В мире онлайн-образования и инфобизнеса наступил кризис, и теперь перед каждым экспертом, школой или платформой стоит вопрос: что делать дальше?Эта книга предлагает инновационное решение — использовать архетипы для создания уникальных и востребованных образовательных продуктов.Здесь вы найдете 14 детально описанных архетипов, адаптированных под образовательные проекты, которые помогут вам выделиться на фоне конкурентов и создать эмоциональную связь с аудиторией.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Типичный курс. Как он уничтожил инфобиз и онлайн-образование. И смогут ли оставшиеся 13 архетипов их спасти?» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Почему так происходит?
Немного про психологию потребителей образовательных услуг.
В 2021 я уже работала в индустрии онлайн-образования, и около 5 лет — в неформальном образовании. Поэтому не удивительно, что темой магистерской диссертации стала психология потребителей образовательных услуг. Мне тогда выводы показались достаточно банальными: люди, выбирая образовательный трек или образовательную услугу (в том числе ее формат), используют как стимул и обоснование свои потребности, но в реальности во многом исходят из своих ценностей, убеждений и даже особенностей темперамента. По крайней мере, коэффициент корреляции между конкретными треками и отдельными ценностями или психологическими особенностями личности подтверждал именно такие выводы.
Я думала, подобным никого из практиков никого не удивишь. К тому моменту у меня уже была своя оффлайн студия социального проектирования, и я прекрасно видела: все вроде бы приходят обучаться созданию социальных проектов, но на самом деле преследуют совершенно разные цели. Однако, мысль, что мы должны понимать психологию потребителя не как совокупность рычагов и болей, а как реальный портрет целевой аудитории на всех этапах работы над образовательным продуктом, оказалась слишком инновационной, чтобы индустрия приняла ее во внимание.
Как итог: одни и те же люди курсировали от школы к школе, от курса к курсу, чтобы в конце концов прекратить обучение. Ведь продукты, сделанные с оглядкой на коллег, получаются именно для тех же людей, для которых их делали коллеги. И это стало причиной формирования рынка, на котором есть большой спрос, есть масштабное предложение, и при этом есть глубокий кризис.
Разумеется, никто не может себе позволить создавать курс, вебинар, гайд, тренинг или программу профессиональной переподготовки, исходя лишь из одного психологического портрета конкретного человека. Дело в том, что ценностно-мотивационный профиль каждого уникален. Человеческая личность уникальна. А создавать отдельный продукт под отдельного человека просто фантастически дорого, даже с учетом возможностей, которые создает использование искусственного интеллекта.
Для таких случаев и существуют типологии. Методы и теории, позволяющие поделить людей на условные группы по какому-либо признаку, для удобства дальнейшей работы. Так стилисты изначально подбирают одежду, основываясь на типах фигуры (яблоки, прямоугольники), цветотипах (весна/осень или яркий/приглушенный колорит), типажах по Кибби и других теориях. Да, индивидуальная работа учитывает массу нюансов, которые не отразить в типологии. Но именно такой подход играет роль некого навигатора, помогающего изначально выбрать хоть сколько-нибудь определенное направление направление.
В образовании тоже есть такие теории: разделение на обучение детей и взрослых, ведущий канал коммуникации, стили обучения по Хани и Мамфорду и другие. Но они превращают обучение в вещь в себе, никак не учитывая контекста человека. И в этом их отличие.
Если теории стилистов привязывают выбор одежды (объект работы стилиста) к особенностям внешности клиента (контекст клиента), то теории в образовании привязывают образовательный продукт (объект работы методиста/эксперта и вообще команды) к потреблению образовательного продукта (деятельности клиента внутри системы), а не к его жизни. А ведь выбор они делают, исходя именно из того, что сейчас происходит в их жизни, что для них важно, и даже о чем они мечтают. А значит, нам нужна типология, которая поможет связать именно эти их особенности с нашей работой.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Типичный курс. Как он уничтожил инфобиз и онлайн-образование. И смогут ли оставшиеся 13 архетипов их спасти?» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других