«Рассказ от замысла до публикации» – справочник необычного формата. В нём вы найдёте полезную информацию, объясняющую необходимые для создания рассказа литературоведческие термины, а также пошаговые инструкции о том, как найти замысел и написать рассказ. Книга предназначена для широкого круга читателей, стремящихся развивать свои творческие способности и ищущих вдохновение, поддержку и мотивацию.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассказ от замысла до публикации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
© Надежда Лимонникова, 2020
ISBN 978-5-0050-4152-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Большое предисловие
Писательство — это преодоление препятствий. В одиночку развивать себя и свои таланты трудно. Я протягиваю вам руку. Идёмте со мной!
Мне хочется поддержать вас и научить тому, что умею я, чему научилась, осуществляя свою мечту — стать писателем.
В моей жизни, как и в жизни любого другого человека, миллионы дел. Повезло мне только в одном (или не повезло?): желания у меня всё больше связаны с интеллектом, с его развитием вширь и вглубь. В какой-то момент это стало превращаться в накопление информации.
Ох уж этот великолепный Интернет! Ох уж этот ненасытный мозг! И того ему хочется и сего. Глаза видят и цапают всё, что им понравится. И не заботятся они о том, что умом всех этих массивов не постигнуть.
Однажды я почувствовала, что время куда-то уходит, а ничего, совершенно ничего не делается. В уме планирую сделать и то, и это, и пятое, и десятое. Но всё это так и остаётся планами.
Дошло до того, что и на работе я уже работать не могу. Потому что скопилось столько дел, что не разгребёшь. И самое главное, не хочется разгребать. Вообще на работу ходить не могу, противно мне там. Хотя кое-что в ней мне очень даже нравится.
Всё чаще подавляемое желание развивать свой талант, заниматься писательством приводит к болезненным ощущениям на уровне физическом. Хочется всё бросить и писать, не обращая ни на кого и ни на что внимания, писать вопреки всему.
Это сейчас я задаю себе вопрос: и что же ты, дорогая, не садилась и не писала? Это сейчас для меня удивительно, как это я могла вообще не писать, не находить времени, придумывать миллион причин, чтобы не написать свой первый рассказ.
«Быть знаменитым некрасиво…» и ещё один миллион причин, чтобы никогда не написать рассказ
Мы придумываем миллион причин, чтобы не делать то, что нам по-настоящему нравится. Перечислю некоторые из них. Дополните этот список при желании своими причинами.
1. Быть знаменитым некрасиво. Многих смущает, что вдруг о них узнают люди. Это же такая ответственность. А вдруг то, что я напишу, будет смешным, неказистым? Дурная и добрая слава пугают одинаково. Но пишем мы не для славы. Мы пишем для себя, чтобы рассказать… (но об этом в другой главе).
2. Талант — дар Божий и не каждому он дан. Совершенно верно. Однако каждый чуть ли не от рождения знает, какой дар в его распоряжении. Определить это просто: что даётся легко, чем заниматься интересно и при этом трудности преодолеваются тоже с лёгкостью. В этом направлении и нужно идти. А чтобы жизнь не показалась однообразной, можно развивать и другие свои способности, которые очень могут пригодиться в жизни. Одна из таких способностей — писать рассказы.
3. Чтобы быть писателем, нужно долго учиться. Великое заблуждение. Да, есть специальные институты, в которых обучают этой профессии. Но ни один институт не даст вам того, что можете себе дать вы. Само слово «учиться» переводится с русского на русский «учить себя». Вообще, научить кого-то невозможно. Каждый учится сам, даже обучаясь в школе или вузе.
4. Чтобы писать рассказы необходимо много времени. Это самое страшное из всех заблуждений. Много времени не надо. Каждый день — нужен! Тут необходимо следовать девизу: «Ни дня без строчки!» Неукоснительно следовать. Для этого нужно всего 30 минут в день и не больше.
5. Никто не будет читать мою писанину. Это точно. Кому нужно миллиард первое творение о любви или ещё там о чём-нибудь? Но все остальные творения были не вашими. Если читают весь этот миллиард, почему не прочитают миллиард первое? Человек по природе своей любопытен. И этих любопытных человеков в интернете миллионы и они жаждут почитать. Ваше творение тоже будет интересно им. Всё дело в том, как вы выразите себя в нём, о чём поведаете другим.
6. Я не хочу пополнять ряды графоманов. Как верно заметил Виктор Кротов, графоман — это человек, который пишет не своё. Пишите от души, и никто не назовёт вас графоманом. Рассказывайте о том, что вас волнует. Пишите, когда вам есть, что сказать людям, когда вы можете поделиться собственным видением проблемы и выразить это так, что читатель не сможет оторваться от вашего рассказа, пока всё не прочитает.
7. Литература переживает кризис. Выгодно писать детективы, фэнтези, фантастику, ужастики. Не хочу тратить время на ерунду. Всё это не ерунда. Все жанры имеют право на жизнь. Представьте, как было бы неинтересно жить, если бы существовал только один жанр, всё равно какой! Вот вам и идея для фантастического рассказа! Можете воспользоваться. Только пришлите ваше произведение почитать.
8. Чтобы писать рассказы, нужно хорошо знать русский язык, а у меня «ставлю „3“, „2“ в уме». Не отчаивайтесь. Проблему решают технические средства (редактор Word), орфографические словари, учебники и хорошие редакторы. Сейчас даже можно найти коуча, который поддержит и поможет увидеть свои ошибки.
9. Трудно найти тему и вообще я ничего не знаю. Научиться можно всему, а идеи вырастают из самых обычных вещей и ситуаций. Эта книга точно поможет преодолеть этот барьер.
10. Вдохновение — редкий гость. Да, вдохновение — это настолько здорово, даже слов нет описать, как же это здорово. Но складывается такое ощущение, что господа писатели или, может быть, кто другой из приближённых к ним этим словом пытались закрыть доступ к своему ремеслу всем «непосвящённым». Помните, в Средние века существовали цехи, которые полностью регламентировали деятельность ремесленников, вплоть до того, что им сотворить и как это сделать. Так вот вдохновение тоже такое правило. Есть у тебя вдохновение, значит, ты писатель, нет — гуляй Вася, жуй опилки. Но, как доказала практика, на одном вдохновении писателю, да и любому творцу, далеко не уйти. Представьте, сегодня есть муза, а потом полгода её нет. Что, сидеть и ждать? Нет, братцы. Хочешь быть писателем — работай. И муза заинтересуется, чего это он там без меня делает, и вернётся раньше времени.
Вот они первые десять причин из миллиона, на которые стоит обратить внимание. Если у вас есть что добавить, добавляйте. Буду очень рада продолжению этого списка, потому что определение проблемы — первый шаг к её решению.
Почему именно рассказ?
Рассказ — это завершённое прозаическое произведение объёмом до сорока пяти страниц.
Почему именно сорока пяти? Михаил Веллер в «Технологии рассказа» объясняет такое количество страниц следующим образом:
«Это приблизительная величина, два авторских листа. Такая вещь читается ― на одном дыхании. Прозу более длинную по-русски следует назвать повестью. Длина — очень важный показатель рассказа, от длины зависит темп и ритм прозы; психология восприятия длинной и короткой прозы различны. Короткая проза, читаемая за один раз без признаков утомления, допускает большую концентрацию текста, большую лаконичность, формальную изощренность, густоту стиля: читатель может медленно смаковать трудную фразу и отдельную деталь, держа одновременно в сознании рассказ целиком. Стиль, конструкция, способ выражения в рассказе находятся в неразрывном единстве с его размером. Если тем же языком, что написаны трёхстраничные рассказы Зощенко, написать роман, то этот роман не будет существовать — рассыплется на абзацы, читатель забуксует в пространстве, забыв начало и не видя конца. Если языком Достоевского написать восьмистраничный рассказ, рассказа не будет, получится лишь отрывок многословного описания без всякой видимой цели и законченной мысли: этот язык — неотъемлемый пласт длинного романа».
Во многом благодаря объёму рассказ оперативно реагирует на происходящее вокруг. Пишется он быстрее.
От автора при этом требуется трепетное отношение к слову, потому что в рассказе не спрячешься за длинными описаниями. Всё должно быть лаконично и выверено, чтобы в каждом слове у читателя возникал образ, чтобы в небольшом повествовании промелькнула вся жизнь героя.
Рассказ можно считать самым первым литературным жанром. Так как с древности человек рассказывает о событиях, которые происходят с ним ежедневно.
Михаил Веллер дал очень интересное определение рассказу: «Рассказ — отчасти стихотворение в прозе, отчасти роман в миниатюре».
Нельзя с этим не согласиться. С одной стороны — как в стихотворении, в рассказе открываются внутренние переживания героя и автора, с другой — как в романе, в одном-двух событиях мы можем разглядеть всю жизнь героя.
Как ни странно, маститые писатели называют рассказ самым труднейшим из прозаических жанров. Он требует концентрации усилий: тщательной отделки, точности построения, высокой напряженности текста, многозначности смысла.
Таким образом, начинаем с рассказа, потому что
— рассказ имеет небольшой объём;
— рассказ формирует в писателе внимательное отношение к языку;
— рассказ отражает происходящие события, а, значит, современен;
— рассказ читается на одном дыхании;
— рассказ — самый трудный жанр, а мы трудностей не боимся.
Какая польза от рассказов?
Существует и такое мнение: рассказ — это жанр для тренировки в писательском мастерстве. Согласиться с этим можно, но не стоит. Потому что тренироваться на самом деле можно и по-другому. А лучше не тренироваться, а творить, создавать разные произведения, потому что просто сейчас есть о чём рассказать.
Вообще, создание рассказов может быть полезно и в обыденных ситуациях. Вот несколько вариантов применения написанных вами рассказов в жизни.
Писать рассказы нужно для своих близких, особенно детей и внуков. Это самая благодарная аудитория. Они любят узнавать о прошлом своих родителей и вообще всех людей на планете Земля. Давая почитать им свои рассказы о собственной жизни, вы извлекаете выгоду:
1) не надо заставлять читать, значит, можно безболезненно привить любовь к чтению;
2) ваш рассказ сделает вас ближе друг к другу, особенно это важно для подростков.
Если вы напишете историю о себе в подростковом возрасте и честно расскажете о своих страхах и как вы их преодолевали, вы ненавязчиво дадите совет своему чаду. Может быть, не придётся громко неистово орать, доказывая своё превосходство в знании жизни и тех ужасов, которые могут случиться с ним, если он поздно придёт домой.
«Что-то с памятью моей стало». Продолжение ещё смешнее: «Всё, что было не со мной, помню». Первая строка о том, что память — тончайший инструмент, который ломается тем чаще, чем дольше живёшь. Неплохо было бы как-то запечатлеть самое любопытное из своей жизни.
Вторая строка как раз о рассказе. Потому что рассказы можно писать не только о себе, но и о других или вообще всё выдумать.
Рассказ — достойный объект семейного архива. Ну, это, конечно, очень слабое утешение для нас с вами. Но всё-таки. Представляете, как будут хвастаться внуки и правнуки, когда обнаружат в архиве пожелтевшие страницы с вашими автографами. Может быть, на аукционе продадут, обогатятся.
Занятие любым творчеством гармонизирует личность творца. Внимательное отношение к жизни, которое вырабатывается, если постоянно искать темы и сюжеты, ни что иное, как тренировка интеллектуальных и даже физиологических функций всего организма. Ведь нужно постоянно находиться в движении. А значит, долгая сознательная интересная жизнь вам обеспечена.
Овладение навыками, которые необходимы современному человеку. Сегодня писательский труд — это не только рабочий стол, тетрадь и ручка или печатная машинка. В идеале писатель может настолько овладеть компьютером, что сможет стать сам себе оформителем своих книг, издателем и продавцом, и эти занятия не будут отнимать у него много времени.
Занятие определённым делом приводит человека к тому, что изменяется круг общения. Поговорка: «Рыбак рыбака видит издалека» — подходит к любой профессии. А, как известно, писатели — люди интересные, начитанные, иногда общительные. Набираться писательского опыта можно будет и в общении с ними.
Писательство тренирует такие качества личности человека, как организованность и самодисциплина. Писать нужно каждый день. Лучше всего в одно и то же время. Ведь это профессия. Но профессия, которую очень трудно приобрести без ежедневного труда.
Деньги. Не сразу, но может быть. Небольшой объём позволяет размещать рассказы в разных периодических изданиях: журналах и газетах. Можно найти и интернет-издания, которые платят гонорары.
Хочешь прочитать хорошую книгу, напиши её. Если вас не устраивает написанное другими, самый оптимальный вариант написать собственную книгу.
С чего я начинала?
Начать какое-нибудь дело не так уж трудно. Труднее ежедневно продолжать им заниматься, чтобы прийти к определѐнному результату.
Что происходит с человеком, когда он начинает идти в выбранном направлении?
Появляются сомнения. Ведь результат может быть любым. Если человек привык бояться отрицательного результата, он никогда не сдвинется с мёртвой точки, а если и сдвинется, то далеко не уйдёт.
Но дело не в результате. Что такое результат? То что в итоге определённых действий получилось. В нашем случае это рассказ.
Посудите сами, что вы будете помнить, когда напишете рассказ? Сам рассказ или те действия, которые привели к его созданию? Конечно, последнее.
Факт свершился. Рассказ написан. Хороший он или плохой, скажет вам читатель. Ведь литература — это не пустая болтовня ни о чём. Это ваше мироощущение, не присущее никому другому.
Только вы могли написать этот рассказ. Как вы его писали, важнее того, что у вас получилось. Как только рассказ написан, он живёт собственной жизнью. Вы только наблюдаете за ней.
Результат никогда не принадлежит вам. Смиритесь с этим и запомните одно: важнее всего процесс создания рассказа, ваши действия.
Поэтому любой путь — это набор практических шагов, действий. Какими могут быть эти шаги?
О процессе создания художественного произведения написано много. Значит, начинать нужно с изучения чужого опыта. Книги по теме «Как стать писателем» доступны во всевозможных форматах за деньги и бесплатно.
Читать их необходимо. Но только не все сразу. Потому что процесс внимательного вдумчивого чтения отнимает много времени. Увлечься легко, а остановиться будет трудно. Можно даже дочитаться до неправильного и самого ленивого вывода: пока все книжки не прочитаю, сам писать не начну. Это одна из отговорок, чтобы утешить себя, когда подступают муки совести. Оттаскивать себя от книг тоже надо уметь.
Для начала можно прочитать книги Юрия Никитина «Как стать писателем», Яна Парандовского «Алхимия слова», Михаила Веллера «Технология рассказа».
Из этих книг к рассказу имеет отношение только последняя. Когда я задумалась о написании рассказов, как следует её изучила. То есть законспектировала, составила тезисный план.
Это помогло составить алгоритм, которого автор «Технологии рассказа» не предлагает. Чем вообще хороша эта книга?
В ней разложены по полочкам все составляющие рассказа: от замысла до стиля повествования. Как справочником ею можно пользоваться. Как инструкция по применению она нуждается в доработке. Вот я и составила такую инструкцию:
1. Необходимо завести блокнот, в который записывать свои мысли, впечатления, целые строки. Дневник для этого не подходит, потому что блокнот должен в любую минуту находиться рядом и обязательно к нему должна прилагаться ручка или карандаш.
2. Темы и сюжеты всегда рядом с нами. Нужно научиться в каждом событии видеть новый рассказ. Не обязательно это получится описание реальных происшествий. Потому что даже всамделишное событие писатель может превратить в никогда не существовавшее. Это творчество.
3. Банальное «ни дня без строчки» должно стать одиннадцатой заповедью и исполняться на ряду со всеми остальными беспрекословно, не раздумывая, как не убий. Чтобы было при этом веселей, я создала блог. Конечно, писать каждый день у меня не получилось. После двух недель ежедневных трудов я его забросила. Зато я хорошо потренировалась перед решительным наступлением. Сейчас я пишу каждый день что-нибудь в соцсети и по работе. Эта привычка полезна во всех отношениях.
4. Следующим помощником в писательском деле могут стать классики мировой литературы. Для меня таким эталоном стал Антон Павлович Чехов. Чтобы научиться писать, нужно научиться читать с карандашом в руке. Вот ещё одна профессия, которую должен освоить писатель. Нужно стать литературоведом для самого себя. Анализ художественного произведения прибавляет опыта. Тем более, что придуманный сюжет можно переосмыслить по-своему, по-современному.
5. Следствием четвёртого пункта будет этот пункт. Для осмысления прочитанного можно писать рецензии на понравившиеся рассказы.
6. Ещё я вдоль и поперёк излазила интернет и собрала всё, что есть в сети по писательскому творчеству и по созданию рассказов. В четвёртой части этой книги собраны все материалы, на которые мне удалось наткнуться. Решила добавить их в книгу, потому что сайты, на которых они размещались, уже исчезли.
7. Проделав все вышеперечисленные шаги, мне не было трудно определиться, стоит ли продолжать. Ответ был однозначным: продолжать необходимо. Разве может быть жизнь интересной без творчества?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассказ от замысла до публикации предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других