ASTA00000000056089Сериал «Аббатство Даунтон» полюбился многим за эффектные костюмы, однако каждое платье — это не только дань моде, но и отражение сложной, удивительно интересной эпохи. Действие начинается гибелью «Титаника», и заканчивается в конце 1920-х годов. Давайте посмотрим, как длинные юбки становились короче, как пышные укладки превращались в стильный боб, и каким стремительным и вместе с тем плавным оказался процесс изменения мира, человека и его вкуса в одежде. От изысканных нарядов прошлого — к тем, которые мы сегодня и сами были бы не прочь носить! В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мода эпохи потрясений. От 1910-х к 1920-м» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Этикет и костюм
Герои и особенно героини «Аббатства Даунтон» постоянно меняют наряды (конечно, мы имеем в виду тех, кто живет «наверху», хозяев поместья, а не прислугу «под лестницей»). И даже те, кто никогда не интересовался историей моды, наверное, отмечал определенные закономерности: сдержанные закрытые костюмы в первой половине дня, и более изысканные и открытые по вечерам. Что ж, это сделано не для того, чтобы порадовать зрителя разнообразием, — это довольно точное отображение тех правил, которыми тогда действительно руководствовались.
Дело в том, что в начале XX века этикет в области костюма был все еще таким же строгим, как и в предыдущем столетии, особенно, если речь шла об аристократических кругах. То, что на вас надето, должно точно соответствовать месту и времени!
Мужчинам было немного проще — у них, конечно, были костюмы дневные, вечерние, костюмы для активного времяпровождения (например, охоты и занятий спортом). Однако в женском костюме было намного больше градаций, и в течение дня леди должна была переодеваться как минимум несколько раз, даже если ей не нужно было выходить из дома. Если же план на день предусматривал визит, поездку или светское мероприятие, и того чаще.
Утреннее платье, 1902 год, коллекция костюмов Бруклинского музея в Метрополитен-музее
Дамские костюмы делились на дневные и вечерние, но в этих рамках было множество разновидностей.
• Утренние костюмы — то, в чем вы могли быть дома, с утра и приблизительно до полудня. И это ни в коем случае не халат и не пеньюар, предназначенные исключительно для спальни, гардеробной и туалетной комнаты. Как правило, это скромный, легкий, нередко светлый наряд. В сериале, например, в таком героини спускаются к завтраку.
• Дневной костюм — более строгий.
• Послеобеденный костюм — на английском такие назывались afternoon dress, более нарядный вариант.
• Прогулочный костюм. Из плотных тканей, чуть укороченный, словом, практичный.
• Визитный костюм — то, в чем вы наносите визиты. Более нарядный вариант прогулочного.
• «Чайное платье» — расслабленный, изысканный домашний наряд, в котором замужняя леди могла принять гостей во второй половине дня (но не вечером!). Как метко выразилась одна дама той эпохи, «гибрид бального платья и халата».
• Вечернее платье. Для вечерних мероприятий: от ужина до театра.
• Бальное платье. Самый нарядный женский туалет, самый сложный, с самой красивой отделкой.
Дневное платье, ок. 1915 год, Музей Виктории и Альберта
«Чайное платье» из сиреневого шелкового атласа с шелковой подкладкой с принтом, Russell & Allen, ок. 1915 год, Музей Виктории и Альберта
И это только приблизительный список, в реальности существовала масса тонкостей. Прогулочный костюм, в котором леди отправлялась на утреннюю прогулку, отличался от того, в котором она ехала в Лондон. Вечерний наряд для домашнего ужина был проще, чем тот, что надевали, если на ужине присутствовали гости. В послеобеденном туалете можно было отправиться к приятельнице на чаепитие, или поехать вечером в ресторан. Можно было даже надеть его и в театр, но только в партер, да и спектакль при этом должен быть обычным, не премьерой. А вот вечерний наряд надевали в театральную ложу (в партере он был неуместен), на премьеры, на гастроли известных исполнителей и т. д. Ну а бальный наряд, соответственно, для бала или для танцевального вечера. Но если такой вечер с танцами был в относительно узком кругу, то тут уже можно было обойтись не бальным нарядом, а вечерним.
Вечернее платье с драпировкой, 1912–914 гг., Коллекция костюмов Бруклинского музея в Метрополитен-музее
Бальное платье, House of Worth, 1900 год, Коллекция костюмов Бруклинского музея в Метрополитен-музее
И если вам кажется, что все это слишком сложно, то, заметим, и тем, кто жил в ту эпоху, приходилось нелегко — именно поэтому в руководствах по этикету и в дамских журналах обо всех этих правилах писали в подробностях.
Обложка меню и музыкальной программы, предлагаемая пассажирам на корабле «Августа Виктория», 1900 год, Цифровые коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки
Касался этикет и времени года: в костюмах бытовала строгая сезонность. Ткани для летних нарядов были светлее и легче, чем те, что использовались в теплое время года. И, к примеру, бархатный наряд летом был неуместен не только потому, что бархат — довольно плотная ткань, и летом в нем будет жарко. Нет, дело было и в том, что бархат летом носить было не принято.
Понятия «принято» или «не принято» во многом определяли гардероб. И если вам предстояло определенное мероприятие, и при этом не было подходящего наряда, вы, скорее, пропустили бы его вообще, чем явились в неподходящем.
Конечно, далеко не у всех женщин была возможность обзаводиться обширным гардеробом. Однако определенные комплекты (на день и на вечер) были у всех, кто хотел вести социально приемлемый образ жизни. Просто кто-то надевал блузку и юбку только в качестве простого домашнего костюма, а кто-то — даже в театр.
В «Аббатстве Даунтон» зрителю как раз и дают возможность полюбоваться огромным количеством нарядов у леди из графской семьи и их светских знакомых. Хотя многие тонкости уже давно позабыты, тем не менее, выбор костюмов для того или иного эпизода может показать, что носили в подобных случаях в реальной жизни.
Послеобеденный костюм, ок. 1903 год, Коллекция костюмов Бруклинского музея в Метрополитен-музее
И пусть при формировании гардероба героя фильма приходится руководствоваться множеством самых разных принципов, соответствие правилам этикета в этом случае было на одном из первых мест. Ведь это характерно для эпохи. Так что убедительных образов без следования хотя бы основным правилам этикета просто не создать.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Мода эпохи потрясений. От 1910-х к 1920-м» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других