Хотите узнать за что погиб Пушкин? Чем был знаменит красавец Дантес?Что за таинственную рукопись изъяли по приказу царя?Тогда раскрывайте книгу и вперед. Приключения начинаются!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайна потерянной рукописи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 2.
Загадка цветных стропил
Предусмотрительный пушкиновед заранее распечатал для нас три комплекта документов, распределив их в прозрачные канцелярские файлики.
Огорошив нас новостью об опасности литературоведческих занятий, он сообщил, что, прежде всего, нам необходимо войти в курс дела и поинтересовался, сколько времени требуется, чтобы мы смогли прочесть подготовленные им материалы.
Оценив на взгляд тощеватость прозрачных папок, я предложил встретиться после обеда.
Предложение было принято, после чего спецназовец удалился, а мы принялись работать с бумагами.
Первый лист в файликах был вполовину меньше стандартного (А4) размера и содержал хронологию.
Предпослано все было кратким эпиграфом: «Все висит на датах» А. Т. Фоменко.
Кто такой А. Т. Фоменко и какое отношение он имеет к исследованию жизни Пушкина, — не объяснялось.
Ниже, в левой колонке выстраивались даты, в правой — соответствующие им события из жизни Пушкина и названия произведений, написанных в указанный год.
Выглядело это так:
1799 год, 25 мая (6 июня) — рождение.
1811—1817 гг. — Царскосельский лицей. Кружок «Арзамас».
1814 год — первое опубликованное стихотворение.
8 января 1815 г. — «старик Державин нас заметил».
1817—1820 гг. — работа над поэмой «Руслан и Людмила».
1820 год — ссылка на юг России.
1824 год — ссылка в Михайловское.
1825 год — «Борис Годунов», «Граф Нулин»
8 сентября 1826 года аудиенция у Николая I.
1828 год — «Полтава».
1829 год — сватовство к Н. Н. Гончаровой.
1 мая 1829 года — отъезд в действующую армию на Кавказ.
1830 год — Болдинская осень №1.
18 февраля 1831 года — венчание в Москве.
1831 год, октябрь — «Дубровский», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», работа над историческим трудом «История Пугачева».
20 августа 1833 года — поездка в Казань и Оренбург для изучения материалов по истории Пугачева.
1833 год — Болдинская осень №2. «Медный всадник»,
«История Пугачева», «Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о мертвой царевне…».
30 декабря 1833 года — произведен в камер-юнкеры.
11 апреля 1836 года — выход первой книги «Современника».
27 января 1837 года — дуэль с Дантесом
29 января (10 февраля) 1837 года, в 2 часа 45 минут пополудни поэт скончался.
— И что это может означать? — спросил я после того, как мы вдосталь поизучали данный лист. — И причем тут многозначительный эпиграф насчет дат?
— Даты вполне стандартные, — сообщил Зайкин, сверившись с компьютером. — Соответствуют общеизвестным.
— Вот и я про то. Зачем переписывать цифры из учебника за восьмой класс? Если для того, чтоб объем нагнать, то жалкие полстранички погоды не сделают.
— Я знаю, — вдохновился Ваня. — Это шифр.
— Да ладно. Набор слишком стандартный: родился, учился, женился… Что тут можно зашифровать? Или ты думаешь, что Пушкин специально подгонял даты, скажем, аудиенции у царя под нужное для шифра число?
— А вот тут интересно, — подал голос дядя Миша, до сей поры вдумчиво изучавший свой листок. — Глядите, в 1820 году молодой поэт завершил работу над поэмой «Руслан и Людмила». И в этом же году его отправляют в ссылку. Типа, царю стихи не понравились?
— Щас глянем, — руки нашего эксперта запорхали над клавиатурой. — Вот. Энциклопедия Кирилла и Мефодия сообщает:
«Окончание работы над „Русланом и Людмилой“ совпало с резким недовольством императора поведением и возмутительными стихами Пушкина: речь пошла о Сибири или покаянии в Соловецком монастыре. Пушкин был вызван к военному губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу и, сознавшись в том, что загодя уничтожил крамольные стихи, заполнил ими целую тетрадь (не найдена)».
— У, как интересно, — сказал я. — Значит, какие-то тайные тетради все же существуют!
— А я не понял, — вставил свое мнение Зайкин. — «Руслан и Людмила» — это сказка. Царь что, сказок не любил?
— Может, он там намек усмотрел? — предположил старший прапорщик. — Ну, помните: «Моя Наина неверна! Моя Наина охладела!».
— Не Наина, а Земфира, — закатил глаза эксперт. — И это вообще из другой оперы. Ты в школе-то учился? Или тебя, как во времена ликбеза, просто перевели из разряда неграмотных в разряд малограмотных?
— Так, прекратите, — пресек я. — Предлагаю высказываться без перехода на личности.
— Нет, все-таки странно, — гнул свою линию дядя Миша. — Пушкин в молодости был, вообще говоря, не подарок. Пил, кутил, писал оскорбительные эпиграммы. На дуэлях дрался с 17 лет… Все считалось как бы в порядке вещей.
Но стоило ему создать шедевр, вошедший в золотой фонд литературной славы России, как царь высказал резкое недовольство и готовность загнать молодое дарование в Сибирь. Совпадение?
— А знаете, — произнес я, задумчиво потирая ладонью подбородок, — сам Пушкин, похоже, не считал «Руслана и Людмилу» сказкой. Он начинает и заканчивает поэму словами:
«Дела давно минувших дней
Преданья старины глубокой».
Мои соратники переглянулись.
— Нет, стоп, — сказал Ваня. — Если мы так будем по поводу каждой буквы строить широкомасштабные предположения, то никогда не закончим. Давайте дальше.
— А вот тут любопытно, — тут же продолжил старший прапорщик. — Оказывается, «Бориса Годунова» Пушкин написал осенью 1825 года. Я не знал.
— И что тут особенного?
— Ну, 1825 год… Осенью написал, а 14 декабря восстание декабристов.
— Думаешь, это как-то связано?
— Не знаю. По датам — прямая последовательность.
— В огороде бузина, во Киеве дядька. Или ты думаешь, что у царя Бориса и у декабристов политическая программа совпадала?
— Может, и совпадала, — обиделся дядя Миша. — Вы вообще знаете, чего там декабристы хотели? Я лично из школьного курса помню только то, что они разбудили Герцена1.
— А он спал?
— Кто?
— Герцен.
— Прекратите, — снова был вынужден вмешаться я. — Чувствую, что при нашем уровне образования проблемы не решить.
— Верно, — одобрил старший прапорщик. — Надо Елену подключать. Она ведь не только спортсменка и красавица, но еще и отличница.
Идея подключить к обсуждению мою сестрицу мне самому уже не раз пришла в голову. Но выдергивать ее с уроков я не хотел. Другое дело, если вечером, в свободное время…
— Так. Думаю из первой странички мы больше ничего не выжмем. Давайте продолжим чтение.
Второй листок начинался заголовком: «Общество «Арзамас»
Далее сообщалось:
Кружок литераторов «АРЗАМАС» существовал в Петербурге в 1815—1818 годах.
Возник по предложению Д. Н. Блудова (племянника Г. Р. Державина).
Блудов предложил организовать общество «друзей литературы, забытых фортуною» — некий «ковчег Арзамаса».
Предложены были так же такие варианты названия, как «Арзамасская академия» и «Арзамас». Членов же сообщества полагалось величать, как «их превосходительства гении «Арзамаса».
(Пометка карандашом: «Названия разные, но слово «Арзамас» присутствует во всех)
Справка: ГЕНИЙ (лат. genius, от gens — род), в римской мифологии божество, дух-покровитель рода, семьи, гражданской общины. Первоначально олицетворял мужское начало, жизненную силу. Рассматривался также, как самостоятельное божество, которое рождалось вместе с человеком и определяло его жизненный путь.
Общество имело устав, написанный В. А. Жуковским в соавторстве с племянником Державина.
Русский мемуарист Филипп Вигель информирует:»«Арзамас» сделался пародией в одно время и ученых академий, и масонских лож, и тайных политических обществ».
В общем, шутки шутками, а без политики не обошлось.
В заключительных строках второго листа значилось, что «Дядя поэта, Василий Львович Пушкин, охарактеризовал заседания общества так: „Здесь острое словцо приязни всей дороже. И дружество почти на ненависть похоже“».
Больше на втором листе ничего не было.
— И зачем такая многозначительность? — пожал плечами Ваня, переворачивая страницу и изучая ее пустую обратную сторону. — Ну, «Арзамас». Мало ли сообществ у студиусов, жаждущих попить пивка в компании?
— Сообществ, может быть, и много, — не согласился дядя Миша. — Да уж больно название особенное.
— Да? И чем же?
— У меня племянник читал «Код да Винчи» Дэна Брауна и очень возмущался. Почему, мол, автор все важные исторические реалии переносит в Европу?! «Мы ничем не хуже, — бушевал племянник. — У нас свой Грааль есть».
— Грааль? При чем здесь это?
— А вы посмотрите на герб Арзамаса. По версии наших справочников на нем изображены цветные стропила. А по версии Дэна Брауна, две линии, образующие угол, направленный вверх, это символ мужского начала. Другие две линии, образующие угол с острием вниз — символ женского лона. А все вместе они обозначают чашу Христову, Святой Грааль.
Герб Арзамаса
— Ты веришь Дэну Брауну?
— Я верю своим глазам. Во-первых, где ты видел стропила с острием вниз? Во-вторых, мужской и женский символы на гербе выделены разным цветом. Типа цветные стропила. Разве такое бывает? И, в-третьих, эти ломаные линии на гербе совместно образуют букву, с которой начинается имя Христа.
Повисла пауза. Мы с Ваней смотрели на дядю Мишу и просто не знали, что сказать. Вот так ничего себе открытие!
— Да не, — выдавил, наконец, Зайкин, отмахиваясь ладошкой, как от привидения. — Не может быть.
— А я что, — пожал плечами старший прапорщик. — Просто высказал мнение.
— И потом у тебя цвета не совпадают.
— В смысле?
— Ну, Христа всегда изображают в красных одеждах и синем плаще. А на гербе Арзамаса стропила красные и зеленые. Не синие, ясно?
— О цветах я не подумал.
— Вот именно. А строишь глубокомысленные версии.
— Но если уж речь зашла о таких нюансах, то скажу: у герба основной фон — желтый. А на желтом синий цвет всегда превращается в зеленый. То есть цвета все-таки совпадают.
— Стоп. Стоп! — Я решил прекратить дискуссию, пока мы не договорились бог знает до чего. — Думаю, все эти наши рассуждения — пустое. Ну, выбрали лицеисты в качестве названия имя некого провинциального городка. Наугад. Попало на Арзамас. Случайность. Потому что никакого Святого Грааля (Sangraal), или, иначе говоря, Святой крови (San Greal), в Арзамасе никогда не было и быть не могло.
— А пояснения какие-то есть? — не унимался дядя Миша. — Может, там строительство особо широкомасштабное велось, и из-за этого в герб города вынесли стропила?
— Подробного описания символики герба, — зачитал с компьютерного экрана Зайкин, — в законах Российской империи нет, и теперь сложно объяснить ее смысл. Известно только, что герб принят указом Екатерины II в 1781 году, а автором является член конторы Геральдмейстеров Франциск Санти2. Итальянец.
— Во как.
— Ну да, кругом засилье иностранцев, — подытожил я, складывая бумаги. — Пойдемте обедать.
— То, что он иностранец, понятно, — ответствовал дядя Миша, вытягивая из-под стула свой неизменный баул. — Неясно другое. Что же все-таки этот геральдический Святой Франциск изобразил на гербе Арзамаса: только ли странные цветные стропила или все-таки Святой Грааль?
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тайна потерянной рукописи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
«Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.
Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями „Народной воли“. Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. „Молодые штурманы будущей бури“ — звал их Герцен. Но это не была еще сама буря.
Буря — это движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году. Следующий начинает расти на наших глазах». В. И. Ленин. Статья «Памяти Герцена».