Книга современного исламского ученого Мухаммада Таки Тустари представляет собой подборку мудрых решений, выносимых Повелителем правоверных Али ибн Аби Талибом в различных жизненных ситуациях. Кроме того, данный труд включает в себя ряд изречений и афоризмов Али и других руководителей исламской уммы, касающихся теологических, этических, социальных и других проблем. Представленная книга является первой работой, посвященной описанию гения Али ибн Аби Талиба в области судейства. В ней вы найдете сведения о религиозных постановлениях по спорным вопросам брака, завещания, воровства, клеветы, прелюбодеяния и т. д. Книга предназначена для широкого круга читателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Решение и мудрость Али ибн Абу Талиба предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава первая
В этой главе повествуется о мудрых решениях имама Али (А), вследствие которых виновные стороны признали правду
1. Женщина, отрекшаяся от сына
Один молодой человек взволнованно ходил по улицам Медины и взывал к Аллаху: «О, Справедливый из всех справедливых! Рассуди меня с матерью!»
Умар подошел к нему и спросил: «Молодой человек, почему ты причитаешь, что произошло у вас с матерью?»
Тот ответил: «Женщина, которая меня родила, кормила, вырастила и воспитала, теперь отказывается от меня и говорит, что я не ее сын».
Тогда Умар вызвал к себе женщину и спросил ее: «Что говорит этот человек?»
Женщина произнесла: «Уважаемый халиф! Клянусь Аллахом, Которого человеческий глаз не способен видеть! Клянусь Мухаммадом и его благословенной семьей! Я вовсе не знаю этого человека и не ведаю, к какому роду и племени он принадлежит. Клянусь Аллахом, своими словами он хочет опорочить меня перед моими родственниками, ибо я честная девушка из племени курайшитов и никогда не была замужем».
Тогда халиф спросил у нее: «А есть ли у тебя свидетели?»
«О да!» — отвечала она. В качестве свидетелей женщина пригласила 40 человек из своей родни. Они засвидетельствовали перед Умаром, что молодой человек лжет и тем самым хочет опозорить ее перед людьми.
Тогда Умар приказал своим чиновникам: «Арестуйте этого парня до конца расследования. Если их свидетельство окажется верным, дайте ему восемьдесят ударов плетью».
Затем молодого человека повели в тюрьму. По дороге им встретился Али (А), при виде которого осужденный воззвал: «О двоюродный брат Пророка! Я несправедливо наказан. Помоги мне!» Молодой человек рассказал обо всем, что произошло. Имам Али (А) попросил отвести его обратно к Умару.
Умар же, увидев, что они вернулись, был разгневан: «Я приказал арестовать его и отвести в тюрьму! Почему вы вернулись?»
Стражники ответили: «Али ибн Аби Талиб приказал нам, и мы, зная о твоем распоряжении не уклоняться от его приказов, снова доставили этого человека к тебе».
В это время зашел Али (А) и сказал: «Приведите его мать!»
Когда привели женщину, Али (А) обратился к обвиняемому: «Рассказывай!»
Когда тот повторил все дословно, Али (А) спросил Умара: «Ты позволишь мне быть судьей в этом деле?»
Умар воскликнул: «Хвала Аллаху! Как я могу не позволить? Я от самого Пророка слышал: “Али — самый знающий среди вас!”»
Тогда Имам Али (А) обратился к женщине: «Есть ли у тебя свидетели?»
«Да», — снова ответила она.
И свидетели повторили свои слова.
«Сейчас я вынесу решение, которым Творец всего сущего останется доволен. Этому научил меня мой любимый Пророк (С)», — произнес Имам (А) и затем спросил у женщины: «А есть ли у тебя опекун?»
На что она ответила: «Да, все эти свидетели — мои братья и опекуны».
Потом Имам Али (А) обратился к ее братьям: «Будет ли вами принято мое решение относительно вашей сестры?»
«Да», — ответили все.
Имам (А) заявил: «Призывая в свидетели Аллаха и всех мусульман, присутствующих здесь, я объявляю эту женщину женой этого молодого человека и в качестве приданого отдаю из своей казны 400 дирхамов! Канбар, иди и принеси деньги!»
Канбар принес деньги. Имам (А) передал их юноше: «Отдай эти деньги женщине, веди ее к себе и обязательно приди ко мне после выполнения супружеской обязанности».
Молодой человек передал деньги женщине и приказал: «Встань!»
Но вдруг она взмолилась: «О двоюродный брат Пророка! Ты хочешь сделать меня женой сына! Клянусь, он — мой сын!» Затем она поведала о причине своего поступка: «Братья выдали меня замуж за одного негодяя и мерзавца. Этого мальчика я родила от него. Когда он вырос, братья заставили меня отдалить его от себя. Клянусь Аллахом, что он — мой сын!»
Сказав это, она взяла его за руку и ушла.
Умар остался доволен всем происшедшим и заявил: «Если бы не Али, Умар бы погиб!».[4]
2. Хозяин и слуга
Во времена правления Али (А) один горец совершал паломничество (хадж) со своим слугой. По дороге слуга провинился, и хозяин побил его. Рассерженный наказанием, слуга заявил: «Ты мне не хозяин, это я — твой хозяин, а ты — мой слуга».
Они угрожали друг другу: «Ты, враг Аллаха! Не отказывайся от своих слов до Куфы, там ты предстанешь перед Али!»
Когда они приехали в Куфу, то вместе пошли к Али (А). Хозяин сказал: «О Али! Этот человек — мой слуга, я его наказал за недостойное поведение. Из-за этого он не подчиняется мне и вдобавок объявляет меня своим слугой».
Другой заявил: «Клянусь Аллахом, он лжет! Мой отец поручил ему быть моим спутником и обучать меня условиям хаджа. Вместо этого он, чтобы завладеть моим богатством, объявляет меня своим слугой».
Имам (А) приказал им: «Ступайте, придите к согласию, а утром поведаете мне правду!»
Рано утром Али (А) велел Канбару: «Сделай два отверстия в стене». А сам приступил к утренней молитве и продолжал ее до тех пор, пока свет не поднялся над горизонтом на величину стрелы. Когда пришли истцы, он молился. Люди, собравшиеся вокруг, судачили: «Сегодня Али попал в такое трудное положение, что не сможет вынести решение».
Имам (А) же, завершив молитву, обратился к истцам: «Что скажете?»
И каждый из них, как и в прошлый раз, поклялся в том, что именно он — хозяин.
Тогда Имам (А) приказал: «Встаньте, я знаю, что один из вас лжет! Суньте головы в эти отверстия!» Потом обратился к Канбару: «Неси меч Пророка! Я отрублю голову слуге».
Услышав это, один из них задрожал и отошел от отверстия, а другой не тронулся с места. Али (А) спросил у слуги: «Разве ты не хозяин?»
Он ответил: «Нет, я его слуга, но он унизил меня, поэтому я стал вести себя таким образом».
После этого Имам (А) взял у хозяина письменное обязательство о том, что тот не будет больше унижать слугу и только потом передал того в его распоряжение.[5]
Было бы уместным привести здесь схожий случай, рассказанный Шейхом Кулайни, Садуком и Туси об Имаме Садике (А).
Рассказчик говорит: «Я был в Аль-масджид аль-хараме.[6] Один человек попросил помощи у халифа Мансура из династии Аббасидов. Во время тавафа[7] мужчина сказал ему: «О халиф, эти два человека вызвали моего брата ночью, и он больше не вернулся. Клянусь Аллахом, я не знаю, что они сделали с ним, потому что никто его с тех пор не видел и не знает, где он»».
Мансур сказал им: «Завтра, как прочтем послеполуденную молитву, соберитесь здесь, я рассмотрю ваше дело».
Конфликтующие стороны собрались в назначенный час и стали ждать с нетерпением. По случайности Имам Садик (А) тоже был там.
Мансур, обратившись к Имаму (А), попросил: «Джафар, будь судьей в этом деле». Но Имам Садик (А) вежливо отклонил его просьбу. Мансур настоял и попросил во имя Аллаха вынести решение по этому делу. И тогда Имам (А) согласился.
Для Имама (А) разложили настил, сплетенный из камыша. Он сел, представители спорящих сторон расположились перед ним. Затем Имам Садик (А) обратился к истцу: «В чем состоит твоя жалоба?»
Истец сказал: «Эти двое вызвали ночью моего брата, и он не вернулся домой. Я не знаю, что с ним случилось».
Имам (А) спросил у ответчиков: «А вы что скажете?»
Они сказали: «Мы вызвали его брата, чтобы поговорить, а потом он вернулся домой».
Имам (А) обратился к мужчине, стоявшему рядом: «Пиши! Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Пророк (С) сказал: «Тот, кто вызовет человека ночью из дома, несет ответственность до тех пор, пока не приведет свидетеля его возвращения». Слуга, уведи их и отруби им головы!»
Один из ответчиков воскликнул: «О потомок Пророка! Клянусь Аллахом, я его не убивал. Я только схватил его, а этот убил».
Имам Садик (А) повелел: «Я, потомок Пророка, приказываю отпустить этого человека, а другого казнить!»
Осужденный на смерть мужчина сказал: «Клянусь, я его не пытал. Я его убил одним ударом меча».
Таким образом был найден убийца, и Имам Садик (А) распорядился, чтобы брат убитого отомстил убийце, а в отношении другого виновного приказал: «Второго посадите в тюрьму пожизненно и давайте ему 50 ударов плетью каждый год».[8]
3. Две матери одного мальчика
В период правления Умара две женщины стали спорить из-за одного ребенка, и каждая заявляла, что мальчик — ее сын. Об этом поведали Умару, но он не смог вынести какого-либо решения, поэтому вызвал Имама Али (А). Имам (А) позвал женщин и стал увещевать их, но ничего не подействовало.
Тогда Имам (А) приказал принести пилу. Женщины спросили: «О Али, что ты будешь делать этой пилой?»
«Я распилю ребенка на две части, чтобы поделить его между вами», — ответил Имам (А).
Услышав это, одна из женщин даже не вздрогнула, но другая вскрикнула, заплакала и стала умолять: «О Аллах! О отец Хасана! Если прикажешь его разделить, я отказываюсь от своего права, мне не вынести его смерти!»
Имам (А) сказал: «Аллах Велик! Этот ребенок твой. Если бы он был сыном другой женщины, она поступила бы так же и не согласилась бы с моим решением».
Вторая женщина признала свою вину и взяла свои слова обратно.
Вердикт Имама (А) очень обрадовал Умара, и тот помолился за него.[9]
В книге «‘Азкийа» ибн Джаузи пишет: «Один человек купил служанку. После торга, обнаружив ее тугодумство, он захотел аннулировать контракт. Однако продавец не соглашался. Об этом конфликте поведали Али (А).
Али (А), рассмотрев служанку, спросил: «Какая из твоих ног длиннее?»
«Вот эта», — ответила она.
«А помнишь ли ты ночь своего рождения?», — спросил Али (А).
«Да», — сказала служанка.
После этого Али (А) обратился к покупателю: «Верни ее!»
Некий человек оставил товар на сбережение у одного мужчины. Через некоторое время он пришел за своим товаром. Однако тот мужчина стал отказываться и не отдавал то, что хранил у себя, хозяину. Об этом рассказали Али (А).
Истец заявил: «Я оставил свой товар у этого человека».
Али (А) спросил: «А находился ли кто-нибудь тогда рядом с тобой?»
На что последовал ответ: «Я отдал товар в одном месте, но в то время там никого не было».
«А вообще рядом хоть что-нибудь было?» — спросил судья.
«Это случилось под деревом», — ответил истец.
Тогда Али (А) порекомендовал ему: «Иди туда и осмотрись. Возможно, ты спрятал свой товар там и позабыл, а увидев дерево, все вспомнишь».
После того как он ушел, Али (А) обратился ко второму: «А ты пока здесь подожди его возвращения», — а сам стал заниматься другими судебными делами. Через некоторое время он снова обратился к нему: «Как по-твоему, он дошел до того дерева или нет?»
«Нет еще», — ответил ожидающий.
Тогда Али (А) воскликнул: «О ты, враг Аллаха! О ты, вероломный!»
И мужчина признал свою вину: «Прости меня!»
«Да простит тебя Аллах!» — ответил Али (А).
Он распорядился задержать мужчину до возвращения истца, а когда тот вернулся, радостно сообщил ему: «Этот человек признался, получай свой товар обратно!».[10]
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Решение и мудрость Али ибн Абу Талиба предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других