Автор книги многодетная мать и мачеха. Она делится опытом создания и проживания в семье со сводными детьми. Книга будет полезна тем, кто решился на создание сводной семьи или пока находится в стадии раздумий. Каждая глава — это ответы на вопросы как жить в сводной семье. От логистики совместного проживания до тонкостей семейной дипломатии и построения отношений с бывшими партнерами. Как жить счастливо и просто, когда все совсем не просто. Как построить отношения с неродным по крови детьми и сохранить новый союз.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Как счастливо жить в сводной семье» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2
Сводные дети. Возрастные особенности построения отношений.
Психологи утверждают, что взаимоотношения между родителями и детьми напрямую зависят от их возраста: чем меньше ребенок, тем больше возможности для глубокой эмоциональной близости со сводными родителями.
Дети раннего возраста, благодаря своей восприимчивости к новому окружению, часто без проблем принимают отчимов как полноправных членов семьи и даже могут забывать о кровном родстве.
Сложности в отношениях между мачехами/отчимами и детьми старшего возраста (8-9 лет) существенно усугубляются. В этот период ребята уже обладают сформированным характером, начинается пубертатный переход, а возможные разногласия между биологическими родителями между собой могут серьезно осложнять адаптацию к новой семейной ситуации. Различия в воспитании и накопленные обиды создают дополнительные трудности для привязанности ребенка к не родному взрослому.
Подростки, особенно мальчишки, часто занимают центральное место в жизни разведенных матерей или отцов, становясь их психологическими партнерами. В таких семьях наблюдается дисбаланс: мать и подросток могут образовывать слишком тесную «пару», где ребенок стремится занять позицию отца — заботиться о матери, давая советы и поддержку вместо отсутствующего родителя. Этот перекос приводит к серьезным проблемам для всех участников семьи: мать оказывается в ловушке зависимости от сына-подростка, а сам ребенок не способен принять нового партнера своей мамы из-за возрастной неприятия перемен и недостатка понимания собственных чувств.
Вступление матери в новые отношения часто воспринимается подростком как предательство его роли «главного мужчины» семьи, что ведет к конфликтам и неразрешенным проблемам для всех членов семьи. Конечно, имеется ввиду, что подросток в силу возраста не понимает, что делает. Но бывает, что и матери не могут или не хотят разобраться в ситуации. В случае если новый родитель сможет наладить взаимоотношения с подростком, все члены семьи получают огромную пользу.
Нужно твердо понимать, что новая полноценная семья имеет большую пользу для всех членов семьи. И нужно об этом говорить с детьми. Важно объяснять детям, что они сами повзрослев создадут свою семью. Дети часто живут моментом и «здесь и сейчас», однако важно объяснять простыми словами, в зависимости от возраста, что дети уйдут из семьи. И важно чтобы мама или папа тоже могли иметь право на счастливое будущее и настоящее.
Стоит поговорить и о разнице в возрасте между сводными детьми. В случае, если дети одного младшего дошкольного возраста, развитие привязанности между ними скорее всего будет расти по мере взросления. При условиях воспитания по единым правилам и грамотном выстраивании границ. Также благоприятно, если дети одного пола и имеют разницу в пару тройку лет. Дети смогут играть в одни игры, смогут выстраивать братские или сестринские отношения без сильных перекосов. Однако, безусловно, родителям предстоит большой труд.
История про старших
Когда Миша и я начали жить вместе, нам пришлось преодолевать разные сложные ситуации. Например, сын Миши — Артем воспринимал своё старшинство как неоспоримое преимущество перед моей дочерью Светланой. Хотя разница в возрасте составляла всего полгода — но для детей этого было достаточно. Артем, будучи на шесть месяцев старше Светы, гордо принялся выполнять роль «истинного старшего брата». Артем ранее был одним ребенком в семье, и в окружении не было детей младше его возрастом. Поэтому «образ старшего брата» он сам для себя придумал и видел в нем исключительно момент власти, забывая об ответственности.
Для шестилетнего Герчика, моего сына, подобное положение вещей было привычно, он был, итак, младшим. Света всегда была его главной авторитетом. Но для упрямой и закрытой Светланы такой пересмотр ролей стал настоящим потрясением.
Ситуация кардинально изменилась с появлением общего ребёнка — Севы. Чтобы сохранить мир в семье и удовлетворить амбиции всех участников, было принято решение: Артем и Света стали именоваться «старшими», Гера — «средним», а новорождённый Сева — безусловно, «младшим». Такая роль устроил каждого.
Гера был особенно рад избавлению от статуса «младшего», ведь на тот момент Артем и Света были 10-ти и 11-ти летними старшими братом и сестрой, соответственно. В итоге, перераспределение ролей в семье привело к гармонии, где каждый обрёл своё место.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Как счастливо жить в сводной семье» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других