Не относись к притче пренебрежительно. Подобно тому, как при свете грошовой свечки отыскивается оброненный золотой или жемчужина, так с помощью притчи познается истина.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мудрецы Талмуда. Сборник сказаний, притч, изречений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
РАБИ СИМЕОН БЕН ШЕТАХ
Весь мир оставался пораженным совершен — ной Яннаем[1] казнью законоучителей, пока не явился р. Симеон бен Шетах, возвративший Торе ее исконное величие.
(Кид., 66)
Во времена Симеона бен Шетаха явились триста назареев для совершения девятисот жертвоприношений.[2] Найдя законным полуторастам из них дать отпущение без жертвоприношения, р. Симеон обратился к царю Яннаю и сказал:
— Триста назареев пришли для совершения девятисот жертвоприношений, но у них не на что купить жертвенных животных. Государь, дай ты половину стоимости, и я дам половину, и тогда они совершат жертвоприношения.
Царь Яннай дал половину стоимости, и жертвоприношения совершились. Донесли Яннаю на р. Симеона:
— Да будет ведомо тебе, что все жертвенные животные были куплены на деньги, данные тобою. Симеон же не потратил ничего.
Разгневался царь Яннай, а р. Симеон, узнав о том, устрашился и бежал. Через некоторое время был пир у царя Янная, и бывшие на том пиру персидские вельможи стали спрашивать:
— Государь, помнится нам, бывал здесь некий старец, который поучал нас божественной мудрости.
Сказал Яннай своей жене, — она же сестра р. Симеона:
— Пошли за ним и приведи его сюда.
— Поклянись, — ответила царица, — что не сделаешь ему никакого зла и (в знак этого) пошли ему свой перстень.
Царь поклялся и послал перстень. Р. Симеон явился.
— Зачем ты бежал? — спросил царь.
— Слышал я, что государь мой, царь, в гневе на меня, и, боясь, чтоб ты не велел казнить меня, я поступил, применив к себе слова Писания: «Укройся лишь на мгновение, пока гнев не пройдет».
— А зачем ты надсмеялся надо мной?
— Упаси Бог, не надсмеялся я над тобою. Ты оказал назареям помощь деньгами, я — властью Закона. Кто казною, кто милостью Божией.
— Отчего же ты не предупредил меня об этом?
— Если бы я предупредил тебя, ты, пожалуй, не дал бы ничего.
Посадил его Яннай между собою и царицей и сказал:
— Видишь, какой почет я тебе оказываю.
— Не ты, — ответил р. Симеон, — а Тора возвеличивает меня, ибо сказано у сына Сирахова: «Лелей ее, и она вознесет тебя и посадит среди вельмож».
(Бер.-Р., 91.; Берах., 48)
Один из царских рабов совершил убийство.
— Привлеките его к суду, — приказал р. Симеон.
Доложили Яннаю:
— Твой раб человека убил.
Поставил царь убийцу на суд. Послали судьи сказать царю:
— Явись и ты, — этого требует закон.
Когда царь явился, поставили кресло для него рядом с креслом р. Симеона, и царь сел. Видя это, р. Симеон сказал:
— Царь Яннай! Встань и выслушай показания против тебя,[3] ибо сказано: «Пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба».
— Я сделаю, — возразил царь, — не так, как говоришь ты, а как товарищи твои скажут.
Обратился р. Симеон к сидящим справа, те уставились глазами в землю; обратился налево — и те уставились глазами в землю.
— Вы размышляете еще, — воскликнул р. Симеон, — как поступить? Пусть же Ведающий помыслы воздаст вам!
В ту же минуту явился архангел Гавриил и поверг судей на землю, грозя умертвить их. Затрепетал царь.
— Встань! — повторил Яннаю р. Симеон. — Не перед нами стоишь ты, но перед Тем, по слову Которого сотворена Вселенная.
Тотчас же встал с места царь Яннай.
(Сан., 19; Тан. Гак., Шофт.)
Р. Симеон вел торговлю льном. Чтоб облегчить ему труд по перевозке товара, ученики купили для него у одного измаилтянина осла. На шее у животного оказалась драгоценная жемчужина. Приходят ученики к р. Симеону и говорят:
— Отныне, учитель, тебе трудиться больше не придется.
— Почему? — спрашивает р. Симеон.
— Мы для тебя купили осла у одного измаилтянина, и на животном оказалась драгоценная жемчужина.
— А знал об этом продавец?
— Нет.
— Идите и отдайте ему жемчужину.
И сказал о р. Симеоне тот измаилтянин:
— Благословен Господь. Бог Симеона бен Шетах!
— А вы, — обратился р. Симеон к ученикам, — варваром считали Симеона бен Шетаха? Услышать слова: «Благословен Господь, Бог иудеев» — для меня дороже всех сокровищ мира.
(Иеруш., Б.-М., 2; Деб.-Р., 3)
Когда Симеон бен Шетах был избран в «Насси»,[4] пришли к нему и сказали:
— В пещере близ Аскалона скрываются восемьдесят колдуний.
В один ненастный день собрал р. Симеон восемьдесят юношей, рослых и сильных, и велел им следовать за собою. Каждому из них он дал по новому кувшину со свернутым в нем чистым плащом. Юноши поставили кувшины опрокинутыми себе на головы, и р. Симеон сказал:
— Когда я крикну по-птичьему, накиньте на себя плащи; крикну вторично — бегите все в пещеру и, схватив каждый по колдунье, поднимите их вверх, ибо таково свойство колдуна: отделишь его от земли — он ничего сделать не может.
Пошел р. Симеон и, став у входа в пещеру, стал звать, выкрикивая:
— Ойим! Ойим!..[5] Отоприте! Один из ваших я.
— А каким образом, — спрашивают колдуньи р. Симеона (также успевшего закутаться в сухой плащ), — ты в дождь сухим остался?
— Я между каплями пробирался, — объяснил р. Симеон.
— А чего ради пришел ты?
— Поучиться и вас поучить. Покажите-ка каждая свое искусство. И вот, поколдовала одна — и серебро в хлеб превратилось. Поколдовала другая — из железа мясо выковалось. Третья — расплавленная медь бульоном закипела. Четвертая — растопленное золото вином заструилось.
— Видишь, — говорят колдуньи, — какой мы тебе пир устроили. А ты что умеешь сделать?
— Вот что: чирикну раз и другой — и явятся восемьдесят женихов, одетых в совершенно сухие плащи, — и будете вы пировать и веселиться с ними.
Чирикнул р. Симеон раз — надели юноши плащи; чирикнул вторично — все сразу появились в пещере.
— Выбирай каждый свою суженую! — крикнул р. Симеон. Схватили юноши колдуний, вынесли их из пещеры и всех повесили.
(Иеруш. Хаг.; Санг., 6; Раши)
Вступились родственники казненных колдуний, и двое из них оговорили сына р. Симеона в преступлении, караемом смертной казнью.
Когда приговоренный был выведен на место казни, он воскликнул:
— Если есть на мне вина в деле этом, пусть казнь послужит мне возмездием. Если же невинен я, пусть смертью своей искуплю все свои прегрешения, а кровь моя падёт на головы ложных доносчиков!
Услыша эти слова, доносчики раскаялись и заявили:
— Мы свидетельствовали ложно.
Вознамерился р. Симеон тут же освободить сына, но тот сказал:
— Отец! Если желаешь, чтобы через тебя пришло спасение,[6] то оставь меня подобно «порогу на попрание».[7]
(Там же)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мудрецы Талмуда. Сборник сказаний, притч, изречений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других