Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель

Наталья Михайловна Манухина

В книге представлена авторская модель краткосрочной психологической помощи. Она родилась и апробировалась в течение более чем 20-летней практики работы автора с различными клиентами и их сложными ситуациями. Несколько базовых принципов и основные каноны организации процесса, описанные в ней, помогут читателю воплотить в своей собственной реальности древнюю поговорку: «Краткость – сестра таланта». Книга будет полезна каждому, кто является консультантом по любым вопросам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие автора

к первому изданию

Эта книга является первой из серии «Краткая терапия, коучинг, консультирование», которую я задумала для передачи своего опыта краткосрочной психологической помощи, в основном консультирования и психотерапии, а в последние годы — и коучинга. Краткие методы мне пришлось разрабатывать и осваивать в силу объективной необходимости.

Годы «перестройки» многих вынудили менять специальность. Вот и мне, работавшей в военно-промышленном комплексе, пришлось переквалифицироваться, когда стало ясно, что перспектив для карьерного и финансового роста (что немаловажно было для меня, тогда уже матери двоих детей) нет никаких.

Пройдя первичную подготовку в области практической психологии по психодинамической психотерапии, а затем и получив специальность «Психолог, семейный консультант», в 1998 году я поступила на работу в московскую городскую клиническую больницу №20, где к тому времени уже год существовала Служба социально-психологической помощи. Психологическая помощь в медицинских учреждениях было тогда явлением в России новым. Указом Минздрава от 1996 года предлагалось организовать психотерапевтические кабинеты в лечебных, клинических и амбулаторных, учреждениях страны. Однако было неизвестно очень многое: как именно им функционировать, какие методы лучше использовать, какая подготовка и каким специалистам необходима, и многое другое. Все предстояло создавать, осваивать и апробировать тем, кто были первыми энтузиастами этого нового направления помощи.

Вот и мне довелось внести свою лепту.

Все, чему нас учили вначале, казалось, годится для применения: теории хорошо описывали те проблемы и состояния, которые были у пациентов клиники, методики и техники вполне могли быть применены. Однако, как быстро выявилось, для получения должного терапевтического эффекта не хватало участия тех, кому он был бы нужен, — пациентов. Причин было несколько. Во-первых, сами пациенты совершенно не были заинтересованы (или, как говорят психологи, «мотивированы») к работе со своими психологическими проблемами, так как оказались в клинике сугубо по медицинским показаниям. Во-вторых, срок их пребывания в больнице составлял три-четыре недели. Запрос на помощь психолога от лечащих врачей поступал не сразу, поэтому на психологическую помощь времени оказывалось и того меньше. При этом амбулаторного обслуживания после выписки из стационара отделения больницы, а таковым являлась и наша служба, не осуществляли. Итак, ни о какой длительной и глубинной психодинамической терапии речи идти не могло. В-третьих, семьи пациентов вызывались только для редких бесед с лечащими врачами. Необходимость оказывать помощь семьям пациентов с соматическими заболеваниями в период их нахождения в больнице не признавалась как самими пациентами и их семьями, так и специалистами: врачами и администрацией клиники. Приглашение членов их семей на беседу с психологом вызывал недоумение у врачей и опасение у пациентов. Собрать же семью целиком, а тем более несколько раз, да еще регулярно в стенах больницы, не представлялось возможным вообще.

Пришлось разрабатывать собственный подход, учитывающий специфику клинического контекста как для пациентов, так и для специалиста.

Главным требованием для психолога как сотрудника клиники стало повысить результативность лечебного процесса пациента при ограниченном периоде времени нахождения его в стационаре.

Другим важным аспектом моего профессионального становления в этот период было начало педагогической деятельности. Наше обучение психологии проводилось практиками-энтузиастами, накопившими собственный опыт психотерапии и готовыми передавать его желающим овладеть этой специальностью. В стране зарождалась эпоха получения второго образования. И мы были одними из первых. Нас учили, больше рассказывая, меньше тренируя друг на друге и совсем мало показывая работу профессионалов с реальными клиентами. Практика собственного общения студентов с клиентами отсутствовала. Поэтому, устроившись на работу в клинику, я сразу поняла, что здесь можно проводить практику студентов-психологов, аналогично тому, как это происходит у врачей.

И опять мы столкнулись с теми же ограничениями и требованиями:

— пациенты не мотивированы на работу с психологом,

— главная задача психолога в клинике — повысить результативность лечебного процесса,

— времени на контакт с конкретным пациентом не более двух недель.

Поэтому пришлось самой создавать и искать, где только возможно, краткосрочные, высоко действенные методы как для работы с пациентами клиники, так и для обучения им студентов-психологов. Пройдено множество курсов и тренингов у специалистов различных направлений, которые оказались мне в это время доступны. А кроме этого: системная подготовка и переподготовка; преподавание, в том числе проведение собственных тренингов и программ, и практика, практика, практика — более двух тысяч часов работы с клиентами и их семьями каждый год, в клинике и вне нее. В результате были созданы и апробированы методики, которые применены в той же работе с клиентами и частично описаны в уже опубликованных мной книгах.

Это сейчас нам кажется уже обычным и нормальным, что

каждая беседа психолога Службы социально-психологической помощи больницы с пациентом позитивно влияет на его состояние,

— психологические беседы — неотъемлемая составляющая лечебного процесса в клинике,

— студенты на практике получают с помощью нашей супервизии 100%-ный положительный результат для пациентов, с которыми проводят от одной до трех, редко пяти встреч.

Тогда это было внове. Взять от кого-то и перенять было негде. Кроме того, все наработанное в условиях клиники я применяла и на приемах в психологической консультации при Институте практической психологии и психоанализа (ИППиП), где училась ранее сама, а теперь преподавала и студентам которого проводила практику в клинике. В этот период мной уже велась работа как с индивидуальными клиентами, так и с семьями.

За прошедшие годы стало ясно, что число запросов от населения на психологическую помощь растет постоянно. И среди них все большее число обращений приходится на краткосрочную помощь. Людям важно решать свои проблемы именно сейчас, а не отводить на это несколько лет. Таким образом, сама «клиентская аудитория» подталкивает нас к созданию и совершенствованию практики оказания краткосрочной психологической помощи. Одновременно необходимость такого вида помощи ставит ребром вопрос о подготовке и переподготовке специалистов, способных ее оказывать.

Мы сами, поколение специалистов, реализующихся в социуме, получив второе высшее образование (ранее не доступное большинству у нас в стране), — одни из тех, кто торопится жить, действовать и для этого постоянно меняться. У нас мало времени, так как на путь нового, интересного, творческого мы вышли в середине, а часто и во второй половине своей жизни. Мы начали все заново в 30—50, а не в 17 лет. Мы сами — часть поколения, которое все ускоряет темпы познания, наращивания опыта, создания новых технологий и практик. Мы начали задавать эти темпы, мы их поддерживаем, и нам же приходится им соответствовать.

Одновременно мы своим примером, а также быстродействующими продуктами своей деятельности взращиваем новое поколение, для которого быстрый темп жизни является нормой, а не периодом, который надо пережить, перестроиться, приспособиться, выжить, как это было для нас. Они теперь просто такие: берут сразу то, что накоплено поколениями до них, и создают свое новое. У настоящего поколения гораздо больше стремление развивать и изменять, чем сохранять и накапливать. И им нужны те помощники, консультанты, которые принимают и соответствуют их логике мышления и темпам развития.

В России отставание в практической психологии заложено было изначально, с запрета на психологию вообще, начавшего свой «марш» в 1936 году4. «Прорыв» наступил лишь в 1970-е годы, когда робко появляющиеся психологические консультации уже не преследовались. Создавались они теми, кто от академической психологии двинулся в своей практике к консультированию. Методы при этом создавались собственные. Однако основывались они на теориях и подходах, созданных преимущественно в США, которые свои исследования не только не прекращали, а и наращивали в военный и послевоенный период. К нам эти данные поступали с 25—30-летним опозданием: не было переведенной литературы, ни наши, ни их специалисты границу СССР для обмена знаниями не пересекали.

Волей-неволей советская психология создавала свои методы психологической помощи. Однако поговорка «нет пророка в своем отечестве» всегда превалировала в нашем менталитете. Поэтому Запад вывозил идеи наших специалистов, да и их самих тоже при любой возможности, а в своей стране они не признавались. Так и теории, и методы практической психологии, которым нас учили, тоже все из США. И как все «оттуда», они не годятся в полной мере для нашей, российской, реальности.

Надо отметить, что каждый социальный контекст: исторический период, страна, социальный институт (школа, вуз, больница и др.), коллектив, семья — требуют доработки уже имеющихся и создания новых методов помощи людям в решении их жизненных, в том числе психологических, задач. И все это происходит, как уже отмечалось нами выше, в условиях все возрастающего темпа развития и совершенствования людей и продуктов их жизнедеятельности. Психологическая помощь, оказываемая этим людям, естественно, должна соответствовать скорости их жизни, а значит, все в большем объеме отвечать понятиям «краткосрочная и результативная».

Эта книга для тех, кто вынужден работать краткосрочно. Она нужна, но лишь как ознакомительная, тем, кто работает в психологическом центре, консультации и т.п., где есть возможность проводить длительную психотерапию. Длительная терапия материально (финансово) более выгодна для осуществляющего ее специалиста, так как является для него источником, а часто и единственным способом создания жизненной стабильности: занятости, поступления доходов, достаточности постепенного поступления новых (немногочисленных) клиентов, процесса самой терапии, профессионального роста. Они проводят и будут проводить одну или несколько первичных встреч только для формирования у клиента мотивации и запроса на прохождение длительной терапии.

Однако и к ним все больше обращается людей, которые хотят получить помощь именно сейчас, в актуальной ситуации, а не тратить время на соотнесение ее с их прошлой жизнью, с поиском источников и причин их сегодняшних проблем. Люди хотят жить настоящими достижениями и планами на будущее.

Только те специалисты, которые оказались в условиях, требующих оказания помощи за короткий период времени, оказываются вынуждены разрабатывать для этого специальные методы, а также постоянно совершенствоваться в этом направлении.

Это могут быть организации, накладывающие ограничения на срок взаимодействия клиента и консультанта: больница, школа, специализированный центр, страховая медицина и др. Это может быть работа в кризисных, катастрофических, острых ситуациях. Это может быть работа в ситуации большого числа клиентов, в том числе материально мало состоятельных и/или направляемых специальными организациями: суд, детская комната милиции, медицинские учреждения, органы опеки и др.

В любом случае начало краткосрочной практики — это вынужденные условия или обстоятельства как для клиента, так и для специалиста. Самым сложным и трудно организуемым для специалиста (консультанта), особенно начинающего, является обеспечить себя достаточным числом клиентов в соответствии с его квалификацией. Для создания собственного «потока» клиентов необходимы несколько лет успешной практики. И для увеличения ее результативности также необходимы годы (время) и большой опыт, для получения которого нужно обслужить МНОГО клиентов. Получается вроде бы замкнутый круг, который порождает у специалиста неуверенность в себе и извечные вопросы: где, что и как долго делать, чтобы стать профессионалом высокого класса?

Самое продуктивное, по опыту автора, — это пойти работать в организацию с уже имеющимся большим числом клиентов, нуждающихся в помощи данного специалиста. Как мы говорим, «встать на поток клиентов».

Тогда опыт приходит «волей-неволей». Если специалист по своим личным качествам и в соответствии с его профессиональными интересами склонен к осознанию и осмыслению получаемых эмпирических результатов, готов делиться ими, а также своими разработками (методами, техниками, подходами), то мы узнаем о них из его статей, докладов на конференциях, книг, из обучающих курсов, которые он проводит.

Однако не все люди хотят и способны публиковать свои достижения и обучать других специалистов. Поэтому значительный объем эмпирического опыта остается неизвестным. И вновь каждый «изобретает велосипед», неизбежно повторяя в чем-то других и одновременно внося что-то свое — уникальное, новое.

Автор данной книги также не претендует на создание «единственной истины» и представляет здесь лишь собственное осмысление своего опыта по оказанию краткосрочной психологической помощи. Для кого-то, возможно, изложенное в ней окажется новым, а для кого-то знакомым, легко узнаваемым или даже «своим». Надеюсь, что найдутся и те, кому эта книга окажется полезной в его профессиональной практике и развитии.

Кроме того, практическая психология поистине соединила клиентов и помогающих им специалистов, все больше упрочивая мостик «помоги себе сам». Все больше появляется книг, семинаров, тренингов и других форм передачи накопленных специалистами данных по улучшению своей собственной жизни. Слово «психолог» перестает быть пугающим и отталкивающим. Напротив, все больше людей старается овладеть практическими психологическими навыками, чтобы не только быть «психологом самому себе» в трудной ситуации, но и для создания преимущественно беспроблемной, успешной собственной жизни. И консультантами для них могут быть только те, кто признает их новаторство, инициативу, грамотность и авторство в отношении своей жизни.

Мы все, в той или иной мере и в разных ситуациях являясь клиентами, изменяемся. При этом скорость этих изменений и их разнообразие также растет. Наши клиентские запросы все более четко сформулированы, обоснованы и подкреплены опытом и знаниями, в том числе в области психологии.

Однако как специалисты мы часто продолжаем пользоваться теориями, которые создавались в прошлом и даже позапрошлом веке. Раньше знания накапливались веками, в XIX веке их осмысление и признание сократилось до 50—30 лет, а в XX веке уже до 15—10. Теперь же можно заметить, что в силу более открытых границ для обмена знаниями и опытом между странами, с развитием интернет-технологий новые идеи и опыт могут распространяться и сопоставляться практически немедленно. Сочетание же различных форм обмена получаемыми данными еще больше ускоряет продвижение их в практику многих специалистов, причем различных сфер деятельности.

В своей практике оказания психологической помощи мы также заметили, что параллельное получение нового опыта и передача его в преподавании ускоряет процесс нашего собственного профессионального развития. Так, для создания первого 20-часового тренинга «Краткосрочное психологическое консультирование в объеме 1—3 встреч» мне понадобилось три года. Он существует поныне и пользуется успехом и у тех, кто только хочет стать консультантом, и у тех, кто, осуществляя практику долгосрочной психотерапии, «подталкивается» клиентами к овладению методами краткосрочной помощи. Однако этот тренинг дает лишь знания основных общих принципов краткосрочного психологического консультирования и навыки первого опыта его проведения в одном формате (1—3 встречи).

Постоянно увеличивая многообразие опыта краткосрочной помощи клиентам с различными запросами, осмысливая его так, чтобы он складывался в методический материал, мне удавалось делиться им со студентами в процессе их обучения, а также с коллегами в процессе супервизий, обучающих тренингов и оказания им самим краткосрочной психотерапевтической помощи. Кроме того, клиенты (непсихологи по образованию и роду деятельности) тоже очень интересовались и поддерживали меня в развитии и ознакомлении их с практиками быстрого избавления от проблем и улучшения сложных жизненных ситуаций. Они, подчас быстрее специалистов, становились продуктивными консультантами своему ближайшему окружению. Так постепенно сложилась обучающая тренинговая программа «Краткосрочное психологическое консультирование», рассчитанная на 7 месяцев.

Данная книга представляет собой теоретические постулаты и техники, которые в ходе этой обучающей программы мы апробируем, применяем и переводим в опыт путем практического применения в ходе тренинга: в упражнениях и при использовании в реальной жизни.

Она задумана мной как многотомник (серия книг). Каждая книга будет посвящена отдельной грани опыта, который удалось получить, систематизировать и методически изложить мне и моим коллегам.

Первая из них перед вами. В ней изложены основные идеи, принципы и критерии краткосрочной психологической помощи, как это было осмыслено мной в процессе обучения студентов и при оказании краткосрочной помощи клиентам и сложилось в единую модель. Придерживаясь ее базовых принципов, удается быстро помогать людям и семьям в любых трудных ситуациях, применяя для этого подходящие техники из разных психотерапевтических подходов. Поэтому я и назвала ее «Универсальная модель краткосрочной психологической помощи (УМ КПП)».

В процессе подготовки этой книги к изданию родилось ее название, пожалуй, самым точным образом отражающее ту точность и быстроту, которую эта модель позволяет достичь как в избавлении от проблем, так и в обретении нового видения и продвижения к желанным целям: «Снайперское консультирование: основы метода». С таким названием вышло первое издание этой книги.

Для лучшего структурирования материала, удобства его восприятия и наглядности все изложенное в тексте представлено в виде схем и рисунков. Надеюсь, они послужат вам «шпаргалками» в процессе освоения удивительного и интереснейшего вида деятельности и самопомощи — краткосрочного психологического консультирования.

Манухина Наталья

март 2012 года

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Краткосрочная психологическая помощь. Универсальная модель предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

Постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я