Уроки этики в стране Поэтики

Надежда Эверт

Сборник стихов состоит из четырёх частей и может оказать помощь родителям и работникам начальной школы в нравственном воспитании детей (7+). Обеспечивает косвенное морализирование, исключает в отношениях категоричность.Формат диалога обеспечивает усвоение этических норм, формирует умения задавать вопросы, анализировать, рассуждать, делать нравственные выводы. Эпиграфы, выводы, афоризмы важны для краткой беседы (2—3 минуты).Текст книги структурирован: выделены курсивом смысловые фрагменты.

Оглавление

Часть 1

Вопросы, суждения — ума пробуждение

1. Мысли добрые — дела полезные

Добро душу согревает,

Внутри солнышком сияет,

В добром сердце льдинка тает…

ИСТОРИИ О ДОБРЫХ ДЕЛАХ МАЛЬЧИКА

Я — ДОБРЫЙ

По дорожке полз жучок,

Мог попасть под башмачок.

Тут же я ему помог —

Перенёс на бугорок.

Я на помощь пришёл в срок,

От беды его сберёг.

Я СРЕДИ ДРУГИХ

С мамой шёл по переулку —

Помогал нести ей сумку.

Во дворе играл с подружкой —

Смастерили с ней кормушку.

На душе от добрых дел

Колокольчик зазвенел.

Я — САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ

С утра делал всё подряд:

Сам прибрал постель, подушки.

Пол подмёл, сложил игрушки

И поставил книжки в ряд.

Маме с папой помогал,

Сказку брату прочитал…

Я затратил много сил.

Перед сном себя спросил:

«Сколько важных, добрых дел

Сделать за день ты успел?»

Я — КУЛЬТУРНЫЙ

Я вчера в музей ходил,

С папой, мамой отдыхал.

Там со всеми был я мил:

Не грубил, не возражал.

За обед благодарил,

В просьбах — я им уступал…

Перед сном стихи учил,

Книжку добрую читал.

Я веду себя недурно,

Может быть, уже культурный?

2. Добро — порыв души

В делах малых и больших

Добрым быть ты поспеши.

Вот приметы Доброты,

Их узнаешь сразу ты:

Нас окутает вниманием,

Отличается старанием,

Не изменит, не обманет,

В беде друга не оставит.

И отзывчива, беззлобна,

И обидеть неспособна.

Посочувствует, поверит,

И поймёт, и пожалеет,

И поможет, ободрит.

Всех за всё благодарит.

ПРОЯВЛЕНИЯ ДОБРОТЫ

Доброта живёт в заботе,

В добросовестной работе,

В милосердии святом.

И она приходит в дом,

Если радость живёт в нём,

Да и в горькую минуту

Доброта придёт к кому-то…

Она стержень и опора.

И на помощь всегда скора.

Сколько качеств, их не счесть!

В доброте ещё что есть?

Что в ней главно и что славно?

Скромности палата —

Оттого и не тщеславна…

Совестью богата —

Не стремится к злату.

Стыдно ей, ребята,

За добро ждать плату.

Доброта — наш ориентир.

Добротой спасётся мир.

ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ

* * *

К чужому и родному,

К здоровому, больному…

На помощь сразу поспеши

По зову сердца и души.

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК ВАЖНО ПРОЯВЛЯТЬ ОСТОРОЖНОСТЬ

К ПРОСЬБАМ ПОСТОРОННИХ

Мальчик

Посторонний обратился,

Просил сумку донести.

Я помог, не рассердился.

Было мне с ним по пути.

Бабушка

Милосердным был ты, друг.

Это видно всем вокруг.

Но меня вот что тревожит:

Осторожность нужна всё же —

Мало что случиться может…

Если рядом нет родных

Иль без разрешения их

Нельзя, не допускается,

Детям запрещается

Незнакомым доверять,

С ними в разговор вступать.

Ты опасность обойди:

От них сразу отойди,

Молча мимо проходи.

Может помощь не нужна

Так бывает иногда —

Совесть с ними не дружна,

А зачем мы им тогда?

Что они задумали…

Может что придумали?

* * *

Незнакомый позовёт

Пойти с ним за поворот —

Откажись,

Остерегись…

Неизвестно, что там ждёт.

И подарков не бери.

Ты подумай наперёд,

Зачем хочет одарить?

3. Заблуждения о добрых делах

Часто заблуждения

Приносят огорчения.

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК ЖДАЛ НАГРАДУ ЗА ДОБРО

Мальчик

Вот так чудо, вот так диво —

Видишь, мама, как красиво!

Приложил свои я силы

И три дела враз осилил:

В садике цветы полил

Все скамеечки помыл.

За собой убрал — смотри.

Я награду заслужил —

Не одну, а целых три.

Мама

Рада очень я, сынок,

Хорошо, что мне помог.

Только это заблуждение:

За добро ждать награждение.

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК ХВАЛИЛСЯ ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ

Мальчик

Так приятно, что старался

И на просьбы откликался.

Всем об этом рассказать

Я успел подряд раз пять.

Папа

Добрым, чутким был — похвально,

Только этим, друг, хвалиться

Вовсе даже не годится.

Каждый должен изначально

Быть таким «по умолчанью».

Добро сделал — промолчи

Не жди благодарности.

Во всю мощь ты не кричи

От тщеславной радости.

ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ

Из корысти доброта —

Заблуждение, вот беда.

Ей, корыстной, лишь мила

Благодарность, похвала.

Доброте же настоящей

Откликаться в одночасье

Всем работам предстоящим,

Помогать другим — вот счастье.

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК ВЫПОЛНЯЛ ДОБРЫЕ ДЕЛА

НАСПЕХ, КОЕ-КАК

Мальчик

«Брату помоги, сынок!

Видишь, сделать сам не смог», —

Мама тихо подсказала —

Моя лень завозражала:

Оторваться не хотел

От своих любимых дел.

Себя всё же превозмог,

Не хотел — потом помог.

Но всё делал «впопыхах»,

С неохотой, второпях.

Бабушка

Да какое ж тут добро

И какие ожиданья?

Гору слов пустых — ведро

Отговорок, нежеланья

Запустил ты в оправданье.

Всем всё ясно уж давно:

Пусть ты справился с работой,

Но всё делал с неохотой —

Недобро тут всё равно.

Знай, добро не любит в нас

Леность воли, «пустофраз»,

Не старанья, промедленья,

Спрятанного раздраженья

Внутри где-то, в глубине…

Это, друг, поверь ты мне:

Не добро, а заблужденье.

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК НЕКРИТИЧНО ОТНОСИЛСЯ К ПРОСЬБАМ

Мальчик

Друг просил меня помочь —

Сделал, как сказал, точь-в-точь.

Бабушка

Просят — надо отозваться.

Только прежде разобраться:

Как помочь, с чем соглашаться,

Может, что-то поменять…

Без разбора, без сомненья,

Без ума всё выполнять —

Это тоже заблужденье.

Знай, так поступать нельзя.

Хочешь ты помочь друзьям —

К просьбам будь критичным,

А в делах — логичным.

ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ

К просьбам будь ты осторожен —

Выполнять сразу негоже.

Вникни, речь идёт о чём —

Вдруг попросят о плохом?

О пустом, опасном, ложном —

Это знаки о тревожном.

А зачем дружить со злом?

ПРОСЬБЫ ИЗМЕРЯЙ ДОБРОМ

Если просьбы, на твой взгляд,

Никому не навредят,

Уступай охотно ты —

По веленью Доброты.

О плохом друг попросил,

Сделать что-то предложил,

Что могло вред причинить,

Маму с папой огорчить —

Ему сразу откажи,

Поясни всё, подскажи.

От слов если отмахнулся,

От совета отвернулся,

Ты на время отойди —

Вашей дружбе не вреди.

Может, друг поймёт всё сам —

Сразу легче станет вам.

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК ИСКАЛ ОПРАВДАНИЕ СВОЕМУ ПОВЕДЕНИЮ

Мальчик

Мы сегодня встали рано.

Целый день по дому мама

Выполняла свои планы:

Всё отмыла спозаранок —

Словно новой, стала рама,

Солнышком стекло играло,

А потом она стирала.

Что ещё? — Цветы сажала…

Ну а я чем занимался?

Отчего ей не помог?

Очень долго напрягался —

Вспомнить ничего не смог.

Жалко, что я заигрался

И помочь не догадался.

Я помог бы что есть силы,

Если б мама попросила.

Сделал сразу б, не потом,

И охотно, и с добром.

Бабушка

Ничего, не огорчайся,

Оправдаться не пытайся.

Не помог. Печально. Что же? —

В другой раз ты ей поможешь.

Будет ей ещё дороже,

Если помощь сам предложишь.

ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ

* * *

Всё без слов Добро поймёт.

Просьбы Доброта не ждёт.

ИСТОРИЯ О ТОМ, КАК МАЛЬЧИК ДРУГУ ОКАЗАЛ НЕДОБРУЮ УСЛУГУ

Мальчик

Доказал не раз на деле,

Что я добрый в самом деле:

Другу как-то на неделе

Делать помогал уроки.

Уложился ровно в сроки:

За него решил примеры

И рулеткой пол измерил,

Чтобы площадь посчитать…

Записал он всё в тетрадь —

Получил отметку «пять».

А в другой раз он опять

Попросил ему помочь —

Сочинение написать…

Я помочь ему не прочь,

Но ошибки допустил,

Запятые пропустил.

В результате — вот беда! —

Получил дружок мой «два».

Да, «пустая голова»…

Впредь не буду никогда

Помогать другому…

И по случаю такому

Бабушку спросил тут я:

«Есть ли в чём вина моя?»

Бабушка

Правильно ты поступил,

Что помочь ему решил,

Но напрасен труд твой был.

Ты ему же навредил —

За него всё сам решил.

И зачем нам рассуждать,

Получил он «два» иль «пять»?

Дело здесь не в запятых.

В другой раз расставишь их.

Происходит что, обдумай,

О последствиях подумай:

Оказал невольно другу

Ты недобрую услугу.

Не беда, что и ошибся…

Жаль, что в мыслях заблудился

И в поступке оступился.

Мальчик: Не запнулся, не ушибся…

Отчего же

Грустно всё же?

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

* * *

Добрый тот, кто научил,

Терпеливо объяснил,

Выполнил урок совместно…

Помощь эта, как известно,

Бескорыстна, безвоздмездна —

Несёт радость, всем полезна.

В жизни за него кто будет

Все задания выполнять?

Как он знанием прибудет,

Если не хотел читать,

Рассуждать, мир познавать?

Да и в будущем, как знать,

Сможет ли он разрешать

Свои взрослые проблемы,

Понимать и обсуждать

Повзрослевшие с ним темы?

ИЗ ДНЕВНИКА МАЛЬЧИКА

* * *

Мне сегодня стало ясно:

Заблуждение опасно.

Делать всё подряд, бездумно

Очень даже неразумно.

Вот и другу навредил,

Так как неразумным был.

Делаю «добро», я думал —

Как же ловко всё придумал…

С другом были заодно.

Но вернулось,

Обернулось

Неприятностью оно.

Бабушка права опять.

Как же сам не мог понять?

В деле нашем был изъян —

В нём главенствовал обман.

* * *

Прочёл книжку — смог понять,

Как же трудно добрым стать!

Труд нелёгкий — мной проверен,

Только вот сейчас уверен:

Доброты умения —

Заботу и терпение,

К другому уважение…

Проявлять сумею я.

* * *

Вчера в книжке прочитал

И в тетрадку записал:

«К похвалам ты будь суров

И тщеславным быть не надо» —

Впредь не стану за добро

Похвалы ждать и награды.

И себе сказал я сам:

«Стану я отзывчивым,

Внимательным, улыбчивым»…

Посоветовал друзьям:

«Давайте делать добро сами.

Другим поможем, папе, маме…

Без просьбы и упрёков,

Без лишних слов, намёков».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я