1. Книги
  2. Стратегический менеджмент
  3. Михаил Кушнир

О школе с цифрой в голове

Михаил Кушнир (2024)
Обложка книги

Никогда не видел коллег-учителей, которые были бы поглощены исключительно поисками сценариев для завтрашнего урока в условном 10Г — любой готов обсудить глобальные проблемы и перспективы образования. Родители и вовсе, если не о своем конкретном чаде, то о глобальных стратегиях в образовании. Поэтому скорблю о тех противниках цифры в школе, которых распугало название. Не цифра важна или неважна, а те проблемы школы, которые цифра может решать успешнее, чем без нее. Знакомый гуманитарий, который часто и довольно резко критикует и цифру, и школу (да и многое другое), очень ловко орудует цифровыми инструментами, ибо важен не факт применения цифры, а направленность мышления: на человека или на «железо». В дискуссиях с ним мы придумали новое понятие «технофриния» для обозначения психологии технократа или технократического мышления, в котором приоритет технический, а не человеческий. Надеюсь, у честного и внимательного читателя не будет оснований обвинить меня в технофринии.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «О школе с цифрой в голове» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Никогда не видел коллег-учителей, которые были бы поглощены исключительно поисками сценариев для завтрашнего урока в условном 10Г — любой готов обсудить глобальные проблемы и перспективы образования. Родители и вовсе, если не о своем конкретном чаде, то о глобальных стратегиях в образовании. Поэтому скорблю о тех противниках цифры в школе, которых распугало название. Не цифра важна или неважна, а те проблемы школы, которые цифра может решать успешнее, чем без нее. Мой близкий знакомый гуманитарий, который часто и довольно резко критикует и цифру, и школу (да и многое другое), очень ловко орудует цифровыми инструментами, ибо важен не факт применения цифры, а направленность мышления: на человека или на «железо». В дискуссиях с ним мы придумали новое понятие «технофриния» для обозначения психологии технократа или технократического мышления, в котором приоритет технический, а не человеческий. Надеюсь, у честного и внимательного читателя не будет оснований обвинить меня в технофринии.

Кому и зачем?

Эти вопросы возникли у меня ближе к концу работы над текстом, хотя сначала все казалось самоочевидным: дескать, «разуйте глаза». Но я не оракул, да и люди не любят резких движений. Не всем интересно задумываться о стратегиях изменения сферы образования. Скорее наоборот — она очень консервативна. Пожалуй, только пенитенциарная система и армия могут посоревноваться в этом. С другой стороны, армию уже встряхнули, заключенным прикидывают новый дресс-код, в высшем образовании эксперименты идут вовсю…

Мой опус адресован тем, у кого закрались сомнения в адекватности системы образования современным запросам общества — тем, кому такие сомнения и возможные пути-стратегии развития системы образования интересно обсудить. Собрал мысли из разрозненных публикаций и докладов на конференциях — это позволило в качестве иллюстраций использовать слайды презентаций.

Я давно воюю за то, чтобы цифра разгружала школу от наиболее формальных и трудоемких задач. А по факту получается, что новые цифровые подходы вносят дополнительные нагрузки на школу, которых раньше в бумажной эпохе даже не предполагалось. Стоит ли при этом удивляться, что учитель стойко сопротивлялся попыткам внедрить цифру в школу на протяжении 35 лет, считая с 1985 года? И только пульсирующий на протяжении 2-х лет карантин по COVID резко изменил цифровой расклад в школе. Хотя разгрузки учителю так и не видно. Скорее, наоборот. Даже очевидно идиотские нормы типа правил ведения сайтов школ не просто остаются незыблемыми, а корректируются эпизодически, т.е. осмысленно.

Делать фундаментальный «кирпич» показалось слишком утомительным для себя и слишком отпугивающим для других: пока нет уверенности в востребованности моих соображений для иной нормативной регуляции реальной школьной жизни, нет смысла в фундаментализме. Возможно, в наш стремительный неоднозначный век в нем больше нет смысла и вовсе — но это тоже слишком фундаментальное утверждение, поэтому отнесемся к нему не менее легко.

Посему я постарался, наоборот, пунктирно изложить несколько смежных идей по полезному использованию цифры в школе. Кто заинтересуется, может углубиться по ссылкам в тексте — на моих сетевых ресурсах все доступно. Переназначенный в 2024 году министр просвещения пообещал новую стратегию развития до 2035 года — это можно рассматривать как индикатор востребованности реальной властью изложенных здесь соображений. В смысле, примут во внимание или нет?

ВК-сообщество1 «Конкаст про образование» доступно для контакта с автором. При наличии желающих можно обсудить текст в формате чата, вебинара или любого иного современного формата по согласованию.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «О школе с цифрой в голове» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

ВК-сообщество «Конкаст про образование» https://vk.com/concastador

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я