1. Книги
  2. Афоризмы и цитаты

Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения

Группа авторов (2011)
Обложка книги

Книга представляет собой собрание цитат. Вниманию читателя предлагаются афоризмы, изречения, суждения и мнения, касающиеся проблем исполнения и преподавания музыки. Одновременно затрагиваются и другие вопросы, так или иначе сопрягающиеся с основной проблематикой книги. Среди авторов цитат, наряду с музыкантами, можно встретить представителей других творческих специальностей, чьи суждения и мнения могут быть небезынтересными для читателя. Книга адресована музыкантам различных специальностей — педагогам, исполнителям, учащимся, а также всем тем, кто так или иначе сопричастен к музыкальной культуре в широком толковании этого понятия. Материалы книги предназначены для использования в музыкальном учебно-образовательном процессе. Составитель настоящего издания проф. Г. М. Цыпин — автор ряда трудов по проблемам музыкальной педагогики, психологии и исполнительства. Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050601.65 — музыкальное образование. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Индивидуальность и Личность: общее и различное

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Индивидуальность и Личность: общее и различное

Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше выразить свою собственную мысль.

М. Монтень
* * *

Индивидуальностями рождаются, личностями становятся (либо не становятся в силу различных причин и обстоятельств).

Афоризм (широко известный в кругах педагогов и психологов).
* * *

Индивидуальность и индивидуализм — противоположны. Индивидуализм — враг индивидуальности.[4]

Бердяев Н. А.
* * *

…Следует постоянно иметь в виду одно необходимое условие:

у кого жизнь не проложила в душе следа, тот не овладеет языком искусства.[5]

Бузони Ф.
* * *

В звучании она (музыка) становится «проводником индивидуальности», подобно тому, как металл является проводником тепла.[6]

Вальтер Б.
* * *

Разве не сливаются искусство и жизнь так, что немыслимо разграничить их, и слабые стороны человеческого характера становятся слабыми сторонами творческой индивидуальности? (Выделено составителем).[7]

Вальтер Б.
* * *

Только крупная исполнительская личность может понять и раскрыть великое в творчестве другого.[8]

Вальтер Б.
* * *

Только музыкант — это всего лишь полумузыкант.[9]

Вальтер Б.

* * *

«Известный принцип: «Незаменимых людей нет» — справедлив по отношению ко всем областям деятельности кроме художественно-творческой. В самом деле, практика доказала, что рабочего, инженера, врача, организатора, спортсмена, учёного может с большим или меньшим успехом заменить другой, столь же квалифицированный представитель данной профессии. (…) Даже в сфере науки — этой тончайшей и сложнейшей духовной деятельности человека, в которой особенно велика роль индивидуальной одарённости, — личность учёного является в конечном счёте заменимой…Художник в своём творчестве поистине незаменим — никто другой не сделает за него того, что способен сделать лишь он сам. Всякое подлинно художественное произведение столь же неповторимо и незаменимо, как личность его творца, как человеческая жизнь вообще.[10]

Каган М. С.
* * *

Вообще музыка — очень предательская вещь! Никакое другое искусство не выдаёт до такой степени своего жреца-артиста, как она, не обнаруживает с такой поразительной ясностью, насколько интересна его духовная сущность…И этой сущности не скроешь никакой техникой, никакой школой. Потому-то в музыке так много званых и так мало избранных!

Коломийцов В. П.
* * *

Уже 14 дней мой ум и мои пальцы работают как двое каторжников. Гомер, библия, Платон, Локк, Байрон, Гюго, Ламартин, Шатобриан, Бетховен, Бах, Гуммель, Моцарт, Вебер — всё вокруг меня. Я изучаю их, я думаю о них, я проглатываю их с быстротой огня. (…) Ах! Если я не сойду с ума, то ты найдёшь во мне опять художника!…художника, каким он теперь должен быть.[11]

Лист Ф.
* * *

…Чем сильнее проявляется индивидуальность, тем в большей дисциплине она нуждается.[12]

Маркевич И.
* * *

Ошибки и недостатки учеников чаще всего бывают одинаковыми — как в музыкальной, так и в технической сфере. Но положительные качества учеников чаще всего бывают неодинаковыми: они — индивидуальны и в сущности являются принадлежностью каждого ученика…[13]

Мильштейн Я. И.
* * *

Убеждён, что артистическая индивидуальность проявляется не в том, что человек сыграет иначе, чем другие. Не в этом «иначе» суть. Индивидуален в конечном счёте тот, кто умеет быть в искусстве самим собой, — это главное. Кто исполняет музыку согласно своим непосредственным творческим побуждениям, как велит человеку его внутреннее «я». Другими словами, чем больше правды и искренности в игре, тем лучше видна индивидуальность.

Мне, в принципе, не нравится, когда музыкант заставляет слушателей обращать внимание на себя самого: вот, мол, каков я…Скажу больше. Как бы ни был интересен и оригинален сам по себе исполнительский замысел, но если я — как слушатель — замечаю в первую очередь именно его, если ощущаю прежде всего интерпретацию как таковую, — это, по-моему, не очень хорошо. Воспринимать в концертном зале надо всё-таки музыку, а не то, как она «подаётся» артистом, как он трактует её. Когда рядом со мной восхищаются: «Ах, какая интерпретация!», мне это всегда меньше по душе, нежели когда я слышу: «Ах, какая музыка!»[14]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Введение
  • 1. Индивидуальность и Личность: общее и различное

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Н. А. Бердяев. «Смысл творчества». — М., 1989, С. 376.

5

Перевод Г. М. Когана

6

Перевод Н. Аносова

7

Перевод А. Анохиной.

8

Перевод Н. Аносова.

9

Цит. по: Сб. Музыкальное исполнительство, вып. 6, — М., 1970, С. 107.

10

Каган М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. — Л., 1971, С. 414–415. // Комментарий: Между наукой и искусством, как основными видами духовной, творческой деятельности человека, много общего. Но есть и различия. Действительно, не сделай, предположим, учёный «Х» такого-то открытия, оно непременно было бы сделано кем-то другим. Ибо это открытие, если оно сколько-нибудь существенно, представило бы собой объективную закономерность в общей эволюции научного знания: шаг, которого нельзя было бы не сделать идя вперёд; звено, в отсутствии коего не связывалась бы вся цепь. Не Ньютон, так еще кто-нибудь, с большей или меньшей отсрочкой, открыл бы закон всемирного тяготения; не // Фарадей, так кто-нибудь из его безымянных коллег во Франции, Италии или России описал бы явления злектромагнитной индукции и т. д, и т. п. Нельзя обойти в поступательном движении науки — или заменить чем-то подобным, более или менее схожим, — ни одного принципиально важного открытия, не говоря уже об эпохальных, типа периодической системы элементов или теории относительности. // Иное дело — искусство. Разумеется, и оно, если судить с позиций историзма, представляет собой единый, слитный, последовательно развертывающийся процесс. И тут все построено на прочных внутренних взаимосвязях и взаимозависимостях. И всё же — не напиши, скажем, Моцарт (мало ли могло быть тому причин…) «Дон Жуана» или «Свадьбу Фигаро» — этого не сделал бы за него никто другой. Никто, нигде и никогда. Этих произведений просто не оказалось бы в сокровищнице мировой музыки — как не существовало бы «Евгения Онегина», не будь гения Пушкина; как не было бы «Моны Лизы», не родись в 1452 году в Италии Леонардо да Винчи, и т. д. Возможно, где-то, когда-то, волей Случая по-иному сложился бы причудливо-изменчивый калейдоскоп жизненных обстоятельств — причин и следствий, человеческих и творческих судеб. Тогда, быть может, появились бы на свет другие шедевры искусства. Другие — но не эти; здесь суть дела. Ибо в произведении искусства всегда растворена конкретная личность того, кто его создал, что и отличает художественный шедевр от научно закономерности. Что и делает единственным в своём роде, неповторимым каждый такой шедевр, каждое значительное явление в искусстве.

11

Перевод Н. П. Корыхаловой.

12

И. Маркевич. В сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 5. Сост. и ред Г. Эдельмана. — М., 1970, С. 83. Перевод Н. Аносова.

13

Я. И. Мильштейн. В сб.: Вопросы теории и истории исполнительства. — М., 1983, С. 202.

14

Цит. по: Г. М. Цыпин. Психология музыкальной деятельности. — М., 1994, С. 139, 140.

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я