Немного о Карсунском уезде, история появления сельца Озёрки, а также история его первых жителей, которые проживали в нём в 19-м веке.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сельцо Озёрки Карсунского уезда Симбирской губернии и его жители. История появления этого села, а также история его жителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3. 1834 год
Помещица Надежда Васильевна Волкова
Откуда пришли и появились первые жители населявшие Озерки, вы прочитали в дарственной и купчей.
А я начну свое описание из данных Ревизских сказок, самая ранняя сказка, которая имеется в Ульяновском Архиве за 1834 год.
Более ранние данные ревизских сказок надо искать в РГАДА (Российский Государственный Архив Древних Актов).
Ревизская сказка — не шуточное неформальное название, а вполне официальное. Так с XVIII до середины XIX века в Российской империи назывались документы, в которых были зафиксированы результаты ревизий, или переписей населения.
Пересчитать население государства впервые предложил Петр I — эти данные были нужны для сбора введенного им подушного налога.
Первая перепись началась в 1718 году и закончилась в 1724. Тогда насчитали чуть больше 15 миллионов человек. Всего с 1718 по 1859 год было проведено 10 ревизий. Согласно последней, в государстве проживали почти 75 миллионов человек.
В ревизских сказках указывались имя, отчество и фамилия (если она имелась) владельца двора, его возраст, имена и отчества членов его семьи, их возраст и отношение к главе семьи. Каждого человека, подлежащего налогообложению, в таких документах называли ревизской душой.
Возраст каждого человека в ревизской сказке указан довольно точно, иногда даже до месяца. А у некоторых детей, родившихся между ревизия даже точная дата рождения. Благодаря этому, найти по метрическим книгам точную дату рождения каждого из предков не представляет сложностей.
Но что касается нашего сельца Озерки, то возраст иногда не совпадает, но это единичные случаи и я указывала, где произошла ошибка.
Кто же были те крестьяне, первыми населившие Озерки?
Но прежде, давайте я объясню, как читать имена. Скажу сразу, что фамилии появились лишь в конце 19 века, а пока наши крестьяне записываются, например Иван Петров, что означает Иван Петрович.
Жили в деревне Озерки в Тысяча восемьсот тридцать четвертом году Апреля тринадцатого дня Симбирской губернии Карсунского уезда деревни Озерок помещицы девицы Надежды Васильевны Волковой дворовые люди и крестьяне:
Ревизская Сказка 1834 год Помещица Волкова Н. В.
Дворовые:
1.Евдоким Кондратьев, 46 лет отроду
Евдокима Кондратьева сыновья:
Егор, который утонул в возрасте 4 лет
Януарий 1820 г.р., на момент переписи в 1834 году ему было 14 лет.
Также с Евдокимом проживала его жена Екатерина, которой было на тот момент 41 год, соответственно она 1793 года рождения и в семье росла девочка, по имени Агрофена, ей было на тот момент 10 лет. Предположительно эта семья идет под фамилией Январевы, в честь младшего сына Януария, которому сейчас только 14 лет, к слову, Януарий проживет очень долгую жизнь, доживет он до 74 лет, но опять же или ошибались писари, или сами люди не знали, сколько им лет. Например, в Метрической книге за 1894 год говорится, что ему 90 лет.
Данные Ревизской Сказки за 1834 год. Дворовые Люди.
Кто же такие дворовые люди?
А. Г. Венецианов «Утро помещицы» 1823г.
Вот, что говорит о Дворовых людях Большой Юридический словарь:
«В Русском государстве зависимые лица (челядь, холопы и др.), жившие при дворе феодала и обслуживавшие его и его семью. В конце XVII — первой половине XIX в. крепостные крестьяне, лишенные земельных наделов. Большинство их жило в господских дворах в качестве прислуги и находилось почти в рабском положении.»
По мере того, как высшие классы на Руси, а затем и в Российской империи богатели, им понадобился большой слой людей, которые бы выполняли роль домашней прислуги и были бы лишены основных гражданских прав. Очень скоро, во всех имениях крупных помещиков, расцвели многочисленные представители дворовых людей, или более грубо «дворни».
Подобно патрициям с их домашними рабами в Древнем Риме, владельцы имений устранялись от какого-либо физического труда, перекладывая даже малейшие обязанности на специальных людей, которые подбирались даже под самые экзотические потребности. Таким образом, помещики вели образ жизни сибаритов, с головой окунаясь в праздность, разврат и мотовство, паразитируя на своих крепостных.
Дворня набрались из крепостных крестьян, бывших монастырских холопов, случайно забредших к барину простолюдинов, а также из выходцев из могучего когда-то класса боевых холопов, которые составляли до четверти все несвободных на Руси и которых решительно некуда было деть еще до Смутного времени!
Труд дворни не был почетным, но все же был легче изнурительной эксплуатации простых крестьян. Большая физическая сила у мужчин или красота у женщин, служили прямым пропуском в дворню, так как именно такие качества были более всего нужны.
Средней руки помещик содержал обычно десяток-другой дворни, не особо расходуя свои капиталы, а уж особы приближенные к трону оперировали цифрами иного порядка. У графа Орлова насчитывалось почти 4 сотни дворовых людей!
Дворня решала несколько задач:
Физическая защита барина и его имущества;
Ведение домашнего хозяйства барина;
Выполнение поручений внутри или за пределами имения;
Обучение барина и его детей;
Сексуальная эксплуатация для нужд барина, его детей или друзей.
Из этого происходило и разделение дворни на профессии и статусы.
Дворецкий (мажордом) — исполнял роль аналогичную главному евнуху в гареме. Отвечал за торжественные приемы, кухню, подачу блюд и общий распорядок.
Камердинер — комнатный слуга, который исполнял мелкие поручения барина
Стремянные — конные охранники барина, исполнявшие роль его свиты или глашатаев
Казачки — маленькие мальчики, одетые в форму казаков, прислуживали за обедом, встречали гостей, разносили закуски.
Ливрейные лакеи и форрейторы — находились в карете господина или рядом с кучером, обеспечивая обслуживание в пути.
Гайдуки — вид лакеев, которые исполняли функции охраны, подбирались из рослых и крепких парней.
Сенные девки — молодые крестьянки, весь день проводившие в сенях ожидая поручений, исполняли функции горничных, а также чаще всего оказывали сексуальные услуги господам.
Отдельную касту составляли слуги крепостных театров. Их содержали богатейшие помещики, а также князья и графы. Репертуар и роли распределяли помещики, на свой вкус, давая представления как у себя, так и «на гастролях». Часто актрисы таких театров принуждались к проституции или бесплатному развлечению друзей владельца. Как например у огромного театра Измайлова, который принуждал актрис обнажаться по команде для гостей. Насытившись, такие театры нередко просто распродавали в обычные крепостные имения.
Ключница — возрастная женщина, вела учет в доме, а также управляла помещениями и имуществом, часто выступая как доверенное лицо барина.
Белые и черные кухарки — повара готовившие для господ и дворни, соответственно.
Кормилицы, няньки и дядьки — слуги для присмотра, воспитания и кормления барских детей, так как матери часто не имели интереса возиться с ребенком после его рождения.
Арапы, калмыки — слуги негроидной или монголоидной расы, которых набирал барин для удивления своих гостей.
Ремесленные — слуги, а иногда и крестьяне обладавшие редкими талантами и умениями, которых барин «сдавал в аренду» или торговал их изделиями.
Естественно, помещик был полным хозяином для своей дворни и их положение было не лучше рядового крепостного. Избиения, лишение имущества, телесные наказания преследовали их за малейшие повинности или при плохом настроении.
Так граф Сергей Каменский любил давать платные концерты своего крепостного театра, где прямо на сцене висели плетки. Заметив какую-то оплошность, в антракте Каменский заходил за кулисы с этой плеткой, чтобы наказать провинившегося. Крики и мольбы часто слышали и зрители, но относились к ним как к неизбежному злу…
Как писал Вяземский, крестьян это приобщает от варварства к культуре, а бар музыка, театральное представление отвлекали их от псовой охоты, карт и попоек.
Дворня была частым гостем рынка купли-продажи рабов в Российской империи. Она стоила дороже простого крестьянина, что побуждало помещиков заниматься их «разведением», обучению навыкам, чтобы затем продать. Когда Павел запретил объявления о продаже людей в газетах, сделка стала публиковаться как «отдам в услужение».
В 1833 году, вышел указ о запрете продажи крепостных в розницу, что по крайней мере смягчило проблему разделения семей, ведь нередко продавали всех по одному и в разные концы страны. Однако, потребность в дворне была столь велика, что росла постоянно и к середине 19 века дошла до 10% от всех крепостных, что подрывало экономику помещиков. Специальном указом пришлось запретить переводить крестьян в дворовые и назад.
Эта мера стала роковой для дворни. Когда в 1861 году отменили крепостное право, дворне не было положено выделение земельного надела.
Да и сами крестьяне ненавидели дворовых, так как те зачастую служили палкой и кнутом в руках помещика, а их содержание, ушлый барин обычно возлагал на самих же крестьян. Поэтому, когда при дворе обратили внимание, что в русских домах прислуги в 5—6 раз больше, чем в европейских и явление наносит ущерб экономике, его решили понемногу свернуть.
Источник: zen.yandex.com/leta
Также, девица Надежда Васильевна Волкова владела 19 душами крестьян.
Давайте узнаем, как из звали.
1. Двор №1.
Возглавлял этот двор Спиридон Иванов, которому было 53 года, Спиридон на тот момент был вдов. Вместе с отцом жили сыновья:
Николай, 23 года, который был женат. Жену звали Стефанида, 21 год и дочь Николая, Настасья, которой было 5 лет. Обратите внимание, Стефаниде 21 год, а дочери 5 лет, о чем это говорит, получается она ее родила в 16 лет. Забегая вперед, чтобы вы не искали в этой семье своих потомков, эта вся семья один за другим уйдут в мир иной. После себя они никого не оставили.
Данные Ревизской Сказки за 1834 год. Двор №1.
А что гласил закон в те времена?
По достижении сыном 18 лет, а дочерью 16 лет, оба могли уже сами вступить в брак. На вступление их в брак не требовалось ничьего разрешения, кроме согласия родителей. Однако, давая право родителям разрушать или запрещать брак детям, закон в то же время строго карал родителей за злоупотребление своею властью, за принуждение детей вступать в брак. За это полагалась тюрьма, не считая церковного покаяния. По крестьянству часто наблюдалось: не успеет сын или дочь войти в возраст, не думает еще начинать новую семью, как уже родители требовали от них: женись или выходи замуж. Причина этому крылась в том, что в крестьянских семьях часто не доставало работников. Сыновья были вынуждены жениться часто против своей воли, только для того, чтобы семья получила новую работницу. «В роде того, что новую лошадь купить.» Много семейной неустроенности со временем выходило для мужа и для жены из такого брака, а виною ее были сами родители.
Источник: Неизвестный. Семейное право 2-й половины 19 века. Диссертация. МОСКВА 1998 г.
2.Двор №2.
Возглавлял эту семью Григорий Емельянов 1769 г.р., который умер в 1833 году в возрасте 64 лет. Он прожил, по тем временам, долгую, но тяжелую жизнь, ведь жизнь крепостных крестьян была просто рабская.
У Григория было 2 сына:
Аким, которому было 33 года, жена Акима Григорьева, Мавра, тоже 33 года. Семья воспитывала двух дочерей, Василиса, которой было 10 лет и Фекла, ей было 4 годика.
Также под одной крышей проживал еще один сын Григория с семьей, Андрей, 24 года, его жена Авдотья, 21 год. В семье Андрея и Авдотьи также росла девочка, Матрена, 4 — х лет.
Итого: семья состояла из 2 мужских душ и 5 женских душ.
Данные Ревизской Сказки за 1834 год. Двор №2.
Представьте, как было весело в этой семье, когда просыпались эти девчушки. И каждая из них начинала щебетать, каждая о своем. Матери радовались дочерям, но отцы особой любви к девочкам не испытывали. Если первый ребенок девочка, отец относится к ней совершенно равнодушно. Дома большей частью говорят об этом с сожалением, разве одна из женщин прибавит: «Ничего, нянька будет», — и все на следующий же день забывают о девочке. Если же баба начинает часто родить, то в семье к этому, конечно, относятся неодобрительно, не стесняясь иногда делать грубые замечания по этому поводу: «Ишь ты, плодливая, обклалась детьми, как зайчиха. Хоть бы подохли они, твои щенки-то, трясет каждый год, опять щенка ошлепетила», и т.д., и т. д. Замечания эти исходят нередко от свекрови. Молодого отца, у которого родилась первенец-дочь, товарищи его и вообще другие мужики на деревне имеют право побить, как только он выйдет на работу. «Зачем девку родил», — и нередко здорово отдуют, а он уж молчит, потому так издавна водится.
И.С.Куликов «Семья лесника».
Новорожденный или новорожденную, клали в зыбку, это особая плетеная люлька, которую подвешивали к потолку, где он и спал, пока не вставал на ножки. Уход за малышами был минимальным: во-первых, потому что мать практически всегда была занята работой, а во-вторых, потому что ее представления об уходе за младенцем были своеобразными.
Доктор медицины Г. Попов в книге «Русская народно-бытовая медицина» описывал этот уход так: «Крестьянки считают, что ребенка достаточно перевернуть в сутки раза два-три, чтобы он не промок. С этой целью под младенца подкладывают кучу тряпок».
Поэтому мало кто из младенцев выживал, многие умирали в самом раннем младенчестве.
3. Двор№3.
Глава двора под номером 3, Павел Данилов, 1784 г.р., умер в 1831 году, в возрасте 47 лет. У него осталась вдова, Агрофена, которой в 1834 году было 48 лет. Но эту семью постигло еще одно горе. В 1826 году, они потеряли своего сына Анфиногена, которому было 18 лет. В таком возрасте просто так не умирают, видимо произошел несчастный случай. У Павла и Агрофены осталась дочь, Ульяна, 11 лет от роду.
Теперь за старшего остался его сын, Гавриил, 21 года, который был женат на Ульяне, тоже очень молода, ей всего 18 лет. У молодой пары детей еще нет, видимо жена ожидает первенца. Мы это узнаем чуть-чуть позже.
Данные Ревизской Сказки за 1834 год. Двор №3.
Если вы обратите внимание на Ревизскую сказку, там Ульяна идет, как жена Афиногена, это очепятка. Переписчики тоже ошибались, ведь столько приходилось писать, и как видно по почерку, писарь ах как устал, к тому времени.
Ну и статистика: В семье проживало 4 человека или души.
Самый старший мужчина в семье назывался «Большак». Именно он пользовался в семье неограниченной властью. «Большак» представлял интересы семьи и двора на сходах. Что касалось внутрисемейных отношений, то он решал, кого из членов семьи похвалить, а кого наказать.
Когда «большак» умирал, все хозяйство переходило, соответственно к «Большухе». В этой семье «большухой» осталась Агрофена.
Какой же властью она обладала?
В её обязанность входило распределение между невестками работ по дому и хозяйству, она решала очередность приготовления пищи, распоряжалась продуктами питания.
Перечить «Большухе» никто не имел права. Также «Большуха» руководила работами в саду, уходом за скотом и изготовлением одежды.
Все женские руки, распределенные хозяйкой, работали на семью, а она умело ими руководила. Если в семье было несколько невесток, то хозяйке необходимо было очень правильно распределить работу, чтобы между женами сыновей не возникало ссор и сплетен.
В народе ходила такая поговорка:
«При хорошей Большухе ангелы в семье живут, а при плохой семью нечистый обуяет».
«Большуха» старалась поддерживать порядок в семье и пресекать любые дерзости и неповиновения, даже если приходилось применять физическую силу.
Но в этой семье была одна невестка, думаю, они находили общий язык и в семье царил мир и покой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сельцо Озёрки Карсунского уезда Симбирской губернии и его жители. История появления этого села, а также история его жителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других