1. книги
  2. Детская психология
  3. Миа Элмсатер

Прикосновение в школах. Новая стратегия защиты от травли в детских коллективах

Миа Элмсатер (2010)
Обложка книги

В книге показано, как повсеместное внедрение в школьные программы метода позитивного прикосновения, движения и других видов активности приводит к кардинальным изменениям в эмоциональном благополучии детей. Тревожные симптомы глобального кризиса в системе школьного образования во всем мире — это увеличение количества детей с ментальными заболеваниями, участившиеся случаи исключения учеников из школы, рост детских и подростковых суицидов. Авторы убеждены, что взрослые обязаны взять на себя ответственность за то, что является лишь внешним проявлением гораздо более глубокого нездоровья, поражающего все больше детей в современном мире. Программа, представленная в книге, заключается в обучении детей основам элементарного массажа, который они делают друг другу. Это дает детям возможность установить друг с другом позитивные связи в игровой, естественной форме, сформировать благополучную атмосферу в классе, что в итоге способствует росту интереса к обучению и укреплению чувства любви к жизни в целом.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Прикосновение в школах. Новая стратегия защиты от травли в детских коллективах» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1

Философия

Без ощущения прикосновения человек никогда бы не стал осознавать духовное.

Рудольф Штайнер

1. В направлении социального изменения

Почему мы должны пересматривать образование сейчас?

Весьма короткий ответ: для достойного существования человека.

Гэри Макинтайр Бойд

Перемены не происходят в одночасье. Хорошо известно, что на изменение культурных традиций требуется много лет (некоторые историки даже утверждают, что не менее пятидесяти). Для устойчивого изменения коллективных убеждений необходимо, чтобы в этом участвовал определенный процент населения. Вводя массаж в программу школы, мы делаем значительный вклад в изменение культуры, что позволит увеличить количество детей, имеющих опыт первичного сенсорного переживания, в обществе. Мы полагаем, что программа внесет свой вклад в создание нового социального порядка, в котором сострадание и уважение станут результатом здорового отношения к прикосновениям.

Люди относятся друг к другу посредством своих тел, через них, в их пределах. Отрицание физического контакта может привести к формированию изоляции, несбалансированному индивидуализму и ослаблению социальных способностей. Одним из следствий отсутствия осознанного развитого позитивного контакта в образовании может быть растущий уровень неуважения, а также злоупотреблений в отношении тела, будь то злоупотребление в отношении себя или других людей. Обществу нужно переобучить себя как коллективно, так и индивидуально иначе относиться к прикосновению, чтобы стать лучше. Прикосновение полезно человеку от рождения до смерти — и переобучение в этой важной сфере, безусловно, необходимо.

«Массаж, сделанный сверстником, устраняет гнев», — мальчик 10 лет.

2. Образование в беде

Современные дети буквально теряют интерес к предметам, интерес к учителям, интерес к школе, интерес к самой жизни […]

Им не хватает сил души, которые могли бы вызвать интерес, и поэтому они становятся все более пассивными и нищими духом.

Евгений Шварц

Если бы мы подсчитали, сколько деревьев было вырублено, чтобы подготовить документы, на которых были напечатаны отчеты, анализы, статистические данные и реформы учебных программ в области образования, это, несомненно, была бы шокирующая цифра! Хотя мы действительно уважаем все честные попытки, которые предпринимаются для того, чтобы помочь детям преуспевать в школах, многочисленные негативные симптомы, которые часто наблюдаются в современных школьных системах, могут опустошить нас и сформировать устойчивый скептицизм. Что дети пытаются донести своим поведением до воспитателей и учителей? Почему так много неблагополучных детей? Почему так мало детей добивается успеха в существующей образовательной системе? Почему нынешняя система образования устраивает только небольшую часть детей, но, похоже, не устраивает большинство?..

Мы просто не можем игнорировать тот факт, что многие ученики мучаются в современной системе школьного образования. Эскалация насилия, прогулы занятий, отказ от посещения школы, изоляция в коллективе, буллинг и самоубийства являются индикаторами общего недуга, который демонстрируют дети во всем мире. Это ведет к выгоранию учителей и перегрузке социальных работников, испытывающих все большую нагрузку.

Несмотря на благородные усилия учителей, психотерапевтов, педагогов, психиатров, психотерапевтов, консультантов и родителей, образование по-прежнему находится в серьезной опасности.

Итак, где же мы упустили возможность?

«Это самая классная вещь, которую я когда-либо делал в школе», — мальчик 9 лет.

3. Проще простого

Во Вселенной есть только один храм, и это тело человека. Нет ничего святее этой высокой формы. Преклонение перед человеком — это благоговение перед этим откровением плоти. Мы касаемся неба, когда мы возлагаем нашу руку на человеческое тело.

Новалис

Мы хотим подчеркнуть, что эта книга и подход не разрешат глобальный кризис в образовании. Однако наш многолетний опыт работы с родителями и младенцами, детьми и учителями привел нас к интересному выводу: мы склонны усложнять простые вещи. За прошедшее столетие модернизация принесла в общество необыкновенные новации, о которых наши прабабушки и прадедушки и не могли и мечтать. Тем не менее, мы определенно можем задать вопрос, действительно ли жизнь стала проще с введением автомобилей, посудомоечных машин и тому подобных вещей. Вопрос о том, эволюционирует ли человек как вид в результате появления компьютеров, самолетов и телевидения, остается, на наш взгляд, открытым.

Не упрощая, мы верим в простоту. Мы также считаем, что человеческая нервная система, особенно если речь идет о младенцах и детях, может быть «перегружена» избыточной стимуляцией. Современный ребенок с момента пробуждения и до прихода в школу вполне может быть стимулирован настолько же, насколько его бабушка в течение целого месяца!

Тогда возникает вопрос: Что же вообще нужно детям? Это, в свою очередь, возвращает нас к самому главному: чтобы расти, детям необходим дом, тепло, пища и возможность быть любимыми. Тогда они смогут учиться и найти свое место в мире.

Мы не можем вернуться в прошлое, но мы предполагаем, что нужно вернуться к здоровой простоте. Одним из шагов в этом направлении является внедрение здорового прикосновения и движения в школах.

«Мне нравится массаж», — мальчик 5 лет.

4. Нет времени?

У людей ненасытный аппетит к знаниям и изобретениям, направленным на то, чтобы сделать их жизнь лучше и легче. Однако наши генетически унаследованные потребности в развитии остаются неизменными. Если не позволить им раскрываться вследствие нашего образа жизни, который обеспечивается технологическим и социальным прогрессом, у нас возникнут проблемы.

Сэр Ричард Боулби

Ускорение времени

В одном радиоинтервью ребенка спросили, чем он хочет заниматься во время школьных каникул. На это он ответил: «Ничего. Я хочу отдохнуть».

Все больше детей страдают от депрессии. Мы подозреваем, что они перегружены повышенными ожиданиями. Взрослые сейчас так много хотят для детей, что стремятся предоставить им все возможности прямо с рождения. Ирония заключается в том, что у детей иногда нагрузка в течение дня существенно больше, чем у их родителей!

Они могут посещать разные курсы, играть в компьютерные игры, смотреть массу телевизионных программ и фильмов, участвовать после школы в различных спортивных мероприятиях, слушать музыку, общаться с друзьями в чате… но есть и домашнее задание, которое нужно сделать вечером. Школьная учебная программа определяет конкретные цели и задачи, которым они должны соответствовать, а также предлагает объем знаний, которые нужно усвоить с заранее определенной скоростью. Добавьте к этому все экзамены, тесты и оценки — легко понять, почему современные дети часто чувствуют себя подавленными.

Как на самом деле проходит время? Родители и учителя, вовлеченные в плотный поток собственной жизни, приучают и детей попадать в спираль синдрома «нет времени». Многие в конечном итоге просто сгорают. Как в такой обстановке дети могут научиться расслабляться и просто дышать? Когда и где они могут просто играть? Где спонтанный смех ребенка, заново изобретающего мир в забавах и играх?

Ученый, философ и педагог Рудольф Штайнер, основатель Вальдорфской педагогики, утверждает, что «игра — это труд маленьких детей», и что к образованию всегда следует подходить с ритмической структурой «вдоха и выдоха». Иными словами, должен быть соблюден баланс между получаемой ребенком информацией, и временем, необходимым для ее усвоения. Ритмическую структуру можно представить в виде танца, включающего интеллектуальную деятельность по восприятию чего-то нового и физическую деятельность по его интеграции. Все тело необходимо включать в этот процесс, причем когда определенные части тела/ума отдыхают, другие активны. Отдых означает больше, чем просто утренние или дневные перерывы. Освобождение ума в действии, например, путем прикосновения — это тоже способ интеграции. Ритм должен быть неотъемлемой частью повседневной жизни в школе.

Мы твердо убеждены в том, что те, кто несет ответственность за образование детей, должны пересмотреть использование времени и способы распределения различных видов деятельности, которые предлагаются детям. Многие учителя говорили нам: «У нас просто нет времени, чтобы включить прикосновения, массаж и движение в расписание, потому что учебная программа слишком насыщена». Это говорит о серьезной утрате здравого смысла при распределении полезного времени с детьми.

«Это здорово, потому что и учитель, и дети успокаиваются», — девочка 9 лет.

5. Дети: кто они?

Дети и молодые люди от природы имеют игровой подход к жизни и им полезно поделиться этим с взрослыми, которые слишком часто далеко уходят от собственного детства. Хорошо известно, что время релаксации позволит людям восстановиться для решения любой задачи, поэтому перерыв для спонтанной игры может оказаться полезным в любой ситуации.

Милдред Машедер[1]

Дети: кто они? Это глубокий философский вопрос. Философы и психологи по-прежнему участвуют в извечных дебатах о человеческой природе, развитии и людях как таковых. Поиск ответов на многочисленные вопросы является неотъемлемой частью каждого из нас, и мы хотим понять, кто мы такие и как становимся взрослыми людьми.

Мы идентифицируем, классифицируем и точно описываем жизненные этапы, пытаясь найти общую сущность людей. При этом мы принимаем и то, что в каждом есть что-то уникальное, противоположное общепринятым взглядам. Окружающая среда, еда, культура, родители, школьное образование или генетика, — что формирует ребенка? Все эти факторы играют определенную роль в формировании личности, но по-прежнему остается тайной то, что делает каждого человека уникальным. Много исследований было проведено на идентичных близнецах; в итоге выяснилось, что они были разными с самого начала[2]. Тем не менее существует некая константа — это сам ребенок, который нуждается в других людях, чтобы стать человеком. Дети, брошенные в лесах или воспитанные животными, как правило, не учатся ходить на ногах, не знают языка, плохо обучаются социальным навыкам.

Ясно, что образование необходимо, а социальное взаимодействие еще и критически важно. Однако способ взаимодействия людей друг с другом во взрослом состоянии отличается от того, в котором нуждается ребенок. Актуальной областью исследования до сих пор остается понимание общих принципов развития человека и важнейших потребностей на каждом этапе.

Наш опыт привел нас к тому, что обычно мы обучаем и воспитываем детей, опираясь в основном на то представления взрослого человека, а не на то, как думают дети. Мы систематически пытаемся наделить ребенка взрослым мышлением и знаниями в рамках заранее определенного, последовательно согласованного процесса, предписывающего, что необходимо освоить в том или ином возрасте или классе. Считается, что все мы выиграем, если будем стараться и дальше развивать знания о детях и о том, как мы, будучи педагогами, можем ответственно адаптировать наше взрослое мышление к детскому.

Это тонкий вопрос. Мы не считаем, что дети должны говорить взрослым, что нужно последним. Ребенок еще недостаточно зрел, чтобы сделать это осознанно и компетентно. Он все еще слишком погружен в переживание самого процесса жизни, чтобы иметь возможность задуматься о том, кто он такой, а затем описать это — такая способность является признаком взрослого образа мышления. Однако мы обязаны найти надлежащие способы ухода за детьми и воспитания, не ожидая от них словесного выражения своих потребностей.

Если образование слишком ориентировано на мышление взрослых, возникают ситуации, когда многие дети не могут найти себе место в системе обучения, и условия такого обучения далеки от принципов уважения и понимания. Кроме того, многие дети просто не могут найти пространство для развития и обучения в индивидуальном режиме, что ухудшает их развитие.

Профессор Говард Гарднер ввел в психологию и образование идею о множественном интеллекте, показав, что каждый человек имеет определенные сильные стороны в понимании мира. Роль педагогов должна заключаться в следующем: во-первых, хорошо понимать существование различных видов интеллекта; во-вторых, развивать свои способности, чтобы находить соответствующие способы обучения (для всех форм интеллекта); и, наконец, стать экспертами в выявлении того, как каждый ребенок учится. Таким образом, педагог будет постоянно заниматься исследованием и изучением развития ребенка, постоянно наблюдать и выявлять уникальность каждого ученика, чтобы подобрать соответствующие методы и инструменты обучения.

В общем типичное образование основывается на языке и логике, которые могут осилить лишь около 20 процентов детей. Что происходит с остальными 80 %? Они просто неуспешны. Конечно, есть много альтернативных школ, которые пытаются найти иные способы воспитания детей, с уважением к их внутренней природе и различным возможностям обучения. Но многие дети все еще страдают в школе.

Внимательное и здравое наблюдение за детьми четко показывает, что они не «взрослые в миниатюре», а развивающиеся человеческие существа. Прежде чем стать взрослыми, дети становятся детьми, и их следует уважать в этом качестве. Например, они гораздо больше взрослых людей занимаются физическими упражнениями. Взрослые, напротив, сильнее вовлечены в интеллектуальные процессы, чем в двигательную активность. Как и дети, мы находимся в рамках наших физических тел и ощущаем мир через сенсорные ощущения, но наша взрослая мыслительная деятельность радикально отличается от спонтанной игры, движения и воображения ребенка. Интересно, и показательно, что мы можем научить читать четырехлетнюю девочку (очень символическая когнитивная активность), и ценим это гораздо больше, чем свободную творческую игру. Это можно отчасти объяснить нашим отдалением от мира детей, а отчасти — преобладающими в современном мире общими социокультурными ценностями. Мир взрослых ценит работу больше игры, что мы называем «отдыхом/рекреационной деятельностью». Возможно, мы неосознанно обеспокоены тем, что наши дети не смогут работать и быть успешными, когда достигнут зрелости.

Мы забыли, что значит быть ребенком? Что игра для ребенка — это совершенно другой мир, и она необходима и важна для его здорового развития. Мы забыли, что, используя воображение, ребенок укрепляет социальные и интеллектуальные способности. Великий ученый Альберт Эйнштейн научился читать очень поздно, и все же он стал одним из выдающихся гениев современной науки. Мы пришли к ошибочному мнению, что если ребенок читает в четыре года, то он преуспеет в жизни. Короче говоря, мы забыли, что значит быть ребенком…

Может пройти много лет, прежде чем мы полностью поймем влияние современных подходов к обучению на обучение, поведение и самооценку детей. Для проведения фундаментальной реформы в области образования, реформы, которая действительно будет касаться всех наших детей, нам потребуется мужество, чтобы вернуться к реальному вопросу «Кто они?».

Программа «Массаж в школах» (МШ) может стать одним шагом к тому дню, когда все дети смогут естественным образом найти свое место в школе. Это происходит потому, что МШ обращается к важным фундаментальным потребностям всех людей, потребностям, которые выходят за рамки культуры и убеждений: позитивному прикосновению и человеческому взаимодействию.

«Когда я делаю массаж, я чувствую себя счастливой, потому что я делаю кого-то счастливым. Мне нравится учиться массажу, потом я делаю его своим родителям, бабушкам и дедушкам.

Когда я делаю массаж, я расслабляюсь. Я забочусь о своем партнере и всегда поддерживаю с ним контакт», — девочка 9 лет.

О книге

Авторы: Миа Элмсатер, Сильвия Хету

Жанры и теги: Детская психология

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Прикосновение в школах. Новая стратегия защиты от травли в детских коллективах» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Автор книг «Давай объединяться», «Давай наслаждаться природой «Давай поиграем вместе», «Окно в природу», «Свобода от буллинга».

2

Поведение близнецов определяется не только общей генетикой, но и особенностью развития в утробе матери: например, кто-то из них лежит так, что получает лучшее питание, что определяет различие в развитии уже при рождении.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я