В последние годы отношение к старости в России началось кардинально меняться. Эта пора перестает восприниматься в пугающем и негативном ключе как время болезней, немощности и одиночества. Все чаще в отношении старости начали применять западное понятие «третий возраст», которое означает, что человек после выхода на пенсию не выпадает из общества, а просто выходит на следующий этап — начинает вести активный образ жизни, использовать освободившееся время от работы для себя, раскрытия своего потенциала и возможностей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Социальное обслуживание пожилых и престарелых людей на базе геронтологического центра» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Введение
Социальная работа сегодня играет важную роль в социальной защите пожилых граждан, так как направлена на удовлетворение основных потребностей населения.
По данным современной науки смертность человека является одним из проявлений дискретности жизни, хотя прямо и не связана со старением.
Смертность определяется конечностью устойчивости любой отдельно существующей системы вообще. Нестареющие популяции все равно бы вымирали, они просто имеют не изменяющуюся с возрастом вероятность гибели — как радиоактивный распад. Главным в психологическом отношении человека к старению и смерти, в соответствии с его природой (сохранение единства тела, чувств и мысли), несомненно, является преодоление страха смерти, индикатора уменьшения надежности организма.
Такая постановка вопроса существенным образом меняет акцент внимания социальной геронтологии, как научной дисциплины, в вопросе обеспечения надежной защиты стареющих людей от негативного влияния на их организм факторов окружающей среды. В практическом отношении это означает увеличение количества и качества усилий, направленных на повышение надежности в работе его основных гомеостатических систем. Объем подобной помощи неизбежно возрастает по мере приближения угрозы потери надежности в деятельности клеток и тканей организма стареющего человека. В ее характере, в свете сказанного, начинает все более ясно просматриваться жанр участие в жизни человека геронтологической и гериатрической помощи. Их взаимное дополнение указывает на то, скоростью движения к моменту утраты надежности в жизнедеятельности человека управляют, прежде всего, знания геронтологии, а скоростью потери самой надежности — гериатрии. Социальная геронтология в оценке общей скорости старения организма, вероятно, играет роль «распределителя» дозированных действий методов и приемов той и другой науки, направленных на сохранение целостности и долгожительства пожилого и старого человека. Достижение гармонии подобного распределения, по расчетам ученых, само по себе, способно увеличить общую продолжительность жизни человека примерно на 60 — 70лет.
Главным инструментом деятельности ученых геронтологов можно считать постоянную работу по совершенствованию условий жизни людей пенсионного возраста, а гериатров — достижение синхронизации, ритма в работе всех внутренних органов и тканей человека. И.И.Мечников приходит к интересному выводу о смысле и цели жизни индивида в старости, формированием которых занимается по преимуществу современная геронтология, который говорит о том, что, люди, живущие долго, перестают думать о том, для чего живет человек. Причина этого заключается в полном развитии у них чувства жизни (инстинктивном стремлении — жить), с которым одновременно связан сильнейший страх смерти.
Притупление подобного страха является важной социально-психологической проблемой геронтологии. Успех ее решения определяется пониманием основы развивающегося процесса старения личности как члена некоторой группы, а также:
–характером переживания старости в непосредственном социальном окружении;
— местом пожилой личности в обществе;
— отношением индивида к своему процессу старения;
— степенью выраженности социальной адаптации личности к процессу старения;
— изменением социального статуса и его социальных ролей;
— позицией в обществе по отношению к стареющим и старым людям;
— фактическим местом стариков среди других возрастных групп, их функцией в обществе.
Указанные выше сведения становятся базой формирования маршрута здоровья стареющего человека и структурными единицами здорового образа жизни. Для правильного понимания того, как воспринимается пожилым человеком суть собственного старения, требуется учет трех направлений, которые, собственно, определяют его отношения к этому процессу. Это, прежде всего, определение того, как индивид относится, представляет свой процесс старения. Далее, как производная реализации на практике первого направления, это характер ощущения индивидом объективных и субъективных признаков наступающей психологической старости и, наконец, как индивид связывает свое старение с обществом, вариантом поведения себя в нем и, соответственно, выполнением там социальных ролей. Движение по этим направлениям уже нельзя рассматривать в качестве только биологического феномена, что, к сожалению, делают многие геронтологи. Такое движение есть своего рода путь к кульминационному узлу жизни человека (биологической смерти), организуемое личностью и обществом в качестве критического накопления сознанием человека, потерь или утрат (экономических, социальных, биологических, психологических), поражающих потерю автономии существования индивида в этот период жизни. В то же время, отмечается, что это своего рода кульминационный момент аккумуляции опыта и знаний, интеллекта и личностного потенциала пожилых людей, позволяющего приспосабливаться к возрастным изменениям. Все сказанное выше, представляет собой традиционные разделы науки герокомии (gerocomia) — учения о старости.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Социальное обслуживание пожилых и престарелых людей на базе геронтологического центра» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других