Что нужно сделать, чтобы книга захватила читателей с первой страницы и не отпускала их до последнего слова? Как придумать сюжет и создать интересных героев, как сочинить увлекательные диалоги и сделать красивые описания, как написать план и выстроить конфликт, как сохранить мотивацию и победить перфекционизм и прокрастинацию – на эти и многие другие вопросы ответит ведущая курсов по писательскому мастерству, автор более двадцати книг Наталья Корепанова. Книга предназначена для начинающих писателей и входит в серию «Пишем книгу». В ней собран материал всех предыдущих книг автора по писательскому мастерству. Издание второе, дополненное.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сюжет и муза. Настольная книга начинающего писателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 4. Где взять сюжет?
Жизнь — лучший автор
Представьте: вы встретились со своим лучшим другом, с которым давно не виделись. Неужели вы весь вечер будете сидеть молча? Нет? А о чём вы станете разговаривать? О том, что произошло за время вашей разлуки, верно? О вредном преподавателе, которые едва не «завалил» вас на экзамене, если вы студент. Или о начальнике, «зажавшем» премию, если вы работаете. О походе, в который сходили летом или о море, на котором побывали в отпуск.
А почему бы об этом не написать книгу?
«Но это же скучно!» — скажете вы. И окажетесь неправы.
Многие книги о любви начинаются именно с того, как приезжает девушка отдохнуть на модный курорт. И детективы тоже любят этот сюжет. Да и фэнтези читала, начинавшиеся именно с момента первой встречи курортницы с морем.
А уж поход в глухой лес, где водятся волки, медведи и браконьеры — вообще кладезь сюжетов от обычной встречи с диким зверем до хоррора с участием оборотней и вампиров.
Любите приключения, а у вас самым ярким впечатлением в жизни был поход в соседний сквер, где вас собака облаяла? Позвольте себе хотя бы на бумаге прожить ту жизнь, которая по какой-то причине вам не доступна. Отправьте своего героя в странствия за своей мечтой. Пусть весь свет обойдёт и расскажет вам о своих похождениях.
Любите любовные романы? Расскажите о своей первой любви. Или — о второй. Вспомните, как замирало сердце перед свиданием, как мечтали вы о встрече. А если любовь была несчастной — и того лучше! Заодно и сами освободитесь от негативных переживаний, выплеснув их на бумагу.
Ведь недаром писательство называют разновидностью медитации, позволяющей глубже взглянуть в себя и понять мотивы своих поступков. А в психологии вообще есть приём «выписывания» своих переживаний для того, чтобы от них избавиться.
А ещё — как у блогеров любое событие, хоть хорошее, хоть плохое, это повод для поста, так и у писателя даже жизненная неурядица может стать затравкой для нового сюжета. Несчастная любовь, предательство подруги, даже ссора с продавцом в магазине — это всё повод для рассказа. Как говорится: нахамил писателю? Умрёшь в следующей его книге.
Подумайте, что из вашего прошлого можно взять за основу романа. Посмотрите, как подобная ситуация развивалась в тех книгах, которые вы читали. Посоображайте, как она может развернуться в вашем случае.
Вспомните свои детские страхи. Вы уверены, что монстр, который караулил вас в темноте, когда вы вставали ночью в туалет, уже уполз из-под кровати?
А порой для появления идеи достаточно выглянуть в окно.
Однажды я написала целое эссе на тему «Где взять сюжет». Почитайте: может, и вам придёт какая-то мысль о том, почему порой до рассвета не гаснет свет в окне соседнего дома.
Вот опять окно, где опять не спят…
Очень люблю это стихотворение. Может потому, что оно — про меня? Почти каждую ночь смотрю я в окно спальни и считаю светящиеся окна в доме напротив, гадая: кто ещё, кроме меня, бодрствует в такую пору? Что происходит там, за шторами? Почему не спят жильцы этой квартиры?
Может — пьют вино?
Может — так сидят?
Кто-то засиделся за компьютером. Что он делал? Сочинял роман? Прокачивал своего героя в игре? Или просто чатился и лайкал в соцсетях? Не угадаешь. Но, думаю, ему было интересно. Иначе бы давно спать лёг.
В другом окне — голубоватое сияние. Наверное, смотрят телевизор. Боевик или эротика? Или — неужели? — познавательная программа? Сейчас много возможностей. А представьте, что когда-то была одна программа, и та переставала работать в полночь. И я это даже помню. Как быстро время летит и жизнь меняется!
В третьем окне… А что — в третьем окне? Непонятно. Плотные шторы едва пропускают тусклый свет. Ночник? Или бра у кровати? Читает книгу, стараясь не мешать ярким светом спящему рядом? Или просто мучают мрачные мысли и слабый свет лампочки старательно, но безуспешно старается разогнать душевную тьму?
Кто его знает…
Нет и нет уму моему покоя.
И в моём дому завелось такое.
В моём дому точно такое окно есть. У меня. Каждую ночь допоздна светится. Жаль, не могу посмотреть, есть ли в моём доме мои «собратья» — такие же бессонные полуночники. Не выходить же ради этого в ночь…
Так вот и живу, ничего не зная о собственных соседях. А вот в доме напротив — да, каждую ночь какое-нибудь окно да и светится.
Крик разлук и встреч —
Ты, окно в ночи!
Может — сотни свеч,
Может — три свечи.
Надо бы как-то собраться и написать небольшой рассказ о том, третьем окне, которое за плотными шторами. И начать его так: «Она сидела на кровати, укутавшись в одеяло, и пыталась читать, но мысли постоянно убегали в сторону от сюжета книги, и каждый абзац приходилось перечитывать по несколько раз, чтобы понять, о чём в нём говорится…»
А дальше… пока не знаю. Может быть, девушка влюблена, и тогда получится романтическая повесть. А может, у неё — трагедия, и тогда будет драма, детектив или триллер.
На многие мысли может навести светящееся в ночи окно.
Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнём.
Вот ведь… вспомнилось маленькое стихотворение, а получилось целое эссе.
Так о чём это я?
Наверное, о том, что мне нравятся стихи Цветаевой.
А ещё о том, как можно найти тему для сюжета своей новой книги.
Просто выглянув в окно…
Ещё один способ: возьмите старый, уже набивший оскомину, сюжет и перенесите его в другое время и место, как это сделали, например, авторы американского мюзикла «Вестсайдская история».
Сюжет мюзикла таков: на улицах Манхэттена ведут беспощадную войну за жизненное пространство две уличных банды — Джеты и Акулы. Тони — член банды Джетов и лучший друг главаря Риффа. Мария — сестра предводителя пуэрториканцев Акул. Тони и Мария влюбляются друг в друга вопреки ненависти друзей и родственников, и их любовь заканчивается трагически…
Знакомо? Конечно! Это же «Ромео и Джульетта», но перенесённые из Вероны шестнадцатого века в Америку двадцатого. Другие реалии, другой антураж, но чувства и мысли героев — те же, любовь одинакова во все времена.
Или — Золушка. Сколько уже существует вариаций на эту тему? Яркий и, наверное, всем известный пример — фильм «Красотка» с Джулией Робертс и Ричардом Гиром в главных ролях. Но и кроме него достаточно книг и фильмов на сюжет, когда бедная девушка из провинции выходит замуж за богатого и знатного мужчину.
Другой вопрос — много ли это ей счастья приносит? Об этом тоже можно написать не одну книгу, ведь сколько людей — столько и мнений.
Выйдите в Интернет и почитайте новостные сайты. Или посмотрите новости по телевизору. Там порой такие ужасы рассказывают — ни один писатель подобного придумать не сумеет.
Прислушайтесь в транспорте или на улице к разговору неизвестных вам людей. Может быть, он даст толчок вашей фантазии.
А я, например, как-то побывала на выставке авторских кукол. Причём там стояли и сидели не просто барышни, а множество сказочных персонажей. И Кикимора с Бабой Ягой, и драконы, и девушки — времена года, и фавн, и мантикора… Словом, кого там только не было! И у всех такие выразительные лица, морды и позы, что у меня сразу фантазия заработала: куда бы их приспособить, таких красивых? Какую бы историю про них сочинить? Я их всех сфотографировала, выложила в отдельную папку на компьютер, и теперь они дожидаются своего часа: как только у меня запас сюжетов закончится, пойду к ним за подсказкой. Наверняка что-нибудь посоветуют.
Ещё одна возможность выбрать интересный сюжет: посмотреть, какой сегодня праздник. Оказывается, помимо официальных на свете уйма интереснейших неофициальных праздников! Существует Праздник падающих шкафов и День воспоминания о снеге, День таинственных знаков и День наблюдения за облаками, День солнечных зайчиков и День разноцветных стёкол. Смотрите, какой простор для фантазии!
Однажды я прочитала о Дне слушания шорохов, и у меня, хоть я обычно в жанре хоррора не пишу, как-то само собой родилось начало рассказа.
Шорох за спиной раздался неожиданно.
Антон подскочил на месте и вместо того, чтобы обернуться, зачем-то рванулся вперёд и едва не врезался во внезапно выросшую перед ним стену.
— Ну-ну, — раздался за спиной насмешливый шелестящий шёпот. — Не такой уж я и ужасный, чтобы от меня так удирать.
Антон прикрыл глаза: вот и всё. Сбылся самый его страшный сон. Этот тихий, шипящий голос он узнал бы из тысячи.
Голос звучал во всех его ночных кошмарах, чудился ему в тёмных переулках, хрипел в спину, когда ехал он в переполненном транспорте. И он ни разу не решился обернуться и посмотреть на владельца этого сиплого баритона.
Но, видимо, пришла пора с ним познакомиться.
Подпишитесь на группу, рассказывающую о подобных необычных праздниках, и у вас будет неисчерпаемое количество интересных сюжетов.
Ещё один способ — картинки, взятые в Интернете, и фотографии, взятые там же или найденные в вашем фотоальбоме.
Переберите свои фотографии, вспомните, где вы были, что там видели, что с вами происходило в то время. Возможно, вы найдёте интересный сюжет, особенно, если разрешите себе пофантазировать на тему «А что было бы, если бы…» Если бы я познакомилась с тем красивым парнем на пляже… Если бы я решился прыгнуть с парашютом, когда друг меня звал… Если бы что-то произошло иначе, чем было на самом деле. Вот вам уже готовые сюжеты.
А ещё существует много сайтов, где можно найти красивые картинки на любую тему: виды природы, старинные замки, интересные интерьеры, люди, дети. Просто введите в поисковике нужную вам тему и Гугл или Яндекс выдаст вам множество вариантов, а вам останется только посмотреть на них и выбрать нужный.
Этот способ хорош не только для создания сюжета, но и в том случае, если вы споткнулись где-то в середине романа и не знаете, что делать дальше. Бывает такое: писали, писали, и вдруг как на стену наткнулись и пробить её не можете. Поищите в стене дверь с помощью картинок и той техники, о которой я скажу чуть позже.
Выберите в Интернете понравившуюся вам иллюстрацию (дом, замок, виды природы) и задайте себе вопрос: какие события могут здесь происходить? Кто может здесь жить: реальные люди или вымышленные персонажи (эльфы, гномы, куклы и т. д.).
Можно начать строить сюжет «от героя». То есть сначала представить своего героя, выяснить, какой у него характер, чем он занимается, и, исходя из этого, придумывать события его жизни.
Найдите интересные портреты людей, подумайте, какой, судя по внешнему виду, характер у этого человека, что этот человек может делать в вашем произведении?
Согласитесь, что о каждом из этих персонажей истории будут разные.
Сюжеты можно брать из прочитанных книг и увиденных фильмов. Но здесь есть некоторая тонкость. Если вы возьмёте и просто своими словами перепишете понравившийся сюжет, это будет плагиат, за который вас не похвалят. Но бывает так, что автор романа или сценария даёт намёк на какую-то линию, но её не развивает. А вас она зацепила и вам очень хочется узнать, что же там произошло. В этом случае вы вполне можете взять её за основу своего романа.
Например, у меня так получилась трилогия «Я укрою тебя крылом». Я написала роман «Пророчество» про двух монахов из обители Солнца, и в нём проскользнул фрагмент, где рассказывалось о гибели родителей главного героя. Но их гибель меня саму так задела, что я решила рассказать об их жизни подробнее. Думала, написать небольшой однотомник, а получилась трилогия.
Это, конечно, не самый подходящий пример, потому что идею я взяла из своего же романа, но тем не менее подобный способ имеет право на существование.
Так что, если в прочитанной книге или просмотренном фильме вас зацепила какая-то мысль, которую автор не развил, вы можете написать по ней целый роман, сменив имена героев и создав для них свой мир. Хочу заострить на этом ваше внимание, поэтому повторю: создав свой мир. Если вы возьмёте мир, описанный автором, это будет уже фанфик, а не самостоятельное произведение.
Ещё можно просто поиграть, как порой играют в новогоднюю ночь или на дне рождения. Поделить карточки на три группы. На одной написать названия профессий, на второй — жанры: любовный роман, фэнтези, триллер и т. д. На третьей — где происходит действие: на космическом корабле, в замке вампира, в средневековой Европе, в офисе крупной фирмы, в виртуальной компьютерной игре, на необитаемом острове… А потом наугад вытащить из каждой пачки по одной карточке и написать рассказ на эту тему. Например, может получиться «Исторический роман “Как водопроводчик в гареме оказался”».
Или — ещё один забавный способ. Как в игре с гаданиями по книге: загадывайте страницу, номер строки и смотрите, что получилось. Выпавшая вам фраза и станет темой вашего рассказа.
А что, если…
Есть хороший приём, помогающий развить сюжет. Это приём «А что, если…»
Возьмём для примера сказку «Репка» и зададим этот вопрос.
А что, если репка выросла с пятиэтажный дом? Что получится?
Может, дед начнёт отрезать от неё по кусочку и кормить ею всех односельчан? А если дед жадный, и начнёт по ночам караулить репку с ружьём? Из этого может получиться как юмористический рассказ, так и трагедия, если дед кого-то пристрелит.
Или репка вырастет такой огромной, что подомнёт под себя и разрушит дом деда и ближайших его соседей? Тогда это — драма.
А если репка окажется инопланетным существом, который решит захватить в деревне власть и придётся вызывать военных, чтобы её разбомбить? Тут уже апокалипсисом попахивает.
Я утрирую, конечно, но принцип понятен. Вы можете взять любую ситуацию и поставить её в необычные обстоятельства, задав себе вопрос «А что, если…»
Вот ещё один пример, более приближённый к действительности, если так можно сказать о фантастическом приключенческом романе.
Героиня оказалась в трюме космического корабля. Ей нужно попасть на другую планету, и она решила проскочить «зайцем». Не будем пока вдаваться в подробности, как она умудрилась туда пробраться, оставим это на совести автора.
В трюме она укрылась от своего врага. И вот она сидит, прячась за тюками с грузом, и ждёт, когда её доставят до места назначения, куда лететь нужно всего неделю. О продолжительности полёта она знала, взяла с собой полный рюкзак еды: консервы, воду, сухари, так что смерть от голода ей не грозит.
И что делать читателю? Смотреть, как она целую неделю ест, спит и прячется от изредка заглядывающего в трюм суперкарго?
Нет. Нужно, чтобы её обнаружили.
А что сделать, чтобы её обнаружили?
И вот тогда приходит на помощь «А что, если…»
А что, если… трюм оказывается холодильником, в котором перевозят замороженные продукты, но героиня этого не знала, потому что во время погрузки его выключали, и температура в нём была вполне приемлемой, а после взлёта начала стремительно падать до минус двадцати градусов. А у героини из тёплых вещей лишь ветровка?
Что она будет делать в этом случае? Превращаться в ледяную статую? Вряд ли. Скорее всего, ей придётся выдать себя: начать стучать, кричать, радостно кидаться навстречу суперкарго и т. д.
А что, если… на корабле летит её злейший враг, и когда она себя выдала и её вытащили из трюма, он очень обрадовался и решил, что сейчас самый удобный случай от неё избавиться.
А что, если… он решит в эту же ночь пробраться к ней в каюту?
А что, если… она об этом нечаянно узнает?
И так далее. Вопрос «А что, если…» поможет вам сгенерировать сюжет.
Так что — дерзайте. Берите обычную жизненную ситуацию и описывайте её, меняйте, переносите в другое время, добавляйте персонажей, отправляйте героев в те места, где вы сами хотели бы побывать. Или наблюдайте за прохожими и пытайтесь отгадать: откуда и куда они идут, о чём думают? Или сходите на интересную выставку и представьте, что могло бы происходить в нарисованном художником лесу, или кто подарил девушке эту корзину с цветами?
Немного тренировки, и вы начнёте находить сюжеты в каждом прожитом вами дне.
Задание 1
Иногда хватает одной фразы, чтобы начал развиваться сюжет. Чтобы в этом убедиться, сделайте следующее упражнение:
Придумайте окончание предложения и на его основе сочините сюжет: «Она открыла почтовый ящик и вытащила из него толстый конверт. Вместо адреса на конверте большими печатными буквами было написано…»
Что было написано на конверте и к чему это привело? Какой жанр у вас получился: детектив, мелодрама, любовный роман, фэнтези?
Предположим, на конверте было написано: «Для любимой». Она обрадованно открыла конверт и увидела два билета в Таиланд. Тогда у нас получится любовный роман.
А если она открыла конверт, а там оказался симпатичный платочек, пропитанный каким-то остро пахнущим ароматом? И она, понюхав его, потеряла сознание, а очнулась уже неизвестно где? Тогда у нас выйдет детектив с расследованием её похищения или приключенческий роман, если она сумеет сбежать сама.
То есть одна и та же фраза может послужить началом совершенно разных по характеру и жанру произведений.
Что получилось у вас?
Задание 2
Возьмите «Бедную Лизу» Карамзина и перенесите её сюжет в наши дни. Что получится? Много ли книг на подобную тему сейчас написано?
«36 драматических ситуаций» Жоржа Польти
Ну, а если вы совсем пали духом, потому что созданные вами сюжеты вас не удовлетворяют, могу дать вам небольшую (хм…) шпаргалку.
Французский театровед Жорж Польти написал книгу, в которой на основе исследования и анализа тысячи двухсот драматических произведений различных авторов и эпох выяснил, что все сюжеты можно разделить на тридцать шесть сюжетных коллизий. Конечно, у этих основных сюжетов существует великое множество вариантов, однако Польти постарался сделать классификацию очень гибкой. И действительно, чрезвычайно сложно придумать такой сюжет, который никоим образом не подпадал хотя бы под одну из предложенных вариаций.
Вот эти драматические ситуации:
1. Мольба
Некто спасается бегством и умоляет кого-нибудь, более могущественного, спасти его от врагов. Или просит приюта. Может просить не за себя, а за родственников или друзей. И так далее. Главное — герой кого-то о чём-то умоляет.
Элементы ситуации:
— преследователь;
— преследуемый и умоляющий о защите или помощи, убежище, прощении и так далее;
— сила, от которой зависит — оказать защиту или нет, причём эта сила не сразу решается на защиту, колеблется, не уверена в себе и своих возможностях, поэтому и приходится её умолять, повышая тем самым эмоциональное воздействие ситуации.
2. Спасение
Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что здесь спаситель появляется неожиданно и спасает несчастного, не колеблясь. Например, спасение приговорённого к смертной казни или находящегося в смертельной опасности. Этот приём часто используется в приключенческих фильмах.
Элементы ситуации:
— несчастный;
— угрожающий, преследующий;
— спаситель.
3. Месть, преследующая преступление
Тоже очень распространённый в литературе сюжет. Кровная месть, месть сопернику или сопернице, месть любовнику или любовнице на почве ревности и так далее.
Элементы ситуации:
— мститель;
— виновный;
— преступление.
4. Месть близкого человека за другого близкого человека
Здесь в роли виновного выступает близкий человек, что придаёт ситуации ещё больший драматизм. Это месть отцу за мать или матери за отца. Месть братьям за своего сына, отцу — за мужа, мужу — за сына и так далее. Классический пример: месть Гамлета отчиму и матери за своего убитого отца.
Элементы ситуации:
— живая память о нанесённом другому близкому человеку обиде, вреде, о жертвах, понесённых им ради своих близких;
— мстящий родственник;
— виновный в этих обидах, вреде и т. д. родственник.
5. Преследуемый
Сюжет, в котором героя, возможно, даже не виновного, кто-то преследует. Например, преследуют за разбой или убийство; за ошибку в любви (алиментщика или любовника); мафия преследует ценного свидетеля и т. д.
Элементы ситуации:
— содеянное преступление или роковая ошибка и ожидаемая расплата (кара);
— укрывающийся от кары (расплаты) за преступление или ошибку;
— преследующий.
6. Внезапное бедствие
Здесь некто могущественный терпит внезапный, совершенно им не ожидаемый, крах (например, разорение, как в «Сердцах трёх» Джека Лондона или падение Наполеона).
Элементы ситуации:
— враг-победитель, появляющийся самолично; или вестник, приносящий ужасную весть о поражении, крахе;
— поверженный победителем или сражённый известием властитель, могущественный банкир, промышленный король и т. п.
7. Жертва
Это может быть жертва других людей или жертва обстоятельств. Часто это некто разорённый и эксплуатируемый тем, кто должен был о нём заботиться и защищать (сказка о Золушке). Или — ранее близкий и любимый, убеждающийся, что о нём забыли. Несчастные, потерявшие всякую надежду (неважно — на что).
Элементы ситуации:
— тот, кто может повлиять на судьбу другого человека в смысле его угнетения, или какое-либо несчастье;
— слабый, являющийся жертвой другого человека или несчастья.
8. Возмущение, бунт, мятеж
Недовольство чьим-то правлением, выливающееся в бунт.
Элементы ситуации:
— тиран;
— заговорщик.
9. Дерзкая попытка
Сюжет, часто встречающийся в приключенческих романах. Происходит либо похищение какого-либо объекта, либо герой ввязывается в какую-то авантюру, например, в связи с желанием добиться любимой женщины.
Элементы ситуации:
— дерзающий;
— объект, т. е. то, на что дерзающий решается;
— противник, лицо противоборствующее.
10. Похищение
Это может быть похищение женщины (без её согласия или, наоборот, страстно желающую быть похищенной), похищение ребёнка или мужчины с целью выкупа, похищение (освобождение) товарища из плена или тюрьмы и т. д.
Элементы ситуации:
— похититель;
— похищаемый;
— охраняющий похищаемого и являющийся препятствием для похищения или противодействующий похищению.
11. Загадка
Здесь с одной стороны есть некто, задающий загадку и, с другой, герой, стремящийся эту загадку разгадать, причём часто — под страхом смерти. Например, под страхом смерти необходимо найти какого-то человека или предмет, разыскать заблудившихся, заставить хитростью человека открыть то, что он хочет скрыть (имя, пол, душевное состояние и т. д.). Самый известный сюжет подобной загадки — загадка Сфинкса, которую сумел решить Эдип, в результате чего стал правителем Фив (мифы древней Греции).
Элементы ситуации:
— задающий загадку, скрывающий что-нибудь;
— стремящийся разгадать загадку, узнать что-либо;
— предмет загадки или незнания.
12. Достижение чего-нибудь
Человек старается получить что-либо или добиться чего-либо хитростью, силой или красноречием (вещь или жизненное благо, согласие на брак, должность, деньги, свободу и т. д.)
Элементы ситуации:
— стремящийся чего-нибудь достигнуть, домогающийся чего-нибудь;
— тот, от чьего согласия или помощи зависит достижение чего-нибудь, отказывающий или помогающий, посредничающий;
— может быть ещё третья сторона, противодействующая достижению.
13. Ненависть к близким
Люди, вынужденные постоянно существовать рядом, связанные родственными узами, далеко не всегда трогательно любят друг друга. Вариантов сюжета здесь масса: ненависть между братьями или сестрами, между отцом и сыном, тещей и зятем, свекровью и невесткой, мачехой и падчерицей и т. д. Мотив для романа великолепный, потому что легкоузнаваемый и понятный для большинства людей, способный сделать произведение по-настоящему интересным. Ведь кто из нас хотя бы иногда не злился на своих родных?
Элементы ситуации:
— ненавидящий;
— ненавидимый;
— причина ненависти.
14. Соперничество близких
Ещё один очень близкий для всех сюжет, хотя накал страстей здесь меньше, чем в предыдущем варианте, ведь речь идёт о соперничестве, а не о ненависти (хотя, впрочем, они вполне могут сочетаться). Предмет соперничества тоже может быть разным: это соперничество братьев за внимание отца, соперничество матери и дочери, соперничество друзей.
Элементы ситуации:
— один из близких — предпочитаемый;
— второй из близких — пренебрегаемый или брошенный;
— предмет соперничества.
15. Адюльтер, приводящий к убийству
Адюльтер — супружеская измена. Здесь и жена, убивающая своего неверного мужа, и муж, убивающий жену-изменницу, и любовник, убивающий мужа, и муж, убивающий любовника, и жена, избавляющаяся от любовника, пожелавшего выдать их тайну. Вариантов много, и все они достаточно драматичны.
Элементы ситуации:
— один из супругов, нарушающий супружескую верность;
— другой супруг — обманутый;
— кто-то третий (любовник, любовница).
16. Безумие
Безумие не требует логического обоснования, поэтому персонаж может совершать любые, самые дикие, поступки без должной мотивации и цели. Например, в припадке безумия убить своего любовника, ребёнка, сжечь или разрушить свою или чужую работу, выдать тайну или совершить преступление.
Элементы ситуации:
— впавший в безумие (безумец);
— жертва впавшего в безумие человека;
— реальный или мнимый повод для безумия.
17. Роковая неосторожность
Главной сюжетной линией является неосторожность героя, приводящая к очень неприятным, а то и трагическим, последствиям: смерть другого человека, бесчестье, какое-то несчастье. Этот сюжет часто используется в сказках. «Не пей, Иванушка, из копытца, козлёночком станешь!» — говорит сестрица Алёнушка, после чего братец немедленно совершает запрещённое действие.
Элементы ситуации:
— неосторожный;
— жертва неосторожности;
— добрый советчик, предостерегающий от неосторожности;
— подстрекатель.
18. Невольное (по неведению) преступление любви (в частности — кровосмешение)
Ситуации, когда любовная связь является преступной по закону, но совершённой по незнанию. Например, молодой муж узнал, что женился на собственной матери («Эдип» Эсхила). Или любовницей оказывается родная сестра. Самый банальный и спокойный вариант — узнать, что любовница замужем.
Элементы ситуации:
— любовник или муж, любовница или жена;
— узнавание (в случае кровосмешения), что они находятся в близкой степени родства, не допускающей любовных отношений согласно закону и действующей морали.
19. Невольное (по незнанию) убийство близкого человека
Один из родственников убивает другого, не зная, что они — родственники, после чего следует узнавание или раскрытие родственной тайны. Примеры: убийство отца, убийство брата, сына, дочери.
Элементы ситуации:
— убийца;
— неузнанная жертва;
— разоблачение, узнавание.
20. Самопожертвование во имя идеала
Довольно сложный сюжет. Нужно очень постараться, чтобы показать читателю мотивацию и глубину эмоциональных переживаний героя, решившегося на самопожертвование ради долга или веры.
Элементы ситуации:
— герой, жертвующий собой;
— идеал (слово, долг, вера, убеждение и т. д.);
— приносимая жертва.
21. Самопожертвование ради близких
Ради близких герой готов пожертвовать своим честолюбием, успехом, любовью, а то и жизнью.
Элементы ситуации:
— герой, жертвующий собой;
— близкий, ради которого герой жертвует собой;
— то, что герой приносит в жертву.
22. Пожертвовать всем — ради страсти
Страсть, разрушающая жизнь героя, который ради своей страсти приносит в жертву богатство, честь, целомудрие или жизнь. Причём страсть может быть к роковой женщине, а может быть — к игре, вину, бегам.
Элементы ситуации:
— влюблённый;
— предмет роковой страсти;
— то, что приносится в жертву.
23. Пожертвовать близким человеком в силу необходимости, неизбежности
Герой жертвует своими близкими ради общественных интересов, либо ради своей веры, убеждения.
Элементы ситуации:
— герой, жертвующий близким человеком;
— близкий, который приносится в жертву;
— необходимость, ради которой приносится жертва.
24. Соперничество (неравных или равных)
Сюжет, встречающийся довольно часто. Соперничество может быть как равным (два брата борются за наследство), так и неравным (соперничество богатого и бедного, сильного и слабого, любимого — и не имеющего права любить). Может развиваться как между двумя людьми, так и между группами людей или даже целыми нациями и странами.
Элементы ситуации:
— один соперник;
— другой соперник;
— предмет соперничества.
25. Нарушение супружеской верности
Разновидность ситуации № 15, но на этот раз без убийства. Вариантов выхода из ситуации множество, от драматического, до комического. Данный адюльтер Польти рассматривает как частный случай кражи, усугублённой предательством, при этом указывает на три возможных элемента ситуации:
— любовник (любовница) более приятен, чем обманутый (обманутая) супруг (супруга);
— любовник (любовница) менее симпатичен, чем обманутый (обманутая) супруг (супруга);
— обманутый мстит.
26. Преступление любви
Любовь, приводящая к какому-либо преступлению. Это может быть и кровосмешение, и связь с несовершеннолетним, и любовные отношения с некровными родственниками (например, с мужем дочери). Драматизм этих ситуаций строится на столкновении светлого чувства любви с нарушением нравственных запретов.
Элементы ситуации:
— влюблённый (влюблённая);
— любимый (любимая).
27. Узнавание о бесчестии любимого или близкого человека
Весьма драматичная ситуация. Варианты: герой узнаёт о бесчестии своей матери, дочери, жены; выясняет, что брат или сын — убийца, изменник родины. Иногда драматизм связан с тем, что узнавший вынужден произнести приговор, наказать, а то и убить любимого или близкого.
Элементы ситуации:
— узнающий;
— виновный любимый или близкий;
— вина.
28. Препятствие любви
Пожалуй, самый распространённый сюжет. Вариантов — множество. Брак может расстроиться из-за социального или имущественного неравенства, из-за вражды между родителями, из-за несходства характеров влюблённых, из-за препятствующих ему недоброжелателей, из-за каких-то сторонних непреодолимых обстоятельств и т. д.
Элементы ситуации:
— любимый;
— любимая;
— препятствие.
29. Любовь к врагу
Одна из разновидностей предыдущей ситуации. Здесь важно показать причину, из-за которой влюблённые являются врагами. Например: любимый — противник партии, к которой принадлежит любящий; любимый — враг страны, в которой живёт любящий; любимый — убийца отца, брата, мужа или родственника любящей.
Элементы ситуации:
— враг, возбудивший любовь;
— любящий врага;
— причина, почему любимый является врагом.
30. Честолюбие и властолюбие
Здесь преступление больше основано на характере человека, а не на обстоятельствах, его окружающих. К преступлению его приводят собственные черты характера, и это нужно суметь показать, раскрывая сюжет.
Элементы ситуации:
— честолюбец;
— то, чего он желает;
— противник или соперник, т. е. лицо противодействующее.
31. Богоборчество (борьба против бога)
Тема для глубокого произведения, способного затронуть целый пласт серьёзных идей. Здесь подразумевается не только сражение против бога или судьбы, но и, например, борьба против самой веры, против верующих в бога.
Элементы ситуации:
— человек;
— бог;
— повод или предмет борьбы.
32. Неосознаваемая ревность, зависть
Всем знакомая ситуация, в которой мотивом действия персонажа является ревность или зависть. Ревность может быть вызвана предателем, которого побуждает ненависть (как в «Отелло» Шекспира), либо предатель действует из выгоды или ревности.
Элементы ситуации:
— ревнивец, завистник;
— предмет его ревности и зависти;
— предполагаемый соперник, претендент, повод к заблуждению или виновник его (предатель).
33. Судебная ошибка
Здесь один из персонажей становится жертвой судебной ошибки, которая может быть непреднамеренной, а может и быть подстроенной неким недоброжелателем, как врагом, так и близким человеком (по-видимому, тоже враждебно настроенным).
Элементы ситуации:
— тот, кто ошибается;
— жертва ошибки;
— предмет ошибки;
— истинный преступник.
34. Угрызения совести
Герой совершает преступление или допускает серьёзную ошибку, после чего начинает маяться тяжёлыми угрызениями совести, что приводит героя к внутреннему конфликту. Пример: «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
Элементы ситуации:
— виновный;
— жертва виновного или его ошибка;
— разыскивающий виновного, старающийся его разоблачить.
35. Потерянный и найденный
Может быть сюжетом как детективного, так и приключенческого романа. Герои ищут потерявшегося человека, стараясь заодно разобраться, что послужило причиной его пропажи. Яркий пример: «Дети капитана Гранта» Жюля Верна.
Элементы ситуации:
— потерянный;
— находимый(ое);
— нашедший.
36. Потеря близких
Здесь объединены все сюжеты, в которых герой теряет своих близких. Часто он видит их гибель и бессилен что-либо предпринять. Либо он предчувствует смерть близкого человека или узнаёт о ней от другого человека. В отчаянии от смерти любимого может потерять интерес к жизни, опуститься и так далее.
Элементы ситуации:
— погибший близкий человек;
— потерявший близкого человека;
— виновник гибели близкого человека.
Как видите, сюжетов не так уж много. И при том — их неисчерпаемое количество. Ведь все эти варианты можно комбинировать, вносить в них что-то своё. Их можно использовать как основу всего сюжета, а можно вставлять в сюжет как локальные, местные конфликты, или как конфликты второстепенных героев.
Естественно, эта классификация — не догма, не разрешающая отходить от неё ни на шаг. Я привела её для того, чтобы вы узнали об основных типах сюжетов, на которых строилось подавляющее большинство мировых литературных шедевров, и смогли выбрать наиболее для себя подходящий, обогатив его своим видением этой ситуации.
И ещё: обратите внимание, что почти на любой из этих сюжетов можно посмотреть с другой точки зрения. Например, мастер иронического детектива Иоанна Хмелевская любую, самую трагическую, ситуацию умеет показать с такого ракурса, что читателю становится не страшно, а смешно. Пробуйте. Может, и у вас получится сделать фарс из трагедии и наоборот?
Задание:
Определите, какой сюжет вам больше всего понравился, на какой сюжет вы хотели бы написать роман?
Что это будет: трагедия, комедия, мелодрама, детектив, фэнтези, боевик?
Как создать сюжет?
Всегда носите с собой блокнот и ручку, куда будете записывать все пришедшие в голову идеи. На крайний случай можно воспользоваться диктофоном в телефоне, но потом всё равно придётся переносить идеи на бумагу, так что блокнот пригодится в любом случае.
Записывайте всё, что придёт в голову: идеи, даже самые неординарные, отдельные предложения, интересные слова или словосочетания. Выписывайте чем-то вас привлёкшие цитаты из книг и фильмов. Описывайте парой предложений сюжеты увиденных картин или иллюстраций.
Естественно, всё это вы делаете только в том случае, если книга, фильм или картина затронули какие-то струны в вашей душе, показались вам интересными или необычными.
В фильмах и книгах можно найти множество идей для ваших произведений. И нет, это не будет плагиатом, если вы не станете полностью переписывать понравившийся сюжет, а возьмёте только основной замысел и раскроете его по-своему, на другом материале.
Посмотрите, сколько романов написано о любви между начальником и подчинённой, но ведь никто не говорит, что все эти книги — плагиат. Потому что у каждого автора тема раскрывается иначе, чем у других. Ведь мы все разные: у нас разное мировоззрение, разное образование, разный жизненный опыт, и всё это накладывает отпечаток на наши книги.
Решите о чём вы станете писать. Будет ли это детектив, мелодрама, фэнтези или исторический роман? Определитесь с жанром и начинайте выстраивать концепцию своего романа.
Задайте себе вопросы: что я хочу сказать читателю? Почему он должен захотеть прочитать мою книгу? Чем моя книга будет отличаться от других, написанных на эту же тему? Или, наоборот, чем она будет на них походить? Ведь у читателя, любящего определённый жанр, есть какие-то свои ожидания о том, что бы он хотел увидеть в этой книге. Любителям любовных романов нужны сильные чувства и красивые герои. Любителям приключений — множество ярких событий. Любители фэнтези мечтают о магии и связанных с ней происшествиях. И если вы обманете их ожидания, книгу они читать не станут.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сюжет и муза. Настольная книга начинающего писателя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других