1. книги
  2. Детская проза
  3. Наталья Стремитина

Порыв. Рассказы для подростков

Наталья Стремитина (2019)
Обложка книги

В этой книге подросток найдёт ответы на многие вопросы, ему станет ясно, что открытия можно сделать в любом возрасте и при любых обстоятельствах, но для этого нужно научиться наблюдать и думать, скорее, обдумывать всё, что может произойти с тобой и с самыми близкими людьми — твоими родителями… Современный мальчик или девочка могут представить себя в самых разных ролях: космонавта, который оказался на далекой планете, и даже не надеется на спасение. А герой фантастической новеллы «Лавка чудес» видит невероятное превращение своего отца… Автор в увлекательной и ироничной манере рассказывает о школьниках конца двадцатого века, о том, что их мучило и волновало, когда вместо современных компьютеров были радиоприёмники и патефоны. Но в те годы юные и взрослые люди больше надеялись на свой ум и развивали способность мыслить, пожалуй, более интенсивно, нежели это происходит в наше время, когда любую информацию можно получить в интернете…

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Порыв. Рассказы для подростков» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Порыв

«Душа никогда не увидит красоты, если

сама раньше не станет прекрасной, и

каждый человек, желающий увидеть

прекрасное, должен начать с того,

чтобы самому сделаться прекрасным».

Морис Метерлинк

Все мальчишки в нашем восьмом классе «А» чем-нибудь увлекались. Два неразлучных Сережки — фотографией, Женька и Валька — радиоприемниками, а Димка вечно ходил с закатанными рукавами и пестрел мазутными пятнами: он был автомобилист. Чудак Струнников, наверно, изобретал «Perpetuum mobile» и от экспериментов терпел всяческие увечья — то и дело пластыри и повязки «перемещались» по его тщедушному телу, он кривился от боли, но был сдержан и молчалив.

Вообще, до девчонок им не было никакого дела. Всем, кроме одного — Сашки Барунина. Сашка занимался английским и был эстет. Всё красивое привлекало его: цветы на клумбе, вид площади со зданием музея, куда мы бегали за мороженым на переменах, наконец, хорошенькие девчонки. Он умел восхищаться и красивой одеждой и новой прической, всегда всё замечал и нередко отпускал замечания типа: «Эта стрижка тебе очень к лицу, Светик!»

На школьные танцевальные вечера Сашка приходил в белом жилете, на нем была всегда новая выглаженная рубашке с бабочкой. Он шел высоко подняв голову и «держал спину», на уроках танцев мы этому учились, но так ходить как Сашка, никто не умел.

Девчонки просто задыхались от восторга, когда видели его, а он как настоящий аристократ говорил тихо, и каждое его движение было продуманно и красиво. Одноклассницы изо всех сил пытались подражать ему: чинно рассаживались на стулья в нашем актовом зале, говорили и смеялись очень сдержанно, упорно делая вид, что совсем не хотят танцевать, а Сашка — единственный кавалер, томно щурился и приглашал…

Я ненавидела Сашку и мечтала ему понравиться. Когда он проходил мимо моей парты, руки мои потели, а лицо заливал румянец. Он знал эту таинственную власть, убирал за спину свои руки, изящные с длинными пальцами, и надменно улыбался.

Да, Сашка умел бросить один только взгляд, от которого всё внутри переворачивалось. Вот тогда я кидалась на него, будто в отместку за то, что он утащил мою тетрадку по математике, и кричала: «Индюк надутый!» Увы, искусство владеть собой мне тогда было недоступно, а Сашка был холоден как лед и произносил в пустоту: «Как я устал от влюбленных девиц!..»

Раз в неделю у нас был чудесный урок — ритмика. Мы учились танцевать: па-де-грасс, па-де-катр, румба и вальс. Когда Сашка оказывался моим партнером, всё во мне замирало от счастья — я вытягивала шею, стараясь казаться повыше, смотрела, конечно же, мимо, гордо и равнодушно, но руки предательски потели и приходилось незаметно вытирать их об вельветовую юбку, которую мы шили с мамой специально для танцев.

Но урок кончался, наш учитель танцев — балетмейстер из Большого театра, уходил из зала летящей походкой, музыка замирала, и Сашка опять становился надменным и совсем далеким… Да, ему было чем гордиться, он был отличник, много читал, изучал английский язык и готовил себя к карьере дипломата.

Честно сказать, грация во мне проснулась только благодаря Сашке, и танцевать я люблю с тех пор на всю жизнь. Ведь танец, особенно вальс — это что-то вроде полета под музыку. Здесь нужна и смелость, и решительность и такое сложное волшебство владения своим телом. Ты как бы поднимаешься на первую ступеньку свободы своего «Я», чтобы легко и плавно кружиться на глазах у людей, которым это занятие кажется никчемным и неинтересным…

Несмотря на все мои старания, Сашка меня не замечал. Он был другом Милочки Молчановой. Это была белокурая девочка небольшого роста с прямым носиком и голубыми глазами, именно Милочка — так её называли одноклассники и учителя, нежно и уважительно.

Милочка была гордостью класса, своего рода знаменитостью, а всё потому, что она готовилась стать пианисткой и занималась музыкой по пять часов в день! Ничто в мире не существовало для неё, кроме её мечты, и эта непостижимая целеустремленность маленькой хрупкой девочки и вера в свой будущий триумф заставляли относиться к ней с восхищением.

Однако ручки у неё были маленькие, и Милочка даже на уроках растягивала пальцы. Она, наверняка, мало гуляла, была бледненькая, а лихорадочный взгляд говорил о том, что её мечта достаётся ей недешево. Наверно, внутренняя борьба, что сжигала её, была очень привлекательной, на её серьёзном личике всегда было написано: «Меня не волнуют ваши маленькие делишки, я живу для большего!»

Нелегко было соперничать с Милочкой, в классе я была новичок, наша семья переехала в Москву из Ленинграда, и на меня никто не обращал внимание.

Училась я не хуже Милочки, а вот музыкой занималась с ленцой, лишь бы мама не ругала. Но Сашка мне нравился! И я во что бы то ни стало, должна была заявить о себе! Но как? Этот вопрос мучил меня постоянно.

Счастливое время — отрочество! В наше время внимание мальчишек и уважение одноклассников достигалось тем, что надо было прочесть больше книг, выучить необыкновенные стихи, написать бесподобное сочинение, решить задачу на контрольной быстрее всех! Мы понятия не имели о джинсах, сигаретах или косметике. Красивая заграничная ручка была верхом наших мечтаний. Проблемы пола нас не волновали, мы были наивны и чисты.

На переменах 13-тилетние школьники обсуждали мировые и литературные проблемы, мы обожали французских шансонье, с восторгом слушали Окуджаву и не имели ни малейшего понятия о том, что происходило в нашей стране на самом деле. Интеллектуальный Ренессанс в нашей школе не имел никакого отношения к политике или к сексу….

Нынче молодые и зрелые представители рода человеческого пользуются иными методами борьбы за выживание — хладнокровно «убивают» соперниц фотомантожем в интернете или шантажируют возлюбленных…

Но вернемся в то благословенное время… Однажды, выходя из кабинета физики, я застыла на месте. В актовом зале кто-то играл на рояле. Эта музыка меня будто подхватила. Казалось, что я попала в поток, несущийся с горы — еще минута, и разобьюсь о камни… Я замерла на месте. Потом на цыпочках стала пробираться в зал…

Играла Милочка! — Так вот, почему ею все так восхищаются, — подумала я, и тут заметила Сашку. Он стоял у рояля в позе принца и всем своим видом показывал: «Она играет для меня!»

— Ах, вот оно что! Воздыхатель и предмет поклонения! Горячая волна поднялась во мне: боль, отчаяние, злость. Будто увидела прекрасную картину, в которой для меня не было места…

Восторженная улыбка Сашки была у меня перед глазами, когда я ворвалась в класс. С трудом протиснулась за свою парту, хотя раньше мне всегда хватало места. Наверно, моё тело стало необъятным от обиды.

Прозвенел звонок. Вошла Елизавета Васильевна и стала объяснять новую теорему. Я сидела, сжав губы, в ушах всё еще звучала музыка, которую играла Милочка!

— Так играет! Но что это за произведение, кто автор? Надо выучить, надо неприменно найти и сыграть. Вот посмотрим, — проносилось в моей голове. И вообще надо сделать что-то удивительное, чтобы мной тоже восхищались, чтобы Сашка остолбенел… Может быть, выступить на олимпиаде, ведь я лучший математик? Или написать сочинение, которое прочтут перед всем классом? Меня хвалят, все удивляются… Нет, лучше всё-таки, научиться играть эту удивительную прекрасную музыку…

Был сентябрь. В ноябре — школьный вечер. Хватит читать стихи, играть глупые роли в детских пьесах — это было слишком привычно и легко. Пора сделать что-то серьезное…

И началась погоня за музыкой… Помог случай. Услышала знакомую мелодию по радио и диктор объявил — исполнялся"Порыв"Шумана.

Примчалась в нотный магазин на Неглинной, долго рылась в старых нотах и, наконец, купила немецкое издание «Ретерс» со старинной вкладкой — Phantasiestücke Роберта Шумана. Пришла домой, открыла сборник, и… мне стало страшно.

— Как это сыграть? Да разве можно выучить это переплетение пассажей и аккордов? Но я сказала себе: — Захочешь — так и сможешь! — и начала буквально вгрызаться в зашифрованные знаки с бемолями и диезами.

Занималась упорно, терпеливо пробираясь от такта к такту, будто через колючую проволоку. Как только мне удавалось поймать музыкальную мысль Шумана, и мелодия с трудом обнаруживала себя в однообразных пассажах, которые, казалось, без конца повторяют одно и то же, я чувствовала себя настоящим охотником, который вот-вот настигнет редкостную райскую птицу.

Было непостижимо, что я сама отказывалась от прогулок, не подходила к телефону, когда звонила лучшая подруга, не обращала внимание ни на что, а сидела у старенького пианино и заставляла свои пальцы делать немыслимые движения, а сама напряженно вслушивалась, и каждый раз удивлялась, каким образом звуки могут передавать волнение и страсть, восхищение и печаль, ужас и состояние борьбы — всё то, что написал маленькими черными точками великий Роберт Шуман больше ста лет назад?!

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Порыв. Рассказы для подростков» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я