Матрона Рязанская никогда не отказывала в помощи при жизни, и ныне помогает в разных жизненных ситуациях. Ей молятся о детях, о помощи в нужде и безработице, об исцелении, о помощи в разных бедах, о благополучном замужестве и благополучии семьи, о заступничестве за невинно обиженных. Будьте светлы сердцем и обращайтесь за помощью к чудесной небесной помощнице, которая откликается на любую человеческую беду и скорбь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вам поможет святая блаженная Матрона Рязанская. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Небесная защитница детей, покровительница семьи
Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны, имеют огромное значение. Смысл настоящей жизни мы вполне поймем в будущем веке. Как осмотрительно надо относиться к ней, а мы перелистываем нашу жизнь, как книгу — лист за листом, не отдавая себе отчета в том, что там написано. Нет случая в жизни, все творится по воле Создателя.
Будущая святая Матрона Рязанская, в миру — Матрена Григорьевна Белякова, родилась 6 ноября 1864 года в деревне Анемнясево Касимовского уезда Рязанской губернии. Родители ее, Григорий и Евдокия, были едва ли не самыми бедными людьми в деревне и кое-как вели свое крестьянское хозяйство, — так повествует житие Матроны Рязанской, составленное лично знавшими ее священниками Николаем и Владимиром Правдолюбовыми. «По внешнему своему виду они были хилыми, тщедушными людьми и казались какими-то недоразвитыми. Отец много пил и слыл в деревне пьяницей. У них было большое семейство — шесть дочерей и два сына. Три сестры умерли в детстве; Матреша была четвертою по счету. До семи лет Матреша была обычным ребенком; как и все дети ее возраста, гуляла и играла со своими сверстницами и подружками. Родители почему-то невзлюбили ее с самого раннего детства. Нерадостна была жизнь ребенка в родной семье, где ей, больше чем кому-нибудь из братьев и сестер, приходилось терпеть обиды, ругань, побои; но еще большие страдания ждали девочку в дальнейшем. В семилетнем возрасте Матреша заболела оспой. После этой болезни девочка поправилась, но уже навсегда осталась слепою. Теперь ее обязанностью было нянчить своих младших сестренок и братьев. Тяжело было слепой девочке справляться с этим делом. Однажды десятилетняя Матреша нечаянно уронила сестренку с крыльца на землю. Увидев это, мать схватила Матрешу и начала жестоко бить. В этот момент духовному взору девочки предстала Царица Небесная. Матреша сказала об этом матери, но та продолжала бить девочку еще сильнее. Видение повторилось три раза. Во время последнего видения Пресвятая Богородица дала Матреше утешительную записочку. О том, что это за записочка и что в ней было написано, блаженная Матрона никогда не рассказывала. На следующее утро изувеченная девочка не смогла подняться с печи. С этого времени началась для Матреши жизнь мученицы, пригвожденной к одру. Она навсегда лишилась возможности ходить и что-либо делать и уже не вставала с кровати во всю свою дальнейшую жизнь».
Как видим, начало жизни Матроны Рязанской было совсем безотрадное. Совсем маленькой девочкой святая пережила одну из самых страшных трагедий, которые случаются в жизни. Эта трагедия — родительская нелюбовь. Нет в мире существа несчастнее, чем ребенок, который не нужен своим родителям, который терпит от них одни лишь издевательства и побои. В таких семьях чаще всего и вырастают самые жестокие преступники. А Матрона стала святой. Отчего же ее сердце не ожесточилось? Отчего именно ей явилась Пресвятая Богородица? Ведь мать била Матрешу и до того… Ключом к ответу на этот вопрос — одна из десяти Господних заповедей:
Почитай отца твоего и мать твою.
да будешь благословен на земле и долголетен.
Эта заповедь — пятая по счету, и стоит она перед заповедью «Не убий». И это логично: тому, кто почитает отца и мать, невозможно будет решиться в трезвом уме и твердой памяти на убийство. Ведь Господь даровал заповеди совсем не в случайном порядке: исполнишь первую заповедь — легче будет соблюсти вторую; соблюдешь вторую — и третья не покажется обременительной, и т. д.
Но пятая заповедь — одна из самых трудно исполняемых. Хорошо почитать родителей, если они добры, любят детей и стараются им отдавать все самое лучшее. А если родители — алкоголики, изверги, садисты? Как почитать таких? Кажется, что в этом случае заповедь невозможно, нельзя исполнить, наоборот — от таких родителей надо ограждать детей, отнимать их. Но это верно лишь по человеческому разумению. Задумаемся над тем, многие ли дети, чьих родителей лишили родительских прав, вырастают счастливыми? Конечно, такие есть — если найдутся добрые люди, которые возьмут их в свой дом и станут им новыми отцом и матерью. А те, кто растет в детских домах? Какая жизнь их ожидает? Но дело даже не в этом.
Родители, какими бы они ни были, дают ребенку право на существование. Уже за одно то, что мать позволила родиться своему чаду, она достойна почитания. Особенно актуально это в наши дни, когда количество абортов в тысячи раз превышает количество рожденных детей. А новая человеческая жизнь — это всегда новая надежда на спасение, причем не индивидуальное спасение души новорожденного, а общее спасение всего рода. Родители могут быть самыми дурными людьми на свете, но их ребенок может стать святым — и через него спасение придет и для их душ. Ведь Господь за одного праведника милует все поколения, которые жили до него! Но чтобы это произошло, родители должны позволить своему ребенку родиться, должны подарить ему жизнь.
Все святые отцы были единодушны в том, что родителей надо почитать, даже родителей-преступников. Вот что писал об этом один из величайших подвижников ХХ века святитель Николай Сербский:
«Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. Это значит: прежде того как ты узнал что-либо о Господе Боге, знали об этом твои родители. И этого довольно, чтобы им поклониться и воздать хвалу и почитание. Поклонись же и почтительно поблагодари всякого, кто прежде тебя познал Высшее Добро на этом свете. Почитай отца твоего и матерь твою, потому что твой путь от рождения и до сего дня обеспечен усилиями родителей и их страданиями. Они тебя принимали и тогда, когда все друзья отворачивались от тебя, немощного и нечистого. Они тебя примут, когда все отвергнут. И когда все будут бросать в тебя камни, мать твоя бросит полевые цветы. Отец принимает тебя, хотя знает все недостатки твои. А друзья же твои тебя отвергнут, даже если им известны только добродетели твои. Знай, что нежность, с которой принимают тебя твои родители, принадлежит Господу, принимающему Свое творение как детей Своих. Так же как шпора заставляет коня бежать быстрее, так же и твоя вина перед родителями заставляет их еще более заботиться о тебе. День и ночь упражняйся, сыне, почитать мать свою, ибо так научишься почитанию всех других матерей на земле. Воистину, дети, неправильно почитать только своих отца и мать, а других отцов и матерей не замечать. Ваше почитание своих родителей необходимо для вас как школа уважения всех людей и всех женщин, которые в муках рожают и в трудах и страданиях воспитывают своих детей. Запомните это и живите по этой заповеди, чтобы Бог вас благословил на земле».
Матрона с самого детства если не понимала это умом, то чувствовала сердцем. Несмотря на побои и униженя, никогда и мысли не возникало у Матреши как-либо перечить родителям или держать на них обиду. Она была благодарна матери и отцу за жизнь, и сносила все с величайшим терпением. С младенчества она старалась жить, согласно заповедям Божиим, «а не по простым обычаям человеческим». «Глаголет бо Господь, писал преподобный Амвросий Оптинский, через пророка Исаию: “Аще послушаете Мене (то есть исполнением заповедей Божиих), то благая земли снесте”. Главная же заповедь в обетовании: “Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли”. Неуместные выходки или вспышки перед родителями ни в каком случае неизвинительны. Бытует между людьми мудрое слово: яйца курицу не учат. Юному возрасту прежде должно себя обучать и вразумлять хранением очей, обузданием языка и вообще благонравным и скромным поведением и обращением с другими, отражая от себя даже помыслы противозаконные и богопротивные, потому что люди смотрят только на лицо, Бог же взирает на сердце; и от него зависит наша участь, как в настоящей, так и в будущей жизни. Никого не суди и не осуждай, да и сама избежишь осуждения от Бога. Наконец, помни и никогда не забывай грозное слово Господа: “Аще кто постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Аз постыжусь его, егда прииду во славу Отца Моего со Ангелы святыми”…О почтении к старшим сказано в Писании: “старцу пакости не твори”. Тем более дети обязаны всячески почитать своих родителей, стараясь успокоить их всем, что не противно заповедям Божиим».
Служащие храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве Анатолий и Иоанна не имели детей, состоя в браке 8 лет. Супруги просили Блаженную о даровании чада, и в ответ на молитву у них родилась дочь. У прихожанки Троицкого храма Галины сильно болели ноги. Пожилой женщине тяжело было посещать церковные службы, о чем она сильно скорбела. Галина усердно молилась двум блаженным Матронам: Анемнясевской и Московской. В ответ на ее молитву бумажные иконы стали источать капельки благовонной жидкости. Квартиру Галины посетили многие прихожане Троицкого храма, прикладывались к мироточащим иконам обеих святых, помазывались истекавшим из них миром. Галина почувствовала себя значительно лучше, ноги перестали болеть.
Матрена смиренно и молчаливо переносила обиды, оскорбления и побои, принимая все это словно бы из руки Божьей. Для будущей святой это был первый подвиг — подвиг послушания.
Послушание — великое дело. Им спасались древние подвижники, им спасаемся и мы, если только несем его, как должно.
В чем состоит истинное послушание? В том, чтобы отсекать свою волю и творить волю Божию, указываемую через пастыря. Причем это надо делать без рассуждения и безо всякой критики. Так, как поступил один подвижник, когда его заставили сажать капусту вверх корнями. Он, нимало не рассуждая, разумно это или нет, исполнил повеленное. Таково истинное послушание… Ты выполняешь мои советы как долг перед пастырем, но внутренне не согласна со мною. Только в том случае послушание будет подлинным, когда ты будешь говорить себе, что добро (именно добро, а не долг) делать то, что сказано или, вернее, указано делать пастырем, а свои мудрствования не полезны… Только то доброе и спасительное, что расценивается как доброе твоим духовным отцом, а все прочее, если даже кажется добрым, в данный момент не служит к добру.
И за это святое послушание и явилась Матрене Божья Матерь. Это единственное Божественное явление, о котором нам известно. Но несомненно то, что и после этого Богородица и Ангелы навещали Матрону и укрепляли ее в подвиге. Ведь никак иначе нельзя объяснить тот факт, что святая порой обходилась по нескольку дней без хлеба и воды, терпела жару и жесточайший холод.
О явлениях Ангелов детям известно немало. Об одном таком случае писал Сергей Нилус:
«Я знал одну женщину, которая в детстве своем удостоилась видеть своего Ангела. По ее словам, она видела его во сне. Но сон ребенка и явь в его жизни — не один ли и тот же сон? Где кончается и начинается то и другое? Да и вся наша жизнь, пред обетованной и грядущею для нас вечностью, не тот же ли сон?
— Было мне 7 лет, — так сказывала мне эта женщина. — Ребенком я все любила смотреть на небо, на звезды, представлять себе Ангелов, беседовать с ними — росла я, словом, ребенком мечтательным, живущим в мире заоблачных желаний и видений. Часто во сне я видела Ангелов, но сны эти позабыла. Один только сон мне так врезался в память, что я не могу с уверенностью сказать, сон ли то был или действительность…
Вижу я, что бегу по саду, мимо нашего войновского дома, со стороны девичьего крыльца. Балкон дома с колоннами выходил в сад, и против него разбиты были три клумбы с цветами — одна из них как раз против балкона. На клумбе росли кусты белых роз. Я бегу будто по дорожке мимо балкона и вижу: из клумбы белых роз выходит Ангел; рост его высокий, стройный; крылья и одеяние белоснежные — Ангел, словом, такой, как пишут Ангелов на иконах. Я остановилась, преисполненная изумленной радости… Ангел подошел ко мне, взял меня за руку и повел назад, к девичьему крыльцу. Я держусь за руку Ангела и вижу, что на его пальце надето обручальное кольцо моей матери, которое мать, не снимая, всегда носила на руке.
Указывая на кольцо, я говорю Ангелу:
— Это кольцо моей мамы?
— Да, — ответил Ангел, — это ее кольцо. Я ее Ангел Хранитель и иду за нею, чтобы ее увести с собою.
Я почувствовала, что это значит — навсегда, и стала умолять его, плача:
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вам поможет святая блаженная Матрона Рязанская. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других