Вы устали от бесконечного потока противоречивой информации вокруг развития вашего ребенка? Вас мучает тревога и постоянные сомнения: «Как научить малыша переворачиваться?», «Почему он еще не сидит», «Не слишком ли рано он пошел?». Найти ответы эксперта на эти и многие другие вопросы поможет книга «Мама, я пошел!» — настольная энциклопедия для родителей детей от 0 до 18 месяцев. Автор книги — Мария Гербутова — признанный эксперт в физической и реабилитационной медицине с международным образованием и многолетним опытом работы в России и Германии. В книге Мария описывает путь гармоничного двигательного развития малыша, разбирая по шагам физиологию ребенка на каждом новом этапе жизни. Эта книга не только снимет ваше беспокойство и развеет сомнения, но и поможет избежать излишних назначений и визитов к специалистам. Все рекомендации и советы основаны на современных научных исследованиях и одобрены ведущими российскими экспертами. Особенности Подробное описание каждого этапа моторного развития ребенка: от переворачивания и ползания до сидения и ходьбы; Развенчивание распространенных мифов; «Красные флаги»: что является нормой, а на какие моменты нужно обратить внимание; Рекомендации: к каким специалистам обращаться в случае необходимости. Зачем читать Получить поддержку и практические советы, как помочь ребенку в развитии важнейших навыков. Снять родительскую тревогу: здоровый ребенок может качественно развить двигательные навыки сам, без посторонней помощи; Получить знания: книга основана на современных научных данных и содержит исчерпывающую информацию о нормальном развитии детей от рождения до первых шагов. Распознать «красные флаги»: какие признаки могут сигнализировать о возможных отклонениях в развитии и когда следует обратиться к специалисту? Для кого Для родителей малышей от 0 и до 18 месяцев.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мама, я пошел! Энциклопедия двигательного развития детей от 0 до 18 месяцев» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение. Наука о двигательном развитии
До 1950-х годов считалось, что в первый год жизни малышу нужна помощь в освоении двигательных навыков: переворота, сидения, вставания, ходьбы. Затем произошли новые открытия в области нейрофизиологии, и исследователи детского развития заметили, что в разных странах оно проходит одни и те же этапы, а дети демонстрируют схожие позы независимо от того, «тренируют» их родители или нет.
Например, в африканских странах и в Индии никто не помогает ребенку развиваться: матери вынуждены много работать, с их детьми сидеть некому, поэтому женщины целыми днями носят малышей в слингах. Когда же ребенок оказывается на твердой поверхности, он сам начинает последовательно реализовывать всю необходимую двигательную программу: переворачиваться, сидеть и вставать.
Среди ученых, изучавших двигательное развитие детей первого года жизни, наиболее известны чешский невролог Вацлав Войта и педиатр Эмми Пиклер из Венгрии. Независимо друг от друга они пришли к схожим выводам, при этом каждый обнаружил свои важные нюансы. О них мы поговорим в следующих главах.
Врач невролог Вацлав Войта (1917–2000) изучал двигательное развитие в Чехии, а затем в Германии. Главный его вклад в медицину заключается в том, что он создал уникальный инструмент ранней диагностики неврологических нарушений — Войта-диагностику, основанную на семи постуральных реакциях. Также он разработал авторскую систему коррекции двигательных нарушений у детей и взрослых — Войта-терапию. Ей уже более 70 лет, и сегодня она успешно применяется в большинстве стран мира.
Доктор Войта написал несколько книг. Одна из них, «Открытие идеальной моторики. Развитие врожденных двигательных рисунков на первом году жизни: кинезиологический и мышечный анализ» (Die Entdeckung der idealen Motorik. Die Entwicklung der angeborenen Bewegungsmuster im ersten Lebensjahr: Kinesiologische und muskuläre Analyse), является трудом многолетних исследований движений младенцев на первом году жизни. Кроме того, он создал Международное общество Войты, члены которого делятся своими наработками и обучают специалистов. Мне посчастливилось стать одним из них: я училась Войта-терапии в Германии, и полученные знания в корне изменили мое представление о развитии младенцев, заложили мощную базу для углубленного изучения нюансов координации движений.
Переворачиваясь, перекатываясь и ползая, младенец учится уверенно двигаться, а затем — сидеть, стоять и ходить
Врач-педиатр Эмми Пиклер (1902–1984) наблюдала самостоятельное двигательное развитие у детей в исследовательском институте Луччи в Будапеште, который сама и основала в 1946 году. В 1988-м вышла ее монография «Дай мне время», в основу которой легла систематическая исследовательская работа. Она показала, что «здоровый младенец способен самостоятельно, по собственной инициативе через перевороты, перекаты, ползание по-пластунски и ползание на четвереньках освоить сидение, стояние и ходьбу. В течение этого процесса он учится хорошо двигаться». Доктор Пиклер описала промежуточные позиции — на боку с опорой на локоть, сидение с опорой на руки, положение «планки» с опорой на руки и ноги, — которые позволяют ребенку освоить стабильное положение лежа, сидя и стоя. Пиклер утверждала, что промежуточные позиции — связующие звенья в процессе двигательного развития, которые информируют о его качестве. Все уровни развития тесно взаимосвязаны. Автор подчеркивала, что младенцы достигают разных уровней развития без постороннего вмешательства.
Промежуточные позиции — это переходные этапы между важными двигательными навыками. Если у ребенка нет с ними проблем, значит, его двигательное развитие протекает нормально
Навыки, освоенные самостоятельно и в нужный срок, ребенок потом применяет гораздо лучше своих сверстников, которым родители всячески «помогали» и ускоряли процесс
Также Эмми Пиклер писала, что ребенок сидит, стоит, играет, говорит и думает гораздо лучше, когда осваивает эти навыки самостоятельно, в своем темпе, — в отличие от детей, которых подгоняли и обучали. Также она обращала внимание на то, что один из наиболее важных критериев хорошего движения — экономичное и целенаправленное использование возможностей. Правильное стояние и походка должны быть уверенными и гармоничными, а главное — не утомляющими.
Доктор Пиклер написала еще несколько книг. Так, в 1940 году вышла ее работа «Довольный малыш — довольная мама» на венгерском языке, в 1982-м она была издана и на немецком. А в 1994-м Пиклер опубликовала монографию под названием «Доверять друг другу», где она раскрыла тему выстраивания отношений между взрослым и малышом и описала свою концепцию ухода за грудничками и детьми раннего возраста.
В 2016 году я познакомилась с Барбарой Цукунфт-Хубер (родилась в 1947 году), основателем метода трехмерной мануальной коррекции стоп на основе нейрофизиологии. С 1977 года Барбара работала практикующим реабилитологом, мануальным терапевтом и терапевтом по методам Войты, а также Карела и Берты Бобат. За годы практики она прицельно и детально изучала развитие ног и особенно стоп у детей. Она дополнила теорию моторного онтогенеза детальной информацией о развитии ног и стоп, внедрила в практику уникальные тесты для функциональной диагностики бедер и стоп. Эти тесты позволили на ранней стадии выявлять малейшие ограничения в движениях ног и отклонения в развитии стоп. Сейчас Барбара на пенсии и занимается преподаванием.
В четвертой главе есть иллюстрации, показывающие, как проводить тесты на подвижность бедер и стоп
Цукунфт-Хубер написала несколько книг, в частности — «Гимнастика для младенцев», «Маленькая стопа крупным планом», выпустила наглядные пособия для специалистов по ранней клинической диагностике и опубликовала статьи о применении своего метода в комбинированном лечении косолапости и спастической диплегии у детей с ДЦП. Жанр своей статьи «Чрезмерное использование терапии для того, чтобы ребенок сел в определенный срок» (Übertherapie durch das motorische Grenzsteinkonzept des Sitzens), опубликованной в 2012 году, Барбара определила как «дискуссию, основанную на примере из практики».
Она постоянно напоминает родителям и специалистам: «Позволяйте детям учиться ходить самостоятельно! Не водите их за руки и не давайте вспомогательные приспособления!»
Пусть ребенок научится ходить сам. Не водите малыша за ручки и не используйте специальных приспособлений
В 1940-е годы британцы Карел (1906–1991) и Берта (1907–1991) Бобат разработали концепцию восстановления работы нервной системы и двигательных навыков. Карел Бобат был неврологом, а его жена Берта — реабилитологом. Также они изучали этапность и закономерность нормального двигательного развития у детей, выработали и сформулировали рекомендации для родителей о том, как физиологично поддержать развитие младенцев, как правильно обращаться с ними: брать их на руки, одевать и так далее.
Доктор Рудольфо Кастильо Моралес (1941–2011) из Аргентины был лично знаком с Войтой и супругами Бобат, учился у них. Получив колоссальные знания, он сконцентрировался на механизмах сосания, глотания и их взаимосвязи с процессами всего тела. Опираясь на его авторскую концепцию развития детей и взрослых, я чуть позже немного расскажу о жизненно важном процессе грудного кормления.
Арнольд Гезелл (1880–1962), американский врач, физиолог и психолог, одним из первых разработал теорию двигательного развития детей по стадиям. Она была основана на так называемых рубежах — моментах, когда ребенок впервые осваивает тот или иной навык. Эта концепция использовалась в различных системах измерения развития ребенка, в частности в тестирующих шкалах Bayley Skalen, Griffith-Tests, Denver-Entwicklungsskalen.
Однако позже идеи Гезелла раскритиковали за то, что автор не учел в своих разработках культурные и индивидуальные факторы, влияющие на развитие детей. Тем не менее этот ученый остается одним из основных специалистов в области детского развития, поскольку создал основу для последующих исследований рубежей развития детей и их индивидуальных различий.
Ричард Михаэлис (1931–2017) — немецкий невролог, предложивший медицинскому сообществу систему границ в двигательном развитии (Grenzsteine). Эти границы не учитывают индивидуальные пути развития ребенка, они определяют конкретный возраст, когда большинство (порядка 90 %) детей осваивают тот или иной навык.
КОНЦЕПЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦЕВ: ГДЕ ПРОЛЕГАЕТ ГРАНИЦА ВОЗРАСТНОГО НАВЫКА?
1. Адаптивная эпигенетическая концепция двигательного развития, или концепция этапов развития (Grenzsteinkonzept)
Ее придерживались такие детские неврологи, как Рихард Михаэлис, Герхард Ниманн, Дитер Карх, Беате Реннен-Алльхофф, Ханс-Георг Шлак. Они отмечали, что у североамериканских индейцев принято носить младенцев на спине туго спеленатыми и привязанными к специальным доскам-люлькам. Несмотря на это, все индейские дети начинают ходить самое позднее к 18 месяцам и в этом плане не отличаются от своих сверстников из разных стран, выросших в других условиях.
А в некоторых странах Африки, где в дома часто заползают скорпионы, детям практически не позволяют ползать: это опасно для их жизни. Так что они пропускают этот этап, но, тем не менее, в положенный срок встают на ножки и начинают ходить в возрасте не позднее 18 месяцев.
Когда в Англии провели поперечное исследование (то есть эмпирический эксперимент, где одновременно изучались группы людей разного возраста), в нем участвовали более 3830 здоровых детей. 50 % из них в шесть месяцев уже умели садиться и абсолютно все могли делать это в девять месяцев. Этот возраст — девять месяцев — многие врачи и называют границей освоения навыка сидения. Кстати, в Англии довольно часто встречались дети, ползающие на ягодицах. Было сделано предположение, что такой тип передвижения заложен генетически, однако не учитывалось, что этот навык младенцы могли получить, когда родители специально присаживали их, пытаясь научить сидеть. Во всяком случае, ни один из детей, которых не присаживали, не умел перемещаться сидя на ягодицах.
Перемещение на ягодицах является признаком того, что ребенок мало времени проводил на полу, а слишком много времени — в шезлонге, коляске или автокресле или был рано искусственно присажен
Для диагностики двигательного развития в адаптивной эпигенетической концепции были предложены следующие возрастные границы:
● Три месяца: ребенок уверенно держит голову в положении лежа на животе, опирается на предплечья.
● Шесть месяцев: если медленно подтягивать ребенка в сидячее положение, он сгибает руки и удерживает голову в одной плоскости с туловищем.
Очень важный нюанс: эти движения базируются не на собственной двигательной инициативе младенца, так что такой навык не может оцениваться как этап двигательного развития ребенка.
● Девять месяцев: ребенок сидит свободно, уверенно, подолгу, с прямой спиной, хорошо контролирует положение головы. Сидение с выпрямленными ногами пока не обязательно.
● 12 месяцев: ребенок уверенно стоит, держась за стены и предметы мебели.
● 15 месяцев: ребенок ходит, держась за руки взрослых, за стены и предметы мебели.
● 18 месяцев: ребенок свободно ходит, уверенно контролируя равновесие.
2. Концепция закономерного линейного двигательного развития детей
Ее основатели и последовали — невролог Вацлав Войта, педиатр Эмми Пиклер, педиатр Теодор Хелльбрюгге, реабилитолог Барбара Цукунфт-Хубер. Основной принцип концепции: необходимо предоставлять детям возможность развиваться самостоятельно. Не присаживать их и не ставить на ноги раньше времени.
Дайте детям возможность развиваться самостоятельно
Наблюдая и исследуя двигательное развитие младенцев, Эмми Пиклер первой предположила, что нет необходимости учить детей садиться: они способны самостоятельно справиться с этой задачей. Ее теория подтвердилась на практике. Благодаря своим исследованиям Пиклер установила, что у каждого младенца есть генетически заложенная двигательная программа. Она реализуется закономерно и линейно, в определенной последовательности и без вмешательств извне.
У каждого младенца есть генетически заложенная двигательная программа
Также интересным результатом ее работы стало то, что ни один из наблюдаемых детей не продемонстрировал ползание на ягодицах. Дети ползали самыми разнообразными способами: перекатами, с помощью рук, вокруг своей оси, вперед, назад, на четвереньках, но только не на попе. Так ползают только дети, которых присаживали, или те, которые подолгу сидели в шезлонгах.
Дети сядут, а потом и встанут сами, когда будут к этому готовы. Не форсируйте события. Не присаживайте и не ставьте их на ножки раньше времени
Почти одновременно с Пиклер Вацлав Войта предположил, что родителям не нужно специально сажать и ставить детей: в свой срок они сделают это сами. Совместно с Теодором Хелльбрюгге Войта проводил исследования и наблюдения в детской клинике Мюнхена. Независимо от Эмми Пиклер ученые сделали вывод о генетически заложенной двигательной программе у младенцев. И Пиклер, и Войта, не сговариваясь, предложили одинаковую хронологию двигательного развития детей:
● Четыре с половиной месяца: младенец перекатывается на бок.
● Шесть с половиной месяцев: он переворачивается со спины на живот.
● Семь месяцев: переворачивается с живота на спину.
● Восемь месяцев: ребенок ползает на животе или по-пластунски.
● Девять-десять месяцев: начинает координированно ползать на четвереньках.
● Десять месяцев: может самостоятельно сесть.
Опираясь на концепцию линейного двигательного развития Пиклер и Войты, Барбара Цукунфт-Хубер опубликовала несколько статей с примерами из своей богатой клинической практики. Основной темой публикаций стали частые случаи направления здоровых детей на терапию из-за того, что они в возрасте девяти, десяти или одиннадцати месяцев не сидели самостоятельно. Направляли их доктора, которые, исходя из первой эпигенетической модели развития (Grenzsteinmodel), знали, что в девять месяцев ребенок должен уже сидеть. Если же он не делает этого в 10, 11 и 12 месяцев, значит, отстает в двигательном развитии и нуждается в лечении. Но так ли все однозначно?
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мама, я пошел! Энциклопедия двигательного развития детей от 0 до 18 месяцев» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других