Данная книга посвящена Самайну — одному из 8-ми Праздников Колеса Года — и его связи с картами Таро. Является частью цикла из восьми книг «Таро и Колесо Года».Она состоит из нескольких частей, посвящённых истории Самайна, его обрядам, ритуальной кухне, ритуалам и работе с картами Таро.Книга содержит описания раскладов и ритуалов, рецепты благовоний и блюд, список соответствий и примеры тематических колод.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Самайн и Таро: история, ритуалы, расклады. Таро и Колесо Года» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Самайн: история, кельты
Что? Где? Когда?
Принято считать, что современный Хэллоуин произошёл от древнего кельтского праздника «Samhain». имеющий множество названий: Самайн, Сауин, Самана, Самхейн. В Уэльсе он известен как Холлантид, в Корнуолле — Аллантид, а в Бретани — Кала-Гоанв.
Средневековая книга сказок «Yellow Book of Lecan» сообщает, что простые люди называли его «Праздником Монгфинд», легендарной королевы-ведьмы, которая вышла замуж за короля Тары в старой Ирландии. В древнем календаре Колиньи, гравированном бронзовом изделии, датируемом I веком и выкопанном в 1897 году во Франции, Самайн называется Trinouxtion Samonii, или «Три ночи конца лета». Варианты написания слова Samhain включают Samain, Samuin и Samhuinn.
Произносится как «савин», «сауин», «соуин», «самайн».
У него много не только названий, но и несколько дат празднования и множество соответствий.
Что?
Аналогом Сауина-Самайна является другой великий «переломный момент года» — Белтейн или Ночь с 30 апреля на 1 мая, который знаменует начало лета и светлого периода года.
Чтобы понять значение этих сезонных праздников, жителям XXI века необходимо вернуться назад во времени, когда почти все люди жили в соответствии с циклом производства продуктов. В дохристианской Европе время начиналось в темноте, и каждый 24-часовой день начинался в сумерках. Самые важные праздники также отмечались вечером дня, предшествующего фактической дате перехода от одного сезона к другому. Это было связано с тем, что самым простым способом измерения течения времени было наблюдение за полным циклом луны — отсюда и произошло, как считают специалисты, английское слово «month».
В этих условиях Самайн был ничем иным, как концом лета и началом нового года. Он совпадал с периодом объединения стад для отстрела и загона, хранением урожая, а также с вытаскиванием на берег рыболовных судов и снастей с их последующим ремонтом. Даже войны официально прекращались в Самайн, в том числе и по причинам, связанным с погодой. Однако набеги, особенно на скот продолжались и достигали своего пика в период между Михайловым днём (29 сентября) и Мартином днём (11 ноября). В основном это происходило в приграничном регионе Шотландии, о чём свидетельствуют записи XVI века. Это было связано с тем, что стада в этот период сосредотачивались под навесом, и их легче было угнать, тогда как до Ламмаса (1 августа) скот был рассредоточен в укрытиях. Согласно одному официальному письму XVI века в Самайн «холмы хороши и сухи, а скот силён для вождения».
Интересен тот факт, что Самайн совпадает с началом сезона размножения диких свиней, который длится с ноября по январь. Таким образом, свинья, дикая или домашняя, была «жертвенным» животным Самайна, и именно свинья связана с данью от клиентов лордам: в ирландских юридических трактатах указывается, что «название еды, которую несут лорду перед Рождеством… — свинья Самайна». Католическая церковь добавила своё собственное объяснение, изобразив Святого Патрика, который отдал первую свинью Самайна Святому Мартину в благодарность за его пострижение.
Животных, которые не смогли бы пережить зиму, забивали на Самайн, чтобы съесть на общественных пиршествах, связанных с праздником.
Влияние скотоводства, жизни пастухов на календарь кельтов проявляется даже в терминах, используемых для описания еды: мясо называлось «зимней едой», а молочные продукты — «летней едой» или «белым мясом».
Рис. 2 Празднование Самайна
Время Самайна совпадало с доступностью больших запасов еды после сбора урожая, поэтому именно в этот период созывались политические собрания, проводились ярмарки и региональные рынки, организовывались скачки и другие соревнования, а также проводились религиозные ритуалы, чтобы отметить уход старого года.
Согласно ирландским источникам, Ассамблея Тары, резиденция Верховного короля Ирландии, самая важная из ярмарок, проводилась именно на Самайн. В это время года в большом количестве были доступны такие алкогольные напитки, как медовуха и пиво, поскольку этот период шёл сразу же за сбором урожая, порождая избыток зерна для производства алкоголя.
Как праздник перехода от одного периода года к другому, от лета к зиме, он является праздником божества, олицетворяющего и Свет, и Тьму. Божества, которое, подобно двуликому Янусу, обращено сразу в две стороны: прошлое и будущее. Лицо, смотрящее в прошлое, вспоминает и отмечает всех, кто умер за прошедший год, а другое — с надеждой вглядывается в будущее.
Рис. 3 Двуликий Янус
Эти две темы (чествование умерших и предвидение будущего) тесно переплетаются в этот день, как переплетаются и два мира (наш и мир духов), открывая ворота между мирами и временами.
Рис. 4 Проход между мирами
Вечер дня перед новым (любым) сезоном обозначал границу во времени в кельтском мире: как подтверждают археологические и письменные источники, пороги и границы, как во времени, так и в пространстве, были важны для кельтов. Доисторические курганы часто окружены рвами, рядами столбов или каменными стенами, как и кладбища на церковных дворах. Такие границы работают в обоих направлениях, защищая мёртвых от живых, и наоборот.
Согласно кельтской традиции, на Самайн границы истончаются и растворяются. Считается, что курганы мёртвых — по-ирландски «сидхи» — открываются на Самайн. В этот период людей легче обманом заставить перейти на другую сторону, откуда они не могли вернуться в мир живых.
Профессор и фольклорист Джуйлин Осборн-Макнайт развивал в своих работах идею о том, что Потусторонний мир становится видимым в период Самайна, ибо «завеса, отделявшая этот мир от мира Других (Ан Ши), истончалась». Осборн-Макнайт писал:
«В эту ночь, из всех ночей, наши предки верили, что души умерших могут вернуться, и Маленькие Люди могут пройти в дверной проём. Маленькие Люди могли быть… непредсказуемыми.
Среди них были те, кто заботился о людях, женился на них, обращался с ними справедливо. Но было не меньше тех, кто мог попытаться убить людей, украсть их детей и заменить их младенцами-подменышами или обманом заманить их в мир Сидхе, в котором время текло не так, как на Земле.
Человек, обманом занесённый в мир Сидхе, мог поверить, что он был среди них три дня, только чтобы вернуться на землю и обнаружить, что прошло 300 лет и все, с кем он был, давно мертвы».
И чтобы их задобрить, кельты создавали многочисленные ритуалы и обряды.
Но Сауин — это и время воспоминаний и принесения дани уважения тем, кто умер в течение года, а также своим предкам.
Рис. 5 Джордж Крукшанк «Дуб Херна из «Виндзорскх весёлых жён»
Рис. 6 Джон Дункан «Всадники Сидхе»
Где?
В ирландской литературе девятого века Самайн упоминается много раз, как неотъемлемая часть кельтской культуры, как один из четырёх сезонных поворотных момента в кельтском календаре. Он знаменовал конец светлой половины года, связанной с жизнью, и начало тёмной половины, связанной со смертью и мёртвыми. Археологические записи свидетельствуют о том, что Самайн праздновали ещё 6000 лет назад.
В неолитической Ирландии не было городов, но возводились огромные объекты, служившие сезонными местами сбора. Эти мегалитические объекты (от греческого «mega» и «lithos», что означает большой камень) могли вместить огромное количество людей, собиравшихся вместе на короткие периоды вокруг определённых календарных дат. Археологические записи подтверждают массовые пиры в определённые даты, но в них нет никаких подтверждений о постоянном использовании этих объектов в повседневном хозяйстве.
Они не только расположены в ключевых местах ландшафта, но и тщательно выровнены по небесному свету, чтобы солнце или луна могли светить прямо в центр памятника в определенный день. Например, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО Ньюгрейндж построен таким образом, что луч солнца освещал самую внутреннюю камеру точно в день Зимнего Солнцестояния.
В Ирландии древние кельты праздновали праздник Огня Самайн на холме Уорда, также известном как Тлахтга, расположенном в долине реки Бойн в графстве Мит в Ирландии примерно в 12 милях от холма Тара.
Рис. 7 Ньюгрейндж
Рис. 8 Холм Тлахтга
Согласно легенде, во времена Туата Де Дананн холм получил своё название от богини солнца по имени Тлахтгла. Она была дочерью друида Мога Руита. По одной из легенд Тлахтга умерла, рожая трёх сыновей (Дорба, Куму и Муакта), и была похоронена на этом холме. В её честь и зажигали костры на этом месте. Главная церемония, проводимая в Тлахтге каждый год, — это зажигание зимних костров каждый Самайн в честь богини.
По словам Джеффри Китинга, ирландского летописца XVII века, Туатал Текмар (полулегендарный верховный король) построил городище Тлахтгла. Китинг рассказывает, как здесь, на Тлахтге, во время Самайна и зародился праздник огня, о чём он и писал в своей книге «История Ирландии»:
«…именно там был установлен Огонь Тлахтгхи…».
Менее чем в 30 милях от туда находится холм Тара, ещё одно огромное мегалитическое сооружение, известный как традиционная духовная и политическая столица Ирландии.
Старейшим мегалитическим сооружением в Таре является курган Заложников или коридорная гробница, построенный между 3350 и 2800 годами до н. э. Дверной проём в гробницу обрамлён неукрашенными стоячими камнями. Это позволяет восходящему солнцу светить в проход, освещая камеру внутри, по утрам в Самайн.
Когда?
Первоначально Сауин, согласно кельтскому календарю, приходился на 17 день второго лунного месяца после Осеннего Равноденствия.
Рис. 9 Курган Заложников (вид снаружи)
Рис. 10 Курган Заложников (вид изнутри)
Более поздний обычай, сохранившийся поныне, предписывает отмечать этот праздник в ночь с 31 октября на 1 ноября.
Третья традиция советует отмечать его, когда солнце достигает 150 Скорпиона, так называемой, точки Аватары. Это точка Орла, в которой высвобождается энергия, собранная в период Осеннего Равноденствия. Обычно это 7 ноября.
В этот день, как было сказанно выше, кельты отмечали окончание летнего периода и начало зимнего, длящегося до майского Праздника Костров (Бэлтейн). Один из вариантов значения слова «Сауин» как раз и обозначает «конец лета».
Позднее, благодаря делению года на четыре части, Сауин превратился в «конец осени».
Высшая власть, сакральные огни
Из истории и фольклора известно, что празднованию Самайна посвящён один из ключевых кельтских эпосов «Разрушение дома Да Дерга», где описывается разрушение и возрождение миропорядка в образе ритуальной гибели короля во время поединка с предводителем тёмных сил, последующее воскрешение монарха и восстановление миропорядка вещей.
В своих монархах кельты видели не только воинов и правителей, но и сакральную высшую власть, свято веря во взаимосвязь правящей династии и общего миропорядка.
Символом королевской власти были священные дубы. Мощный ствол с расходящимися от него во все стороны ветвями, как нельзя лучше соотносился с кельтскими представлениями об общественном устройстве.
Рис. 11 Разрушение дома Да Дерга
Рис. 12 Священные дубы и друиды
Естественно, что в циклическом, связанном с природными явлениями, круге кельтских верований пленение короля ассоциировалось с наступлением зимы — царства тьмы.
Из различных письменных источников известно, что в эту ночь, как и на другие праздники Колеса Года, во всех домах тушили все огни, и друиды возжигали новый огонь — огонь тёмной половины года, огонь зимы.
Много верований было связано с тем, что законной властью будет обладать тот, кто первым зажжёт ритуальный, «правильный», огонь в эту ночь, поэтому под страхом смерти запрещалось после захода солнца зажигать любой огонь раньше Огня Короля.
Рис. 13 «История Ирландии с древнейших времён до английского вторжения», Джеффри Китинг
Всё тот же Китинг в своей «Истории Ирландии» писал:
«…именно там был установлен Огонь Тлахтгхи, на котором, по их обычаю, собирались и созывали друидов Ирландии на кануне Самайна, чтобы принести жертву всем богам. Именно на этом огне они сжигали свои жертвы; и было обязанностью под страхом штрафа тушить огни Ирландии в эту ночь, и людям Ирландии было запрещено разжигать огни, кроме как от этого огня; и за каждый огонь, который разжигался от него в Ирландии, король Мунстера получал налог в скриболл, или три пенса, поскольку земля, на которой находится Тлахтгха, принадлежит части Мунстера, отданной Мит».
Но и это не всегда уберегало королей: как гласят письменные источники, «в Самайн у уладов не больше сил, чем у женщины во время родов», и периодически случалось, что неугодного правящего короля подвергали так называемому «ритуальному умерщвлению» — его топили в бочке с вином или живьём сжигали в королевском доме.
Ритуальный огонь, зажигаемый друидами, должен был быть новым и чистым, зажжённым правильным способом: его добывали высеканием либо трением. Священным также являлся огонь, зажжённый от молнии.
Кроме того, ритуальное значение имели и породы деревьев, из которых складывался костёр.
Рис. 14 Друиды и священный огонь
Рис. 15 Друиды и священный огонь
Кстати, новый огонь требовалось приносить только в очищенное пространство, поэтому обязательным считалось хорошо вычистить домашний очаг и прибрать дом.
В огонь кидали что-то в качестве жертвы: кости, мясо, плоды, клочки шерсти домашних животных и т. п.
Женщины и девушки с удовольствие гадали о скором замужестве, и о согласии в семье. Для этого они кидали в «огонь зимы» два каштана, наблюдая за их поведением: раскатятся они в стороны или сгорят рядом друг с другом.
Самайн, фианы и лорды
Самайн связывали с началом времени, когда дворяне и короли требовали от своих подданных «расквортировывать» своих слуг и наёмников. В качестве примера можно привести сезонные перемещения в Ирландии воинских отрядов, известных как фианы. Китинг в своей «Истории Ирландии» писал:
«Фианы жили на постое у ирландцев от Самайна до Беллтайна; и их обязанностью было поддерживать справедливость и предотвращать несправедливость…; а также охранять и оберегать гавани страны от насилия иностранцев…».
Как писал Нерис Паттерсон (1943—2007) из Университетского колледжа Северного Уэльса в своей книге «Скотоводы и члены клана: социальная структура ранней Ирландии»:
«Лорды могли потребовать свою зимнюю дань в любое время после Хэллоуина, и на фермерское население оказывалось значительное давление, чтобы обеспечить роскошные пиры для своих покровителей».
Что можно было делать в Сауин и чего нельзя?
Пространство и время были ограничены важными способами в кельтском мире.
Некрещёных детей, например, часто хоронили в границах линий забора, подчёркивая этим, что такие места, как и некрещёный ребёнок, не были «от мира сего».
Перекладины, ступени и лестницы описываются в нескольких кельтских культурах как излюбленные насесты призраков. В Уэльсе Сауин (Хэллоуин) — это ночь, когда «на каждой перекладине есть призрак». Считалось, что мёртвые и живые могут общаться на границе между этим миром и потусторонним, и некоторые виды пространств рассматривались как места, где такие встречи были особенно вероятны.
Один католический священник, вспоминая своё детство в Коннемаре, описывает интересный обычай:
«В канун ноября не следует собирать или есть ежевику или тёрн, а также после этого времени, пока они растут. В канун ноября феи обходят… их и делают непригодными для еды. Если кто-то посмеет съесть их после этого, он серьезно заболеет».
Есть и другие примеры из кельтского мира этого табу на урожай или сбор пищи после Самайна. В Уэльсе урожай зерна, даже в плохую погоду, должен был быть собран к 1 ноября; по валлийским законам никто не мог требовать компенсацию за ущерб урожаю после этой даты.
В ночь на Сауин, ожидая визита умерших родных и близких, тщательно убирались в доме, чистили очаг, заготавливали дрова для разведения огня. На столе в самой лучшей посуде оставляли еду и питьё для предков.
Нельзя было выбрасывать мусор из дома, чтобы не потревожить духов, свистеть на улице ночью и звать детей по имени.
Считалось, что не следует оставлять на ночь в доме воду для питья и умывания, ведро с помоями и открытый огонь.
Если за спиной слышались шаги, ни в коем случае нельзя было оборачиваться, чтобы не увидеть мертвецов, идущих по следам.
Но кельты не забывали и о второй составляющей Сауина — возможности заглянуть в будущее. Ведь по их представлениям о цикличности времени Сауин — пункт вне времени, когда естественный порядок вселенной возвращается в свой исконный хаос, который является преддверием нового порядка, а значит, в эту ночь можно заглянуть в любую временную точку, что делает предсказания Сауина самыми сильными и верными.
Народные гадания и ритуалы на Сауин
Существует множество гаданий для этого дня.
На любовь
Вы можете бросать в костёр камешки или орехи и по рисунку, оставленному огнём на их поверхности, делать предсказания, а можете воспользоваться яблоком — этим древним символом плодородия.
Бросьте в костёр кожуру от яблока, и по форме, которую она примет, определите первую букву имени своего суженого.
Рис. 16 Гадание на кожуре яблока
Или возьмите яблоко, разрежьте его поперёк (по экватору), чтобы на срезе увидеть «звездочку» сердцевины. Съешьте его при свечах перед зеркалом, и тогда будущий муж появится у вас за плечом.
Рис. 17 «Яблочная пентаграмма»
Или разрежьте яблоко на девять равных частей, восемь из них съешьте, а девятую бросьте через левое плечо. Затем, быстро оглянувшись, постарайтесь краем глаза увидеть будущего суженого.
Шотландский поэт и фольклорист XVIII века Роберт Бёрнс перечислил ряд дополнительных способов гадания на брак, связанных с Самайном (Хэллоуином). Их можно увидеть в сносках одного из своих стихотворений, посвященных этому празднику. Вот пример:
«Это заклинание также должно быть выполнено незаметно и в одиночку. Вы идёте в амбар и открываете обе двери, снимая их с петель, если это возможно; поскольку есть опасность, что существо, которое должно появиться, может закрыть двери и причинить вам какой-нибудь вред. Затем возьмите инструмент, используемый для веяния зерна, который на нашем диалекте мы называем „wecht“, и проделайте все позы, чтобы пустить зерно против ветра. Повторите это три раза, и в третий раз привидение пройдёт через амбар, войдя в ветреную дверь и выйдя в другую, имея фигуру того, о ком идёт речь, как и внешность или свиту, отмечающую занятие или положение в жизни вашего будущего супруга».
Вот ещё один пример гадания на капустной кочерыжке из стихотворения Бёрнса «Праздник Всех Святых» (1785):
«Первый обряд, совершаемый в канун Праздника всех Святых: каждый выдергивает из гряды кочерыжку или цельный капустный кочан. Люди движутся бок-о-бок, закрыв глаза, и должны выдернуть первую попавшуюся на пути кочерыжку.
Особенности кочерыжки — крупная попалась или мелкая, прямая или скрюченная, — пророчески соотносятся с обликом и статью наивеличайшего предмета всех этих гаданий: мужа либо жены. Ежели на кочерыжку налипла yird, сиречь земля, это означает tocher, сиречь удачу (или приданое); а вкус custock’а, то-есть сердцевины кочерыжки, указывает на природные задатки и нрав супруга.
Наконец, кочерыжки… помещаются куда-нибудь на притолоку; имена людей, коих случай занесёт в дом, соответствуют, согласно очередности, в которой раскладывались хряпки (кочерыжки), именам искомых супругов».
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Самайн и Таро: история, ритуалы, расклады. Таро и Колесо Года» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других