1. книги
  2. Культурология
  3. Михаил Чулков

АБеВеГа русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных обрядов

Михаил Чулков (1786)
Обложка книги

Это уникальное исследование было написано более 200 лет тому назад и с той поры не переиздавалось. Работа великого русского писателя, легла в основу всей будущей русской этнографии и стала краеугольным камнем исследований такого сложнейшего пласта русской культуры, как славянское язычество, но оказалась погребенной в тайниках спецхрана.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «АБеВеГа русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных обрядов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

А

Абысс

— так называется у татар школьный учитель.

Ава-Юмон

— под этим именем черемисы[1] признают супругу их первенствующего бога и первостатейную богиню.

Агир

— так называется гирька, имеющаяся в курде, особенной машинке, которую калмыцкие попы получают от ламы и во время молитвы ее употребляют. См. Вера.

Аграфенин день

— 23 июня церковь празднует память, святой мученицы Агриппины, которая в простом народе прозвана Купальницей по следующей причине. Древние славяне признавали идола Купало богом плодов и праздновали его дни 23 и 24 июня. Разложив огонь, они совершали перед ним различные игрища, и пляски, перескакивая через него и припевая часто имя Купалово, за что ожидали в тот год изобилия плодов, что и между нынешними христианами во многих деревнях осталось; а потому Святая Агриппина всеми простолюдинами и называется «купальницей» — от идола Купало. К числу языческих святых мест принадлежит и находящаяся по Рижской дороге в десяти верстах от Санкт-Петербурга липа, ветви которой переплелись с отростками ближайших деревьев, так что составляют природную беседку, в которой и государь император Петр Великий ради приятности ее неоднократно изволил иметь свое пребывание. На этом месте собираются ижорки накануне Иванова дня, то есть в Аграфенин день, и препровождают с пением и воплями всю ночь при великом огне; а напоследок сжигают белого петуха, совершая при этом много скачки, плясок и прочего.

Агун

— это слово арабское, которым сибирские татары называют настоятеля своего духовенства.

Адамова голова

— так называется трава, которой окуривают пленицы или силки, которыми ловят диких уток, но это окуривание должно производиться в Великой Четверг, а иначе, но мнению суеверов, окуривание это будет не действительно, и силки не будут ловки.

Адугар

— Джа или Джа-Адугар, так у киргизов называются колдуньи. См. Ворожеи.

Агрискон

— так некрещеные чуваши называют день недели, который у них есть пятница, а нашего воскресенья они не чтут, этот же день они проводят в праздности и пировании.

Аилекас Яувра

— лопари[2] так называют все те озера, которые они почитают святыми; и во всех таких местах стоят освященные деревья, на которых видны разные лопарями начертанные виды, перед которыми стоят жертвенники. См. Вера.

Айха-Дгани

— калмыцкое божество, жилище коего полагают в преисподней; от сего божества, разрушатся их огненные Галаты. См. Вера.

Ажушок или Ажулунач

— идол всех камчадалов[3]; вообще его изображают столбиком с обделанной верхушкой наподобие человеческой головы. Ставится он в юрте над домашней посудой и почитается за караульщика, отгоняющего от юрты злых духов за что и кормят его камчадалы каждый день, мажут ему голову и рожу вареной сараной[4] или рыбой.

Алане

— славянский народ[5], не имевший ни богов, ни храмов, ни жрецов, но, вынув саблю из ножен и вонзив ее в землю, поклонялся ей, как богу, которого мнили правителем всех тех мест, в которых они воевали. Некоторые из этого народа предсказывали будущее, складывая и разбирая в определенное время прутики с наговариванием и соблюдением различных торжественных обрядов.

Албаст

— так вотяки[6] называли дедушку-домового, который по их мнению живет в пустых избах, деревнях и банях. См. Домовой.

Алган-Голи

— калмыцкая адская шнурованная книга, в которую записывают все содеянное калмыками, и по которой они бывают судимы Ирлик-ханом, то есть их адским судьей. См. Вера.

Алган-Таки или Таки-Алган

— так у башкиров называется торжество, которое бывает перед свадьбой; бабы и девки заводят между собой спор о невесте, однако первые одерживают верх и, взяв первенство и преимущество у вторых, выводят в некотором месте у невесты волосы.

Алида

— так вотяки называют лешего, и уверяют, что он имеет одну только ногу и ту наизворот, один большой глаз и превеликую титьку, которую втискивает людям в рот, и тем их удушает. См. Леший.

Амидаба

— так калмыки называют одного из своих бурханов, который обладает двухтысячным небом, и такое множество воображают себе раёв, что и перечесть трудно; ибо каждому бурхану приписывают особое небо, в котором он водворяется с душами праведных, а бурханов полагают необъятное число. См. Вера.

Амлея

— бог камчадальский, сын Утужил Кутхи. См. Вера.

Анга-Соарен

— так у черемисов называется праздник, который они справляют перед распахиванием земли. См. Вера.

Антара

— так по преданию калмыков называется четвертная всесветная река, в коей определяют они все четыре реки. См. Вера.

Антихрист

— противник Христу. Раскольники утверждают, что Антихрист воцарился уже мысленно в то самое время, как началось в Москве исправление книжное, и будто бы Москва есть Вавилон и престол Антихристова царства и уже настало время второго пришествия Христа, для чего некоторые, зажигая свечу, молятся ночью всегда до пения петухов, ожидая страшного суда и тогда уже спать ложатся.

Аху-Галап

— так у калмыков называется первенствующий галап, то есть век или эпоха от сотворения мира. См. Вера.

Ачускай-Пас

— под этим именем мордва почитает некоторого идола, коему приносят в жертву рыжую корову.

Ая-Итор

— лопари почитают этого идола богом грома и грозы. См. Вера.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «АБеВеГа русских суеверий, идолопоклоннических жертвоприношений, свадебных обрядов» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

В наши дни эта народность именуется марийцами (коренное население Республики Мари-Эл) (Прим. ред.).

2

Лопари, лапландцы (самоназвание — саами), народ, проживающий в северных районах Норвегии (30 тыс. человек, 1992), Швеции (15 тыс. человек), Финляндии (5 тыс. человек) и Российской Федерации (2 тыс. человек). Язык саамский. (Прим. ред.).

3

Камчадалы — в XVIII в. наименование коренного населения Камчатки — ительменов; позднее — потомков ительменов, коряков и чуванцев, слившихся с русскими, и потомков русских переселенцев XVIII–XIX вв. (Прим. ред.).

4

Сарана — малоупотребительное название одного вида лилии, Lilium Martagon, a также видов Asphodelus и других лилейных. (Прим. ред).

5

Аланы — ираноязычные племена сарматского происхождения. С 1 в. жили в Приазовье и Предкавказье. Часть аланов участвовала в Великом переселении народов. Кавказские аланы (по-русски ясы) — предки осетин. (Прим. ред.).

6

Вотяки — устаревшее наименование удмуртов. (Прим. ред.).

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я