1. книги
  2. Общая психология
  3. Мария Игоревна Рыжкова

Один год из жизни школьного психолога. Полезные материалы, творческий подход, честная история

Мария Игоревна Рыжкова
Обложка книги

Когда психолог приходит работать в школу ему чаще всего не понятно, как будет выстроена его работа. Эта книга — помощник, она создаст опору и поддержку начинающему специалисту, предложит полезные материалы и размышления о первом годе работы. Автор книги — Мария Рыжкова, психолог, преподаватель психологии, исследователь — поделится личным опытом, раскроет творческий взгляд и отметит ценность даже одного года работы в школе.

Автор: Мария Рыжкова

Жанры и теги: Общая психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Один год из жизни школьного психолога. Полезные материалы, творческий подход, честная история» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 5 «Период адаптации»

«Итак, вы приняты!» — услышали вы от директора и теперь пора взяться за новую работу. В первое время вы будете проходить период адаптации. Начнем с самых первых дней.

Вы находитесь в новом незнакомом здании, самое время пройтись по школе, и найти для начала ваш кабинет. В первые дни работы вы также можете начать изучать пространство, расположение кабинетов, поиск таких мест как столовая, уборная, гардеробная, бухгалтерия, библиотека — как самостоятельно, так и с помощью работников школы, попросите кого-нибудь, кто здесь давно, провести для вас небольшую экскурсию.

Ваш кабинет

Кабинет — это главное место вашей работы. Здесь вам и предстоит осуществлять основную деятельность. Кабинет может уже быть заселён сотрудниками-старичками, например, вторым психологом, а может быть совершенно свободен и принадлежать только вам. Кабинет может быть абсолютно разным. Существуют также определенные особенности и даже требования к кабинету школьного психолога, о них мы поговорим в главе 9.

В кабинете будет располагаться непосредственно ваше рабочее место. Осмотрите кабинет на наличие мебели, компьютера и оргтехники, шкафов, документации, прежних архивов, канцелярии, кулера с водой или чайника, окна со шторами или жалюзи, доски или стенда, ящиков с возможностью закрывать их на замок. Чего-то может не хватать, кабинеты в разных школах и возможности их оснащения достаточно отличаются.

В первые дни вам необходимо зарегистрироваться в информационной системе — то есть электронном пространстве вашей образовательной организации, все учителя, ученики и даже их родители уже зарегистрированы в подобных системах. Примером может служить система «Сетевой Город» и альтернативные электронные базы. Получив свой логин и пароль, вы можете полноправно пользоваться всеми ресурсами электронного портала, контактировать с учениками, учителями, родителями, читать свежие новости школы и узнать множество важной и полезной информации.

Обратите внимание на архивы документов, они помогут вам понять, что делалось в школе до вас психологом. Архивы могут включать журналы деятельности, данные диагностик, отчеты и заключения. Всё это может быть как в печатном, так и электронном формате.

Закажите необходимую вам канцелярию (если школа имеет такую возможность), так, например, ручки, бумагу, файлы и папки для хранения документов вам точно пригодятся.

Загляните на сайт вашей школы. У каждой образовательной организации сегодня есть сайт. Изучив его можно узнать многое о школе, в которую вы пришли работать. На сайте вы также можете найти раздел «Психолога» (или задуматься о его создании). Посмотрите, что публиковал психолог на странице, и какая информация там размещена.

Также обратите внимание на запасной выход в случае пожара, данная информация должна располагаться на двери. Не забудьте пройти технику пожарной безопасности в первые дни вашей работы, эти знания могут спасти вашу жизнь и жизнь других в случае непредвиденной ситуации.

Изучив ваше личное пространство теперь можно переходить к местности за его пределами.

Адаптация к коллективу

Начните знакомство с другими работниками школы. Так, например, если с вами в кабинете работает кто-то ещё, познакомьтесь с коллегами, задайте волнующие вопросы, расспросите о работе, о прошлом психологе. Кто-то из коллег, с кем вы уже познакомились, может представить вас другим.

Коллектив школы очень велик, здесь будут и молодые учителя, и учителя со стажем и большим жизненным опытом, и мужчины, и женщины, и близкие вам по духу люди, и те, кого вы с трудом можете понять.

Адаптация к коллективу и профессиональной среде в целом — это всегда непростой период, когда важно привыкнуть к новым, изменившимся условиям. Первые дни и недели — самые сложные, но в дальнейшем, с каждым новым месяцем вы всё больше осваиваетесь на новом месте и к концу года чувствуете себя гораздо увереннее, чем прежде.

Личный опыт

В процессе адаптации к новому месту работу самые сложные дни — это первые недели, когда еще ничего не понятно и столько задач. Я часто бегала по школе, так как казалось, что нужно сделать все поскорее, однако вскоре поняла, что торопиться так не стоит.

Благодаря поддержке коллег, я чувствовала, что не одна здесь. Моя коллега-психолог устроилась в школу за несколько недель до моего появления. Поэтому мы вместе старались адаптироваться, помогая друг другу.

К концу года я чувствовала свою уверенность и могла сказать — что адаптировалась к этому месту. В начале второго года я и вовсе чувствовала себя «своей», улучшились взаимоотношения со многими коллегами, мы стали больше общаться, появился определенный круг лиц, с которыми мы сдружились и теперь в школу идти стало еще радостнее.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я