Книга «Исцеление иконами» представляет собой уникальное пособие для тех, кто верует в чудесные исцеления, которые дарует Господь. Данное издание содержит подробное описание самых известных чудотворных икон, а также молитвы к ним. Здесь вы найдете описание удивительных исцелений с помощью икон, узнаете, почему иконы плачут и как происходит лечение с помощью миро. Помимо этого, книга содержит полезные рекомендации, помогающие правильно подготовиться к молитве перед чудотворной иконой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Исцеление иконами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2. Самые известные чудотворные иконы
Чудотворные иконы одарены особой благодатной силой, помогающей страждущим в их молитвах к первообразу, награждающей их чудотворением и исцелением. Чудотворные иконы оберегаются с повышенной радетельной скрупулезностью. Испокон веков на Руси киконам относились с глубоким духовным почтением и надеялись на них как на заступниц и хранительниц земли Русской от врагов и невзгод. Чудотворная икона являет собой отклик в скорби и радости православного верующего. Принимая освящение, икона становится благодатной, поэтому каждая икона способна обрести чудотворность. Основные чудотворные иконы: иконы Господа Иисуса Христа, иконы Божией Матери — Пресвятой Девы Марии, иконы Святой Троицы, иконы ангелов, исполнителей воли Божьей.
Первая икона Спасителя, Нерукотворный Спас, по преданию, была явлена во время Его земной жизни. Об истории происхождения Нерукотворного Спаса говорится в текстах служб Нерукотворному Спасу 16 августа, например в стихире на утрене четыре гласа: «Ко Авгарю богоначертанна письмена послав, просящему спасения и здравие сему еже от подобия Твоего зрака божественного». Плато с запечатленным на нем образом Христовом долго хранилось в Едессе, его почитание было распространено на всем Востоке. В 944 г. византийские императоры Константин Багрянородный и Роман I выкупили Нерукотворный образ у Едессы. Икону перенесли в Константинополь и установили в соборе Богоматери, называемом Фарос. В 1204 г. Константинополь был разгромлен, и следы Нерукотворного образа затерялись. С иконы были написаны списки. В ризнице собора города Лан, во Франции, хранится чудотворная икона Нерукотворного Спаса. Эта икона датирована XII в., написана балканскими иконописцами.
Чудотворная сила образа иконы Нерукотворного Спаса безгранична, и исцеление даруется всякому верующему, усердно взывающему о помощи.
Особенное почитание Богородицы не случайно, так как иконы, отображающие образ Богородицы, явили миру наибольшее количество чудотворений и исцелений, поэтому в сердцах всех православных верующих, которые обращаются к Ней с молитвами, она является Покровительницей и Заступницей перед Господом.
В каждом храме икона Богоматери почитается величайшей святыней. С давних пор Она прославляется как Покровительница, Спасительница, Помощница, величайшая Всесвятая Заступница, Защитница Небесная, Утешение скорбящих и плачущих, Ходатаица всех верующих перед Богом. За все Ее чудотворство в церковном календаре отведено большое число дней для особого почитания и празднования икон Богоматери. Весь православный мир может почитать и лицезреть иконы Богоматери, так как огромное количество чудотворных икон разбросано по всему миру. Многообразие икон Богоматери связано с местами их явления и чудесами, с ними происходившими. Согласно повествованию Киево-Печерского патерика желанием Богоматери было пребывать на Руси, для этого потребовала воздвигнуть Успенский собор Киево-Печерской лавры. Она оберегала и спасала свой дом в горестные годы от неминуемой гибели. Самыми почитаемыми считаются семь икон Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Матери: Казанская, Владимирская, «Знамение» (Новгородская), Смоленская, Тихвинская, Почаевская, Иверская (Московская). Владимирская, Тихвинская и Смоленская — самые древние иконы в мире. Существует предание, что они написаны святым апостолом и евангелистом Лукой. Иконы защищают и охраняют земли Руси со всех сторон света: с севера — Тихвинская икона Божией Матери, с востока — Казанская икона, с юга — Иверская икона, с запада — Смоленская и Почаевская иконы, центральная часть охраняется иконой Владимирской Божией Матери. Отличия икон Божией Матери: по манере отображения, форме, размерам, материалу доски, используемой для написания иконы. Условно иконы подразделяются на основные типы отображения:
1) «Одигитрия» — «Путеводительница», к нему относят Казанскую, Смоленскую, Тихвинскую, Иверскую, Иерусалимские иконы Божией Матери, именуемые «Троеручица» и «Скоропослушница»;
2) «Умиление» — «Елеуса» (в переводе с греческого языка «Милующая»), к нему относят Владимирскую икону Божией Матери, Почаевскую, Донскую, Феодоровскую, именуемые «Взыскание погибших» и «Достойно есть»;
3) «Молящаяся» — «Знамение» — «Оранта» — «Великая Панагия», этот тип появился еще в катакомбном периоде первых христиан. Также к нему относят «Знамение» — иконы, именуемые Курская, Новгородская, Абалакская, Царскосельская и «Неупиваемая чаша»;
4) «Всемилостивая» (на греческом языке «Панахранта»), к этому типу относят иконы, именуемые «Державная» и «Всецарица»;
5) «Заступница» (на греческом «Агиосоритисса») — Боголюбская икона Божией Матери. «Путеводительница» — Богоматерь как путеводительница к Богу и вечному спасению, истина есть путь ко Христу. На иконе изображена Богородица, на левой руке которой находится Богомладенец, жестом правой руки Богоматерь обращает внимание на Богомладенца, который в своей левой руке держит свиток, являющийся знаком истинности спасительного учения Христа. Голова Богородицы, покрытая пурпурной мафорией, и голова Богомладенца не соприкасаются. На каждой иконе Божией Матери находится надпись в виде монограммы — «Матерь Божия», монограмма «Иисус Христос» расположена около Его главы.
«Умиление» — образ иконы проявляет скорбное материнское предчувствие, провидящее судьбоносность жизненного пути своих детей. На иконе изображена Божия Матерь, ласкающая и с умилением смотрящая на Богомладенца, который с сыновней нежностью прижимается к щеке Богоматери, Младенец может располагаться и на левой, и на правой стороне, лики Богородицы и Иисуса Христа соединены, что является характерной особенностью этого типа икон.
«Молящаяся» — изображения, относящиеся к этому типу, появились еще в катакомбах первых проповедников православных христиан. На иконе изображается Богородица с воздетыми в молении руками, что обозначает молитвенное обращение к Богу. На поле круглой сферы, на лоне Божией Матери, изображен Богомладенец.
«Оранта», в переводе с греческого «Взывающая», — икона типа «Молящаяся», на которой фигура Богородицы исполнена в полный рост с Богомладенцем.
«Знамение», «Великая Панагия» — поясное изображение икон Богоматери, принадлежащее к типу «Молящаяся».
«Всемилостивая» — икона с восседающей на престоле Богородицей, престол символизирует царственную славу Божией Матери, являющейся совершенным человеком из всех рожденных на земле. Богомладенец изображен сидящим на коленях Божией Матери.
«Заступница» — на этих иконах образ Богоматери изображен в полный рост и обращен вправо, в некоторых иконах она держит свиток, образ Богомладенца отсутствует.
Казанская икона Божией Матери
Это самая распространенная и почитаемая икона Русской православной церкви, количество ее списков многочисленно, она является заступницей восточных пределов страны.
История иконы Казанской Божией Матери берет свое начало в 1552 г., когда доблестное войско, возглавляемое русским царем Иоанном Грозным, завоевало Казань. Это знаменательное событие пришлось на день Покрова Богоматери. Как дань памяти события, произошедшего в столь радостный день, Иоанн Грозный повелел заложить в Казани собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. В Москве в честь победы над Казанским ханством был воздвигнут Покровский собор на Красной площади. Год спустя в Казань прибыл епископ Гурий для создания Казанской епархии. Продвижению православной веры в завоеванном Казанском ханстве служило и чудотворение. По описанию Патриарха Московского и всея Руси священномученика Ермогена, в ту пору бывшего казанским священником, начался июль 1579 г. в Казани пожаром, сгорело множество домов, в том числе и дом стрельца Даниила Онучина. Дочери Даниила Онучина, Матрене, три раза являлась Богородица, указывая местонахождение Ее иконы, зарытой на месте сгоревшего дома задолго до завоевания Казанского ханства тайными проповедниками православной веры. В указанном месте, на пепелище, и нашла Матрена икону Богородицы. Точных сведений об авторе и месте написания найденной иконы нет, однако известно, что эта икона является списком иконы, которую написал апостол Лука, которая хранится в Константинопольском храме Влахернской Божьей Матери.
По способу изображения икона принадлежит к типу «Путеводительница» — «Одигитрия». На иконе погрудно изображена Богоматерь, Богомладенец изображен на левой руке Богоматери, Ее голова наклонена вправо, к Младенцу. Правая рука Младенца поднята в благословляющем жесте, левая опущена и прикрыта плащом.
Обретенная икона Богородицы получила название иконы Казанской Божией Матери и была перенесена в Казанский Благовещенский собор. Место Ее обретения было обозначено построением на нем храма в честь этой иконы и основанием женского монастыря, являющегося местом хранения иконы. После построения обители Матрена, дочь стрельца Даниила Онучина, приняла иноческий постриг, спустя годы она стала игуменьей Марфой, начальницей Богородицкого монастыря.
Чудотворная сила образа иконы Нерукотворного Спаса безгранична, и исцеление даруется всякому верующему, усердно взывающему о помощи.
Чудотворения этой иконы исчисляются со дня ее обретения.
В этом же году с нее был написан список, отправленный в Москву царю Иоанну Грозному.
И поныне Казанская икона Божией Матери царя Иоанна Грозного хранится в соборе Святого равноапостольного князя Владимира в Санкт-Петербурге. В 1940 г. она была перенесена из закрытого Казанского собора. Во время Великой Отечественной войны митрополиту Гор Ливанских Илии было видение, объявившее о спасении Ленинграда после крестного хода с Казанской иконой Божией Матери вокруг города. Владыке удалось получить разрешение на крестный ход митрополитам Сергию и Алексию, которое лично дал глава СССР Иосиф Сталин. Город выстоял блокаду и не был захвачен врагами, только в январе 1943 г. нашим войскам удалось прорвать блокаду. Во время войны икона побывала на фронтах Отечественной войны и была послана в Сталинград, денно и нощно перед ней служились молитвы и панихиды. Разбив врага в Сталинградской битве, наши войска переломили ход войны в свою пользу. Освобождение Киева совпало сднем празднования Казанской иконы.
Во времена Минина и Пожарского был сделан еще один список, который также слыл чудотворным. К деяниям этого списка чудотворной иконы относят захват у врагов Новодевичьего монастыря и взятие Китай-города 22 октября (по старому стилю) 1612 г. Польское войско отступило, сдав добровольно город и моля о пощаде Пожарского. Чтобы получить благословение в удачном исходе военных действий, было совершено обращение к Господу и Божией Матери священномучеником патриархом Ермогеном. И явился к архиепископу Арсению, пленнику польскому, преподобный Сергий Радонежский, объявив ему, что молитвами Пресвятой Девы Марии и чудотворцев Петра, Алексия, Ионы дарована победа на следующий день войскам русским. С победным звоном колоколов 25 октября (по старому стилю) вошла в Московский Кремль Казанская икона Божией Матери. Она вошла первой, впереди доблестного войска.
Как вечная память об этих событиях в Москве на Красной площади поставлен собор в честь Казанской иконы Божией Матери, являющийся местом почитания и хранения святой иконы. В XX в. при Советской власти храм был полностью разрушен, в наше время он восстановлен и считается одной из главных святынь Москвы. Богоявленский Елоховский собор в настоящее время стал хранилищем для иконы Божией Матери князя Пожарского и венчика от князя в признательность за спасение России в войне 1612 г.
22 октября (по старому стилю) (4 ноября по новому стилю) — день празднования Казанской иконы Божией Матери, установленный в честь освобождения Москвы и земли Русской от польских захватчиков. В случае совпадения празднования с особым днем поминовения усопших, с Дмитриевской родительской субботой, ради праздника поминовение усопших переносится на неделю ранее.
Один из списков с Казанской иконы Божией Матери был перенесен в 1721 г. царем российским Петром I из Москвы в Петербург, в Петербурге она хранилась в часовне, а затем в Александро-Невской лавре. Далее ее путь лежал в храм в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте, куда она была перенесена в 1737 г. В 1811 г. святую икону перенесли в воздвигнутый Казанский собор. В 1812 г. началась Отечественная война, на Россию с захватническими намерениями двигалось войско Наполеона. Величайший русский полководец Кутузов молился чудотворной иконе перед отбытием к войскам. Молитва была услышана, и героическому русскому войску была дарована победа над французскими захватчиками. После смерти фельдмаршал Кутузов удостоился чести быть погребенным в Казанском соборе.
8/21 июля совершается почитание и празднование большого количества списков с Казанской иконы Божией Матери, таких как Ярославская (1588 г.), Казанская (1612 г.), Наташинская, Черниговская (до 1622 г.), Вязниковская (1634 г.), Нижнеломовская (1643 г.), Тобольская (1661 г.), Пензенская (1666 г.), Каплуновская (1689 г.), Тамбовская (1695 г.), Вознесенская (1701 г.), Карповская Курская (1725 г.), Шлиссельбургская (датирована XVIII в.), Высочиновская (XVIII в.), Вышенская (1812 г.), Высокопетровская (1849 г.), Симоновская (датирована XIX в.), Христо-рождественская, Калужская, Введенская, Каргопольская, Павловская Звенигородская, Иркутская и др.
Казанской иконе Божией Матери молятся при болезни глаз и о прозрении слепых очей, о семейном благополучии, о благословении на брак и на благословение счастливого брака, о спасении и сохранении России и мира в стране, во время бедствий и об избавлении от нашествия иноземцев.
Владимирская икона Божией Матери
На иконе поясное изображение Божией Матери, на Ее правой руке сидит Богомладенец, прижимающийся своей левой щекой к правой щеке Богоматери. Его правая рука тянется к Ее левому плечу; левой рукой Он обхватывает Богородицу за шею, и рука выглядывает из-под мафории, или покрова, Богоматери. Характерным признаком Владимирской иконы является левая ножка Богомладенца, согнутая таким образом, при котором видна ступня.
Согласно преданию эта икона была написана в I в. от Рождества Христова апостолом Лукой. Писал апостол икону с живой Богоматери на доске со стола, за которым трапезничали Иисус Христос с Богородицей и Иосиф Обручник.
Эта икона Божией Матери первоначально хранилась в Иерусалиме, в Константинополь она попала после 450 г. при императоре Феодосии Младшем. Только в XII в. византийский патриарх Лука Хризоверх направил ее в Киев великому князю Юрию Долгорукому в качестве признания установившегося православного христианства. Свой путь по Руси икона начала в Девичьем монастыре города Вышего-рода, расположенного в окрестностях града Киева. Уже вмонастыре прославилась она знамением, суть которого заключалась в неправильности ее местонахождения. Как-то раз икона покинула свое место и стояла в воздухе посреди церкви, с молитвами ее вернули на прежнее место, однако вскоре икону вновь обнаружили в воздухе. Далее путь иконы лежал во Владимиро-Суздальские земли, там она хранилась в монастыре, основанном сыном Юрия Долгорукого, князем Андреем Боголюбским, затем была перенесена в собор Успения Богоматери. Согласно преданиям на реке Клязьме, недалеко от Владимира, кони, везущие повозку с иконой, встали как вкопанные. Они были заменены, но и эти кони не сдвинулись с места. Поэтому было решено остаться на этом месте на ночлег, князь Андрей Боголюбский раскинул шатер и перед почиванием долго и усердно молился Богородице. Во сне ему явилась Пресвятая Дева Мария и повелела князю оставить икону во Владимире, а на этом месте основать храм и обитель для иноков. Князь исполнил волю Богородицы, икону отвезли во Владимир, а на этом месте был заложен собор в честь Рождества Богородицы, а затем образован Образ Владимирской иконы Богородицы является покровительственным для всей земли Русской.
Свято-Боголюбский монастырь. Икона Божией Матери получила свое название «Владимирская», после того как князь Андрей повелел украсить икону драгоценными каменьями, жемчугом, серебром и золотом, пошедшим вколичестве не менее 12 кг, а город Владимир приобрел статус столицы Руси.
Чудотворения и исцеления Владимирская икона стала являть во время переезда из Вышегорода во Владимир. Во время поездки один из коней, везущих повозку священника, сопровождавшего икону, сбросил и изувечил копытами слугу священника и затоптал насмерть жену священника. Священник взмолился Богоматери о спасении жены своей, и случилось чудо: его жена после молитвы ожила, слуга тоже исцелился. Находясь в храме Успения Богоматери, Владимирская икона спасла двенадцать человек, заваленных обрушившимся каменным сводом строящихся в ту пору Золотых ворот во Владимире. После обрушения князь Андрей Боголюбский, считавший себя повинным вэтом, усердно молился о спасении пострадавших людей, и его молитвы были услышаны: все люди оказались живы, когда удалось разобрать придавивший их свод. Икона чудотворила и во время военных действий, предпринятых князем Андреем против волжских болгар, побежденных войском князя. Во время молебствования Владимирская икона Божией Матери и Животворящий Крест Господень озарили дивным светом все княжеское войско. На этот же день пришлась победа над сарацинами византийского императора, войско которого было озарено дивным светом от Животворящего Креста Господня и иконы Божией Матери. По взаимному соглашению государей 1 (14) августа постановили датой празднования Всемилостивого Спаса Христа, Бога нашего, и Пресвятой Богородицы Марии, Матери Его.
Жесточайшим разорением явилось нашествие бесчисленного войска татарского хана Батыя. Однако в этот скорбный день, 7 февраля 1237 г., священная икона не пострадала, и этот знак был воспринят как неотвратимое спасение от татаро-монгольского ига. Переломным моментом почти через полтора века для русских войск стала победа в день празднования Рождества Пресвятой Девы Марии. 8 сентября 1380 г. русские войска под предводительством Дмитрия Донского разгромили полчища татар.
Обращались к Владимирской иконе и для недопущения в пределы земли Русской врагов. Сретенский монастырь на Кучковом поле был основан как дань памяти о помощи Богородицы в таких деяниях. Дальнейший путь иконы лежал в Москву, куда ее и перенесли в 1395 г., когда на Русь стала надвигаться беда в виде войск Тамерлана, самаркандского завоевателя, дошедшего до Дона, захватившего город Елец и собравшегося двигаться на Москву. Десять дней от дня Успения Богоматери продолжалось многочисленное шествие с иконой Богородицы. Все семейство князя Василия Донского, сына князя Дмитрия Донского, митрополит, епископы, все духовенство с молитвами встретили святыню на Кучковом поле, что в окрестностях Москвы. Согласно преданиям явилась в тот же день во сне Тамерлану грозная женщина с устремившимися на него войсками, толкователи снов рассказали ему о Богоматери русского Бога, Иисуса Христа, о том, что эта Великая Жена есть Заступница православных христиан, и Тамерлан решил покинуть землю Русскую. Стех пор находится Владимирская икона Богородицы в Москве, оберегая центр Руси и Москву. 26 августа (8 сентября) установили празднование Сретения Владимирской иконы Божией Матери с крестным ходом из Москвы в Сретенский монастырь.
При осаде Москвы войском ордынского хана Едыгея в 1408 г. жители Москвы обратились с молитвами о помощи ко Владимирской иконе Богородицы. Внезапно в Орде начались возмущения, и Едыгей был вынужден снять осаду Москвы и отправиться обратно в Орду.
Враги никогда не оставляли надежды о завоевании Руси и Москвы, осадило Москву и огромное войско ногайского хана под предводительством царевича Мазовша, что произошло в 1451 г. Врагам уже удалось поджечь посады Москвы. Московские воины и ополченцы бились в ожесточенных боях с татарами, но невзирая на пожар и бои святитель Иона совершал крестные ходы по стенам города. Каково же было удивление московских защитников, не обнаруживших утром вражеского войска под стенами города. Как говорит летописец, описывающий эту битву, татарское войско было ошеломлено шумом от приближающегося многочисленного войска, его обуял страх, и, бросив всю свою добычу, оно бежало.
В 1480 г. на реке Угра, между Тулой и Калугой, стояло несметное войско хана Ахмата в ожидании удобного момента для атаки русского войска. Полчища хана Ахмата были направлены в Москву для сбора дани, которую отказался платить царь Иоанн. И вот река Угра: на одном берегу — войско хана, на другом — русские войска, в первых рядах Владимирская икона Божией Матери. В Москве денно и нощно молились своей Заступнице о спасении Москвы и всей Руси. На поле битвы затишье, ни одно из войск не хотело начинать бой первым, русские войска решили спровоцировать ханское войско и отошли от берега реки, но противник не двинулся с места. И тут случилось чудо, ужасающее ханское войско без всяких видимых причин, в страхе и панике стало убегать с поля еще не начавшегося боя. Это событие приписано к бесспорному выражению покровительства Руси «Великое стояние на Угре» — самое интересное из чудотворений иконы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Исцеление иконами предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других