Сборник стихов состоит из четырёх частей и может оказать помощь родителям и работникам начальной школы в нравственном воспитании детей (7+). Обеспечивает косвенное морализирование, исключает в отношениях категоричность.Формат диалога обеспечивает усвоение этических норм, формирует умения задавать вопросы, анализировать, рассуждать, делать нравственные выводы. Эпиграфы, выводы, афоризмы важны для краткой беседы (2—3 минуты).Текст книги структурирован: выделены курсивом смысловые фрагменты.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уроки этики в стране Поэтики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть 1
Вопросы, суждения — ума пробуждение
1. Мысли добрые — дела полезные
Добро душу согревает,
Внутри солнышком сияет,
В добром сердце льдинка тает…
ИСТОРИИ О ДОБРЫХ ДЕЛАХ МАЛЬЧИКА
Я — ДОБРЫЙ
По дорожке полз жучок,
Мог попасть под башмачок.
Тут же я ему помог —
Перенёс на бугорок.
Я на помощь пришёл в срок,
От беды его сберёг.
Я СРЕДИ ДРУГИХ
С мамой шёл по переулку —
Помогал нести ей сумку.
Во дворе играл с подружкой —
Смастерили с ней кормушку.
На душе от добрых дел
Колокольчик зазвенел.
Я — САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ
С утра делал всё подряд:
Сам прибрал постель, подушки.
Пол подмёл, сложил игрушки
И поставил книжки в ряд.
Маме с папой помогал,
Сказку брату прочитал…
Я затратил много сил.
Перед сном себя спросил:
«Сколько важных, добрых дел
Сделать за день ты успел?»
Я — КУЛЬТУРНЫЙ
Я вчера в музей ходил,
С папой, мамой отдыхал.
Там со всеми был я мил:
Не грубил, не возражал.
За обед благодарил,
В просьбах — я им уступал…
Перед сном стихи учил,
Книжку добрую читал.
Я веду себя недурно,
Может быть, уже культурный?
2. Добро — порыв души
В делах малых и больших
Добрым быть ты поспеши.
Вот приметы Доброты,
Их узнаешь сразу ты:
Нас окутает вниманием,
Отличается старанием,
Не изменит, не обманет,
В беде друга не оставит.
И отзывчива, беззлобна,
И обидеть неспособна.
Посочувствует, поверит,
И поймёт, и пожалеет,
И поможет, ободрит.
Всех за всё благодарит.
ПРОЯВЛЕНИЯ ДОБРОТЫ
Доброта живёт в заботе,
В добросовестной работе,
В милосердии святом.
И она приходит в дом,
Если радость живёт в нём,
Да и в горькую минуту
Доброта придёт к кому-то…
Она стержень и опора.
И на помощь всегда скора.
Сколько качеств, их не счесть!
В доброте ещё что есть?
Что в ней главно и что славно?
Скромности палата —
Оттого и не тщеславна…
Совестью богата —
Не стремится к злату.
Стыдно ей, ребята,
За добро ждать плату.
Доброта — наш ориентир.
Добротой спасётся мир.
ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ
* * *
К чужому и родному,
К здоровому, больному…
На помощь сразу поспеши
По зову сердца и души.
ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ВАЖНО ПРОЯВЛЯТЬ ОСТОРОЖНОСТЬ
К ПРОСЬБАМ ПОСТОРОННИХ
Мальчик
Посторонний обратился,
Просил сумку донести.
Я помог, не рассердился.
Было мне с ним по пути.
Бабушка
Милосердным был ты, друг.
Это видно всем вокруг.
Но меня вот что тревожит:
Осторожность нужна всё же —
Мало что случиться может…
Если рядом нет родных
Иль без разрешения их
Нельзя, не допускается,
Детям запрещается
Незнакомым доверять,
С ними в разговор вступать.
Ты опасность обойди:
От них сразу отойди,
Молча мимо проходи.
Может помощь не нужна
Так бывает иногда —
Совесть с ними не дружна,
А зачем мы им тогда?
Что они задумали…
Может что придумали?
* * *
Незнакомый позовёт
Пойти с ним за поворот —
Откажись,
Остерегись…
Неизвестно, что там ждёт.
И подарков не бери.
Ты подумай наперёд,
Зачем хочет одарить?
3. Заблуждения о добрых делах
Часто заблуждения
Приносят огорчения.
ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК ЖДАЛ НАГРАДУ ЗА ДОБРО
Мальчик
Вот так чудо, вот так диво —
Видишь, мама, как красиво!
Приложил свои я силы
И три дела враз осилил:
В садике цветы полил
Все скамеечки помыл.
За собой убрал — смотри.
Я награду заслужил —
Не одну, а целых три.
Мама
Рада очень я, сынок,
Хорошо, что мне помог.
Только это заблуждение:
За добро ждать награждение.
ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК ХВАЛИЛСЯ ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ
Мальчик
Так приятно, что старался
И на просьбы откликался.
Всем об этом рассказать
Я успел подряд раз пять.
Папа
Добрым, чутким был — похвально,
Только этим, друг, хвалиться
Вовсе даже не годится.
Каждый должен изначально
Быть таким «по умолчанью».
Добро сделал — промолчи
Не жди благодарности.
Во всю мощь ты не кричи
От тщеславной радости.
ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ
Из корысти доброта —
Заблуждение, вот беда.
Ей, корыстной, лишь мила
Благодарность, похвала.
Доброте же настоящей
Откликаться в одночасье
Всем работам предстоящим,
Помогать другим — вот счастье.
ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК ВЫПОЛНЯЛ ДОБРЫЕ ДЕЛА
НАСПЕХ, КОЕ-КАК
Мальчик
«Брату помоги, сынок!
Видишь, сделать сам не смог», —
Мама тихо подсказала —
Моя лень завозражала:
Оторваться не хотел
От своих любимых дел.
Себя всё же превозмог,
Не хотел — потом помог.
Но всё делал «впопыхах»,
С неохотой, второпях.
Бабушка
Да какое ж тут добро
И какие ожиданья?
Гору слов пустых — ведро
Отговорок, нежеланья
Запустил ты в оправданье.
Всем всё ясно уж давно:
Пусть ты справился с работой,
Но всё делал с неохотой —
Недобро тут всё равно.
Знай, добро не любит в нас
Леность воли, «пустофраз»,
Не старанья, промедленья,
Спрятанного раздраженья
Внутри где-то, в глубине…
Это, друг, поверь ты мне:
Не добро, а заблужденье.
ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК НЕКРИТИЧНО ОТНОСИЛСЯ К ПРОСЬБАМ
Мальчик
Друг просил меня помочь —
Сделал, как сказал, точь-в-точь.
Бабушка
Просят — надо отозваться.
Только прежде разобраться:
Как помочь, с чем соглашаться,
Может, что-то поменять…
Без разбора, без сомненья,
Без ума всё выполнять —
Это тоже заблужденье.
Знай, так поступать нельзя.
Хочешь ты помочь друзьям —
К просьбам будь критичным,
А в делах — логичным.
ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ
К просьбам будь ты осторожен —
Выполнять сразу негоже.
Вникни, речь идёт о чём —
Вдруг попросят о плохом?
О пустом, опасном, ложном —
Это знаки о тревожном.
А зачем дружить со злом?
ПРОСЬБЫ ИЗМЕРЯЙ ДОБРОМ
Если просьбы, на твой взгляд,
Никому не навредят,
Уступай охотно ты —
По веленью Доброты.
О плохом друг попросил,
Сделать что-то предложил,
Что могло вред причинить,
Маму с папой огорчить —
Ему сразу откажи,
Поясни всё, подскажи.
От слов если отмахнулся,
От совета отвернулся,
Ты на время отойди —
Вашей дружбе не вреди.
Может, друг поймёт всё сам —
Сразу легче станет вам.
ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК ИСКАЛ ОПРАВДАНИЕ СВОЕМУ ПОВЕДЕНИЮ
Мальчик
Мы сегодня встали рано.
Целый день по дому мама
Выполняла свои планы:
Всё отмыла спозаранок —
Словно новой, стала рама,
Солнышком стекло играло,
А потом она стирала.
Что ещё? — Цветы сажала…
Ну а я чем занимался?
Отчего ей не помог?
Очень долго напрягался —
Вспомнить ничего не смог.
Жалко, что я заигрался
И помочь не догадался.
Я помог бы что есть силы,
Если б мама попросила.
Сделал сразу б, не потом,
И охотно, и с добром.
Бабушка
Ничего, не огорчайся,
Оправдаться не пытайся.
Не помог. Печально. Что же? —
В другой раз ты ей поможешь.
Будет ей ещё дороже,
Если помощь сам предложишь.
ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ
* * *
Всё без слов Добро поймёт.
Просьбы Доброта не ждёт.
ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК ДРУГУ ОКАЗАЛ НЕДОБРУЮ УСЛУГУ
Мальчик
Доказал не раз на деле,
Что я добрый в самом деле:
Другу как-то на неделе
Делать помогал уроки.
Уложился ровно в сроки:
За него решил примеры
И рулеткой пол измерил,
Чтобы площадь посчитать…
Записал он всё в тетрадь —
Получил отметку «пять».
А в другой раз он опять
Попросил ему помочь —
Сочинение написать…
Я помочь ему не прочь,
Но ошибки допустил,
Запятые пропустил.
В результате — вот беда! —
Получил дружок мой «два».
Да, «пустая голова»…
Впредь не буду никогда
Помогать другому…
И по случаю такому
Бабушку спросил тут я:
«Есть ли в чём вина моя?»
Бабушка
Правильно ты поступил,
Что помочь ему решил,
Но напрасен труд твой был.
Ты ему же навредил —
За него всё сам решил.
И зачем нам рассуждать,
Получил он «два» иль «пять»?
Дело здесь не в запятых.
В другой раз расставишь их.
Происходит что, обдумай,
О последствиях подумай:
Оказал невольно другу
Ты недобрую услугу.
Не беда, что и ошибся…
Жаль, что в мыслях заблудился
И в поступке оступился.
Мальчик: Не запнулся, не ушибся…
Отчего же
Грустно всё же?
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
* * *
Добрый тот, кто научил,
Терпеливо объяснил,
Выполнил урок совместно…
Помощь эта, как известно,
Бескорыстна, безвоздмездна —
Несёт радость, всем полезна.
В жизни за него кто будет
Все задания выполнять?
Как он знанием прибудет,
Если не хотел читать,
Рассуждать, мир познавать?
Да и в будущем, как знать,
Сможет ли он разрешать
Свои взрослые проблемы,
Понимать и обсуждать
Повзрослевшие с ним темы?
ИЗ ДНЕВНИКА МАЛЬЧИКА
* * *
Мне сегодня стало ясно:
Заблуждение опасно.
Делать всё подряд, бездумно
Очень даже неразумно.
Вот и другу навредил,
Так как неразумным был.
Делаю «добро», я думал —
Как же ловко всё придумал…
С другом были заодно.
Но вернулось,
Обернулось
Неприятностью оно.
Бабушка права опять.
Как же сам не мог понять?
В деле нашем был изъян —
В нём главенствовал обман.
* * *
Прочёл книжку — смог понять,
Как же трудно добрым стать!
Труд нелёгкий — мной проверен,
Только вот сейчас уверен:
Доброты умения —
Заботу и терпение,
К другому уважение…
Проявлять сумею я.
* * *
Вчера в книжке прочитал
И в тетрадку записал:
«К похвалам ты будь суров
И тщеславным быть не надо» —
Впредь не стану за добро
Похвалы ждать и награды.
И себе сказал я сам:
«Стану я отзывчивым,
Внимательным, улыбчивым»…
Посоветовал друзьям:
«Давайте делать добро сами.
Другим поможем, папе, маме…
Без просьбы и упрёков,
Без лишних слов, намёков».
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Уроки этики в стране Поэтики предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других