанная в 1998 году, пролежала в архиве автора 20 лет и, обнаруженная случайно, наконец, увидела свет. Герои книги – известные люди культурной жизни Татарстана, России и Европы, а на её страницах разворачиваются давно прошедшие события. Книга написана легко и состоит из эссе автора и интервью с известными персонами.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Primavera навсегда предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
ЧАСТЬ 4
AGNUS DEI
Рустем Абязов — директор ССМШ
Карьерист
Любой нормальный человек думает о своей карьере. Абязов не только о ней думает, но и постоянно её делает. В 1983 году ему предложили должность преподавателя в музыкальной десятилетке, но в самый последний момент отказали. Потом кому-то в голову пришла мысль посадить его в «египетскую пирамиду» симфонического оркестра, но он не допустил этого. Московская консерватория всё-таки выпускает не десятых скрипок. За короткий срок он выбил себе ставку солиста филармонии и проработал там три года. Но и это не принесло удовлетворения. И когда в 1986 году ему предложили стать директором ССМШ, он согласился.
Александр Михайлов, директор ССМШ-лицея с 1996 года:
— Абязов принял школу не в лучшем состоянии. Он начал с того, что установил совершенно нормальные, тёплые человеческие отношения с преподавателями, а вскоре его полюбили и ученики. С приходом Абязова все начали чувствовать себя свободнее. Так как он сам учился в этой школе, он хорошо знал все её беды и потребности. Энергии ему было не занимать, он был молод, не так давно перед этим окончил Московскую консерваторию. У него был особый талант разговаривать и с преподавателями, и с учениками. Но, несмотря на молодость и доброту, как директор был напористым, цепким, всегда умел за себя постоять и никогда не давал себя в обиду. За те 10 лет, что он руководил школой, он много для неё сделал: «пробил» статус лицея — для педагогов это означало 15% надбавки к зарплате, для учеников — возможность обучаться по новой программе; добился получения отдельного здания для интерната, который с момента основания в 1960 году находился на первом этаже школы; купил компьютеры и различную аппаратуру. Да и вообще, проявил себя современным руководителем, не зацикленным. Когда я пришёл, мне ничего не пришлось кардинально менять, всё было налажено. Но, уйдя с поста директора, он не забыл школу. Мы общаемся регулярно. Однажды он меня очень выручил с организацией концерта певицы из Англии Рэйчел-Энн Морган. Она приехала в июне, не в сезон, в городе не было ни одного музыкального коллектива, с кем бы она смогла выступить. Абязов собрал своих музыкантов и устроил прекрасный концерт, где она пела шотландские песни, музыку Бриттена, Чайковского, Рахманинова. Ей так понравилось это действо, что она написала письмо президенту Шаймиеву с прекрасным отзывом об оркестре.
Но и директорское кресло спецшколы его не полностью удовлетворяло. Поэтому, когда он всё-таки добился для оркестра статуса муниципального, он оставил директорский пост. Совместить две такие большие работы было просто невозможно, обе страдали бы от неполной отдачи. Конечно, любая школа может только мечтать о таком директоре, но что поделать, если человеку этого мало и он всегда стремится к бо́льшему.
Борис Каплун:
— Надо иметь мужество поменять надёжную должность директора специальной музыкальной школы на полную неизвестность и творческий поиск.
Ирина Бочкова:
— У него есть организаторский талант. Он умеет заставить людей работать. Когда всё делаешь сам, начинает не хватать времени и не всё получается хорошо. А он и сам успевал заниматься, и активно действовал как директор, и оркестр смог вывести на должный уровень.
Михаил Теплов:
— Я очень люблю эту школу. Атмосфера там правильная. Там дети — труженики. Университетские студенты 1—2 курсов по сравнению с учениками 10—11 классов почти все поголовно бездельники. А в школе все трудятся как пчёлки, с утра и до вечера. Для этого должны быть созданы соответствующие условия, а это уже полностью заслуга директора. И я очень жалел, когда он оставил директорство. Да, я прекрасно понимаю, что нельзя разрываться на части и совмещать два таких больших дела, но для оркестра, на мой взгляд, это хуже. Будучи директором, он прекрасно знал всех учеников и мог выбрать кого-то для работы. Он фактически воспитывал музыкантов для оркестра.
Георгий Кантор:
— На посту директора ССМШ Абязов показал себя замечательным воспитателем. При нём школа достигла больших высот. Больше стало лауреатов различных конкурсов, появились скрипичные лауреаты, которых вообще не было, в основном были фортепианные. Это говорит о самом серьёзном его подходе и к воспитанию детей, и к их будущей карьере как музыкантов. За время его директорства школа повысила свой рейтинг на несколько порядков. Но в какой-то момент ему пришлось сделать выбор между школой и оркестром — он выбрал оркестр.
Зиля Сунгатуллина:
— Если бы он продолжал параллельно работать в школе, все бы выиграли. Он хороший педагог.
Олег Сакмаров:
— До меня доходили разного рода оценки и слухи о том, каким он был прекрасным директором. Меня это поразило. В таком хозяйстве, как спецшкола, вообще трудно разобраться. Я собственными глазами видел, например, что школа совершенно по-новому выглядела после реставрации. При нём очень много учеников имели профессиональный рост, получали лауреатские степени. Этим ведь всем надо заниматься именно директору. Жаль, что он ушёл, но я прекрасно понимаю, что совмещать школу и оркестр невозможно.
Рустем Абязов
— Многие музыканты из оркестра прошли со мной долгий путь, который начинался ещё в школе. Я их воспитывал с восьмого класса. Потом консерватория, параллельно у некоторых уже шла работа в оркестре. Кто-то уехал в другой город, кто-то — в другую страну. Конечно, их жалко. Они были хорошо подготовлены. Принимать почти сложившихся музыкантов, которых надо дотянуть до моих требований, значительно сложнее.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Primavera навсегда предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других