Чтобы выжить, я, провинциальный художник, занялся рекламными билбордами и сделал предложение страшной тётке с огромным приданным. А потом мне поступил заказ от неких очень важных (и странных, если не сказать — страшных) людей — написать их портреты. Три штуки. За очень и очень большие деньги. Вскоре выяснилось, что и люди эти — не совсем люди, и портреты — больше, чем портреты.В конце концов мне стала известна тайна, которую лучше бы и не знать… Книга содержит нецензурную брань.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Брак по расчёту» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Иллюстратор Михаил Волков
© Михаил Волков (Мотузка), 2024
© Михаил Волков, иллюстрации, 2024
ISBN 978-5-0062-1894-9
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Глава первая
В которой я в очередной раз прикидываюсь целкой-неудачницей, пытаюсь устроиться на постоянную работу и еду к жуткой бабке покупать халявные холсты.
1.
Ирина Анатольевна Новослободская качнула бокалом с шампанским и красивым (как ей, очевидно, казалось) жестом стряхнула с сигареты пепел.
Мы сидели в кафе на улице Трёхперстной, куда мне было приказано прибыть ровно в полдень, бритым, трезвым, прилично одетым, без пива и перегара. Ирина Анатольевна имела права это требовать, поскольку, во-первых, являлась хозяйкой данного, как раньше выражались — «пункта общественного питания», а во-вторых, была моей невестой. Вот уже полгода как.
— Опять сорок пять! — недовольно сказала она, делая глубокую затяжку. — Ну, почему когда у меня появляется свободное время, ты всегда оказываешься занят?!
Я состроил на физиономии кисляк и сокрушённо вздохнул.
— Мне нужна работа.
Ирина отхлебнула шампанского, снова затянулась.
— Упрямство — не лучшее качество для мужчины! — она подумала, затем уточнила: — Для МОЕГО мужчины!
Пришлось делать мужественную морду, слегка разбавив её выражением крайнего умиления и обожания.
— ТВОЙ мужчина должен тебе соответствовать. Быть достойным тебя.
Боже, какая пошлятина! Женский роман в мягкой обложке. Космические страсти Эллочки — людоедки, возглавившей совет директоров крупной финансовой корпорации. Беседы о вечном на берегу океана, под южными звёздами, безумный трах с утра до вечера на низком ложе размером с небольшой аэродром, красные шёлковые простыни, бардовое трёхсотлетнее вино, чёрный виноград и возлюбленный главной героини — трагичный и прекрасный, с лучистым взглядом, никогда не падающим членом, небритым подбородком и сильными руками. Умеющий бить морды негодяям и задумчиво наигрывать Шуберта на фоне развевающихся под лёгким морским бризом занавесок. С видом на прибой.
Если кто не понял, возлюбленный — это я. Правда, пальцы у меня не музыкальные, мужские достоинства самые обыкновенные, а взгляд скорее мутный. Ну, это после вчерашнего…
Ирина расплылась в довольной улыбке, став ещё страшнее, хотя, как правило, у некрасивых людей улыбки располагающие.
— У меня претензий к тебе нет, — сказала она. — Я вижу — ты стараешься.
Во. Что нам и нужно по большому счёту. По очень большому. Миллионов эдак на семь — восемь долларов. Приданное госпожи Новослободской.
Мне легче. В том смысле, что считать особо нечего. На текущий момент — семьсот рублей в кошельке, начатая пачка «Донского табака» в кармане, дешёвая пластмассовая зажигалка и древний айфон. Билл Гейтс, твою дивизию!
Есть, правда, ещё двухкомнатная квартира в центре, доставшаяся в наследство от папеньки, но она в таком состоянии, что недвижимостью это можно считать с большой натяжкой. Никто же не считает недвижимостью городскую свалку, правда?
Окна у меня выходят не на море, а на ту же помойку. То есть — на мусорные контейнеры, в которых по вечерам копаются бомжи. Очень такое назидательное зрелище. Сразу работать хочется.
Было бы где.
Я мрачно посмотрел на возящихся возле кафе гастарбайтеров, которые не то укладывали булыжники в стилизованную под старину мостовую, не то наоборот — их выковыривали.
— Ты меня вообще слушаешь? — обиделась Ирина.
— А? — встрепенулся я. — Извини, задумался.
— Бухал, что ль вчера опять?
— Ну, почему сразу — бухал?! Так, посидели с Михалычем, молодость вспомнили….
— Понятно, — Новослободская нахмурилась. — Я этого твоего Михалыча в дурку сдам! Как белогорячечного! Кто в одних трусах, в три часа ночи с балкона стихи читал?!
— Да ладно, ладно, — я успокаивающе поднял руку. — Он же извинился.
— Перед тобой, не передо мной! И вообще, чего он тогда припёрся?! Единственная, можно сказать возможность, побыть одним, и нате вам — нарисовался, алкоголик недоделанный!
— Ну, алкоголик, он как раз доделанный, — вполголоса произнёс я, вспоминая тот вечер.
По сути, Михалыч, а в миру — Серёга Воронин — поэт, рок-музыкант и просто — хороший мужик, тогда выполнил мою просьбу: незамедлительно приехать ко мне домой, нажраться, упасть на диван и проваляться на нём до утра. Пока уважаемая Ирина Анатольевна не свалит куда подальше. Меня она тогда застала врасплох, решив всё-таки затащить будущего мужа в постель.
Вообще, конечно, дурдом полный! Обычно бывает наоборот. Мужик домогается, девушка отбрыкивается, типа — «только после свадьбы». А в нашей, прости, Господи, паре, приходиться отбрыкиваться мне. Поскольку моя потенциальная вторая половина ужасна, как ядерная зима, и никакого сексуального желания пробудить не в состоянии. Пока по крайней мере.
Если кто до сих пор не понял, объясняю: я решил жениться на деньгах. Брак по расчёту называется. Поскольку задолбало сидеть в нищете, питаясь магазинными пельменями да «бомж-пакетами», куря самое дешёвые сигареты и давясь палёной водкой. Надоело ходить пешком или ездить на раздолбанных маршрутках с водилами — шахидами; осточертело жить в медленно, но верно разваливающейся «сталинке», которая на своём веку видела всё, кроме капитального ремонта!
Нищета унижает, а я унижаться не хочу.
Мне тридцать четыре года, у меня высшее образование, да и внешностью мама с папой не обидели — не кадавр какой. Плюс бонус: я рисовать умею, и неплохо это делаю.
Так какого хрена, спрашивается, эта сраная вселенная не даёт мне развернуться?! Если подворачивается работа, то обязательно оказывается, что зарплата там вдвое, а то и втрое ниже обещанной, что начальник полный даун, а фирма давно уже балансирует на краю финансовой пропасти.
Если я в кого-нибудь влюблюсь, то выясняется, что эта женщина замужем, с двумя детьми, а со мной в кабак попёрлась, что бы «малость развеяться».
И так далее, и тому подобное.
В общем, когда, примерно год назад, количество всяческих засад окончательно перешло в качество, я озверел и решил стать негодяем. Хочет человечество получить в свои ряды ещё одного отморозка? Получит! И первым моим негодяйством станет эта жуткая каракатица в центнер весом, с циничным и хамским характером, к тому же с полным отсутствием чувства юмора. Страшная, как современный ремейк советской комедии семидесятых.
Тем более, эта, неприятная во всех отношениях дама, дочь одного из самых богатых в Центральном Федеральном Округе хряков, воспылала вдруг ко мне неземной любовью. А когда в руки сами лезут бешеные деньги, длинные лимузины, бутылки с марочным пойлом и яхты, отказываться как-то не принято. Ибо второй раз могут и не предложить.
Правда, как ни крути, как ни оттягивай, рано или поздно в постель с ней лечь придётся. С этим я вроде как уже смирился, и даже придумал кучу всяких отмазок — от больной головы до психической импотенции. Типа в детстве напугали, теперь лечиться надо. Пока по врачам похожу, пока то, пока сё, глядишь — что-нибудь и изменится. Похудеет моя каракатица, пластику сделает, там отрежет, тут приклеит….
«Тьфу ты, чёрт!» — я покосился на целлюлитную ляжку Ирины Анатольевны, выглядывающую из безумно дорого платья в обтяжку и тяжело вздохнул. Мысленно, разумеется.
Ирина Анатольевна красиво раздавила сигарету в красивой пепельнице (попробовали бы официанты принести некрасивую!), посмотрела на меня взглядом дознавателя в СИЗО.
— И куда ты сейчас?
— Да вот, — я пошарил в кармане, достал смятый листок с адресом, развернул. — Надо съездить — с человеком поговорить. Ему дизайнеры нужны.
— Зачем?
— Для наружной рекламы.
— Будешь по лесенкам лазить и эти дебильные плакаты клеить? — испугалась она.
— Не, — я помотал головой. — Буду дебильные плакаты придумывать. Типа — «ещё пять гигабайт подлости по смешной цене!».
Ирина Анатольевна посмотрела на меня, как на идиота. Впрочем, она на всех так смотрела.
— Подлости?
— Ты, что, рекламу мобильного интернета никогда не видела?
— А… — моя целлюлитная невеста кивнула. — Только там, кажется, про подлость ничего не было.
— Там было про бездушие.
— И чего?
Уф! Никогда не связывайтесь с бабами, умеющими очень хорошо считать, но совершенно лишёнными… даже не чувства юмора, а элементарной логики! Жуткое сочетание.
— А потом?
— Чего — потом?
— Потом куда поедешь?
Я перевернул листок.
— На Великоламский проспект.
— Там-то ты чего забыл? Или это — ещё одна вакансия?
— Да нет, — я поморщился. — Просто, нашёл объявление — тётка одна старые холсты распродаёт. Буквально — за копейки. И уже использованные, и вообще — новые…. В смысле — не новые, конечно, но чистые.
— А на фига?
— А картины мне на чём писать? На стенах?
— На бумаге.
— Маслом?! На бумаге?!
Ирина Анатольевна нахмурилась.
— Так. Поедем сейчас в художественный салон и купим всё необходимое! Холсты, краски, кисти….
— Нет, — я покачал головой. — Кажется, мы уже договаривались….
— Договаривались — не договаривались! — раздражённо произнесла она. — Достал ты меня со своими принципами! У тебя деньги-то есть? Хоть какие-нибудь?!
— Хоть какие-нибудь есть, — буркнул я. — Мне хватит.
— Хватит ему! — продолжила ворчать моя каракатица, впрочем, посмотрев на меня с уважением. — Ладно. Езжай. Вечером созвонимся.
2.
Дизайнерская контора носила название «Дженерал — график» и располагалась на улице Крымова. Я с сомнением глянул на покосившуюся вывеску с двумя отсутствующими буквами и вошёл внутрь. В офисе, а точнее — переделанной двухкомнатной квартире первого этажа стояло несколько конторских столов, протёртый чуть ли ни до дыр кожаный диван и древний пузатый телевизор. Кажется ещё советский.
Пахло свежемолотым кофе, перегаром и почему-то керосином. На стене висел старый, с измочаленными краями, рекламный плакат фильма «Омен».
— Добрый день, — поприветствовал я мрачного лысого мужика, сидящего за столом в углу. Там же (в смысле на столе) стояло несколько открытых пивных бутылок (частью — ополовиненных, частью — ещё целых) и лежала растерзанная вобла. На газетке.
— Хай! — лысый лениво помахал в воздухе рукой. — Ты к кому?
— Я по поводу работы.
Мужик усмехнулся.
— Нам хлеба не надо работу давай? — он перевёл взгляд на бутылки. — Пива хочешь?
Я сглотнул слюну.
— Хочу.
— Держи!
Напиток оказался неожиданно холодным и свежим. После вчерашнего — самое то!
— Фу! — я, наконец, оторвался от горлышка, стёр с губ пену. — Спасибо.
— Алкоголики должны друг другу помогать, — наставительным тоном произнёс незнакомец. Глаза у него, кстати, были мутные. Как у меня.
— Воблу бери.
Я ещё раз поблагодарил, оторвал от рыбной мумии кусочек, зажевал.
— Так как насчёт работы?
— Люди нужны, — неопределённо высказался лысый. — Ты дизайнер?
— Художник.
— О как! — удивился мой собеседник — собутыльник. — А чего рисуешь?
— Всякое разное…. Да вот, — я достал из кармана айфон, нашёл папку с рисунками. — Посмотрите.
— Ага, — мужик схватил со стола какой-то документ, вытер им руки, после чего взял протянутый телефон и принялся листать файлы.
— Умеешь, — наконец сказал он, возвращая мне гаджет. — Фантазия есть.
— Стараюсь….
Лысый схватил бутылку, хлебнул.
— И ты хочешь у нас работать?
— Хочу.
— Дизайнером?
— Да.
— А ты знаешь, чем мы занимаемся?
— Ну… — я неуверенно обвёл глазами помещение, — наружной рекламой…. Наверное.
— Хернёй мы занимаемся! — неожиданно рявкнул мужик. — Всяких психов рекламируем.
— Каких психов?! — не понял я.
— Долбанутых на всю голову! Вот, неделю назад заказ поступил…. — сейчас, — он покопался в груде бумажек на краю стола, нашёл отпечатанный на принтере листок и протянул мне.
На нём, на фоне горящего камина, был изображён седой дядька лет шестидесяти, в смокинге. В одной руке у него была гитара, во второй — бокал вина. Сверху имела место надпись. Красивыми золотистыми буквами: «Галечке Епифановой от возлюбленного: ты моя, а я твой навеки!».
— И чего? — удивился я. — Обычное дело. Мужик выразил свою, так сказать любовь, через наружную рекламу. Первый раз, что ли?!
— Ага! Мужик! — лысый фыркнул, после чего ткнул пальцем в изображение. — Этот усатый хрен, вовсе не муж этой долбанной Галечки! И даже не любовник! Он её начальник. В какой-то государственной конторе. К тому же примерный семьянин. Плакат же заказал бывший супруг вышеупомянутой Епифанцевой, у которого та, в своё время отжала «мерс».
Я усмехнулся.
— Отомстил?
— Отомстил, — мой собеседник тяжело вздохнул. — И нас подставил по полной. Тут такой ор стоял — мама не горюй! Суды, пресса, телевиденье, — он безнадёжно махнул рукой.
— И что?
— Наложили штраф, мы потом два месяца без зарплаты сидели.
— Бывает, — философски заметил я. — Сегодня — без зарплаты, завтра, глядишь — с зарплатой…
Лысый хохотнул.
— А ты оптимист!
— Оптимистом быть выгодно, — я отхлебнул ещё пива. — Во всех смыслах.
— Точно. Рыбу бери.
Оторвав от усопшей в незапамятные времена рыбки ещё кусочек, я принялся жевать.
— Ладно, — мой собеседник снова махнул рукой. — Если хочешь присоединиться к нашему дурдому, я не возражаю. Кстати, — он протянул мне руку. — Григорий Александрович. Бакланов. Директор всего этого бардака.
— Леонид, — представился я, пожимая потную ладонь.
— А фамилия-отчество? — лысый пододвинул к себе ежедневник, схватился за ручку.
— Леонид Владимирович. Фамилия — Кремлёв.
— О! — он записал и поднял на меня взгляд. — Классное погонялово. С таким хорошо в аппарате Президента работать.
Я скорбно покачал головой.
— Не берут.
Бакланов снова хохотнул, после чего записал мой телефон, захлопнул ежедневник и отпил ещё.
— Зарплаты у нас какие, знаешь?
— Догадываюсь.
— Да ты не переживай, — будущий начальник подмигнул. — Есть ещё премиальные. Как ты, должно быть, догадываешься, налогом не облагаемые.
— Серьёзно? — обрадовался я. — Это хорошо.
Бакланов неожиданно нахмурился.
— Это плохо! Если б не зверские поборы, всем бы было гораздо лучше и проще. Мы бы получали нормальные, белые зарплаты, государство — свою «долю малую», пенсионеры — приличные пенсии, мамашки — пособия, на которые можно не только коробок спичек купить, но и что-нибудь для киндера — молочную смесь там, памперсы…. Вот ты мне скажи, — он сделал несколько глотков, — почему в Рассее — матушке у власти всегда дураки? Так вроде живёшь, с людьми общаешься — все себе на уме, все соображают неплохо, анекдоты прикольные рассказывают…. Почему в Москве-то столько идиотов?! Где они их вообще берут?!
— Специально выращивают. Что бы нам тут жизнь мёдом не казалась.
— Возможно, — с серьёзным видом кивнул Григорий. — Жидо-масоны хреновы.
Я согласился, хотя сам, разумеется, ни в какие теории заговоров не верю. Почему не верю? Да потому что не первый год в России живу. И вообще — на белом свете. И людей знаю.
Есть у меня…. даже не предположение, а твёрдая уверенность: сохранить какой-либо секрет достаточно продолжительное время, скажем больше двадцати — тридцати лет, невозможно в принципе. Поскольку в ЛЮБОМ тайном обществе ОБЯЗАТЕЛЬНО найдётся тот, кто об этом самом обществе кому-нибудь да расскажет. Либо по пьяной лавочке, либо преследуя свои, сугубо эгоистические цели — хапнуть побольше бабла, прорваться во власть, да просто — соблазнить понравившуюся бабу.
Не верю я в законспирированных мудрых бессмертных старцев, правящих миром и время от времени подкрепляющихся кровью христианских младенцев. Дешёвка всё это. Роман в мягкой обложке.
— Ладно! — Бакланов грохнул ладонью по столу и… достал откуда-то снизу (из сумки, кажется), бутылку конька. — По граммульке? — предложил он.
Я махнул рукой.
— Давай!
Тут же на столе возникли две стопочки и бутерброд с колбасой. Мой будущий начальник разлил, мы выпили.
— Во! — Григорий широко улыбнулся. — Считай — познакомились. Но! — он поднял указательный палец. — В рабочее время бухаем в первый и последний раз! После окончания трудов праведных, хоть укушайся! А на работе ни-ни! Согласен?
— А как же! — подтвердил я, окончательно приходя в хорошее настроение. — Пьянству — бой!
— И гёрл! — добавил Бакланов, снова разливая.
— Всё! — я поднял ладонь. — Эта — последняя. Мне ещё в одно место заехать надо — холсты купить.
— На фига?
— Рисовать буду. То есть писать. Маслом.
— Давай-давай, — поддержал он. — У тебя получается.
— Кстати, мне когда на работу выходить?
— А вот завтра и выходи, — Григорий хмыкнул. — Часам к десяти подгребай, сразу тебя и оформим.
— И трудовую брать?
— Бери. Ну и паспорт заодно. Только сегодня много не бухай. У нас заказ висит срочный — для ДК. Туда и поедешь.
3.
Нужную мне «хрущобу» на Великоламке я нашёл с трудом. Но не потому что выпил, а потому что номера на домах привычно отсутствовали. Местные аборигены (в основном — праздношатающиеся бабки) показывали то в одну, то в другую сторону, мамашки с колясками сразу начинали с подозрением принюхиваться и даже местный сантехник ничем мне не смог помочь. Поскольку, будучи пьяным, плохо ориентировался в пространстве. Наконец, выбивающий ковры мужик ткнул пластмассовой, ещё «совковой» выбивалкой в грязноватую пятиэтажку.
— А вон он, твой дом. На нём номер был, но потом всё проржавело и отвалилось.
Он подумал и добавил:
— Лет пятнадцать назад.
Поблагодарив, я нашёл нужное парадное (получилось — третье слева) и набрал на домофоне номер требуемой квартиры — 37.
Раздалось электронное пиликанье, а потом из динамика — сиплый бас:
— Кто там?
— По объявлению, — ответил я. — Насчёт картин. Помните, мы созванивались?
— Заходите, — пробасил домофон, замок щёлкнул и я потопал вверх по лестнице.
На третьем этаже одна из дверей оказалась приоткрытой, а из щели выглядывала жуткая рожа с растрёпанными седыми волосами, кривой челюстью и бородавкой на щеке.
— Здрасьте, — кивнул я. — Можно?
— Можно, — бабка шмыгнула носом и отошла в сторону, пропуская меня в прихожую.
При ближайшем рассмотрении пенсионерка — божий одуванчик оказалась выше меня чуть ли ни на голову, с мощными руками и тапочками пятидесятого размера на ногах. Одета она была в вязанную кофту и чёрную юбку — всю в кошачьей шерсти.
— А деньги у вас с собой? — ревниво поинтересовалась она, окидывая меня взглядом.
— С собой, — подтвердил я, похлопав себя по карману.
— Ну, хорошо, проходите. Ботинки можете не снимать.
Мы переместились в комнату, плотно заставленную древней, ещё советской мебелью и заваленную всяким хламом. На тумбочке, возле телевизора сидел огромный серый кот, злобно на меня поглядывая.
— Достаньте пакет, — бабка ткнула пальцем в один из углов комнаты. — Холсты там. Да сами увидите.
Я, с позволения хозяйки квартиры, отодвинул в сторону швейную машинку, с валяющимся на ней огромным пакетом с катушками разноцветных ниток, потом — стул, невидимый из-за сваленной на спинку одежды, две большие картонные коробки, покрытые толстым слоем пыли, уродливую пластмассовую ёлку, целлофановый мешок, набитый непонятными пластиковыми штучками и, наконец, выудил из-под двух толстых кусков фанеры пакет с картинами.
— Вытаскивайте сюда! — распорядилась бабка, показывая взглядом на относительно свободное место в центре комнаты.
Холсты и вправду оказались неплохими. Причём большинство — действительно, ни разу не использовались. Таких было штук шесть, ещё три — с карандашными набросками, один — с начатой было, но так и не оконченной картиной — кусок неба с церковным куполом в верхнем левом углу.
— Эх! — бабка провела по несостоявшемуся пейзажу рукой. — Попытался Генрих Романович, под конец жизни в другую сторону податься, да так не дошёл. Интересно, что бы было, если бы дошёл?
Она неожиданно смахнула с глаз слёзы, всхлипнула, после чего, вытащила из кармана кофты платок и громко высморкалась. Словно слон в джунглях протрубил.
— Ну, чего? — хозяйка квартиры перевела взгляд на меня. — Устраивает?
— Вполне! — кивнул я обрадовано. — Очень хорошие холсты! И на подрамники натянуты!
— Генрих Романович Панагеев любил порядок, — согласилась она. — Во всём. Жалко только у себя в голове бардак устроил.
Не зная, как на это среагировать, я промолчал.
— И царство ему небесное! — старуха истово перекрестилась, потом немного подумала и добавила: — Ну, или геенна огненная. Там, в конце концов, тоже люди живут. В смысле — мучаются. Бедолаги.
Я вытащил из кармана заранее оговоренную, ещё во время телефонного разговора, сумму, передал хозяйке.
При виде заветных бумажек, она тут же перестала скорбеть по подавшемуся не в ту сторону Генриху Романовичу и пришла в хорошее настроение.
— А вы тоже художник?
— Так, — я в приступе скромности потупил взгляд, — балуюсь.
— Это хорошо! — старуха кивнула. — А хотите, я вам покажу работы моего мужа?
«Ёпрст! Ну, почему я не сказал, что покупаю холсты в подарок любимому племяннику? Или любимому дедушке?».
Пришлось изображать энтузиазм. Ей Богу, воспитанность меня когда-нибудь точно — погубит!
— Конечно!
Мы снова вышли в прихожую, и хозяйка квартиры открыла дверь в другую комнату, всю, с потолка до пола, увешанную картинами.
— Вот, — произнесла старуха, щёлкая выключателем. — Работы Генриха Романовича.
Я обвёл стены взглядом.
М-да. Такого я ещё не видел. На меня будто рухнул кусок материализовавшейся тьмы. С лицами, из этой самой тьмы, выглядывающими. Жуткими, уродливыми, тоскливыми. Трудно было сказать — мужчин изображал художник? Женщин? Стариков? Детей?
Белая, изъеденная язвами кожа, огромные, полные ужаса глаза, сомкнутые губы, изломанные, тонущие во мраке, тела.
Вот, собственно и всё. Штук пятьдесят, если не больше, картин, и на всех — одно и то же в разных вариациях: чернота, бледные лица, да извивающиеся в бесконечной пляске фигуры не то лагерных доходяг, не то — мертвецов.
Правда, нарисовано было и вправду хорошо.
Что ещё меня удивило: в этой комнате совсем не было мебели. Даже стульев. Словно тут устроили мемориал.
— Ну, как? — поинтересовалась хозяйка квартиры. — Впечатляет?
— Более чем! — пробормотал я. Вполне искренне.
— Знаете, — сказала она, проходя в центр комнаты, — далеко не все на эти картины могут смотреть спокойно. Вот, скажем, племянник мой. Мужику уже далеко за сорок, в областной администрации работает, на ответственной должности, а в гости ко мне приходит, и бегом — в гостиную. Только бы побыстрей мимо этой двери проскочить.
— Наверное, он этих картин в детстве испугался? — высказал предположение я.
— Да! — старуха с ностальгической улыбкой кивнула, словно рассказывала о милых детских проделках будущего «слуги народа». — До сих пор сюда заходить боится.
«Мне, скорее всего, тоже было бы не по себе» — прикинул я, впрочем, озвучивать эту мысль не стал.
Ещё раз обвёл глазами комнату и неожиданно заметил стоящие у окна, прямо на полу, три холста, написанные совсем в другом стиле. Настолько не похожим на развешанный по стенам экспрессионизм, что я волей-неволей шагнул вперёд и принялся их внимательно разглядывать.
Это были стилизованные под живопись восемнадцатого — девятнадцатого веков, портреты. Классические портреты — мягкие полутона, безупречная работа кистью, на заднем плане — скорее угадываемые, чем написанные, пейзажи.
И ещё. Если чёрно — белую живопись на стенах обрамляли скромные, в основном — тёмные рамки, то эти работы венчал широкий, с фальшивой позолотой, багет. Уже потемневший от времени.
— Тоже работы вашего мужа? — спросил я, опускаясь на корточки, дабы получше разглядеть картины.
— Тоже, — каким-то странным, не особо приветливым голосом, подтвердила старуха.
Я вгляделся в искусно прописанные художником лица, и мне вдруг сделалось не по себе. Трудно сказать, в чём тут было дело. Вроде — никакого экстрима, а тем более — экспрессии, все пропорции соблюдены, свет падает правильно, тени ложатся туда, куда им и положено, цвета естественные, полутона безупречные.
И всё же….
Я наклонился к холстам поближе.
На первом был изображён мужчина лет пятидесяти с бульдожьими щеками, толстыми, явно — слюнявыми губами, узким лбом и настороженно выглядывающими из глубоких глазниц маленькими водянистыми глазками. Тройной подбородок почти скрывал под собой воротник белой рубахи и тёмный галстук. Зато был хорошо виден безупречный костюм с каким-то официальным значком на лацкане. Кажется — с депутатским.
На следующем портрете загадочный Генрих Романович запечатлел хищного типа с костлявым, тем не менее, красивым лицом. Густые чёрные волосы с благородной сединой на висках, чуть кривоватый рот, волевой, выпирающий вперёд подбородок, пронзительный взгляд угольно — чёрных глаз.… Вместо официального костюма — красная водолазка и кожаная куртка.
С третьего холста на меня уставился очкарик со столь отвратительной физиономией, что ещё чуть-чуть, и его смело можно бы было считать уродом. Жидкие рыжие пряди, прилипшие к потному лбу, бесформенный, усыпанный веснушками нос, полураскрытый рот.
Я оглянулся на хозяйку.
— А это кто? Начальники какие?
Старуха помолчала, затем мрачно подтвердила:
— Начальники, да.
— Ваш муж их на заказ писал?
— На заказ.
— За деньги или по дружбе?
— Не знаю. Он мне ничего не говорил.
Я задумался.
«Если эти картины заказные, то почему заказчик…. ну, или заказчики их не забрали? Хорошо ведь нарисовано, даже здорово! Может дело в том, что здесь всё без прикрас? Никакого гламура, заглаженных морщин и откорректированных лысин?».
— Ваш муж давно умер? — я повернулся к старухе.
— В прошлом году, — она вздохнула.
— Простите, — спохватившись, пробормотал я.
— Да ничего! — хозяйка квартиры отмахнулась. — Все там будем.
— Будем! — оптимистично подтвердил я, вспомнив, тем не менее, присказку одного моего знакомого: «он был настолько крут, что когда слышал фразу «всем там будем», упрямо выпячивал челюсть и бурчал: «ну, это мы ещё посмотрим».
— А больше холстов на продажу нет?
— Увы, — та помотала головой. — Хорошо хоть я эти-то не выкинула.
— Да, хорошо.
Из подъезда я выбрался, крепко держа в руках перевязанный бечёвкой свёрток. Спустившись со ступеней, аккуратно поставил его на землю, закурил.
Что-то меня тревожило, никак не отпускало, что-то мешало радоваться удачной сделке, дескать, молодец — не поленился, позвонил — съездил.
И через пару затяжек, я понял, что именно.
Эти чёртовы портреты.
Изображённые на них, далеко не самые приятные лица, по-прежнему стояли перед моим мысленным взором, вызывая не самые приятные ощущения. Не то брезгливость, не то отвращение. Словно нечаянно коснулся рукой чего-то холодного, склизкого.
«Вот хлябь его твердь!» — я помотал головой, прогоняя наваждение, выкинул окурок и, перехватив пакет поудобнее, двинулся к остановке.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Брак по расчёту» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других